Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:58, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства.
Актуальность данной темы подтверждает то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико/
Введение 3
1. Политический режим как элемент формы государства 4
2. Виды политических режимов 10
2.1. Общие вопросы классификации политических режимов 10
2.2 Демократические политические режимы 11
2.3. Антидемократические политические режимы 15
2.3.1. Авторитарный политический режим 15
2.3.2. Тоталитарный политический режим 20
2.3.3. Иные политические режимы 27
3.Политический режим современной России 28
Заключение 35
Список использованной литературы 36
ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»
Институт повышения
Факультет управления и права
Кафедра теории и истории государства и права
Государственный (политический) режим
Автор курсовой работы
Специальность 030501 «Юриспруденция»
Обозначение курсовой работы КР-02069964-030501-13-10
Руководитель работы
канд. юр. наук, доц.
Оценка ____________
Саранск 2010
Содержание
Введение
1. Политический режим
как элемент формы государства
2. Виды политических режимов 10
2.1. Общие вопросы
классификации политических
2.2 Демократические политические
режимы
2.3. Антидемократические
политические режимы
2.3.1.
Авторитарный политический
2.3.2.
Тоталитарный политический
2.3.3.
Иные политические режимы
3.Политический режим
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Характеристика любой политической системы страны неразрывно связанна с методами осуществления государственной власти. Политическая система государства объединена с таким понятием как политический режим. Политический режим – это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории. Политический режим определяется способами формирования органов власти, способами распределения и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов.
Актуальность данной темы подтверждает то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико Цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи: - исследовать происхождение понятия политического режима как одного из элементов формы государства;
- рассмотреть структуру
и особенности
- проанализировать виды современных политических режимов; При написании данной курсовой работы были использованы не только пособия по теории государства и права, но и работы по политологии и конституционному праву.
1. Политический
режим как элемент формы
1.1. Понятие политического режима как элемента формы государства
Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением. Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства — монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. Истории и современной конституционной практике известны такие разновидности монархии, как раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, дуалистическая, парламентарная монархия. В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики – президентская и парламентская республика, однако распространение получает и смешанная республика, известны и другие разновидности республики – советская республика, суперпрезидентская республика.
Форма государственного (территориального) устройства – способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство – простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) – сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями. Третий элемент формы государства - государственный (политический) режим. Строго говоря, никто из мыслителей древних времен не употреблял понятия "политический режим". Как отмечают исследователи, это понятие возникло значительно позднее. Но само его возникновение было в значительной степени подготовлено ходом политической мысли, а многие из важнейших, использующихся в современном политическом анализе идей, берут свое начало в Античности. Так, в наследии Древней Греции особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, выступавших во многом с отличных друг от друга позиций и пользовавшихся различными способами аргументации. Платон (427—347 гг. до н.э.), оставил интересные наблюдения о формах государственного устройства, выделив аристократию, тимократию, олигархию, демократию и тиранию и связав их при этом с пятью видами душевного склада людей. Но его главный вклад состоит, конечно же, не в этом. Главное в том, что будучи пессимистом и усматривая определенную деградацию в эволюции политических форм, Платон в своем "Государстве" и, особенно, в "Законах" создал образ "идеального государства", которое, в действительности, является продолжением легистских проектов и всесторонне обосновывает концепцию тоталитарного правления. Принципиально отличными были взгляды на политику Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), этого гиганта Античности, человека подлинно энциклопедических познаний и донесшего до нас в своих сочинениях все интеллектуальное и нравственное богатство своего времени. По точному замечанию Е. Вятра, его подход к анализу политических явлений существенно отличался "от других древних философов, в частности, от Платона", т.к. "он впервые в истории общественной мысли применил эмпирический метод – наблюдение и индукцию. Чрезвычайно интересной представляется разработанная Аристотелем типология политических форм или режимов. Ученый полагал, что всякая форма правления, любой сколько-нибудь устойчивый режим может существовать в двух различных состояниях. Во-первых, режим может быть адекватен ситуации и быть способен в целом действовать в интересах широких слоев общества. Во-вторых, режим, правящая элита, даже в условиях демократии, может отстаивать и стремиться провести в жизнь свои собственные, узкокорыстные интересы. Эллинский мыслитель выделил три основных формы правления: монархию, аристократию и политию. Их он рассматривал как "правильные", т.е. в основном отвечающие интересам общества. Однако, наряду с этими формами существуют также и "неправильные", возникновение которых связано с вырождением правильных. Таким образом, писал Аристотель, монархия вырождается в тиранию, аристократия – в олигархию, а полития – в демократию (или охлократию, как уточнял позднее Полибий). В эпоху нового времени ученые в основном трактуют понятия данные Платоном и Аристотелем, дополняя их своими измышлениями о устройстве государства. Так, Макиавелли, не создав какой-то принципиально новой типологии политических режимов или форм правления, следуя в этом за рассуждениями Полибия. Но, во-первых, он придал им совершенно новую трактовку в условиях становления абсолютистского государства, продемонстрировал, что типология древних вполне работоспособна и при анализе политической борьбы в совершенно новых условиях; во-вторых, сделал ряд важных замечаний относительно перехода от одной формы правления к другой. Флорентийский мыслитель достаточно подробно анализирует социальные основания различных политических систем, обращаясь за примерами не только к европейской, но и к восточной действительности.
Определенный вклад в развитие теории «политических режимов» внес и Шарль Луи Монтескье (1689-1755), который, хотя и рассматривал по традиции скорее "чистые типы" политического правления, подошел к ним с историко-географической меркой и четко обосновал, что политические учреждения и законы в обществе не просто являются результатом "общественного договора" или ниспосланы мудрым правителем. Эти законы весьма разнообразны в каждом конкретном обществе и всецело определяются его особенностями – климатом, "нравами", величиной территории, исторической обстановкой. Монтескье весьма подробно рассматривает поэтому вопрос о среде функционирования политического режима – географической, психологической, социальной. Отметим, что в новое время множество исследователей уделили внимание конкретным видам политических режимов, но не рассматривая сущности. Так, французский мыслитель А.де Токвиль (1805-1859) и приверженец его идей англичанин Джон Стюарт Милль (1806-1873) были представителями развивающейся теории, активной демократии. Вообще, демократическую теорию Запада разрабатывали такие мыслители, как Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам, Руссо, Волстоункрафт, Дж.Ст.Милль, Токвиль и др. Позднее, за «переосмысление» взглядов на политический режим взялись представители теории марксизма. Развитием их идей занялись теоретики и практики большевизма (В. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин, И. Сталин и др.) работы которых, несомненно, представляют для исследователя политических режимов несомненный интерес, прежде всего, как материалы знатоков функционирования коммунистического режима. И уже гораздо позднее одно из первых современных определений политического режима дал французский политолог М. Дюверже. Он понимал политический режим как "определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного ли нескольких типов принятия решения, одной или нескольких структур давления". Французский политолог Ж.- Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в понятие "политический режим" принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание сущности политического режима на долгое время утвердилось и стало общепризнанным в европейской науке. Современное определение политического режима как формы государства следующее: государственный (политический) режим – это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть. Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением. Признаками политического режима являются: - механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров; - порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями;
- реализация принципа
разделения властей на
- характер отношения населения
к политическому участию:
- способы урегулирования
социальных и политических
2. Виды политических режимов
2.1. Общие вопросы
классификации политических