Словообразование как вид речевой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:51, диссертация

Краткое описание

Цель исследования – описание словообразовательной системы русского языка с акцентом на активные процессы современного словопроизводства и в контексте психолингвистического подхода.

Задачи исследования:

– изучить основные механизмы словообразования современного русского языка;

– проанализировать активные процессы современного словопроизводства;

– рассмотреть словообразование в психолингвистическом аспекте;

– наметить пути эффективного усвоения словообразовательных моделей в практике обучения русскому языку учащихся академических лицеев в условиях многонационального состава обучающихся.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………3

Глава I. Общая характеристика словообразовательной системы современного русского языка……………………...………………...………13


1.1. Морфемика и словообразование современного русского языка....13


1.2. Основные единицы и способы словообразования в современном русском языке……………………….……………………………………….….28


1.3. Активные процессы современного словопроизводства…………..40
Выводы по I главе...………………………………………...…...…47

Глава II. Психолингвистический подход к словообразованию как виду речевой деятельности………………………………..………………….49

2.1. Психолингвистический аспект теории словообразования русского языка……………………………………………………………………………...49

2.2. Речевая деятельность в психолингвистическом аспекте…………...59

2.3. Причины речевых недочётов и типичных словообразовательных ошибок в речи учащихся и пути их преодоления……………………………..67

Выводы по II главе….…………………………………………...76

Заключение…………………………………………………………....……78

Список использованной литературы…………………...……..……….82

Файлы: 1 файл

диссертация (испр.).doc

— 474.50 Кб (Скачать)

          Первую классификацию  способов русского  словообразования представил академик В.В. Виноградов в работах начала 50-х годов XX века. Он выделил следующие способы морфологического словообразования:

  1. фонетико-морфологический, бессуффиксальный способ,
  2. суффиксальный,
  3. префиксальный,
  4. смешанный, суффиксально – префиксальный,

    а также следующие синтаксические способы – морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-сематический [21, 306].

    Благодаря активному пополнению исследований в области словообразования складывается традиционная классификация способов словообразования в русском языке, представленая, прежде всего, в Русской грамматике-80 [74] и в статье А.Н. Тихонова «Системное устройство русского словообразования» [88].

    Итак, согласно традиционной  классификации  способов словообразования, в современном  русском языке функционируют следующие способы:

  1. Способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу.

    1) Суффиксация. В состав  форманта  входит словообразовательный суффикс, а также (в именных словах) система словообразовательных  аффиксов мотивированного слова. Суффикс может быть материально выраженным или нулевым.

    2) Префиксация. Формантом является префикс.

    3) Постфиксация. Формантом является постфикс.

    Префикс и постфикс присоединяются к целому слову, а не к основе, как суффикс. При префиксации и постфиксации частеречная принадлежность не меняется.

    4) Префиксально – суффиксальный способ. Префиксация в сочетании с суффиксацией, материально выраженной и нулевой.

    5) Префиксально - постфиксальный способ.

    6) Суффиксально – постфиксальный способ.

    7) Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией.

    Четыре  последних способа – смешанные, так как включают несколько формантов.

  1. Способы  образования слов, имеющих более чем одну мотивирующую основу.
  1. Чистое сложение.
    1. . Опорный (последний) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент(ы) представляет собой  чистую основу.
    2. . Сложение производящих основ.
  1. Смешанное сложение – суффиксально сложный способ, или сложение в сочетании с суффиксацией.
  2. Сращение. Этот способ отличается от сложения тем, что слова, образованные этим способом, во всех словных формах по морфемному  составу полностью тождественны словосочетанию, на базе которого они образованы.
  3. Аббревиация – сложение усечённых основ или усечённых и полных основ.

    Данные  способы традиционно выделяются большинством дериватологов.

    Помимо  основных способов русского словообразования, некоторые исследователи приводят дополнительные, менее частотные, так, в РГ – 80 представлены в качестве дополнительных следующие:

    префиксально-сложный,

    префиксально- суффиксально- сложный,

    сращение  в сочетании с  суффиксацией,

    а также упоминается разновидность  аббревиации – усечение производящей основы по аббревиатурному принципу (термин Е.А. Земской) [31].

    Итак, все названные выше способы словообразования  представлены в установившейся традиционной классификации.

    Необходимо  отметить одну особенность русского словообразования, подмеченную А.Н. Тихоновым и Н.Д. Арутюновой. Как  известно, мотивирующие и мотивационные  слова составляют словообразовательные пары, цепочки. Н.Д. Арутюнова отмечает, что «реально словообразовательная цепь не  обязательно включает все промежуточные звенья. Между любыми двумя компонентами ряда легко устанавливаются прямые семантические, а затем и деривационные отношения. Словообразование может  осуществляться  с пропуском любого количества опосредствующих элементов» [9, 14]. А.Н. Тихонов называет такое словообразование «чересступенчатым» [89, 86].

    Часто при образовании имён существительных и прилагательных минуется глагольная ступень:

    купе  – купированный, дифтонг – дифтонгизация.

    Механизмом чересступенчатого образования управляет закон аналогии. Существование в языке определённых типов  словообразования делает возможным создание по их образцу необходимых слов. В современном русском языке типы чересступенчатого  словообразования разнообразны и многочисленны. При рассмотрении  языкового материала мы будем обращать внимание на подобные случаи, а для графического изображения пропущенного звена в словообразовательной цепи будем заключать его в скобки, например:

    дифтонг ® (дифтонгизировать) ® дифтонгизированный.

