Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;
рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной школе с точки зрения состояния проблемы;
разработать систему упражнений с использованием эффективной формы внеклассной работы по предупреждению речевых ошибок у младших школьников;
провести исследование и сделать анализ полученных результатов.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы избранной проблемы
1.1 Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса
1.2 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
1.3 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку
Выводы по главе I
Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса
2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
2.2 Организация внеклассной работы по русскому языку
2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку
2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
Выводы по главе II
Глава III. Опытно- экспериментальные работы по
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Обучающий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Выводы по главе III
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая по русскому.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

Систематически  и планомерно осуществляемая внеклассная  работа по русскому языку имеет большое  образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

 

     Глава III. Данные педагогических экспериментов

  3.1 Констатирующий эксперимент

    Исследование проводилось в сельской  школе  Карасукского района, Новосибирской области в 3"А" и 3"Б" классах. Задача констатирующего эксперимента: выявить типичные речевые ошибки в работах учащихся. Для решения данной задачи было определено два класса - экспериментальный и контрольный. Экспериментальным классом являлся 3"Б" класс. В эксперименте принимало участие 16 человек. Как показал анализ школьной документации, неуспевающих учеников в классе нет, но уровень успеваемости различный. В ходе наблюдения было выявлено, что характер эмоционального климата в классе бодрый. Отношение к предмету "Русский язык" у большинства учащихся положительное. Контрольным классом являлся 3"А" класс. В эксперименте принимало участие 23 человека. Как показали наблюдения и анализ школьной документации, по уровню успеваемости все ученики различаются между собой, но неуспевающих в классе нет. Характер общего эмоционального климата в классе бодрый, жизнерадостный. К предмету "Русский язык" отношение у большинства школьников положительное.

Констатирующий  эксперимент включал в себя написание  учениками теста, который содержал следующие задания:

1. Прочитай словосочетания. Вставь подходящие по смыслу  слова.

!) верный товарищ;

а) резиновый  …

б) тяжелый …

в) горячая …

г) колючий …

д) солнечный  …

е) яблочный …

ж) спелая …

2. В предложенном  списке слов найдите многозначные слова и укажите все возможные значения.

!) дворник –  дворник (человек), дворник (приспособление  для очистки лобового стекла  у автомобиля).

а) книга - …

б) банка - …

в) нос - …

г) ручка - …

3. Соедини слова-синонимы:

а) кавалерия  1) команда

б) страж        2) конница

в) приказ       3) боязнь

г) корабль     4) выдумка

д) затея          5) судно

4. Подбери антонимы  к словам:

успех - …щедрый - …

жар - …поднять - …

война - …купить - …

умный - …уходить - …

5. В каких  ситуациях мы употребляем глаголы  одеть, надеть? Объясни свой ответ. Составь предложения с этими словами. В таблице 1 представлены речевые ошибки, допущенные учениками экспериментального класса:

  Таблица №1

Экспериментальный класс

Испытуемый  №

Виды ошибок

Нарушение сочетаемости слов

Неразлич. Оттенков зн. синонимов

Неудачный подбор антонима

Ошибки в  подборе многозн. слов

Смешение видо-врем. ф. гл.

Некоррект. Использов. местоимений

1

   

+

+

   

2

   

+

     

3

           

4

   

+

+

   

5

   

+

+

   

6

           

7

+

 

+

     

8

+

+

+

+

 

+

9

   

+

+

   

10

+

 

+

+

   

11

+

     

+

+

12

+

       

+

13

 

+

+

+

   

14

+

 

+

 

+

+

15

     

+

   

16

 

+

+

+

   

Всего:

6

3

11

9

2

4

Итого:

37,5%

18,8%

68,8%

56,3%

12,5%

25%


 

Данные таблицы 1 показали, что чаще всего встречаются  следующие речевые ошибки:

  • неудачный подбор антонима;
  • ошибки в подборе многозначных слов;
  • нарушение сочетаемости слов.

В таблице 2 представлены речевые ошибки, допущенные учениками  контрольного класса:

 

Таблица №2

Контрольный класс

Испытуемый  №

Виды ошибок

Нарушение сочетаемости слов

Неразлич. Оттенков зн. синонимов

Неудачный подбор антонима

Ошибки в  подборе многозн. слов

Смешение видо-врем. ф. гл.

Некоррект. Использов. местоимений

1

   

+

+

   

2

   

+

     

3

           

4

 

+

+

+

   

5

   

+

+

   

6

           

7

+

 

+

     

8

+

+

+

+

   

9

   

+

     

10

+

 

+

     

11

+

+

   

+

+

12

+

     

+

+

13

 

+

+

+

   

14

+

 

+

 

+

+

15

 

+

 

+

   

16

 

+

+

+

   

17

 

+

+

     

18

     

+

 

+

19

   

+

+

   

20

   

+

+

 

+

21

           

22

           

23

           

Всего:

6

7

14

10

3

5

Итого:

26%

30,4%

60,9%

49,5%

13%

21,7%


 

Данные таблицы 2 показали, что чаще всего встречаются  следующие речевые ошибки:

  • неудачный подбор антонима;
  • ошибки в подборе многозначных слов;
  • неразличение оттенков значений синонимов.

Речевые ошибки, достаточно часто встречающиеся  в работах учеников экспериментального и контрольного классов наиболее полно отражает таблица 3.

   Таблица №3

п/п

Виды ошибок

Количество  ошибок, допущенных учащимися

Экспериментальный класс

Контрольный класс

1

Неудачный подбор антонима

11

14

2

Нарушение сочетаемости слов

6

6

3

Подбор многозначных слов

9

10

4

Неразличение  оттенков значений синонимов

3

7

Всего:

29

37


 

Таким образом, констатирующий эксперимент выявил типичные речевые ошибки в работах  учащихся, показал, что на начало экспериментальной  работы контрольный и экспериментальный  классы не имеют существенных различий.

Вывод: уровень сформированности речевых навыков является невысоким, поэтому необходимо проводить специальную работу в этом направлении, выполнять особую систему упражнений, предупреждающую подобный вид ошибок в работах учащихся.

3.2 Обучающий  эксперимент

    Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил выделить задания, которые вызывали трудности при их выполнении. Учащимися недостаточно уверенно выполнялись такие задания, которые были связанны с подбором антонимов и синонимов к слову, поиском многозначных слов. Выполнение их сопровождалось постоянными вопросами учащихся, что свидетельствовало о непрочности знаний по данному разделу языка. В них допущено наибольшее число ошибок. Данный факт позволил определить содержание упражнений по предупреждению речевых ошибок и разработать в соответствие с этим систему упражнений.

Главный вопрос при создании системы заключался в определении оптимальной последовательности упражнений. Как расположить их, чтобы обучение было эффективным?

На мой взгляд, последовательность заданий должна удовлетворять следующему принципу: задания располагаются по нарастающей сложности и с расширением объема информации (от простого к сложному). Они должны быть разнообразными с точки зрения деятельности учащихся.

За основу при составлении нашей системы упражнений мы взяли классификацию упражнений, разработанную проф. Г. Н. Приступой ( при описании классификации к каждому виду мы будем приводить примеры, взятые из нашей системы). В ней он выделяет следующие виды упражнений:

1.Пропедевтические, подготовительные упражнения.

Цель этих упражнений - обеспечить учащимся первичное восприятие слова, а именно: дать семантическое  определение слову, соотнося его  с внеязыковой реалией, т. е. с  предметом или явлением действительности.

Примеры упражнений:

  • Что означают употребляемые в этом в стихотворении слова язычок, глазок, горлышко, ножка? Какие ещё значения имеют эти слова? Итак, слова, которые имеют не одно, а несколько значений называются многозначными.
  • Какие слова называют синонимами? Вспомните, какие примеры приводили Незнайка и его друзья.
  • Зачем нужен был лисице гребешок? Какие значения имеет слово гребешок? Чем похожи гребешок для расчёсывания на гребешок петуха?

2.Иллюстративные  упражнения.

Цель их - продемонстрировать учащимся образцы употребления слова. Вставляя новое слово в предложение, повторяя вслух или записывая образцы словосочетаний и предложений, ребенок усваивает значение слова в данном конкретном контексте, овладевает его сочетаемостью (синтагматическими связями этой лексической единицы), одновременно постигая грамматику слова.

Примеры упражнений:

  • Рассмотрите таблицу "Найди друзей". На ней два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого. Пять первых пар запишите в тетрадях.
  • Выпишите из рассказа Л. Толстого "Лебеди" два предложения, в которых есть антонимы. (Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли; Они летели день и ночь.)
  • Какие значения есть у слова баранка? Почему шофёр не мог съесть баранку? Что общего у баранки (руля автомобиля) и баранки (колечка, испеченного из теста)?

3.Основные, закрепительные  упражнения.

В результате этих упражнений дети овладевают парадигматическими связями слов, у учащихся вырабатываются умения подбирать к слову синонимы, антоним, находить их в речи или тексте; ребенок усваивает структурно-семантические связи слов.

Примеры упражнений:

  • Отгадайте загадку и выпишите из нее антонимы.

 

"Бывает он  в холод, бывает он в зной,

Бывает он добрый, бывает он злой.

В открытые окна нежданно влетит,

То что-то прошепчет, то вдруг загудит.

Притихнет, умчится, примчится опять,

То вздумает по морю волны гонять".

 

  • Можно ли заменить в этом случае слово твердый синонимами? Замените близкими по значению прилагательными слова: твердое (яблоко), твердое (мясо), твердые (знания).
  • Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: по какому признаку хвост зайца и лисы охотники называют цветком и трубой?

4.Повторительно-обобщающие  упражнения.

Их цель - обеспечить усвоение многозначности слова, его  закрепление не только в пассивном  словаре, но и введение слова в активный лексический запас школьников. К упражнениям этого типа относится, например, подбор учащимися собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова; составление (сначала устно, затем письменно) собственных предложений; подбор слов по теме, объединение слов в лексико-семантические группы, упражнения на и многозначность и т. п.

Примеры упражнений:

  • Что означает выражение молоко убежало? Какими словами можно заменить слово бежит в предложениях:1) Бежит время; 2) Бежит ручей; 3) Зерно бежит из комбайна в машину?
  • В стихотворении, которое вы услышите, надо не только найти синонимы, а к некоторым словам его (они будут указаны) подобрать новые.

5.Творческие  упражнения.

Цель таких  упражнений - научить пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дать возможность ребенку высказаться по предложенной теме (как устно, так и письменно), употребив изученную лексику в собственной речи, и на практике продемонстрировать усвоение ее лексических и грамматических свойств.

Примеры упражнений:

  • Какие значения имеет слово точка из первого стихотворения и слово перемена из второго? Составьте по два предложения с каждым словом так, чтобы каждый раз у них было новое значение.
  • Послушайте следующий рассказ и попытайтесь закончить его так, чтобы всё завершилось в нём благополучно.

 

3.3 Контрольный  эксперимент

 

В ходе проведения эксперимента были выявлены типичные речевые ошибки. Для предупреждения подобного рода ошибок была разработана  особая система упражнений, которая  в дальнейшем выполнялась учащимися экспериментального класса. По истечении определенного промежутка времени был проведен контрольный эксперимент, отличающийся от предыдущего лишь дидактическим материалом. Тест №2 содержал следующие задания:

Информация о работе Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе