Управление качеством дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:48, аттестационная работа

Краткое описание

Цель выпускной аттестационной работы – разработать основные направления совершенствования процесса управления качеством дополнительного образования.
Исходя из поставленной цели, основными задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические основы управления качеством дополнительного образования;
- проанализировать процесс управления качеством дополнительного образования в Чувашской Республике на современном этапе;
- выявить основные направления совершенствования процесса управления качеством дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Дипломный проект_на 25.06.2012.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

Своеобразие дополнительного  образования проявляется:

  • в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
  • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
  • в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
  • в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Характерными  особенностями системы дополнительного образования детей города Чебоксары Чувашской Республики являются:

  • внедрение компетентно- ориентированного подхода в образовательный процесс;
  • реализация социальных заказов разных уровней (родителей, организаций, местного сообщества);
  • существенная степень интеграции общего и дополнительного образования;
  • высокая занятость школьников в объединениях дополнительного образования детей.

Сегодня система  дополнительного образования города Чебоксары представлена 9 учреждениями дополнительного образования детей, в том числе 6 специализированных учреждений, реализующих образовательные программы в течение всего учебного года, и 3 учреждения – загородные оздоровительные лагеря, реализующие образовательные программы в течение каникулярного периода. На базе общеобразовательных учреждений функционируют структурные подразделения: центры внешкольной работы, школы искусств, художественные и спортивные школы, а также действуют детские объединения по интересам различной направленности.

Система дополнительного  образования детей города Чебоксары располагает уникальными социально-педагогическими возможностями для развития творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической и другой образовательной деятельности. 

В 2010-2011 учебном  году образовательных учреждениях города Чебоксары функционировали 1522 детских объединения по интересам. Имеют звание «Образцовый» 21 творческий коллектив.

Ежегодно в соответствии с утвержденным административным регламентом  от 31.12.2009 № 320 «Предоставление дополнительного образования» учреждения дополнительного образования города Чебоксары изучают удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг по дополнительному образованию. Основными факторами, влияющими на повышение качества услуги и удовлетворенность населения качеством дополнительного образования детей, являются: грантовая поддержка УДОД, инновационная деятельность, возможность участия детей в конкурсах, научно-практических конференциях, реализация проектов, шаговая доступность УДОД, работа кружков для семейного творчества. В 2011 году удовлетворенность населения качество дополнительного образования составила 89,1% (2010 год – 87,8%).

В детских объединениях по интересам на базе школ в 2011-2012 учебном году  занимаются 23292 обучающихся. В учреждениях дополнительного образования детей -  25806 обучающихся. Уникальность системы находит свое подтверждение в том, что ребенок может посещать по своему желанию 2 и более кружков.

Системой дополнительного  образования, организованной на базе ОУ и УДОД,  охвачено 80% учащихся школ города Чебоксары. В 2011 году в учреждениях дополнительного образования в детских учебных объединениях занимались 16009 человек (2010 год – 16002 человека). В настоящее время в УДОД занимаются 16495 человек. Наблюдается стабильная сохранность контингента воспитанников УДОД. Увеличение количества учащихся, посещающих кружки и секции в учреждениях дополнительного образования детей города Чебоксары, связано с организацией взаимодействия общеобразовательных учреждений  и учреждений дополнительного образования детей: введение ФГОС, интеграция программ общего и дополнительного образования, возможность организации детских учебных объединений педагогами дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений.

Занятия педагогами проводится в группах с количеством от 12 до 25 человек, всего сформировано – 1206 групп.

Возрастной состав воспитанников  учреждений дополнительного образования  детей представлен следующими данными:

- дети в возрасте от 3 до 6,5 лет – 1492 человека;

- дети школьного возраста  до 14 лет – 10476 человек;

- подростки старше 14 лет  – 4540 человек. Благодаря многообразию, разнонаправленности, вариативности предлагаемых  учреждениеми программ, дети выбирают то, что близко их природе, отвечает их потребностям и удовлетворяет их многообразные интересы. Прием в детские объединения осуществляется на добровольном желании детей в разновозрастные группы и на договорной основе с образовательным учреждением.

В учреждениях дополнительного  образования детей реализуется 330 образовательных программы, в том числе:

- срок реализации до 1 года – 41;

- срок реализации до 3 лет – 164;

 - срок реализации свыше 3 лет – 125.

Благодаря многообразию, разнонаправленности, вариативности предлагаемых  учреждением  программ, дети выбирают то, что близко их природе, отвечает их потребностям и удовлетворяет их многообразные интересы. Прием в детские объединения осуществляется на добровольном желании детей в разновозрастные группы.

Педагогами дополнительного  образования детей города Чебоксары реализуется 29 авторских образовательных программ.

Профессионализм творческих коллективов отмечен высокими наградами  на международных, межрегиональных, республиканских  и городских конкурсах. Звание «Образцовый  коллектив» имеют 28 объединений.

