Политическая ситуация в современной Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей современной политической ситуации в Турции. Для решение этой цели в работе исследованы следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты изучения политических процессов;
- изучен государственный строй и политическая система современной Турции;
- сделан анализ политической ситуации в современной Турции;
- освещены этнические проблемы и их влияние на политические процессы;
- прослежена эволюция идей секуляризма в Турции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ТУРЦИИ……………………..9
1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения политических процессов…………………………………………………………………...9
1.2. Государственный строй и политическая система современной
Турции……………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ТУРЦИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА…………………………………………………………………20
2.1. Эволюция идей секуляризма в Турции………………………………….20
2.2. Политическая ситуация в современной Турции………………………...27
2.3. Этнические проблемы и их влияния на политические процессы в современной Турции……………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..49

Файлы: 1 файл

диплом ильхом-3-2.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

В основу судебного кодекса  Турции положены гражданский кодекс Швейцарии, уголовный кодекс Италии и коммерческий кодекс Германии.

 В заключение отметим, что приводящиеся в Турции реформы потребовали немалых жертв со стороны турецкого народа, но они были необходимыми, т.к. позволили стране подняться на новую ступень в сфере экономики, политики и культуры. В целом турецкое общество одобрило проводимую политику и поддержало либеральные реформы.

Для Турции 1980-е гг. стали  началом нового этапа общественного развития, конечный результат которого в том, чтобы росло для госостояние страны, повышался жизненный уровень ее населения, а ее экономика достигла конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ТУРЦИИ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА

 

 

 

 

2.1.  Эволюция идей секуляризма в Турции

 

 

Секуляризм — концепция, согласно которой правительство  и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры36.

С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах, непредубеждённой вследствие религиозного вмешательства37.

Современный секуляризм берёт начало в сочинениях античных философов, таких как Эпикур и  Марк Аврелий, средневековых исламских мыслителей (Ибн Рушд), философов эпохи Просвещения (Дидро, Вольтер, Джефферсон и др.)38.

Огромная заслуга светскости Турецкой Республики, безусловно, принадлежит  Кемалю Ататюрку, который вместо вынужденного дрейфа османского исламского общества в сторону Европы избрал европеизацию как

осознанную стратегию  развития турецкого общества. Одним из главнейших идеологических орудий исполнения этой стратегии была секуляризация.

В ходе одной из телепередач Эрдоган сказал, что светское государство не означает государство атеистическое. Равно и современный секуляризм не входит в противоречие с религией, более того они должны сосуществовать друг с другом.  Сегодняшнее состояние Турции, где секуляризм продолжает

оставаться основой  политической системы страны. При этом претерпев определенную трансформацию, секуляризм стал уважать демократические ценности и общественные устои, что положило конец конфликту светской и религиозной систем. Секуляризм начинался как противник религии, отвергающий ее учение и традиции. Однако развитие демократии оздоровило ситуацию с разгулом радикального секуляризма. В итоге произошло примирение с религией, поскольку настроения мусульманского большинства в Турции заставили думающих адептов секуляризма декларировать уважение к культуре и духовным традициям турецкого народа39.

Для осмысления процесса эволюции идей секуляризма в Турции, выявление его специфики, внедрения  секуляристских принципов в жизнь  турецкого общества за довольно коротко  исторический срок, требуется вдумчивое  и серьезное изучение первоисточников. Таковыми являются, прежде всего, шесть Конституции Турции, начиная со времени принятия первого Основного закона страны в 1878 г. и до действующей Конституции 1982 года40.

За 80 лет существования  Турецкой республики в ее конституцию неоднократно вносились изменения и дополнения, но неизменными оставались основные принципы. Так, в статье I отмечается, что Турецкое государство является Республикой, причем в статье II подчеркивается, что    «  Турецкая  республика  является   демократическим   секуляристским   и

социально правовым государством, в котором в условиях общественного мира   и   спокойствия,    национальной    солидарности,    справедливости    и правосознания уважаются права человека; которое лояльно по отношению к национализму Ататюрка и опирается на основополагающие и фундаментальные принципы, изложенные в преамбуле».  Конституция признает за гражданами широкие права, в том числе право свободного вероисповедания41.

Статья 136 посвящена Управлению по делам религий, созданному при аппарате премьер-министра еще при Ататюрке и представляющему собой основу так называемого «государственного ислама» - совокупности административных и религиозных учреждений, находящихся под контролем государства и используемых в целях подчинения религии политическим задачам руководства страны. В данной статье предусматривается соблюдение принципа секуляризма, невмешательства в политику, следование интересам национальной солидарности и целостности42.

Конституция запрещает дискриминацию по религиозному признаку. Турция, как светская страна, запрещает  законом ношение религиозных хиджаб и теоретически-политического символическую одежду для обоих полов в правительственных зданиях, школах и университетах.

Идеи секуляризма охватывают и другие стороны общественной жизни Турции, которые нашли отражение в Конституции страны, образование и судебную систему. В третьем разделе (часть 2) Основного законы страны – «Социально-экономические права и обязанности», в главе второй рассматривается права и обязанность на образование и обучение турецких граждан. Статья 42 декларирует, что «никто не может быть лишен права на обучение и образование», которые регулируются и определяются законом. Подчеркивается, что «обучение и преподавание проводятся в соответствии с

принципами и реформами Ататюрка, на основе достижений современного уровня знании и преподавания под наблюдением и контролем государства»43.

Институты обучения и  образования, противоречащие этим принципам, «не могут быть созданы», ибо «свобода образования и обучения не устраняет долг верности Конституции». Причем, в них «никакой иной язык, кроме турецкого, не может преподноситься турецким гражданам в качестве родного языка» (Закон регулирует, какие иностранные языки должны преподоваться)44. 

Все вышеизложенное позволяет выделить еще одну специфическую черту в эволюции политики секуляризма в Турции – это особая роль армии, военной элиты, которая на всем протяжении существования Республики всегда выступала и продолжает выступать сегодня как последовательная защитница светского государство и политики секуляризма в стране. Тому свидетельством являются три военных переворота – 1960, 1971 и 1980 годов. Причем вся практика политической борьбы свидетельствует, что военная элита после переворотов создавала гражданские коалиционные правительства, умело оставалось в тени общественно-политической жизни, постоянно контролируя и регулируя политический процесс в государстве45.

Лаицизм, как основной принцип и краеугольный камень кемализма, - это синтез светских, демократических  идей и реформ по созданию новой Турции на базе отделения религии от политики и государства на принципах демократизма, европеизации, модернизации, национализма, республиканизма и народности а период переход от восточного типа мышления – к западному, от феодального абсолютизма к светской Республике. Лаицизм и сегодня является фундаментом современной Турции46.

Специфика политики лаицизма в Турции определяется её исключительной «вестернизацией», западноевропейской модернизацией во всех сферах, включая  экономику, политику, идеологию, образ жизни турецкого народа. Исключительной  ориентацией  на  Запад  характеризуется политика этатизма в экономике (внедрение достижений европейского научно-технического прогресса в целях её модернизации), внешняя политика государства, копирование западных моделей в области права и законодательств в Конституциях страны, создание многопартийной системы как основного эталона европейского демократического процесса, «вестернизация» быта, образ жизни и даже одежды турок. Но это особенность турецкого секуляризма тесно связано с другой спецификой - ориентацией на «туркизацию» граждан страны, как своеобразную преемственность традиции. Идеи тюркизма основываются на кемалистских принципах народности и национализма, на идее союза тюркских народов, невзирая на этнические различия. Но, а отличие от панисламизма и паносманизма, кемалисты на первый план выдвигают национальную идею – объединение, идентификацию турецкого общества, объединяющую все социальные слои, чуждые всяким социальным конфликтам и живущие в социальной гармонии, а также все этносы страны в единую нацию47.

Кемалистская точка  зрения на секуляризм, все еще доминирующая в Турции, основана на полном государственном контроле религии: государство управляет религиозным образованием и религиозной практикой, контролирует финансы мечетей, зачисляет имамов в государственные платежные ведомости, и диктует мужчинам и, в особенности, женщинам, что им можно носить  в школе и на работе.  Эта модель крайне проблематична, потому что она стремится во имя  секуляризма контролировать и манипулировать ролью ислама и в государственной политике и политической жизни, отказывая в то же время гражданам, считающим ислам  основополагающей силой в своей жизни, в праве и возможности жить по собственным убеждениям. Эта модель крайне парадоксальна, потому что она

не может продолжать свой контроль над религией и религиозными учреждениями, не нарушая права человека. Другими словами, эта модель неизбежно  подрывает конституционализм и  права человека во имя соблюдения этих принципов48.

