Политический режим современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 15:30, реферат

Краткое описание

Функционирующая в России общественно-политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.

Оглавление

Введение. 3
Демократический режим 3
Соотношение политической системы и политического режима в современной России. 7
Осуществление власти в современной России. 9
Недемократические тенденции в политическом режиме современной России. 10
Демократические тенденции в политическом режиме современной России 11
Заключение. 12
Литература 14

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

     Вектором  развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

      Заключение.

     С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим  федеративным правовым государством с  республиканской формой правления. Человек, его права и свободы  объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.

     Однако  в России до сих пор практически  все процессы, начиная от экономики  и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся  жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Преодолеть патерналистский характер государства в России пока не удается. Это приводит к тому, что государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, а дистрибутивного, перераспределительного характера. Поэтому реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы, которая существует как норма. Это приводит к тому, что многие демократические понятия, на которые опираются конституционные нормы, являются символами и метафорами, которые в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами политического процесса в своих корпоративных интересах.

     Реформы в России проводятся под руководством нового демократического правительства. Но очевидно, что практически все  изменения в настоящее время противоречат интересам широких слоев населения, поскольку в обмен на возможные перспективы в будущем они, в который раз, подвергаются лишениям в настоящем. Политическая машина действует в интересах новой элиты, причем потенциальной, поскольку для страны она еще ничего не сделала кроме фарисейской благотворительности и обеспечения населения импортными товарами, на покупку которых у основной массы населения нет достаточного количества средств.

     Практическое  состояние дел свидетельствует  о том, что демократия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии. Это будет продолжаться до тех пор, пока в России не возникнет основа демократии — гражданское общество, являющееся гарантом демократии вообще.

     Это означает, что Россия представляет собой иное государство, нежели провозглашенное  в Конституции. Сказать какое  — трудно, поскольку нет достаточного идеологического осознания реальности. Но подобное состояние России с неизбежностью будет приводить к противоречию между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью. А это противоречие не может не воспроизводить социальную раздвоенность, свойственную тоталитаризму, состояние алегитимности, теневых отношений и многих иных отрицательных явлений, которые не позволяют осуществлять демократическое реформирование на деле.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература:

  1. Бажанов В.А. Парадоксы демократии // Вестник  Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 1. 
  2. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 1997. № 1
  3. Мельвиль А.Ю. Демократический транзит в России – сущностная неопределенность процесса и его результата // Космополис. М., 1997
  4. Пантин И. Посткоммунистическая демократия в России: основания и особенности // Вопросы философии. 1996. № 6.
  5. Панченко А. Конституционная и тоталитарная тенденции в России: противоборство продолжается // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. №4.
  6. Ростоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. №5.
  7. Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России // Полис. 1997. №1.
  8. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001.
  9. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001. - 559с.
  10. Цыганков А.П. Между либеральной демократией и сползанием в авторитаризм: предварительные итоги политического развития России, 1991 — 1996 гг. // Социально-политический журнал. 1997. № 1
  11. Янов А. Россия: альтернативы развития // Власть. 1996. № 1.

Информация о работе Политический режим современной России