Управление качеством дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:48, аттестационная работа

Краткое описание

Цель выпускной аттестационной работы – разработать основные направления совершенствования процесса управления качеством дополнительного образования.
Исходя из поставленной цели, основными задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические основы управления качеством дополнительного образования;
- проанализировать процесс управления качеством дополнительного образования в Чувашской Республике на современном этапе;
- выявить основные направления совершенствования процесса управления качеством дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Дипломный проект_на 25.06.2012.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

- Законом Чувашской Республики «Об образовании»;

- постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2007 № 217 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики»

- приказами Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики;

- иными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики.

Основными процедурами  оценки качества общего образования  являются:

· единый государственный  экзамен (ЕГЭ) в общеобразовательных  учреждениях;

· государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, осуществляемая муниципальными экзаменационными комиссиями в новой форме;

· государственная (итоговая) аттестация выпускников учреждений начального и среднего профессионального  образования,

· мониторинговые исследования качества образования обучающихся в образовательных учреждениях;

· мониторинговые исследования функциональной грамотности учащихся общеобразовательных учреждений;

· мониторинг здоровья обучающихся  и воспитанников в образовательных  учреждениях;

· оценка результатов деятельности системы образования и условий осуществления образовательной деятельности;

· аттестация педагогических и руководящих работников образовательных  учреждений;

· лицензирование и государственная  аккредитация образовательных учреждений;

· обеспечение системы управления образованием различных уровней аналитической информацией и вариантами управленческих решений;

· информирование внешних  пользователей информацией о  состоянии и развитии образования  в республике и муниципальных  образованиях;

· социологические опросы участников образовательного процесса;

· контроль и надзор за соблюдением законодательства;

Оценка качества образования  осуществляется в республике на основе утвержденной системы ключевых индикаторов, характеризующих основные элементы качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса).

Показатели и индикаторы, используемые в системе оценки качества образования, должны отвечать следующим  требованиям:

- согласованность с общероссийской системой оценки качества образования;

- целесообразность и использование их для принятия управленческих решений, в процедурах аттестации и аккредитации;

- актуальность, соответствие приоритетным направлениям развития образования;

- возможность количественного измерения;

- однозначность интерпретации значений показателей.

Министерство образования  и молодежной политики Чувашской  Республики:

- определяет политику в сфере оценки качества образования на территории республики;

- издает нормативные правовые акты, определяющие процедуры проведения оценки качества образования, показатели и индикаторы качества образования, исполнителей работ и формы представления информации в рамках республиканской системы оценки качества образования;

- координирует деятельность структур, связанных с оценкой качества образования в республике;

- принимает решения по реорганизации и совершенствованию республиканской системы оценки качества образования и управлению качеством образования в республике;

- организует и проводит лицензирование образовательных учреждений на территории республики, кроме федеральных;

- организует и проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений образования на территории республики, кроме федеральных;

- организует проведение единого государственного экзамена;

- организует проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, осуществляемой муниципальными экзаменационными комиссиями в новой форме;

- организует проведение аттестации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, кроме федеральных;

· информирует внешних  пользователей о развитии образования  в республике и муниципальных  образованиях;

· осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства.

Чувашский республиканский  институт образования:

- осуществляет научно-методическое обеспечение оценки качества образования в республике;

- проводит мониторинговые исследования качества образования обучающихся в образовательных учреждениях;

- проводит мониторинговые исследования функциональной грамотности учащихся общеобразовательных учреждений;

- организует социологические опросы участников образовательного процесса;

- осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области оценки качества образования;

- обеспечивает информационное обеспечение функционирования республиканской системы образования;

- обеспечивает систему управления образованием различных уровней аналитической информацией и вариантами управленческих решений;

- организует сбор, хранение, обработки и интерпретации информации о качестве образования в республике;

- осуществляет поддержку регионального банка данных по оценке качества общего образования.

ГУ «Чувашский республиканский  центр новых образовательных  технологий»:

- осуществляет проведение процедур оценивания, инструктивно-методическое обеспечение процедур оценки качества образования;

- осуществляет организационно-методическое сопровождение проведения единого государственного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме;

- осуществляет сбор и анализ данных оценки качества образования;

- проводит мониторинг здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях;

- осуществляет оценку результатов деятельности системы образования и условий осуществления образовательной деятельности;

- обеспечивает систему управления образованием различных уровней аналитической информацией и вариантами управленческих решений;

- готовит информацию о состоянии и развитии образования в республике и муниципальных образованиях для внешних пользователей;

- готовит к публикации материалы о состоянии качества образования в республике.

Муниципальные органы управления образованием:

- организуют проведение необходимых оценочных процедур;

- организуют сбор информации, необходимой для проведения процедур оценки качества образования;

- в пределах своей компетенции обеспечивают проведение единого государственного экзамена;

- организуют работу муниципальных экзаменационных комиссий по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме;

- ежегодно готовят публичный отчет о состоянии и развитии муниципальной системы образования.

Образовательные учреждения:

- предоставляют статистические данные и другую информацию в рамках РСОКО;

- ежегодно готовят публичный отчет образовательного учреждения.

Оценка качества образования  в республике осуществляется в соответствии с республиканскими целевыми программами  развития образования, по заказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, муниципальных органов управления образованием, а также по внешнему заказу.

 Лицензирование образовательной  деятельности и государственная  аккредитация образовательных учреждений  осуществляется на основании  утвержденных регламентов.

Процессы сбора, хранения, обработки информации о качестве образования в республике, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках республиканской системы оценки качества образования устанавливаются Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.

 

 

 

Глава II. Управление качеством дополнительного образования в Чувашской Республике на современном этапе

2.1 Анализ развития дополнительного  образования в г. Чебоксары Чувашской Республики

Дополнительное  образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору.  Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители, а также общество и государство.

Именно система  дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал  любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.

В 2008 году системе дополнительного образования исполнилось 90 лет. За эти годы дополнительное образование неоднократно меняло свое название, но неизменным остается его главное предназначение – развивать инициативу и творчество школьников, организовывать их досуг. Значимость и востребованность дополнительного образования сегодня достаточно высока.

 Учреждения дополнительного образования могут предоставить ребенку, подростку гораздо больший по сравнению со школой спектр деятельности, удовлетворения индивидуально-личностных потребностей, общения, обогащения совершенствования личностного опыта;

во-вторых, в  последнее время всё большим количеством исследователей и педагогов воспитание признается не только как одна из сторон, но и как философия всего образовательного процесса.

В стенах учреждений дополнительного образования детей города Чебоксары выросли сотни талантливых подростков, будущих граждан, определили свою профессию старшеклассники. Творческие педагоги, добрые традиции и инновации сделали наши учреждения дополнительного образования детей любимыми и привлекательными для детей и подростков.

По словам Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, именно учреждения дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способны не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи. В этом заключалась и главная идея принятой не так давно в России концепции национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  Целью деятельности учреждений дополнительного образования детей города Чебоксары является развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах ребенка, общества, государства.

Основными задачами учреждений дополнительного образования выступают:

  • создание  условий  для свободного  выбора  каждым  ребенком  образовательной области (направления и вида деятельности),  профиля    программы и времени ее освоения, педагога;
  • создание различных видов деятельности, удовлетворяющих самым многообразным  интересам, склонностям и потребностям ребенка;
  • определение средств результативности продвижения   ребенка  в  границах  избранной  им дополнительной образовательной программы,  которые  помогли  бы  ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка;
  • обновление содержания и улучшение организации образовательного процесса;
  • развитие и укрепление материально-технической базы;
  • взаимодействие с образовательными учреждениями, учреждениями культуры, спортивными организациями, родителями, социальными партнерами,
  • повышение профессионального мастерства  педагогов и воплощения их творческих инициатив в программно - методической продукции.

Основу дополнительного  образования города Чебоксары составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий творческое удовлетворение, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Информация о работе Управление качеством дополнительного образования