    Все отмеченные способы характерны для  узуального словообразования.   Но речь и язык меняются, рождаются  новые слова, зачастую  созданное  по своим законам, а не по общепринятым. Вот что говорит об этом Эр. Ханпира: «Если принять, что словообразование (как процесс) происходит лишь в речи, что слова создаются только в речи, то всё словообразование следует разделить на потенциальное и окказиональное» [96, 157].

    В последнее время исследователи  часто обращаются к изучению окказионального словообразования и созданию  окказионализмов.

    Е.А. Земская таким образом охарактеризовала основные тенденции окказионального  словообразования в языке конца ХХ века:

  1. в современном словопроизводстве обнаруживаются те же черты, которые характерны для современного русского языка в целом: рост личностного начала, высокая роль оценочных и квантитативных  значений, активное перемещение  в центральные сферы коммуникации смежной лексики;
  2. свобода от ограничений, расцвет индивидуального словообразования;
  3. особая активность в качестве базовых основ словообразования ключевых слов;
  4. социально ориентированное отсубстантивное  производство имен существительных;
  5. антропоцентрический характер современного  словообразования;
  6. высокая активность именной префиксации;
  7. аббревиация вовлекается в фонд экспрессивной речи;
  8. активное производство отсубстантивных  относительных прилагательных;
  9. глаголы – на третьем месте по частотности словопроизводства (после существительных) [30].

    В грамматических курсах и учебниках по словообразованию сегодня выделяются способы, характерные для узуальной лексики. В РГ-80 описано 15 узуальных способов словообразования и 2 окказиональных [74]. Такое количество способов словообразования не могло полностью охватить лексический пласт, включающий  и окказионализмы. Поэтому значительным шагом в развитии русской дериватологии стала работа  И.С. Улуханова, составившего очень подробную, стройную и логически выверенную классификацию способов словообразования. Он рассматривает 79 узуальных и окказиональных способов словообразования [92].

    Полным  описанием системы способов словообразования (СО) следует считать описание не только существующих в узуальной  лексике видов словообразовательных структур слова, но и выявление всех словообразовательных возможностей  русского языка, которые теоретически предсказуемы, но не  реализованы в узуальной лексике, однако могут быть или уже реализованы окказионально и представляют собой потенциальный источник пополнения узуального словарного состава.

    И.С. Улуханов представил подробную и исчерпывающую классификацию способов СО, охватывающую и узуальную, и неузуальную лексику [92].

    Основное  преимущество этой классификации, на наш взгляд, в том, что она позволяет увидеть большое разнообразие способов СО, иногда использующихся только единожды, а не  подгонять все словообразовательные  модели под сравнительно небольшое количество уже изученных. Традиционные способы отражают частотные деривационные процессы и являются вполне достаточными для узуальной лексики.  Но большинство окказионализмов создаётся по своей внутренней логике, поэтому не укладывается в узкие рамки академических словообразовательных  схем. Наглядное подтверждение этому дал И.С. Улуханов, показавший все потенциальные  возможности и многообразие словообразовательных способов. В его классификации учитывается значение каждой присоединённой или отсечённой морфемы или формы, каждый элемент, отличающий производное от производящего. Считаем, что такое детальное рассмотрение необходимо для глубокого и полного анализа при изучении лексики современного русского языка.

          Однако из всего  многообразия способов словообразования можно выделить, прежде всего те, которые являются в настоящее время наиболее активными звеньями словообразовательных процессов в числе таких, как показал проведённый нами анализ, в современном словопроизводстве являются суффиксация, префиксация и аббревиация.  

    1.3. Активные процессы современного словопроизводства

    Лексика, как известно, самая подвижная  часть любого языка, поскольку именно в ней наиболее ощутимо влияние экстралингвистических факторов, тех изменений, которые происходят в жизни носителей языка (мир слов тесно связан с миром идей), поскольку основная функция слов номинативная и значение слова изменяется вместе с денотатом [113].

    Словарный состав русского литературного языка претерпевает следующие изменения:

    1) происходит интенсивное образование новых слов по продуктивным моделям XIX – XX вв. и по моделям, ставшим продуктивными в XX в.;

    2) активизируется способ образования новых слов, появившийся в системе русского словообразования в конце XIX – начале XX вв., –аббревиация;

    3) словарный состав русского языка пополняется иноязычной лексикой, происходит адаптация заимствований, на их базе создаются новые русские слова;

    4) в связи с процессом демократизации литературного языка активизируется внелитературная лексика и фразеология: просторечная, диалектная, профессиональная, жаргонная – входит в состав нормативной лексики и фразеологии;

    5) под влиянием внутриязыковых процессов и экстралингвистических факторов происходят изменения в семантической структуре целого ряда слов;

    6) лексические и фразеологические единицы, называющие понятия, связанные со старым укладом жизни, уходят из языка.

    В связи с коренными изменениями  в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны появилось много новых слов, устойчивых словосочетаний для обозначения новых понятий, наименования новых предметов.

    В XX в., особенно в последние десятилетия, словарный состав литературного языка пополняется новыми заимствованными словами.

    Из  английского языка были заимствованы слова: автокар, акваланг, бизнес, блайзер, блюминг, демпинг, детектив, диспетчер, джемпер, джинсы, комикс, комбайн, круиз, лазер, лайнер, миксер, пикап, радар, рок, свитер, сервис, снайпер, спининг, троллейбус, фильм, хобби и др.; из французского языка: авангардизм, ас, демарш, демонтаж, диспансер, диспропорция; дубль, комбинезон, метро, метрополитен, пике, призер, репортаж, табло, торшер, шезлонг и др.;

Информация о работе Словообразование как вид речевой деятельности