Управление качеством дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:48, аттестационная работа

Краткое описание

Цель выпускной аттестационной работы – разработать основные направления совершенствования процесса управления качеством дополнительного образования.
Исходя из поставленной цели, основными задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические основы управления качеством дополнительного образования;
- проанализировать процесс управления качеством дополнительного образования в Чувашской Республике на современном этапе;
- выявить основные направления совершенствования процесса управления качеством дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Дипломный проект_на 25.06.2012.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

 

Введение

Современная система  российского образования, в том  числе общего, представлена учреждениями различных типов, видов и форм собственности, которые можно рассматривать  как открытые динамические системы. Модернизация образования на разных уровнях имела целью разработку условий и механизмов выхода образования на новое качество. Более того, «качество становится символом тех изменений, которые дают ориентиры к стратегии выживания человечества» (А.И. Субетто). В такой ситуации очевидно и объяснимо требование государственной образовательной политики с одной стороны - к прогрессивному развитию, то есть изменению, с другой стороны — к сохранению стабильного состояния и качественного уровня всей системы образования.

Важнейшие документы, отражающие государственную образовательную политику, такие как Федеральный закон «Об образовании»,  который ввел новые нормы взаимоотношений образовательных учреждений, государства и общества в форме последовательных процедур регламентации деятельности учреждений образования: лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации, Федеральная целевая программа развития образования, подчеркивают необходимость обеспечения высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Особую остроту проблема качества дополнительного образования приобрела на региональном и муниципальном уровнях. Именно здесь фокусируются заказ государства, запросы общества, интересы конкретных территорий и образовательные потребности личности. Вместе с тем, содержательные и структурные изменения в системе образования потребовали серьезного обновления и механизма управления, в том числе управления качеством образования. Успешное совершенствование системы общего образования региона невозможно без постоянного совершенствования системы управления его качеством, что определяет устойчивое и прогрессивное развитие, возможность привлекать интеллектуальные и материальные ресурсы.

Сегодня ведущей идеей теории и методологии качества образования выступает положение о том, что в современной модели устойчивого развития человечества опережающее развитие качества жизни человека, качества образовательных систем и качества общественного интеллекта становится обязательной нормой.

Вопросы управления качеством  образования рассматриваются в  трудах таких ученых как  А.И. Субетто, М.М. Поташник, Е.Я. Ямбург, Д.Ш. Матрос, С.Е. Шишов и других.

Дополнительное образование  детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.  Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Дополнительное образование  детей — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, реализующих потребность детей и подростков в познании и творчестве.

Учреждения дополнительного  образования решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет.

Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.

По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них являются:

  • художественно-эстетическое;
  • научно-техническое;
  • спортивно-техническое;
  • эколого-биологическое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • социально-педагогическое;
  • культурологическое;
  • экономико-правовое.

Реализуя задачи дополнительного  образования, школа пытается разрешить  существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный  стандарт, а с другой — создавать  условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение.

Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно  по самой своей сути является личностно  ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения.

Цель выпускной аттестационной работы – разработать основные направления совершенствования процесса управления качеством дополнительного образования.

Исходя из поставленной цели, основными задачами работы являются:

- рассмотреть теоретические  основы управления качеством дополнительного образования;

- проанализировать процесс управления качеством дополнительного образования в Чувашской Республике на современном этапе;

- выявить основные  направления совершенствования  процесса управления качеством дополнительного образования.

 

Глава I .  Теоретические и правовые основы управления качеством дополнительного образования

1.1  Понятие «качество образования»

Качество – важнейший  фактор устойчивого развития национальной экономики, ее интеграции в мировое  хозяйство. Создание эффективных систем качества, ориентированных на внедрение современных технологий и методов менеджмента, является залогом устойчивого положения организации на рынке на рынке товаров и услуг. Как свидетельствуют результаты исследований международных экономических институтов, для глобального рынка, интеграция в который является одной из главных задач развития отечественной экономики, в XXI веке приоритетным фактором в конкурентоспособности продукции будет оставаться качество. Всеобщее повышение качества товаров и услуг должно стать национальной идеей.

Идея качества и управления качеством образования является одной из актуальных на современном этапе развития и для российской школы. Позитивная составляющая данного подхода заключается в том, что при его реализации сохраняется как преемственность российских традиций образования, так и расширяется набор позиций в наибольшей степени отвечающим современным потребностям общества и стандартам. Под качеством образования понимается его соответствие имеющимся требованиям, нормам и стандартам, потребностям общества и производства.

Управление качеством  в общеобразовательном учреждении затрагивает все составляющие ее структуры: целевую, функциональную, технологическую, организационную, информационную, нормативную  и критериальную. В условиях школы  управление качеством образования может идти по двум «контурам»: управление качеством образовательно-воспитательного процесса и управление его развитием. Общая цель управления качеством в школе - достижение более высокого качества преподавательского состава, учебных планов и программ, качества преподавания, обучающих методик, педагогического контроля. Для этого необходимо иметь надежные и информативные показатели качества, механизмы экспертного оценивания, систему мониторинга качества, оценочные шкалы и эталоны.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года под новым качеством общего образования понимает:

  • соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой; это предполагает ориентацию на развитие у учащихся способности к самостоятельному решению проблем на основе использования освоенного социального опыта;
  • соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности содержания образования и уровня востребованности обществом результатов школьного образования;
  • соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Качество образования  в последнее время активно  изучается российскими учеными.

М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос и другие авторы практико-ориентированной  монографии «Управление качеством  образования» провели глубокий анализ понятия «качество образования».

Во-первых, они рассматривают  образование в широком смысле. По их мнению, оно включает в себя обучение, воспитание и развитие (и не только).

Во-вторых, они представляют качество образования как соотношение  цели и результатов, как меру достижения целей притом, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом требование операционального формулирования результата является обязательным, при невыполнении его качество образования просто невозможно определить.

В-третьих, качество образования  определяется не только соответствием  количества и качества знаний детей  Государственному образовательному стандарту, но и качеством личности, духовного, гражданского развития подрастающих поколений. И именно в этом его главная общественная ценность.

Подход М.М. Поташника  и его коллег имеет особое значение для понимания сущности дополнительного  образования детей, так как они  делают акцент на социальной, общественной значимости образования, не сводят качество образования только к стандарту, центральной фигурой концепции качества делают личность ребёнка, рассматриваемую как целостное явление, которое нельзя разделить на части. Более того, в этом подходе хорошо просматривается системный взгляд на образовательную деятельность: в качественном образовании цели должны быть операциональны, то есть, реальны, достижимы, измеримы, а содержание и результаты образования соответствовать цели.  

По мнению других ученых, исследующих проблему качества образования, С.Е. Шишова, качество образования – это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и в формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Для нас представляет интерес в этом подходе акцент на социальный заказ общества и соотнесение  качества образования с удовлетворением  этого заказа. Кроме того, ученые определяют качество образования совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения. Они рассматривают учреждение как систему и определяют зависимость качества от содержания образования, форм и методов обучения, материально-технической базы, кадрового состава и других элементов системы деятельности учреждения.

 

1.2  Современные подходы к оценке качества образования

Регламент функционирования республиканской системы оценки качества образования в Чувашской Республике определяет разделение полномочий организационных структур, порядок их взаимодействия, процедуры проведения мероприятий по оценке качества образования в республике.

Регламент разработан в  соответствии с Положением о республиканской  системе оценки качества образования в Чувашской Республике, утвержденным приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 01.11.07 г. № 1174.

Регламент, а также  дополнения и изменения к нему утверждаются Министерством образования  и молодежной политики Чувашской Республики.

Процедуры проведения оценки качества образования осуществляются в соответствии с:

- Законом Российской Федерации «Об образовании»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.05.1998 № 1327 «Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений»;

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 № 1908 «»Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.12.1999 № 1075 «Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;

Информация о работе Управление качеством дополнительного образования