Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:58, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства.
Актуальность данной темы подтверждает то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико/
Введение 3
1. Политический режим как элемент формы государства 4
2. Виды политических режимов 10
2.1. Общие вопросы классификации политических режимов 10
2.2 Демократические политические режимы 11
2.3. Антидемократические политические режимы 15
2.3.1. Авторитарный политический режим 15
2.3.2. Тоталитарный политический режим 20
2.3.3. Иные политические режимы 27
3.Политический режим современной России 28
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Особую роль при тоталитарном
режиме играет его политическая партия.
Только одна партия имеет пожизненный
статус правящей, выступает либо в единственном
числе, либо “возглавляет” блок партий
или иных политических сил, существование
которых разрешено режимом. Такая партия,
как правило, создается до возникновения
самого режима и играет решающую роль
в его установлении – тем, что однажды
приходит к власти. При этом приход ее
к власти происходит не обязательно насильственными
мерами. Например, нацисты в Германии оказались
у власти вполне парламентским путем,
после назначения их лидера А. Гитлера
на пост рейхсканцлера. Придя к власти,
такая партия становится государственной
партией. Правящая партия объявляется
ведущей силой общества, ее установки
рассматриваются как священные догмы.
Конкурирующие идеи о социальном переустройстве
общества объявляются антинародными,
направленными на подрыв устоев общества,
на разжигание социальной вражды. Правящая
партия захватывает бразды государственного
управления: происходит сращивание партийного
и государственного аппаратов. В результате
этого становится массовым явлением одновременное
занятие партийной и государственной
должности, а там, где этого не происходит,
государственными должностными лицами
выполняются прямые указания лиц, занимающих
партийные посты. Специфическими чертами
тоталитарного режима является организованный
террор и тотальный контроль, применяемые
для обеспечения приверженности масс
партийной идеологии. Аппарат тайной полиции
и служб безопасности с помощью крайних
методов воздействия вынуждает общество
жить в состоянии страха. В таких государствах
конституционные гарантии либо не существовали,
либо нарушались, вследствие чего становились
возможными тайные аресты, содержание
людей под стражей без предъявления обвинения
и применения пыток. Кроме того, тоталитарный
режим поощряет и широко использует доносительство,
сдабривая его «великой идеей», например
борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые
происки врагов становятся условием существования
тоталитарного режима.. Такими органами
были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На
такие органы не распространялись никакие
правовые и судебные ограничения. Для
достижения целей эти органы могли делать
всё, что угодно. Действия их направлялись
властью не только против отдельных граждан,
но и против целых народов и классов. Массовое
истребление целых групп населения во
времена Гитлера и Сталина показывает
огромную власть государства и беспомощность
рядовых граждан. Кроме того, для тоталитарных
режимов важным признаком является монополия
власти на информацию, полный контроль
за СМИ. Жесткий централизованный контроль
над экономикой – важная черта тоталитарного
режима. Здесь контроль служит двоякой
цели. Во-первых, возможность распоряжаться
производительными силами общества создает
необходимую политическому режиму материальную
базу и опору, без которой тоталитарный
контроль в остальных сферах вряд ли возможен.
Во-вторых, централизованная экономика
служит в качестве средства политического
управления. Например, люди насильно могут
быть перемещены для работы в те области
народного хозяйства, где не хватает рабочей
силы. Агрессия при тоталитарном режиме
может питаться и идеей мирового господства,
мировой революции. Военно-промышленный
комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.
Леворадикальные политические режимы
для повышения производительности труда
в экономике использовали различные программы,
побуждающие работников к интенсивному
труду. Советские пятилетки и экономические
преобразования в Китае являются примерами
мобилизации трудовых усилий народов
этих стран, и их результаты нельзя отрицать. Праворадикальные
тоталитарные режимы в Италии и Германии
решали задачи тотального контроля над
экономикой и другими сферами жизни разными
методами. В гитлеровской Германии и фашистской
Италии не прибегали к национализации
всей экономики, но вводили свои действенные
способы и формы партийно-государственного
контроля над частным и акционерным бизнесом,
равно как и над профсоюзами и над духовной
сферой производства. В зависимости от
господствующей идеологии и особенностей
политической практики тоталитарные режимы
подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Таким образом, главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация). Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен переходить к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.
2.3.3. Иные политические режимы
Переходные режимы. Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам. Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы. Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и .т.д. Решение о введении особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами в немедленным уведомлением представительных органов.
3. Политический режим современной России
Решительным шагом на пути к демократии является переход к выборной системе формирования власти. Свободные альтернативные выборы сохраняют потенциал для превращения российской демократии из режимной в реальную, когда и политическая система, и режим ее функционирования станут демократическими. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.
Недемократические тенденции политического режима современной России
Обеспокоенность значительной
части политологического
В современной России еще
сохранились некоторые
- распространение терроризма;
- перманентный рост преступности;
- природные катаклизмы;
- этнорегиональные и конфессиональные конфликты;
- нестабильность ситуации внутри правящих элит;
- военные действия в Чечне. Надо отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов.[23]
Демократические тенденции политического режима современной России
С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.
В последние годы приняты
законы, которые способствуют повышению
значимости политических партий в политической
жизни страны: выборы в Государственную
Думу теперь проходят только но пропорциональной
системе, а в законодательные органы субъектов
федерации — по смешанной, причем не менее
половины депутатов избираются но спискам
политических партий. Политическим партиям,
победившим на выборах в региональный
парламент, предоставляется право предлагать
президенту кандидатуру для выдвижения
на пост главы администрации субъекта
федерации; с 2006 г. начала работать Общественная
палата, одной из важнейших задач которой
является проведение экспертизы наиболее
значимых законопроектов в целях реализации
интересов общества. Для усиления в России
демократических тенденций необходимо
проведение реформ, имеющих положительный
результат для большинства людей: реформы
административно-
Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами. Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.
Заключение
Итак, в заключение данного исследования подведем итоги по проделанной работе. Категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:
1) конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами;
2) политический режим
показывает действительное
3) Политический режим
как элемент формы государства
обусловливает и остальные
Политический режим – это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов государственной жизнедеятельности общества. Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Переходы от одного типа режима к другому – сравнительно новая для науки проблематика, еще в 1960-е даже 70-е годы не пользовавшаяся заметным влиянием. В настоящее же время в нашей стране завершается этап перехода к современному политическому режиму. И не будем спешить охарактеризовывать его как «демократический». Российский политический режим еще находится в динамике.
Список используемых источников
1 Червонюк В. И. Теория государства и права: Учебник – М.:ИНФРА –М, 2006. – 704 2 Нерсесянц В.С. Философия права : учебник– М., ИнфраМ Норма 1997г. 3 Василика М.А.. Политология. Учебник для вузов. - М., 1999 г.