Политический режим современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 15:30, реферат

Краткое описание

Функционирующая в России общественно-политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.

Оглавление

Введение. 3
Демократический режим 3
Соотношение политической системы и политического режима в современной России. 7
Осуществление власти в современной России. 9
Недемократические тенденции в политическом режиме современной России. 10
Демократические тенденции в политическом режиме современной России 11
Заключение. 12
Литература 14

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Новосибирский государственный  университет

экономики и управления 

Кафедра истории и политологии 
 

Реферат на тему: «Политический режим современной России». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Зимина Анастасия  гр.8111

                                  Проверил: Хорошев А.Н. 
 
 
 

Новосибирск, 2008

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Функционирующая в России общественно-политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.

     Особенностью  современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

     Россия  получила в наследство правление  коммунистической партии и ограниченную автономию в составе Советского государства. В результате сложилась ситуация, когда в государственных структурах выражаются не интересы партий, а социально-экономических групп, имеющих непосредственный доступ к политической власти. В российском  обществе происходила борьба между требованиями суверенитетов субъектами федерации, отсутствовало разделение между экономическими и политическими иерархиями. Политика осуществлялась через структурированные, хотя и неформальные взаимоотношения. Напряжение между государством и политическим режимом является также напряжением между формальными и неформальными политическими отношениями, между законом и политикой, между институционализированной и персонифицированной политической властью. За формальным фасадом демократической политики, проводимой на уровне государства, режим считал себя в основном свободным от подлинно демократической отчетности и контроля со стороны общества. Систему, сложившуюся при Б.Ельцине можно назвать «режимно-государственной», при которой в центре режима находился президент с большим объемом полномочий. Результатом такой политической практики явилось ослабление государства, не способного утвердить принципы конституциональной независимости политической системы от существующего режима. 

Демократический режим.

     Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. Уже семь столетий, начиная  с 1260 г., когда это слово было впервые  употреблено в переводе аристотелевской  «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия».

     Возникнув в античности и обозначая «власть  народа» (от греческих слов demos - «народ»  и kratos - «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т. д.

     Соответственно  демократия интерпретируется в нескольких смыслах: во-первых, расширительно, как  общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, где управление осуществляется группой лиц). Это античная традиция трактовки демократии, берущая начало с Геродота (V в. до н. э.); в-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, формируют движение за их реализацию. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

     Эволюция  значения термина «демократия» происходила  одновременно с развитием человеческого общества. Первоначально, с момента возникновения, демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия была признана «худшей формой» правления. Ибо низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным «народовластием», вследствие чего режимы демократии были недолговечны и переходили в охлократию (власть толпы); а те, в свою очередь, порождали тиранию. Глядя на это, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к первой. Такая оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия воспринималась негативно и была вытеснена из политического обихода.

     Новый этап в развитии концепции демократии начинается с Великой Французской  революции, когда демократия стала  рассматриваться как направление  общественной мысли, которое формирует  цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Становление концепции демократии связано с потребностью обоснования нового характера отношений между правителями и подданными, вызванного появлением институтов гражданского общества, а также требований автономии и социального равенства индивидов.

     Однако  негативное отношение к демократии не было преодолено даже в ХУШ в. Это объясняется тем, что идеальная, модель демократии как повседневного  и непосредственного участия  в управлении всех граждан в больших  политических образованиях, подобных национальным государствам (а не маленьким городам-полисам), практически невозможна. Первоначальный смысл демократии трансформировался, приспосабливаясь к новым потребностям жизни. На процесс трансформации оказывали влияние культура конкретного общества, политические и исторические традиции, демократический опыт. Первоначальный смысл демократии как народовластия существенно расходился с многообразием практических форм ее реализации, что и привносило известную путаницу в понимание данного термина.

     Различия  в интерпретации демократии, как и различия в механизмах ее реализации в конкретных обществах, обусловлены отсутствием единства методологических принципов ее анализа. В первом случае, с точки зрения нормативного подхода, формируется идеальная модель демократического правления, соответствующая ментальности населения, его представлениям о справедливом правлении. Однако реальные условия приспосабливают идеальную модель демократического правления к запросам практики. Во втором случае, с позиций эмпирически-описательного подхода, демократия оказывается совокупностью принципов, процедур и политических структур, которые обнаружили свою эффективность в реализации общественных и индивидуальных потребностей и целей.

     Различные теории демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо апеллируют к практике при формировании системы правления.

     Современные демократии, а они существуют примерно в тридцати пяти странах, обладают рядом  общих черт и структурных атрибутов.

Характерные черты  демократического политического режима:

  • Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  • Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.
  • Высокая степень развитости гражданского общества; оно контролирует государство, всю политическую систему.
  • В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Государство — правовое.
  • Многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции.
  • Легальная оппозиция наделяется всеми политическими правами и свободами, как и правящее большинство. Она — неотъемлемый элемент политического процесса.
  • СМИ свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению.
  • Силовые структуры обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность, их деятельность регламентируется законами. Они — вне политики.
  • Провозглашенные права и свободы гарантируются всей социальной системой.
  • Широкие возможности и высокая степень участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества.
  • Плюралистическая политическая культура.
  • Возникающие в обществе конфликты разрешаются через механизм, закрепленный в законе.
  • Идеологический плюрализм, отсутствие какой-либо официальной идеологии.

     Демократический политический режим – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Условия формирования и функционирования демократического политического режима

  1. Политические:
  • Развитое гражданское общество.
  • Стабильность политической власти.
  • Существование и функционирование политических партий и движений как мощных рычагов влияния на общественно-политические и социальные процессы.
  • Политический плюрализм.
  1. Экономические:
  • Высокий уровень индустриального и экономического развития в целом.
  • Высокая степень урбанизации.
  • Развитость массовых коммуникаций.
  • Рыночная конкурентная экономика.
  • Плюрализм форм собственности.
  1. Внешнеполитические:
  • Прямое военное, политическое, экономическое, культурно-информационное воздействие.
  • Влияние примера демократических государств.
  • Стабильные дружественные отношения с другими государствами, отсутствие военной угрозы.
  1. Социальные:
  • Относительно высокий уровень благосостояния граждан.
  • Сглаживание социального неравенства.
  • Рассредоточение в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства).
  • Социальный плюрализм.
  • Наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, предпринимателей.
  1. Культурные:
  • Грамотность населения, его образованность в целом.
  • Гражданская политическая культура.
  • Демократические традиции.

     Гарантии  функционирования демократического политического  режима:

  • Система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата.
  • Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью.
  • Своевременное полное политическое информирование граждан.
  • Ограничение срока пребывания в представительных органах власти.
  • Упрощение отзыва депутатов и смены чиновников.

 «Демократия — это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством». (Василий Розанов, русский философ начала XX в.)

      Соотношение политической системы и политического режима в современной России.

     Политическая  власть, осуществляемая в России, не использует методы традиционного авторитаризма, а имеющий место политический режим не может себя изолировать  от некоторых черт современной либеральной  демократической политики таких, как критика со стороны СМИ, парламентский надзор, а также выборов. В то же время политика 1990-х гг. основывалась на классических постулатах либеральной демократии и рыночной экономики, и имела двоякий характер: отсталая командное управление старого типа и бюрократическое регулирование экономики; и передовая, направленная на подлинное разделение властей, отделение политики от экономики, подчинение политики закону и свободные выборы. Не препятствуя дальнейшему развитию демократии, власть воспроизводила практику прошлого, хотя и в радикально новых формах. Рождающаяся новая общественно-политическая реальность несет в себе сложный сплав частично преодоленных, а частично преобразованных традиций прошлого. Эти особенности характеризуют неизбежный переходный период, так как для становления действительного демократического режима важна не просто политизация, сопровождающаяся конфликтами, а действительная поляризация и борьба активных политических сил: только тогда стороны смогут заключить пакт, обеспечивающий дальнейшее разрешение конфликтов в обществе согласительными методами.

     Политическая  интеграция в постсоветской России происходит на уровне режима, а не на уровне политической системы. Политическая система регулируется конституционными нормами, законами, судебными решениями, а режим действует в зависимости от личных связей, покровительства и попытками сохранить свою автономию. Политические институты создаются, но политические процессы остаются не институционализированными, так как в их основе лежат личные связи.

Информация о работе Политический режим современной России