Учреждения  дополнительного образования детей  являются активными участниками  конкурсов среди учреждений дополнительного  образования детей:

- победителями конкурса Президента Чувашской Республики среди учреждений дополнительного образования, внедряющих инновационные образовательные программы с получением гранта  200,0 тыс. руб. стали: МАОУДОД «ДД(Ю)Т» города Чебоксары, МБОУДОД «ЦДТ» города Чебоксары, МБОУДОД «ЦРТДиЮ «Росток» города Чебоксары, МБОУДОД «ДДТ» города Чебоксары, МБОУДОД «СЮТ» города Чебоксары;

- муниципальный  конкурс «Столичное образование» - МАОУДОД «ДД(Ю)Т» города Чебоксары ,  МБОУДОД «ЦДТ» города Чебоксары,  МБОУДОД «ДДТ» города Чебоксары, МБОУДОД «СЮТ» города Чебоксары;

- муниципальный  конкурс «Общественное признание»: МБОУДОД «ЦДТ» города Чебоксары,  МБОУДОД «ЦРТДиЮ «Росток» города  Чебоксары;

- 4 ребенка МБОУДОД  «ЦРДЮиТ «Росток» города Чебоксары  включены в книгу «Одаренные  дети России»

 В октябре 2011 года МАОУ «Дворец  детского (юношеского) творчества» города Чебоксары исполнилось 75-лет. К этой дате образовательное учреждение  подошел со значительными успехами. Деятельность Дворца творчества в преддверии юбилея заслужила положительную оценку Главы администрации города Чебоксары Л.И. Черкесова, министра образования и молодежной политики Чувашской Республики В.Н. Иванова. По результатам деятельности Дворец внесен в Федеральный реестр «Всероссийская Книга Почета».

Ежегодно в  учреждениях дополнительного образования детей растет количество победителей международных, всероссийских, межрегиональных конкурсов. В 2010 – 2011 учебном году более 1500 воспитанников 100 воспитанников отмечены высокими наградами, из них более 100 человек имеют награды на международных и всероссийских конкурсах.

В учреждениях  дополнительного образования детей  работают – 391 педагог, из их числа 130 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 95 педагогов - первую категорию. Достаточное  количество педагогов имеют вторую квалификационную категорию.

Большое внимание в учреждениях дополнительного  образования детей уделяется  развитию творческих и познавательных интересов у детей дошкольного  возраста. Детям дошкольного возраста, не посещающим, дошкольные образовательные учреждения,  предоставляется возможность получить дошкольную образовательную услугу в ППМС «Развитие», ЦДТ, ЦРТДиЮ «Росток», ДДЮТ. Всего в группах раннего развития в 2011 году занимались – 864 ребенка (2010 год – 765 человек), в 2012 году услуги дошкольного образования получают 1018 человек.

В настоящее  время современное общество стоит  на пороге внедрения в образовательный  процесс новых федеральных государственных  образовательных стандартов. В связи  с этим необходимо по-другому взглянуть  на систему дополнительного образования. И в рамках этого составляющую общего образования, а педагогов дополнительного образования как неких помощников в этой системе.

В федеральных  государственных образовательных  стандартах нового поколения предлагается новая структура базисного учебного (образовательного) плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. Соотношение частей основной образовательной программы с выделением инвариантной и вариативной частей позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях города Чебоксары в рамках ФГОС осуществляется через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно-полезную деятельность, реализацию широкого спектра образовательных программ.  Школами  используются ресурсы учреждений дополнительного образования. В период каникул используются возможности профильных лагерей, тематических смен, летних школ, созданных на базе учреждений общего и дополнительного образования. Занятия по программам дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях  могут проводиться педагогами учреждений дополнительного образования, учителями данного учреждения при наличии лицензии и разработанной программы.

Учреждениями  дополнительного образования детей  города Чебоксары на перспективу  развития на 2012-2013 учебный год  ставят следующие задачи:

  • разработка и реализация системы мер по обеспечению содержательной, финансовой доступности дополнительного образования для всех категорий детей города;
  • модернизация сети учреждений дополнительного образования детей с учетом обеспечения охвата различных групп детей с определенными образовательными потребностями (дети с ограниченными возможностями здоровья и др.);
  • формирование устойчивой мотивации к занятиям творчеством, сознательному выбору будущей профессии;
  • создание условий для свободного выбора каждым ребёнком направления и вида деятельности, профиля программы и времени её освоения, педагога;
  • развитие дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений;
  • открытие и функционирование городских экспериментальных площадок по отработке вариативных моделей развития учреждений дополнительного образования  детей;
  • организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования со школами, учреждениями спорта, культуры и искусства, науки, учреждениями профессионального образования, предприятиями и учреждениями.

Дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы. Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать особенности работы друг друга, понимать ее специфику, сложности и преимущества. Тесное сотрудничество должны характеризовать развитие личности ребенка, его становления и социализации. Необходимо продумать механизмы взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования на современном уровне. В учреждениях дополнительного образования детей города Чебоксары накоплен опыт интеграции основного и дополнительного образования детей, дающий положительные результаты.

Именно дополнительное образование даёт каждому ребёнку  возможность реализовать и утвердить  себя, пережить чувство успеха, полезности, уверенности в собственных силах.

 

2.2 Оценка деятельности МБВ(С)ОУ «ЦО №1» в сфере дополнительного образования

Дополнительное образование  детей —   целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, реализующих  потребность детей и подростков в познании и творчестве.

МБВ(С)ОУ «ЦО №1», структурное подразделения  дополнительного образования и  общеобразовательные учреждения решают  задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 14 до 18 лет. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна  быстро и точно  реагировать на образовательный запрос семьи,  решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя  организовать содержательный досуг.  
            По  содержанию дополнительное образование детей представляет собой  разнообразные направления, охватывая  различные сферы окружающего нас  мира.  Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.  Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них являются:

  • Обучение грумеров
  • Рекламный дизайн
  • Основы автослесарного дела
  • Секретарское дело
  • Основы правоведения
  • Экономика
  • WEВ дизайн
  • Логистика

Информация о работе Управление качеством дополнительного образования