Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:48, реферат
Политический режим — способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Политические режимы:……………………………………………………….5
Плюралистические………………………………………………………...7
Авторитарные…………………………………………………………….10
Тоталитарный ……………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………
Реферат по политологии
На тему:
«Политические режимы современности».
План:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..15
Введение
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Политический режим — способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Согласно
одной точке зрения понятия «политический
режим» и «государственный режим»
можно расценивать как
В зависимости
от особенностей набора методов и
средств государственного властвования
различают два полярных режима —
демократический и
Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться.
Происходящие в современном мире и в России экономические, социальные, политические процессы не могут не оказывать влияния на политическую сферу, что, в свою очередь, влечет эволюцию такой важной характеристики политической системы, государственности в целом как политический режим. Поэтому, вполне, закономерно, что понятие «политический режим» все более утверждается в качестве одной из важнейших категорий теории государства и права, так как именно оно выражает определяющие, узловые стороны политической действительности.
Политический
режим, получивший сегодня столь
широкое признание в науке
и практике, вместе с тем продолжает
оставаться одним из тех явлений,
которые при ближайшем
Проблема
политического режима в настоящее
время вызывает немало споров среди
юристов, философов, политологов, социологов.
Еще большее значение данная тема
приобретает в условиях переходных
состояний, политической нестабильности,
смены политических ориентиров развития.
Это относится и к современной
России. Многие поворотные события
последних лет в нашей стране
наиболее тесным образом связаны
именно с функционированием
Политическое
развитие любой страны во многом зависит
не
только от объективных потребностей
и возможностей и типов политической
системы, но и от функционирования этой
системы. Способ реализации
идейно – политической ориентации
политической системы –
Многие
политические деятели и исследователи
употребляют этот
термин как синоним власти. Французские
и некоторые другие политологи
склонны отождествлять
Данными
о политической системе не исчерпывается,
а лишь
начинается характеристика ее политического
режима. Политический
Современные
политические режимы очень разнообразны.
Это разнообразие
не сводиться к различной степени
использования
Параметры политических режимов
Основные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом:
1) Степень
развития гражданского
2) Роль негосударственных
политических организаций в
3) Роль в
государстве и обществе
4) Реальная
роль закона и функции
5) Степень разделения властей и характер отношения между ними;
6) Степень централизации власти;
7) Механизм
формирования представительных
учреждений и их
В соответствии с этими критериями выделяются 2 резко отличающихся между собой типа политических режимов: демократический и диктаторский.
1.1 Плюралистические
(демократические) режимы, которые их исследователь Р. Даль называл полиархиями и наметил 4 их разновидности:
отнес те, в
которых, как в Великобритании, для
политического решения
им названы такие, где для
политического решения
он счел режимы, добивающиеся в унитарных государствах политических решений на основе консенсуса, как и Дании и в Финляндии.
разновидности демократических режимов
Р. Даль отнес те, которые в государствах
не унитарных стремятся к
Наиважнейшие черты у плюралистических режимов являются общими.
Во-первых, преобладающей политической силой в этих странах являются партии либеральной ориентации, придерживающиеся принципов демократии – демократических концепций управления обществом.
Во-вторых, они опираются на либерально – демократические политические системы и гражданскую политическую культуру. Это обеспечивает эффектность демократии и дает возможность власти использовать ее преимуществом: широкий плюрализм для поиска оптимальных решений политических проблем и убедительное выражение воли большинства для их реализации.
Эффективность плюралистических режимов убедительно подтверждается опытом последних десятилетий. Эти режимы смогли урегулировать серьезные конфликты, особенно во Франции и США, и способствовать переходу своих стран к постиндустриальному, информационному типу производства, найти новые соотношения роста эффективности производства с повышением социальной обеспеченности населения, развернуть поиск соответствующих изменившимся условиям сочетания индивидуальных и общественных интересов, свободы и равенства, а так же отношений общества с природой.
Принятие
новой Конституции России стала
решающим шагом в создании либерально
– демократической системы, а
вместе с тем и президентского
режима. Слабость либерально – демократических
сил привела к сосредоточению
исполнительной власти в руках неформального
президентского блока – союза
горсти либералов – реформаторов
с частью влиятельных чиновников,
генералов и хозяйственников, согласившихся
на преобразование при условии сохранения
своих позиций. Президент, благодаря
широте своих полномочий по Конституции
РФ и сверх того, стал инициатором
реформ, проведение которых соизмеряется
с интересами поддерживающих его
слоев и тормозится оппозицией
в органах законодательной
Плюралистические режимы сложились в ряде других новых независимых государств – на Украине, в Молдове, Армении, Грузии и Киргизии. Но либерально- демократические системы там еще слабы, демократии не достает эффективности. Это затрудняет реализацию преимуществ плюралистических режимов.
В плюралистическом режиме функционируют многие национально –демократические политические системы. Осуществляющие власть политические силы национально – демократической ориентации в Индии, Египте, Бразилии, Перу, Мексике, Аргентине и ряде других стран сталкиваются с немалыми трудностями. При всех достоинствах Конституционных устройств в них преобладает партикулярная политическая культура, не вполне изжиты оппозиции самому государственному строю, активны разного рода экстремисты, появляются лидеры конфронтационного и харизматического характера, значительно влияние милитаризма. По этому возникает немало политических конфликтов, в отдельных случаях даже вооруженных ( Перу, Мексика, Индия ).
Их практика очень многообразна, но обладает многими общими чертами и в основном соответствует авторитаристским концепциями управления обществом.
Осуществляющая власть партийная, военная, бюрократическая олигархия или диктатор, опирающийся на неформальный круг своих сторонников, стремиться сосредоточить силы страны на решении двух, трех из узловых проблем : укрепление независимости, сохранение единства общества и страны, преодоление нищеты и отсталости, индустриализация, переход к постиндустриальному производству и т. п.. власть нарушает права и свободы граждан, прибегает к репрессиям, если этого требует реализация ее варианта решения этих проблем.
Подавляя
всякую аппозицию, авторитарный режим
лишает себя возможности выбора наилучшего
из возможных вариантов
Такие режимы
исключают возможность
Разделение властей преодолевается : или одна из ветвей власти подчиняет себе другие, или при формальной самостоятельности они фактически подчиняются высшей инстанции – диктатору, хунте или руководству партии. Политические лидеры стремятся приобрести харизму и подавляют апонентов. Складывается однородная политическая элита. Даже если у власти и небюрократическая олигархия, стремление режима регулировать и регламентировать основные направления развития общества благоприятствует усилению бюрократизма. Такой режим предпочитает решать политические проблемы насильственными средствами, что способствует усилению милитаризма, даже если он и не обладает властью непосредственно.