Отличительной чертой секуляризма в Турции является его органическая связь с политическим процессом, который развивается в условиях борьбы двух противоборствующих тенденции: стремление одних политических сил укрепить и развивать далее светский курс в государстве, следуя принципам Ататюрка, и активизации религиозной оппозиции в лице исламистов различных направлений, фундаменталистов, экстремистов. В этом – реалии современной Турции и, по всей видимости, дуализм их существования и противостояния (в результате дальнейшее активизации, политизации ислама) будет характеризовать политическую систему страны и в XXI веке49.

Воздействие исламского фактора на внутриполитическую ситуацию в Турции происходит волнами, сопровождаясь  усилением или ослаблением секуляристской тенденции. Условно это позволяет выделить определенные этапы в эволюции секуляризма в стране.

Первый этап – 1924-1950 гг. характеризуется политикой последовательного  развития секуляризма Кемаля Ататюрка. Это период воплощения в общественную жизнь светских реформ, основанных на Конституции 1924 г. Первоначальный осторожный подход к религии 20-х годов сменился жестким курсом отделения религии от политики и образования. Турецкая Республика стала светским государством.

Второй этап – 1950-1970 гг. последовательный светский курс Ататюрка сменился на лояльность по отношению к исламу. Это годы начало ослабления политики секуляризма в Турции. В 1970 г. появилась первая  легальная происламская политическая партия – Партия национального порядка над руководством Н. Эрбакана. Не смотря на её запрет решением конституционного суда, Эрбакан и его сподвижники неоднократно возрождали партию под новым названием и участвовали в правительственных коалициях, не делая секрета из своей враждебности к реформам Ататюрка, вплоть до военного переворота 1980 г., после которого все политические партии были запрещены, против руководства некоторых из них  были начаты судебные дела, а Н. Эрбакан был арестован.

Третий этап – 1980-1990 гг. В 80-е годы и особенно накануне 90-х  г. В политическом процессе Турции появляется новая тенденция – стремление среди новых политиков модернизировать секуляризм Ататюрка под влиянием активизирующегося ислама. Возникли два идейных течения среди кемалистов – «модернизм» и «традиционализм».

Четвертый этап – 1990-2001 г. характеризуется стремлением властных структур государства укрепить его светский характер, с одной стороны, и активизацией организационно сложившейся исламской оппозиции на политической арене Турции – с другой50.

Вопросы,  касающиеся светского характера турецкого государства, были обсуждены в президентских выборах 2007 года. В котором правящая партия выбрала кандидата с исламским соединением, Абдулла Гюль, в первые в своей светской республики.  Хотя некоторые в Турции выразили обеспокоенность тем, что назначение может представлять собой отход от Турции светской традиции, включая, в частности приоритет Турции по вопросам равенства между мужчинами и женщинами, другие полагали, что консервативная партия, по сути, способствовало  модернизации в то время выхода на более традиционные и религиозные элементы в турецком обществе51.

Сохранение  Турции   и    поддержания светской   идентичности был глубокий вопрос и источником напряженности.  Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган высказался в пользу ограниченного исламизма и

против активных ограничений  учрежденной Кемаля Ататюрка на ношение  исламского стиля шарфы голову в  государственных учреждениях и  школах. Протесты Республики  были серии мирных массовых акций, которые имели место в Турции весной 2007 года в поддержку кемалистской идеалам светского государство52.

Таким образом, на наш  взгляд, политика секуляризма в том, чтобы усилить религиозный плюрализм и свободу выбора личности, соблюдая или не соблюдая  при этом исламские принципы. Светский курс и политика секуляризма были сохранены и продолжают развиваться и в наши дни.

 

 

 

 

2.2.   Политическая ситуация в современной Турции

 

 

Нынешняя политическая ситуация в Турции может на первый взгляд показаться довольно необычной  и сложной для понимания, если рассматривать её по частям. С одной стороны - сфокусируем внимание на отношениях Турции и США. С другой стороны -  рассмотрим стратегию, которая со времени всеобщих выборов 2007 года придерживается находящаяся с 2002 года у власти партия Справедливости и Развития (AKP). Только такой взгляд может позволить понять политическую ситуацию в современной Турции и правильно оценить её влияние в  регионе и в мире.

Информация о работе Политическая ситуация в современной Турции