Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:17, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение государственные режимы и их элементы. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
- дать определение понятию «государственный режим»;
- рассмотреть элементы государственного режима;
Введение
4
§ 1. Понятие политический режим
6
§ 2. Типы современных государственных режимов
§ 2.1 Демократический политический режим.
§ 2.2 Авторитарный политический режим (авторитаризм).
§ 2.3 Тоталитарный политический режим (тоталитаризм).
10
10
14
20
§ 3. Политический режим в современной России.
27
Заключение
32
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра теории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории государства и права
Тема: Современные государственные
(политические) режимы.
Выполнил:
Научный руководитель:
Дата защиты: __________________
Оценка: ______________________
______________________________
(подпись научного руководителя)
РЕЦЕНЗИЯ
на курсовую работу по теории государства и права,
выполненную курсантом ______ курса ______ группы
______________________________
(ФИО)
Название темы ______________________________
______________________________
ФИО преподавателя-рецензента ______________________________
Дата поступления работы на кафедру ______________________________
1. Соответствие содержания работы теме | ДА НЕТ | ||
2. Полнота раскрытия темы | 2,3,4,5 | ||
3. Использование актуальных нормативных и литературных источников | 2,3,4,5 | ||
4. Использование эмпирического материала (правоприменительной практики и т.п.) | 2,3,4,5 | ||
5. Анализ существующих научных позиций, наличие и аргументированность собственных выводов | 2,3,4,5 | ||
6. Умение анализировать и обобщать данные литературы и практики | 2,3,4,5 | ||
7. Последовательность, логическая завершенность и грамотность изложения | 2,3,4,5 | ||
8. Качество оформления | 2,3,4,5 | ||
9. Замечания, анализ недостатков работы ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________
| |||
10. Допущена к защите:
11. Рекомендации по подготовке к защите: | ДА НЕТ
доработать подготовить новую работу к защите |
Курсовая работа защищена «____» ________________ 2010 г.
ОЦЕНКА ______________________________
Подпись преподавателя ______________________________
План
| Введение | 4 |
| § 1. Понятие политический режим | 6 |
| § 2. Типы современных государственных режимов § 2.1 Демократический политический режим. § 2.2 Авторитарный политический режим (авторитаризм). § 2.3 Тоталитарный политический режим (тоталитаризм). | 10 10 14 20 |
| § 3. Политический режим в современной России. | 27 |
| Заключение | 32 |
| Список использованной литературы | 34 |
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема современных государственных режимов является особо актуальной и приобретает не только теоретическое, но и практически-политическое значение. В конечном счете, от того, как организован и как реализуется политический режим, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократический и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм.[1]
Исследование государственных режимов, динамики их развития в современном мире является одной из важных функций политической науки, имеет не только большую теоретическую, но и практическую значимость. В современном мире, в начале ХХI века, идут интенсивные процессы превращения тоталитарных и авторитарных режимов в демократические, переплетения элементов традиционных и современных форм государственных режимов на путях формирования новой человеческой цивилизации.[2]
Предметом исследования выступают понятие и виды политического режима как элементы формы государства.
Целью исследования является рассмотрение государственные режимы и их элементы. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
- дать определение понятию «государственный режим»;
- рассмотреть элементы государственного режима;
- проанализировать различные режимы, как в исторической перспективе, так и в современный период;
Степень изученности темы. Теоретическую основу исследования составили труды классиков отечественной и зарубежной теории государства и права, таких как А.И. Демидов, Ю.Г. Сумбатян, В.В. Лазарев, Н. Макиавелли, Е.Н. Тарасов, В.С. Петров, В.Н. Хропанюк, В.В. Лазарева, Н. Розов, Г.И. Мирский, и др.
§ 1. Понятие политический режим:
Термин “политический режим” появился в 1960-1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина “политический режим”. “Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства”.
Некоторые авторы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. “Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима”. В. С. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.[3]
Понимая так форму государства, он дает определение её трех элементов: “Форма правления – это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма государственного устройства – это административно- территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.[4]
Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе”.
Другие авторы политический режим к одному из элементов формы государства не относят. “Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления”.
Первая точка зрения стала ведущей в теории государства и права.
Необходимо заметить, что при характеристике формы того, или иного государства, полный ответ можно дать лишь тогда, и только тогда, когда мы рассматриваем форму государства учитывая все три элемента вместе, т.е. форму правления (организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением), форму государственного устройства (территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями) и политический режим (методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует то, что без рассмотрения политического режима, нельзя до конца понять, форму того или иного государственного образования.
“С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием”.
По определению Юридического Словаря политическим режимом называют “в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти. Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании”.[5]
Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. Так в рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга. “В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев”.
Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу “испорченности человеческой натуры”, её форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму”.
По учению Платона, появление частной собственности ведёт к тимократии, т.е. к господству сильных воинов. Тимократия представляет собой крито-спартанский тип государства. Этот тип государства, может постепенно, превратиться в олигархию. Олигархия, основанная на имущественном цензе и власти богатых, со временем может превратиться в демократию. Да, именно демократию Платон считал одной из “испорченных” форм государства. И наконец, “демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры в “неразбавленном виде” может вырождаться в свою противоположность – тиранию”. Тирания – самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства, тиран захватывает власть от имени народа и выступает как “ставленник народа”.[6]
Античный философ Аристотель – ученик Платона, имел свои взгляды. Он делил государства “по двум критериям: по числу правящих лиц (один, немногие, большинство) и по целям (правильные государства, где власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные – личные выгоды”. Т.е. по тому, в чьих руках власть и по тому, как эта власть используется.[7]
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. “О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие:
1) способы и порядок формирования органов государственной власти;
2) порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений;
3) степень гарантированности прав и свобод граждан;
4) роль права в жизни общества и решении государственных дел;
5) место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством;
6) основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов”.
Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующие определение: политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Информация о работе Современные государственные (политические) режимы