Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:16, доклад
Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, ее неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д.
Политический режим
современной России
Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, ее неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена: либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.
Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели, политический строй в нашей стране отягощен признаками нескольких предыдущих политических режимов.
1. Сохранившиеся
традиции тоталитаризма в
Сложность реформирования
тоталитарной организации труда
в России заключается в том, что
для его осуществления
В свое время
эту проблему пришлось решать большевикам,
когда Ленин выдвинул тезис: высокая
производительность труда за счет энтузиазма
наемных работников и бедноты, которые
теперь трудятся не на капиталистов, а
на себя! Закончилось все
Вместе с тем
в современной России поставлена
задача преодоления наследия тоталитаризма.
Наивная надежда на чудодейственность
частной собственности или
Как это увязать с преодолением тоталитаризма? Следует учитывать, что для России тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. И до сих пор определенная часть населения России воспринимает тоталитарную власть как норму. Вместе с тем в России появилось множество свидетельств отличия нынешней политики от тоталитарной. Нет единой, навязываемой всем и жестко контролируемой идеологии, существует многопартийность, государство не вмешивается в личную жизнь граждан, осуществимы многие свободы, есть гласность.
В то же время
власть еще больше отделилась от народа,
нежели при тоталитаризме. Многие противоречия,
возникшие еще в эпоху
2. С другой
стороны, налицо черты
В результате складывающийся демократический политический режим несет на себе четкие отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве.
Как изменился политический режим в России за последние годы?
На основании
принятой в 1993 г. новой Конституции
в России сложилась президентская
республика с действующим двухпалатным
парламентом – Федеральным
В результате не
всегда продуманной политики приватизации
значительная часть государственной
собственности оказалась в
Усиление авторитарных
тенденций в политическом режиме
России обусловлено принятой в 1993 г.
Конституцией, в которой перераспределение
полномочий явно смещено в сторону
исполнительной власти, и особенно
Президента. Реальных рычагов воздействия
на его политику у других ветвей
власти нет.
Усилению авторитарных
тенденций способствуют и такие
факторы, как перманентный рост преступности;
природные катаклизмы; этнорегиональные
конфликты; военные столкновения; нестабильность
ситуации внутри правящих элит.
Надо отметить,
что тенденции к авторитаризму
усиливаются, когда перед обществом
стоят качественно новые
ресурсов.
Возможно ли
усиление в России демократических
тенденций? В перспективе возможно,
в случае успеха реформ, их продуманного
и массового характера. Здоровый
государственный консерватизм, помноженный
на гражданский консенсус, – это
те ценности, приоритет которых для
современной России безусловен в
плане демократизации ее политического
режима.
Кроме этого
гарантией роста демократизации
политического режима современной
России являются свобода слова и
печати, наличие реальной многопартийности
и политической оппозиции; выборность
органов государственной
Итак, говоря о политическом режиме современной России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое – еще не кануло в Лету. Но идеал политического развития заявлен;
это – демократизм
и правовое государство.
Чем политический
режим в России отличается от политических
режимов в других странах?
Политический режим современной России сродни системам США и Франции. Для таких режимов характерны: сильная исполнительная власть (особенно институт президентства, который фактически формирует правительство) при наличии двухпалатного законодательного собрания – парламента (верхняя па
лата – Сенат –
состоит из выбираемых в регионах глав
местной исполнительной власти, а нижняя
формируется из депутатов, выбираемых
в соответствии с существующей избирательной
системой), а также системы независимого
судопроизводства во главе с институтом
высшей инстанции – Верховным или Конституционным
Судом; возможность непосредственного
участия граждан в политическом управлении
в форме референдума или плебисцита. При
сильной власти президента в указанных
политических режимах почти неизбежны
конфронтация исполнительной и законодательной
ветвей власти и обвинения в усилении
автократических тенденций.
Определенной
альтернативой президентским
Несколько особняком
стоит политический режим Швейцарии,
сочетающий черты парламентской
республики и непосредственной плебисцитарной
демократии.
Необходимо заметить,
что в современной России политический
режим еще окончательно не оформился.
Иное и трудно себе представить в
стране, переживающей переходный период
поливалентного реформирования. Существующий
ныне в России политический режим
во многом соответствует интересам
находящейся у руля экономического
и политического управления политической
элиты и финансово-промышленной
олигархии.
Является ли
Россия демократическим государством?
С формально-правовой
точки зрения Россия, согласно Конституции,
является демократическим федеративным
правовым государством с республиканской
формой правления. Человек, его права
и свободы объявлены высшей ценностью,
гарантировать которую
По Конституции
Российская Федерация – социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
В государстве охраняются труд и
здоровье людей, устанавливается минимальный
размер оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства. В 137 статьях Конституции можно
найти нормы, которыми удовлетворилась
бы любая развитая демократия.
Однако в России
до сих пор практически все
процессы, начиная от экономики и
заканчивая социальной сферой, замкнуты
на государстве. Это приводит к тому,
что вся жизнь россиян зависит
от непосредственной деятельности властных
структур. Преодолеть патерналистский
характер государства в России пока
не удается. Таким образом, государственные
структуры продолжают выполнять
функции не демократического, а дистрибутивного,
перераспределительного характера. Поэтому
реальная деятельность государства в
России значительно отличается от той
законодательной основы, которая существует
как норма. Это приводит к тому, что многие
демократические понятия, на которые опираются
конституционные нормы, являются символами
и метафорами и в зависимости от ситуации
интерпретируются субъектами политического
процесса в своих корпоративных интересах.
Например, мало кто в России знает, что собой представляют по содержанию такие понятия из словаря демократии, как «достойная жизнь», «свободное развитие человека», «гарантии социальной защиты», «единство экономического пространства», «местное самоуправление», «прямое действие Конституции», «гарантия прав и свобод согласно нормам международного