Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:55, контрольная работа
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Введение
Сущность управления качеством труда, работ и услуг
Управление качеством продукции в процессе производства и переработки продукции
Термины, относящиеся к характеристикам
Термины, относящиеся к метрологическому обеспечению качеством
Субъективная полезность в управлении качеством продукции
Заключение
Список литературы
Контрольная работа
Дисциплина: Управление качеством
Содержание
Введение
Сущность управления качеством труда, работ и услуг
Управление качеством продукции в процессе производства и переработки продукции
Термины, относящиеся к характеристикам
Термины, относящиеся к метрологическому обеспечению качеством
Субъективная полезность в управлении качеством продукции
Заключение
Список литературы
Введение
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402 - 94). С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, показатели качества, петля качества. Насыщенность рынка изделиями высокого технического уровня и качественными потребительскими товарами - это главный признак полнокровной, процветающей экономики.
Сегодня в мире применяются различные системы управления качества. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.
Сущность управления качеством труда, работ и услуг
По официальному заявлению Международной организации по стандартизации, с 15 декабря 2000 г. вступила в силу новая версия международных стандартов по управлению качеством МС ИСО серии 9000.
Правила ИСО требуют, чтобы ее стандарты периодически пересматривались. Пересмотр МС ИСО серии 9000 — это наиболее полная переработка стандартов с момента первого издания в 1987 г. В числе основных изменений — следующие[1]:
сокращение числа стандартов до трех (9000, 9001 и 9004);
ориентация на удовлетворенность потребителя, а не на потребности;
непрерывное совершенствование;
более логичная структура документов;
процессный подход к управлению качеством в организации на основе восьми принципов.
Новые стандарты ориентированы на более полное удовлетворение ожиданий потребителей и улучшение их благосостояния, на получение дополнительной прибыли производителями качественных товаров и услуг, а также на получение наибольшей выгоды всеми заинтересованными сторонами (поставщиками, рабочими и служащими организации, акционерами, инвесторами) и обществом в целом. Эти цели достигаются при процессном подходе к управлению качеством производимой продукции или услуг на основе реализации следующих восьми принципов[2].
Принцип 1. Ориентация организации на потребителя, то есть на удовлетворение его потребностей и интересов.
Организация зависит от своих потребителей: заказчиков, покупателей, клиентов. Она должна удовлетворять не только текущие, но и будущие потребности потребителей, т. е. выполнять не только их требования, но и стремиться превзойти их ожидания в отношении качества товара. Кроме того, новые стандарты ориентируют на удовлетворение не только конечного потребителя, а всех заинтересованных сторон (например рабочих, акционеров) и общества в целом.
Принцип 2. Ведущая роль руководства.
Руководители определяют и устанавливают политику, стратегию цели, и тактику, направления развития, а также социальный микроклимат в организации. Они должны создать такую обстановку в коллективе, при которой все работники оказываются вовлеченными в достижение того, что намечено руководителем.
Идеологическая приверженность и практическая причастность руководителей высшего звена управления организацией к достижению сформулированных целей через всеобщее управление качеством — залог успеха и процветания организации.
Принцип 3. Вовлеченность работников.
Вовлеченность персонала в общие дела организации дает возможность полнее использовать способности, интеллект и опыт работников в целях получения максимальной выгоды для организации и пользы для потребителей.
Принцип 4. Процессный подход.
Необходимый результат достигается быстрее и эффективнее, если управление качеством продукции осуществляется через управление процессом производства этой продукции (или оказания услуг). В результате такого — процессного — управления качеством продукции или услуг происходит переход от управления результатами процесса (продукции или услуг) к управлению собственно процессами производства продукции или услуг[3].
Процессный подход при управлении качеством позволяет оперативно воздействовать на качество результата деятельности, в результате, во-первых, ускоряется достижение требуемого качества объекта управления, и, во-вторых, повышается эффективность управленческих решений в отношении постоянного улучшения качества продукции и/или услуг.
Концепция новой версии стандартов ИСО серии 9000:2000 по управлению качеством базируется на необходимости рассмотрения всех бизнес-процессов с точки зрения того, как в процессе производства продукции или оказания услуги происходит увеличение (добавление) их ценности.
Принцип 5. Системный подход к управлению качеством.
Любой процесс состоит из отдельных элементов, частей, операций и представляет собой динамичную систему взаимодействия различных факторов, явлений, подпроцессов. Следовательно, результат сложного процесса зависит от множества частных процессов. Поэтому управление качеством оказывается наиболее эффективным, если оно осуществляется как системное управление процессом достижения необходимого качества.
Принцип 6. Постоянное улучшение.
Непрерывное улучшение качества направлено на своевременное удовлетворение потребностей людей, их ожиданий и интересов. Это обеспечивает запас конкурентоспособности и повышение потребительной стоимости производимого организацией товара, что благоприятно сказывается на экономическом положении как организации-производителя, так и потребителя.
Принцип 7. Принятие управленческих решений, основанных на фактах.
Решения о корректирующих действиях в отношении качества принимаются на основе данных, полученных в результате измерения характеристик процессов и свойств производимой продукции или услуги, а также с учетом данных маркетинговых и иных исследований.
Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Справедливые и взаимовыгодные отношения организации с ее поставщиками создают условия для создания дополнительной ценности производимой продукции, т. е. способствуют повышению ее качества.
Считается, что в организации, где реализованы все указанные выше восемь принципов управления качеством, создается оптимальная система управления, что приводит к повышению результатов деятельности организации в целом по сравнению с результатами усилий по улучшению деятельности в отдельных направлениях[4].
Международные стандарты серии 9000 версии 2000 г. представляют собой отражение и конкретизацию восьми общих принципов управления качеством продукции и услуг. Новые версии МС ИСО 9000:2000 направлены на устранение барьеров в торговле, на повышение рентабельности производителей качественных товаров и на улучшение благосостояния потребителей.
Управление качеством продукции в процессе производства и переработки продукции
Почти все российские предприятия имеют ярко выраженную функциональную структуру управления. Такое управление предприятием с разделением на структурные элементы по функциональному признаку получило название системы Тейлора. Американский ученый и бизнесмен Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915) предложил в 1905 г. свою систему организации и управления, как производством, так и качеством выпускаемой продукции. В основу организации производства положен принцип разделения труда не только по видам деятельности, но и по функциям, выполняемым отдельными работниками или группами людей. Так, на предприятиях появились специализированные производства, цехи, бригады, отделы, службы и другие подразделения. Для повышения качества производственных работ и выпускаемой продукции впервые были введены требования в виде полей допусков по верхнему и нижнему пределу значений параметров изделий. Например, контроль размерной точности изготовляемых деталей машин осуществлялся, в основном, с помощью проходных и непроходных калибров. На предприятиях появились технические контролеры и отделы технического контроля (ОТК). Тейлоровская система организации производства и контроля качества продукции позволяла осуществлять контроль качества по альтернативному принципу (годно — не годно), т. е. отбраковывать дефектную продукцию. Эта система дала возможность выявлять работников, допускающих производство несоответствующей или бракованной продукции, и воздействовать на них путем применения административных и экономических санкций. [5]
По Тейлору, трудовая задача делится на отдельные этапы и операции. Каждый рабочий специализируется на выполнении одной или нескольких подобных и простых операций. Так легче контролировать работников и требовать от них точного выполнения заданий, инструкций, технологий и проще реализовать на практике принцип «произвести как можно больше» продукции, а также получить наибольшую прибыль после продажи продукции. Но теперь экономическая ситуация существенно изменилась. Производится значительно больше разнообразных товаров. Потребитель покупает уже не все, что произведено, а лучшее по качеству, поэтому система Тейлора перестала быть эффективной и прогрессивной. В настоящее время, когда увеличение объема производства перестало непременно увеличивать прибыль предприятия, приходится менять политику и переходить от традиционного «произвести больше», к принципу «максимально удовлетворить потребителя» — клиента, покупателя. Чтобы достичь экономического успеха, предприятиям надо считаться с запросами покупателей — потребителей приобретаемой продукции. Это означает, что необходимо изменять систему организации работ на предприятии и систему управления качеством продукции.
В первой половине ХХ в. на предприятиях повсеместно использовалась организационно-управленческая система Тейлора. По существовавшим тогда условиям экономического развития она была наиболее эффективной и поэтому вне конкуренции.
Система Тейлора сыграла важную роль в повышении производительности труда и качества выпускаемой продукции. Необходимость использования именно такой жесткой, вертикально структуризированной, иерархической системы была вызвана следующими объективными причинами[6]:
Индустриализацией промышленного производства и переходом на массовое производство продукции.
Возможностью существенного увеличения производительности труда и, следовательно, количества выпускаемой продукции благодаря разделению и специализации труда.
Возможностью использования труда малообразованных людей — людей с ограниченной (узкой) специализацией и квалификацией.
Возможностью снижения себестоимости производимой продукции и повышения прибыли предприятия и/или капитала его владельца (собственника) за счет того, что узкоспециализированным исполнителям работ за однотипные и простые операции оплата меньше, чем за многопрофильный и высококвалифицированный труд.
Ф. Тейлор практически ввел известный цикл управления[7]:
план (Plan)
выполнение (Dо)
проверка (Check)
действие (Action),
т. е. цикл PDCA. Планирование — это функция инженеров, выполнение — обязанность рабочего, функцию проверки осуществляет инспектор технического контроля, действия — прерогатива администрации, которая сводилась к наказаниям или к поощрениям рабочих.
В области управления качеством система Тейлора представляет собой индивидуальный контроль и отбраковку деталей или единиц продукции, характеристики свойств которых можно контролировать техническими средствами измерений.
Ф. У. Тейлора считают основоположником научной организации труда и управления качеством изделий. Однако, с позиций современных достижений науки о менеджменте и практики, система Тейлора, даже в усовершенствованном виде, имеет существенные недостатки. Происхождение этих недостатков (несоответствий реалиям современной экономической ситуации) в том, что система Тейлора является функционально-ориентированной и, как следствие, внутренне противоречивой.
Приведем некоторые, широко обсуждаемые в научной литературе, критические замечания в адрес системы Тейлора[8].