Роль СМИ в современной политической культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Из истории развития средств массовой информации ……………………….4
2. СМИ в политике……………………………………………………………….8
2.1. Место и роль СМИ в политике ………………………………………….....8
2.2. Роль телевидения в предвыборных кампаниях…………………………...12
2.3. СМИ в качестве инструмента «политического маркетинга»…………….13
2.4. «Театрализация» политического процесса ……………………………….15
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 

Кафедра гуманитарного образования и  социологии 
 
 
 

Контрольная работа 

по курсу: «Политология» 

на  тему: «Роль СМИ в современной политической культуре» 
 
 

Выполнил: студент группы

Проверил: кандидат политических

наук,

доцент  кафедры ГОС 
 
 
 
 
 
 

Альметьевск 2009

     Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Из истории развития средств массовой информации ……………………….4

2. СМИ в политике……………………………………………………………….8

2.1. Место и роль СМИ в политике ………………………………………….....8

2.2. Роль телевидения в предвыборных кампаниях…………………………...12

2.3. СМИ в качестве инструмента «политического маркетинга»…………….13

2.4. «Театрализация» политического процесса ……………………………….15

Заключение………………………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Средства  массовой информации (СМИ) являются одним  из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные  функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

    Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все  более растущего проникновения  СМИ в политическую сферу, их превращения  в один из важнейших инструментов реализации политического процесса. Знаменательно, что в современной  политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной и т.д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. И действительно, современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Вне всякого сомнения, в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживают страны, не последнюю роль играют СМИ.

    Деятельность  СМИ оказывает исключительно  большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический  и нравственный облик каждого  из членов этого общества, потому что  всякая новая информация, поступающая  по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей. 
 

    1. Из истории развития средств массовой информации. 

    Как свидетельствует эволюция журналистики, одним из главных направлений ее развития было наиболее полное удовлетворение потребностей человека в коммуникации, т. е. необходимой ему социально значимой информации. Уже в доисторические времена человек сам выступал как средство коммуникации: различные сведения распространяли среди сородичей шаманы, предсказатели, оракулы, а средством консервации ее являлась наскальная живопись, пергамент, глиняные дощечки.

    К настоящему времени большинство  исследователей едины во мнении, что  появление прессы следует отнести к V в. до н. э., когда в Риме выходили первые газеты, которые стали напоминать современные при Юлии Цезаре - в 60 году до н. э. Наиболее известным является ежедневный бюллетень "Acta diurna" ("События дня"). Вместе с тем имеются сведения, что и в Азии также имелись доисторические издания (например, в Ките в VIII веке нашей эры выходила "Дибао» - «Придворная газета", "Кибелчжи» - «Хроникальная газета"; в Японии на глиняных досках выпускалась "Иомиури каварабан» - «Читать и передавать"), являющиеся, по сути, прагазетными явлениями.

    В средневековье широкое хождение имели так называемые "летучие листки" (среди них - реляции, ревю, куранты и др.), носившие ярко выраженный информационно-прикладной характер. Изобретение в 1440 г. И. Гуттенбергом процесса печати с помощью подвижных литер дало толчок развитию прессы и журналистики. Родиной прессы как социального института можно считать территорию Западной Европы. Первой газетой в собственном смысле этого слова принято считать бельгийскую "Niewe Tydingen" ("Все новости"), которая стала выходить в Антверпене приблизительно с 1605 года в типографии Авраама Вергевена. С 11 марта 1702 г. в Англии, в Лондоне, стала издаваться первая ежедневная газета "Daily Courant" ("Ежедневный вестник").

    В древние времена формы языка реализовывалась в летописях, хрониках, анналах, жизнеописаниях, историях, путешествиях, в многообразных эпистолярных формах - от личного письма до официальных посланий, от поучений и наказов до булл, рескриптов, прокламаций. А с возникновением печатной журналистики стала формироваться система журналистских жанров. Среди начальных можно назвать информацию-хронику, репортаж, памфлеты. Далее стали появляться и другие газетно-журнальные жанры.

    Принято выделять следующие типы журналистики: религиозно-клерикальная (XV-XVI вв.), феодально-монархическая (XVI-XVIII вв.), буржуазная (XIX-XX вв.), социалистическая (XX вв.) и общегуманистическая (конец ХХ в. - начало III тысячелетия).

    В средневековье, в период религиозно-клерикального типа, диапазон творчества был резко ограничен. Это объяснялось не столько малым числом грамотных людей, сколько влиянием религии на все сферы жизни. Не допускалось инакомыслия, которое находило отражение в периодических изданиях. Феодально-монархический тип отражает невысокую экономическую развитость общества и начало перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Развитие торговли требовало обмена информацией о товарах, прибытии кораблей, ценах. В XIX в. журналистика стала важнейшей частью общественно-политической жизни и хозяйствования. Она превратилась в орудие политической борьбы - 80 процентов прессы носили ярко выраженный политический и общественно-политический характер. Произошло классическое разделение прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). К концу ХХ в. к ней прибавился тип промежуточных СМИ. Социалистическая журналистика всецело была ориентирована на идеологическую зависимость, главной константой в ней была партийность. К настоящему времени мы можем говорить о формировании общегуманистической журналистики. Давая оценку существовавшим типам, нужно отметить, что не везде они существовали обязательно в таком порядке и чистой форме - их наличие зависело от конкретной ситуации в государстве.

    В буржуазной и социалистической журналистике, которые развивались (по большому счету) параллельно, проявился в наиболее полной степени феномен массовой информации - обращение к широчайшей аудитории, возможность системно, многоступенчато влиять на палитру мнений в обществе.

    В общегуманистической журналистике, которая формируется в настоящее время, основным принципом является отказ от ее любого силового воздействия на другие институты. Журналистика - средство коммуникации, а не дубинка. СМИ должны побуждать выражать общественное мнение и предоставлять информацию, четко отделяя ее от других мнений и комментариев.

    Фактически  с первых шагов журналистики в ней обозначились три подхода, которые, сменяя друг друга, определяли ее типологию на разных этапах: казуалистский, функциональный и коммуникационный. Казуалистский подход основан на понимании средств массовой информации как безотказного орудия массового воздействия по схеме "причина - следствие", т. е. в конечном счете, по принципу "коммуникатором сказано - реципиентом сделано". Этот подход предполагал форсированное насаждение авторитета прессы, ее верховенство над умами. Функциональный подход покоился на несогласии с такой установкой, отстаивая отношения равноправного партнерства реципиента с коммуникатором, в результате чего реципиенту не обязательно брать на веру и принимать к исполнению все, что ему сообщает и что от него требует коммуникатор. Наконец, если во главу угла ставить не партнерство коммуникатора и индивидуального реципиента, а весь комплекс взаимоотношений средств массовой коммуникации и общества, то возникает подход, называемый коммуникационным.

    Основные  этапы развития СМИ:

    1) до начала нашей эры - прагазетные  явления;

    2) с начала нашей эры до XV в. н. э. - эпоха рукописных изданий;

    3) с XV в. до XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;

    4) с XVIII в. до начала ХХ в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии;

    5) с 1900 г. по 1945 г. - приобретение  печатью функций "четвертой власти";

    6) с 1945 г. по 1955 г. - процесс концентрации  и монополизации СМИ;

    7) с 1955 г. по 1990 г. - эпоха становления  электронных средств коммуникации;

    8) с 1990 г. по настоящее время  - становление нового информационного  порядка в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. СМИ в политике.

    2. 1. Место и роль СМИ в политике.

    Уже первые шаги телевидения на политической арене в 50 – начале 60-х годов  вызвали среди специалистов эйфорию  по поводу всемогущества нового средства массовой информации. Сенсационная победа на президентских выборах 1960 г. в США малоизвестного тогда сенатора Дж.Кеннеди над вице-президентом страны Р.Никсоном была тут же зачислена в актив телевидения, транслировавшего серию дебатов между кандидатами. Учитывая этот и подобные тому факты, западные исследователи пришли к выводу, что активизация деятельности СМИ способствовала эрозии организационной структуры политических партий, размыванию их социальной базы, ослаблению партийной приверженности все большего числа избирателей в индустриально развитых странах. Это нашло отражение в формировании и широком распространении тезиса о том, что СМИ заменяют политические партии, становясь основным механизмом регулирования и реализации политического и особенно избирательного процесса. Утверждается, что журналисты, репортеры, специалисты по рекламе и другие представители СМИ пришли на смену традиционным политикам в качестве привратников политического процесса. Не лишены основания наблюдения и тех специалистов, которые изображают журналистов как новых творцов политических идей и мифов, взявших на себя функцию, которую раньше выполняли интеллектуалы.

    Вера  во всемогущество телевидения настолько  велика, что иные политические деятели  считают, что тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. По свидетельству одного из журналистов, президент Франции Ш.де Голь спрашивал Дж. Кеннеди о том, как он умудряется править Америкой, не имея контроля над телевидением. Касаясь влияния испанских СМИ, президент испанского концерна ПРИСА Х.де Поланко как-то не без хвастовства заявил: «Две наиболее важные власти в Испании – это правительство и ПРИСА, а правительство назначаем мы, и оно будет править столько, сколько мы захотим».

    Разумеется, во всех рассуждениях присутствует элемент  преувеличения. Но фактом является то, что современную политику невозможно себе представить без прессы, радио и телевидения. Можно уверенно утверждать, что в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ. Более того, можно даже утверждать, что у условиях отсутствия оппозиционных партий, сколько-нибудь значимых организаций и союзов, способных бросить реальный вызов тоталитарной системе, СМИ сыграли роль своего рода организатора и мощного стимулятора тех сил, которые, в конечном счете, способствовали политическому поражению данной системы. Еще в начале 60-х годов канадский социолог М.Маклюэн не без некоторого преувеличения утверждал, что средство передачи само по себе более важно, чем передаваемая им информация. С этой точки зрения каждая система массовой коммуникации имеет свои специфические особенности.

    Но  все СМИ объединяет способность  к прямой связи с общественностью, как бы минуя традиционные институты  связи, такие как церковь, школа, семья, политические партии и организации  и т.д. Как раз эта способность и используется рекламным агентом, пытающимся убедить публику купить тот или иной товар; политическим деятелем и политической партией для мобилизации массовой поддержки своей программы и т.п. В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса – газеты и журналы. Первоначально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс.

    Во  всяком случае, газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически нейтральными. Значение имело и то, что они предлагали не  только политическую, но и экономическую информацию. Они приучали простых людей рассматривать себя в качестве части более широкого мира, реагирующей на происходящие в нем события.

Информация о работе Роль СМИ в современной политической культуре