Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:34, курсовая работа
Цель: рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;
рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной школе с точки зрения состояния проблемы;
разработать систему упражнений с использованием эффективной формы внеклассной работы по предупреждению речевых ошибок у младших школьников;
провести исследование и сделать анализ полученных результатов.
Введение
Глава I. Теоретические основы избранной проблемы
1.1 Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса
1.2 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
1.3 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку
Выводы по главе I
Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса
2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
2.2 Организация внеклассной работы по русскому языку
2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку
2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
Выводы по главе II
Глава III. Опытно- экспериментальные работы по
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Обучающий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Выводы по главе III
Заключение
Литература
Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.
Глава III. Данные педагогических экспериментов
3.1 Констатирующий эксперимент
Исследование проводилось в сельской школе Карасукского района, Новосибирской области в 3"А" и 3"Б" классах. Задача констатирующего эксперимента: выявить типичные речевые ошибки в работах учащихся. Для решения данной задачи было определено два класса - экспериментальный и контрольный. Экспериментальным классом являлся 3"Б" класс. В эксперименте принимало участие 16 человек. Как показал анализ школьной документации, неуспевающих учеников в классе нет, но уровень успеваемости различный. В ходе наблюдения было выявлено, что характер эмоционального климата в классе бодрый. Отношение к предмету "Русский язык" у большинства учащихся положительное. Контрольным классом являлся 3"А" класс. В эксперименте принимало участие 23 человека. Как показали наблюдения и анализ школьной документации, по уровню успеваемости все ученики различаются между собой, но неуспевающих в классе нет. Характер общего эмоционального климата в классе бодрый, жизнерадостный. К предмету "Русский язык" отношение у большинства школьников положительное.
Констатирующий эксперимент включал в себя написание учениками теста, который содержал следующие задания:
1. Прочитай словосочетания. Вставь подходящие по смыслу слова.
!) верный товарищ;
а) резиновый …
б) тяжелый …
в) горячая …
г) колючий …
д) солнечный …
е) яблочный …
ж) спелая …
2. В предложенном
списке слов найдите многозначн
!) дворник – дворник (человек), дворник (приспособление для очистки лобового стекла у автомобиля).
а) книга - …
б) банка - …
в) нос - …
г) ручка - …
3. Соедини слова-синонимы:
а) кавалерия 1) команда
б) страж 2) конница
в) приказ 3) боязнь
г) корабль 4) выдумка
д) затея 5) судно
4. Подбери антонимы к словам:
успех - …щедрый - …
жар - …поднять - …
война - …купить - …
умный - …уходить - …
5. В каких
ситуациях мы употребляем
Таблица №1
Экспериментальный класс | ||||||
Испытуемый № |
Виды ошибок | |||||
Нарушение сочетаемости слов |
Неразлич. Оттенков зн. синонимов |
Неудачный подбор антонима |
Ошибки в подборе многозн. слов |
Смешение видо-врем. ф. гл. |
Некоррект. Использов. местоимений | |
1 |
+ |
+ |
||||
2 |
+ |
|||||
3 |
||||||
4 |
+ |
+ |
||||
5 |
+ |
+ |
||||
6 |
||||||
7 |
+ |
+ |
||||
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
9 |
+ |
+ |
||||
10 |
+ |
+ |
+ |
|||
11 |
+ |
+ |
+ | |||
12 |
+ |
+ | ||||
13 |
+ |
+ |
+ |
|||
14 |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
15 |
+ |
|||||
16 |
+ |
+ |
+ |
|||
Всего: |
6 |
3 |
11 |
9 |
2 |
4 |
Итого: |
37,5% |
18,8% |
68,8% |
56,3% |
12,5% |
25% |
Данные таблицы 1 показали, что чаще всего встречаются следующие речевые ошибки:
В таблице 2 представлены речевые ошибки, допущенные учениками контрольного класса:
Таблица №2
Контрольный класс | ||||||
Испытуемый № |
Виды ошибок | |||||
Нарушение сочетаемости слов |
Неразлич. Оттенков зн. синонимов |
Неудачный подбор антонима |
Ошибки в подборе многозн. слов |
Смешение видо-врем. ф. гл. |
Некоррект. Использов. местоимений | |
1 |
+ |
+ |
||||
2 |
+ |
|||||
3 |
||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
|||
5 |
+ |
+ |
||||
6 |
||||||
7 |
+ |
+ |
||||
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
9 |
+ |
|||||
10 |
+ |
+ |
||||
11 |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
12 |
+ |
+ |
+ | |||
13 |
+ |
+ |
+ |
|||
14 |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
15 |
+ |
+ |
||||
16 |
+ |
+ |
+ |
|||
17 |
+ |
+ |
||||
18 |
+ |
+ | ||||
19 |
+ |
+ |
||||
20 |
+ |
+ |
+ | |||
21 |
||||||
22 |
||||||
23 |
||||||
Всего: |
6 |
7 |
14 |
10 |
3 |
5 |
Итого: |
26% |
30,4% |
60,9% |
49,5% |
13% |
21,7% |
Данные таблицы 2 показали, что чаще всего встречаются следующие речевые ошибки:
Речевые ошибки, достаточно часто встречающиеся в работах учеников экспериментального и контрольного классов наиболее полно отражает таблица 3.
Таблица №3
№ п/п |
Виды ошибок |
Количество ошибок, допущенных учащимися | |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс | ||
1 |
Неудачный подбор антонима |
11 |
14 |
2 |
Нарушение сочетаемости слов |
6 |
6 |
3 |
Подбор многозначных слов |
9 |
10 |
4 |
Неразличение оттенков значений синонимов |
3 |
7 |
Всего: |
29 |
37 |
Таким образом,
констатирующий эксперимент выявил
типичные речевые ошибки в работах
учащихся, показал, что на начало экспериментальной
работы контрольный и
Вывод: уровень сформированности речевых навыков является невысоким, поэтому необходимо проводить специальную работу в этом направлении, выполнять особую систему упражнений, предупреждающую подобный вид ошибок в работах учащихся.
3.2 Обучающий эксперимент
Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил выделить задания, которые вызывали трудности при их выполнении. Учащимися недостаточно уверенно выполнялись такие задания, которые были связанны с подбором антонимов и синонимов к слову, поиском многозначных слов. Выполнение их сопровождалось постоянными вопросами учащихся, что свидетельствовало о непрочности знаний по данному разделу языка. В них допущено наибольшее число ошибок. Данный факт позволил определить содержание упражнений по предупреждению речевых ошибок и разработать в соответствие с этим систему упражнений.
Главный вопрос
при создании системы заключался
в определении оптимальной
На мой взгляд, последовательность заданий должна удовлетворять следующему принципу: задания располагаются по нарастающей сложности и с расширением объема информации (от простого к сложному). Они должны быть разнообразными с точки зрения деятельности учащихся.
За основу при составлении нашей системы упражнений мы взяли классификацию упражнений, разработанную проф. Г. Н. Приступой ( при описании классификации к каждому виду мы будем приводить примеры, взятые из нашей системы). В ней он выделяет следующие виды упражнений:
1.Пропедевтические, подготовительные упражнения.
Цель этих упражнений - обеспечить учащимся первичное восприятие слова, а именно: дать семантическое определение слову, соотнося его с внеязыковой реалией, т. е. с предметом или явлением действительности.
Примеры упражнений:
2.Иллюстративные упражнения.
Цель их - продемонстрировать учащимся образцы употребления слова. Вставляя новое слово в предложение, повторяя вслух или записывая образцы словосочетаний и предложений, ребенок усваивает значение слова в данном конкретном контексте, овладевает его сочетаемостью (синтагматическими связями этой лексической единицы), одновременно постигая грамматику слова.
Примеры упражнений:
3.Основные, закрепительные упражнения.
В результате этих упражнений дети овладевают парадигматическими связями слов, у учащихся вырабатываются умения подбирать к слову синонимы, антоним, находить их в речи или тексте; ребенок усваивает структурно-семантические связи слов.
Примеры упражнений:
"Бывает он в холод, бывает он в зной,
Бывает он добрый, бывает он злой.
В открытые окна нежданно влетит,
То что-то прошепчет, то вдруг загудит.
Притихнет, умчится, примчится опять,
То вздумает по морю волны гонять".
4.Повторительно-обобщающие упражнения.
Их цель - обеспечить усвоение многозначности слова, его закрепление не только в пассивном словаре, но и введение слова в активный лексический запас школьников. К упражнениям этого типа относится, например, подбор учащимися собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова; составление (сначала устно, затем письменно) собственных предложений; подбор слов по теме, объединение слов в лексико-семантические группы, упражнения на и многозначность и т. п.
Примеры упражнений:
5.Творческие упражнения.
Цель таких упражнений - научить пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дать возможность ребенку высказаться по предложенной теме (как устно, так и письменно), употребив изученную лексику в собственной речи, и на практике продемонстрировать усвоение ее лексических и грамматических свойств.
Примеры упражнений:
3.3 Контрольный эксперимент
В ходе проведения эксперимента были выявлены типичные речевые ошибки. Для предупреждения подобного рода ошибок была разработана особая система упражнений, которая в дальнейшем выполнялась учащимися экспериментального класса. По истечении определенного промежутка времени был проведен контрольный эксперимент, отличающийся от предыдущего лишь дидактическим материалом. Тест №2 содержал следующие задания:
Информация о работе Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе