Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 06:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;
рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной школе с точки зрения состояния проблемы;
разработать систему упражнений с использованием эффективной формы внеклассной работы по предупреждению речевых ошибок у младших школьников;
провести исследование и сделать анализ полученных результатов.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы избранной проблемы
1.1 Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса
1.2 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
1.3 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку
Выводы по главе I
Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса
2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
2.2 Организация внеклассной работы по русскому языку
2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку
2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
Выводы по главе II
Глава III. Опытно- экспериментальные работы по
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Обучающий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Выводы по главе III
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая по русскому.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

1. Прочитай словосочетания. Вставь подходящие по смыслу слова.

!) холодная зима

а) воздушный ...

б) щедрый ...

в) свежий ...

г) старая ...

д) черствый ...

е) закадычный ...

ж) широкая ...

2. В предложенном  списке слов найдите многозначные  слова и укажите все возможные  значения.

!) колокольчик – колокольчик (звонок), колокольчик (цветок).

а) роща - …

б) молния- …

в) кошка - …

г) ушко - …

3. Соедини слова-синонимы:

а) враг           1) бой

б) ловушка   2) западня

в) печаль      3) тоска

г) битва        4) неприятель

д) нападение 5) штурм

4. Подбери антонимы  к словам:

а) острый-…   д) глупый-…

б) ложь-…      е) любить-…

в) рабство-…  ж) падать-…

г) ругать-…    з) полный-…

5. В каких  ситуациях мы употребляем глаголы  написать, описать? Объясни свой  ответ. Составь предложения с  этими словами.

В таблице 4 представлены результаты контрольного теста, выполненного учениками экспериментального класса:

 

Таблица№4

Экспериментальный класс

Испытуемый  №

Виды ошибок

Нарушение сочетаемости слов

Неразлич. Оттенков зн. синонимов

Неудачный подбор антонима

Ошибки в  подборе многозн. слов

Смешение видо-врем. ф. гл.

Некоррект. Использов. местоимений

1

   

+

+

   

2

           

3

           

4

   

+

     

5

           

6

           

7

+

 

+

     

8

+

+

 

+

 

+

9

           

10

+

 

+

     

11

+

         

12

           

13

 

+

+

+

   

14

   

+

   

+

15

           

16

 

+

       

Всего:

4

3

6

3

0

2

Итого:

25%

18,8%

37,5%

18,8%

0%

12,5%


 

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что количество речевых ошибок, допущенных учениками  экспериментального класса, уменьшилось  почти вдвое, а некоторые ошибки (смешение видовременных форм глагола) не были допущены вообще.

В таблице 5 представлены результаты контрольного теста, выполненного учениками контрольного класса:

Таблица №5

Контрольный класс

Испытуемый  №

Виды ошибок

Нарушение сочетаемости слов

Неразлич. Оттенков зн. синонимов

Неудачный подбор антонима

Ошибки в  подборе многозн. слов

Смешение видо-врем. ф. гл.

Некоррект. Использов. местоимений

1

   

+

     

2

   

+

     

3

           

4

   

+

     

5

   

+

     

6

           

7

+

 

+

     

8

+

+

+

+

   

9

           

10

+

 

+

     

11

+

         

12

+

         

13

   

+

+

   

14

+

 

+

   

+

15

+

   

+

   

16

   

+

+

   

17

   

+

     

18

     

+

 

+

19

+

 

+

+

   

20

   

+

+

 

+

21

           

22

           

23

           

Всего:

8

1

13

7

0

3

Итого:

34,7%

4,3%

56,5%

30,4%

0%

13%


 

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что количество ошибок, допущенных учениками контрольного класса, осталось на прежнем уровне. Исключение составляет такой вид речевой ошибки, как смешение видо-временных форм глагола и неразличение оттенков значений синонимов. Анализ результатов показал, что количество учеников, допускающих в своих работах подобную речевую ошибку, значительно уменьшилось.

Таким образом, результаты контрольного теста можно  отразить в таблице 6.

Таблица № 6

п/п

Виды ошибок

Количество  ошибок, допущенных учащимися

Экспериментальный класс

Контрольный класс

1

Неудачный подбор антонима

6

13

2

Нарушение сочетаемости слов

4

8

3

Подбор многозначных слов

3

7

4

Неразличение  оттенков значений синонимов

3

1

Всего:

16

29


 

Выводы по главе III:

Как показывают данные таблицы 6, наибольшую трудность  у детей по-прежнему вызывают следующие ошибки:

  • неудачный подбор антонима;
  • ошибки в подборе многозначных слов;
  • нарушение сочетаемости слов.

Следует отметить, что в экспериментальном классе количество данных ошибок значительно  уменьшилось, что ярко отражено в таблице 7.

Таблица № 7

№ п/п

Виды ошибок

Количество  ошибок, допущенных учащимися

Констатирующий  эксперимент

Контрольный эксперимент

Экспериментальный класс

Контрольный

класс

Экспериментальный класс

Контрольный

класс

1

Неудачный подбор антонимов

11

14

6

13

2

Нарушение сочетаемости слов

6

6

4

8

3

Подбор многозначных слов

9

10

3

7

4

Неразличение  оттенков значений синонимов

3

7

3

1

Всего:

29

37

16

29


 

Таким образом, разработанная нами система упражнений способствует предупреждению и исправлению  речевых ошибок. Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия:

  • систематичность;
  • принцип градуальности.

 

 

Заключение

При организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников, что поможет ему в дальнейшем не только грамотно построить учебно-воспитательный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала.

Учителю также  важно помнить, что организация внеклассной работы в школе опирается на общедидактические и методические принципы. На них необходимо ссылаться всякий раз, когда приходится планировать учебную деятельность с использованием данной формы работы.

Для внеклассных  занятий по русскому языку, как, впрочем, и по другим предметам, не существует какой-либо программы. В зависимости от особенностей своего класса, возможностей школы, даже своих личных склонностей учитель решает, чем он будет заниматься с детьми во внеурочное время. Однако при любом выборе темы работы необходимо учитывать изучаемый на уроках материал и ориентироваться на обязательную учебную программу. Связь классных и внеклассных занятий является необходимым требованием при организации последних.

Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, однако задачи её намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников. Они могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.

Содержание  внеклассной работы должно быть соотнесено с обязательной учебной программой по русскому языку. Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала - теоретического или прикладного.

В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием  форм и видов. В практике известны такие формы внеклассных занятий, как кружки, утренники, часы занимательной  грамматики, уголок русского языка, стенная газета, викторины, различные конкурсы, беседы и т. п. Многие из них активно используются в организации внеурочной работы по русскому языку с младшими школьниками.

При проведении внеклассных занятий учитель  не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие, более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.

Учитывая особенности  психического развития младшего школьника, а также полученные знания в ходе анализа психологической, педагогической и методической литературы, нам удалось  разработать систему обучающих упражнений по развитию речи, в качестве метода обучения в которой была выбрана беседа, являющаяся ведущим и основным методом при обучении детей данной возрастной категории. Выбрана форма работы - беседа по развитию речи, в которую вошли упражнения занимательного характера.

Констатирующий  эксперимент позволил выявить типичные речевые ошибки, которые ученики  допускают в своих работах. Таковыми являются: неудачный подбор антонима; ошибки в подборе многозначных слов; неразличение оттенков значений синонимов.

На основе данных ошибок была разработана система  упражнений, предложенная детям в  процессе экспериментального обучения.

Данная система  включала в себя следующие виды упражнений:

  • пропедевтические, подготовительные, цель этих упражнений - обеспечить учащимся первичное восприятие слова, а именно: дать семантическое определение слову, соотнося его с внеязыковой реалией, т. е. с предметом или явлением действительности;
  • иллюстративные, целью которых является демонстрация учащимся образцов употребления слова. Вставляя новое слово в предложение, повторяя вслух или записывая образцы словосочетаний и предложений, ребенок усваивает значение слова в данном конкретном контексте, овладевает его сочетаемостью (синтагматическими связями этой лексической единицы), одновременно постигая грамматику слова. - основные, закрепительные, целью которых является овладение учащимися парадигматическими связями слов, выработка умения подбирать к слову синонимы, антоним;
  • основные, закрепительные, в результате которых дети овладевают парадигматическими связями слов, у учащихся вырабатываются умения подбирать к слову синонимы, антоним, находить их в речи или тексте; ребенок усваивает структурно-семантические связи слов;
  • повторительно-обобщающие, целью которых является обеспечение усвоения многозначности слова, его закрепления не только в пассивном словаре, но и введения слова в активный лексический запас школьников;
  • творческие, их цель – научить пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дать возможность ребенку высказаться по предложенной теме, употребив изученную лексику в собственной речи, и на практике продемонстрировать усвоение ее лексических и грамматических свойств. Итоговое тестирование показало, что количество речевых ошибок в экспериментальном классе значительно снизилось. В контрольном классе количество ошибок увеличилось в большинстве случаев.

Информация о работе Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе