Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;
рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной школе с точки зрения состояния проблемы;
разработать систему упражнений с использованием эффективной формы внеклассной работы по предупреждению речевых ошибок у младших школьников;
провести исследование и сделать анализ полученных результатов.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы избранной проблемы
1.1 Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса
1.2 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
1.3 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку
Выводы по главе I
Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса
2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
2.2 Организация внеклассной работы по русскому языку
2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку
2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
Выводы по главе II
Глава III. Опытно- экспериментальные работы по
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Обучающий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Выводы по главе III
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая по русскому.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

2.4 Виды и формы  внеклассной работы  по русскому языку

       В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов.

По способу  подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных  форм внеклассной работы имеет несколько  видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Во внеклассной  работе по русскому языку преобладают  особенно в младших классах, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи.

К письменным формам внеклассной работы по русскому языку  относятся стенная газета, листки русского языка, стенды. Все они характеризуются  массовостью: вывешенные на видном месте, они становятся достоянием учащихся всей школы. Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме [54].

По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы относятся; заучивание наизусть стихотворение и прозаических отрывков, работа над ролью (при подготовке инсценировок к утреннику), подбор языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной форме), чтение детских книг, сказок на русском языке и некоторые другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и. массовых внеклассных мероприятий.

К групповым  относятся следующие виды работы: кружок русского языка, экскурсии (в  библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном этапе обучения русскому языку является работа в кружке.

К массовым видам  внеклассной работы относятся: утренники  русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги и т. п.), выставки (например, выставка детских книг, выставка лучших тетрадей, детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), радиопередачи на русском языке, олимпиады, дни русского языка, кукольный театр и др.

Одни из видов  работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие - эпизодически, 1-2 раза в год. Например, регулярно - один раз в две недели - проводятся занятия кружка русского языка; регулярно - раз в месяц - выпускаются листки русского языка и стенная газета. Ежедневно или 1-2 раза в неделю организуются передачи по школьному радио на русском языке. Такие массовые виды внеклассной работы, как утренник русского языка, праздник поэзии (или другие праздники), выставка лучших тетрадей, конкурсы, проводятся обычно эпизодически, 1-2 раза в год.

При планировании внеклассной работы необходимо учитывать  частоту проведения, а также методику подготовки тех или иных видов  мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу над овладением русским языком в течение всего периода обучения в школе.

Планируя и  организуя внеклассную работу с  младшими школьниками, учитель должен строить её на игровой основе. Игра требует от участников сообразительности, внимания, воспитывает в детях настойчивость и выдержку, вырабатывает у них навык быстро ориентироваться и находить верное решение. Подбирая игры, надо руководствоваться тем, что, во-первых, игровой материал должен соответствовать программе класса, во-вторых, игры должны быть массовыми, в игре желательно не иметь исполнителей и зрителей, поскольку для этого не требуется особый талант, а лишь желание играть. В игру важно вовлекать даже самых пассивных детей, что будет развивать их и приобщать к коллективу.

Внеклассные занятия  в начальной школе можно проводить  уже с первого класса, начиная  со второго полугодия, когда дети прошли букварь и приобрели определённые навыки в чтении и письме. Занятия эти организуются со всем классом в форме "часов занимательной грамматики" продолжительностью 30 - 40 минут после уроков. Такой час проводится раз в две недели, что позволяет учителю лучше подготовиться к нему, подобрать содержательный литературный и игровой материал: сказки, шуточные рассказы и стихи, загадки, скороговорки, шарады, ребусы и т. п. В младших классах, особенно в первом и втором, по каждой теме целесообразно проводить два-три занятия, поскольку малышам требуется значительно больше времени, чем старшеклассникам, для усвоения того, что они узнали на внеклассных занятиях. Дети любят играть в одну и ту же игру, пока не усвоят её полностью, поэтому вполне допустимо в одном и том же классе через несколько занятий повторять понравившиеся ученикам игры и упражнения. Последние проводятся в таких случаях на более сложном материале [54].

Кроме часов  занимательной грамматики, с учащимися  начальной школы можно практиковать другие формы внеклассной работы по языку, которые обычно используются в старших классах. Например, грамматические бои, викторины, КВН между параллельными или смежными классами, беседы по культуре речи, оборудование классных уголков русского языка, оформление альбомов загадок, пословиц, поговорок, собранных учащимися, и др. Помимо традиционного "Праздника букваря", который отмечают первоклассники, следует в каждом классе 1-2 раза в год готовить и проводить утренники по русскому языку, приглашая на них ребят из других младших классов. Тематика таких утренников может быть весьма разнообразной, например: "Хорошо знай русский язык", "Слово русское родное", "Сколько у тебя слов про запас?", "Наша азбука", "Весёлое путешествие от А до Я", "Русские загадки и пословицы", "Почему мы так говорим?", "Волшебные слова", "Мы грамотными стали", "Что портит нашу речь?", "Говори и пиши правильно" и др.

С целью развития самостоятельности и инициативы у детей учитель может им к  следующему занятию давать иногда и  домашние задания. Например: выучить  определённое стихотворение, подготовить  карточки с буквами для намечаемой игры, найти и выписать из "Родной речи" или других книг в специально заведенной тетради нужные слова, загадки, поговорки.

Чтобы добиться большей активности во время внеклассных  занятий, ответы ребят нужно оценивать; желательно отмечать и поощрять тех, кто победил в игре, раньше и лучше других справился с загадкой, ребусом, шарадой.

Все перечисленные  и другие индивидуальные, групповые  и массовые виды внеклассной работы по русскому языку тесно связаны  между собой. Остановимся подробнее  на некоторых из них.

Кружок как  один из видов групповой внеклассной  работы

Среди разнообразных  форм внеклассной работы по русскому языку в начальной школе кружок по праву занимает ведущее положение. Хотя в старших классах кружок может рассматриваться в рамках "клуба по интересам".

Кружок - основной и наиболее распространенный вид  групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся русским языком. Количество участников в нём обычно составляет не более двадцати человек. Кружок относится к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся,

Созданию кружка русского языка должен предшествовать более или менее длительный подготовительный период, во время которого с учениками проводятся беседы, для них устраиваются выставки научно-популярных книг по русскому языку, выпускаются газеты и бюллетени, организуются часы занимательной грамматики и т.п.

Агитационной цели организации различных форм внеклассной работы, и прежде всего созданию кружка служат также первые уроки в начале учебного года, которые отводятся для бесед о русском языке. Все это дает возможность приоткрыть перед школьниками богатый мир русского слова, показать на конкретных примерах отличие работы на уроке в во внеурочное время; дать понятие о том какими будут кружковые занятия.

Что касается периодичности  занятий, то в практике кружковой  работы сложилась традиция проводить  занятия кружка раз в две недели. Однако, чем моложе ученики, тем меньше должны быть перерывы между занятиями. Здесь берется меньший объем материала для одного занятия, время его более ограничено, задания для самостоятельных наблюдений невелики и не столь сложны (хотя уровень сложности каждый учитель выбирает сам в зависимости от общей подготовленности, уровня знаний детей группы, наличия общего интереса).

Вопрос о  содержании кружковой работы является наиболее острым и сложным. В связи  с тем, что деятельность этой формы  внеклассной работы рассчитывается, как правило, на целый учебный год, перед учителем возникают разные проблемы: чем будут заниматься ученики, должны ли занятия подчиняться одной теме или допускается разнообразие тематики, какой должна быть связь с обязательной программой.

Занятия кружка, проводимые в определенной последовательности, предполагающие нацеленность и завершенность  работы, требуют непременного планирования. В плане работы кружка обычно указывается  последовательность тем, примерные  формы и методы работы по каждой из них, виды самостоятельных заданий на период между занятиями кружка, сроки проведения и ориентировочное количество занятий по той или иной теме.

Тематический  вечер - это отчет кружка русского языка о своей работе. Но в подготовке и проведении его участвуют не только члены кружка, но и все желающие.

Подготовка  вечера делится на 4 этана:

  1. Выбор темы и девиза.
  2. Собирание материалов о языке и их отбор в процессе обсуждения.
  3. Подготовка отдельных номеров (репетиции, работа над произношением).
  4. Составление программы вечера.

Можно также  сказать, что помимо составления  программы вечера, необходимо много  времени посвятить обдумыванию  его оформления и порядка проведения.

Общий уровень  готовности к проведению программы  напрямую влияет на интерес ребят  к кружковой работе и к русскому языку в особенности.

Сама подготовка к вечеру подразумевает активную разностороннюю мыслительную деятельность как участников, так и организаторов. Здесь ребятам дается больше самостоятельности  в выборе форм проведения вечера, составлении программы, подготовки конкурсов, заданий, оформления вечера.

Но каково бы ни было название кружков, цели и задачи у всех одни - повысить общую языковую культуру учащихся, привить любовь и интерес к изучению русского языка.

Вечера и  утренники как формы организации внеклассной работы

Из всех форм внеклассной работы по языку самыми массовыми являются вечера и утренники, которые как бы завершают и  подытоживают работу кружка за полугодие  или учебный год. Эти мероприятия  имеют большое познавательное и  воспитательное значение, поскольку позволяют привлечь внимание учащихся к вопросам языка, показать ребятам, что за привычными для них грамматическими правилами и упражнениями можно найти много интересного, увлекательного.

Готовясь к  вечеру или утреннику, учащиеся просматривают литературу, составляют планы и конспекты выступлений, делают всякого рода выписки для стенгазет, бюллетеней, оформляют выставки, стенды, подбирают материал для игр, викторин. Всё это вырабатывает у них самостоятельность, способствует расширению кругозора. Важно и то, что ребята учатся выступать перед большой аудиторией.

Чтобы вечер  прошёл живее и интереснее, не следует  делать на нём обширных докладов, основной материал по теме лучше включать в  выступления ведущих. Художественная часть обычно проводится в форме литературно-музыкального монтажа, который составляется учителями и обсуждается затем комиссией по проведению вечера. Распределяя между учащимися тексты для заучивания, следует обратить особое внимание на выразительность чтения. Проведение вечеров, как никакой другой вид работы, дает возможность выработки навыков культуры речи. Особенно большую роль вечера играют для развития произносительной культуры речи, а также навыка публичных выступлений. Именно на эту сторону работы обращают внимание лучшие учителя при подготовке вечеров и утренников.

Выводы  по главе II

     Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, однако задачи её намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников. Они могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.

Содержание  внеклассной работы должно быть соотнесено с обязательной учебной программой по русскому языку. Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала - теоретического или прикладного.

В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием  форм и видов. В практике известны такие формы внеклассных занятий, как кружки, утренники, часы занимательной грамматики, уголок русского языка, стенная газета, викторины, различные конкурсы, беседы и т. п. Многие из них активно используются при организации внеурочной работы по русскому языку с младшими школьниками. При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие, более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.

Информация о работе Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе