Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:51, диссертация
Цель исследования – описание словообразовательной системы русского языка с акцентом на активные процессы современного словопроизводства и в контексте психолингвистического подхода.
Задачи исследования:
– изучить основные механизмы словообразования современного русского языка;
– проанализировать активные процессы современного словопроизводства;
– рассмотреть словообразование в психолингвистическом аспекте;
– наметить пути эффективного усвоения словообразовательных моделей в практике обучения русскому языку учащихся академических лицеев в условиях многонационального состава обучающихся.
Введение………………………………………………………….…………3
Глава I. Общая характеристика словообразовательной системы современного русского языка……………………...………………...………13
1.1. Морфемика и словообразование современного русского языка....13
1.2. Основные единицы и способы словообразования в современном русском языке……………………….……………………………………….….28
1.3. Активные процессы современного словопроизводства…………..40
Выводы по I главе...………………………………………...…...…47
Глава II. Психолингвистический подход к словообразованию как виду речевой деятельности………………………………..………………….49
2.1. Психолингвистический аспект теории словообразования русского языка……………………………………………………………………………...49
2.2. Речевая деятельность в психолингвистическом аспекте…………...59
2.3. Причины речевых недочётов и типичных словообразовательных ошибок в речи учащихся и пути их преодоления……………………………..67
Выводы по II главе….…………………………………………...76
Заключение…………………………………………………………....……78
Список использованной литературы…………………...……..……….82
Первую
а также следующие синтаксические способы – морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-сематический [21, 306].
Благодаря активному пополнению исследований в области словообразования складывается традиционная классификация способов словообразования в русском языке, представленая, прежде всего, в Русской грамматике-80 [74] и в статье А.Н. Тихонова «Системное устройство русского словообразования» [88].
Итак, согласно традиционной классификации способов словообразования, в современном русском языке функционируют следующие способы:
1) Суффиксация. В состав форманта входит словообразовательный суффикс, а также (в именных словах) система словообразовательных аффиксов мотивированного слова. Суффикс может быть материально выраженным или нулевым.
2) Префиксация. Формантом является префикс.
3) Постфиксация. Формантом является постфикс.
Префикс и постфикс присоединяются к целому слову, а не к основе, как суффикс. При префиксации и постфиксации частеречная принадлежность не меняется.
4) Префиксально – суффиксальный способ. Префиксация в сочетании с суффиксацией, материально выраженной и нулевой.
5) Префиксально - постфиксальный способ.
6) Суффиксально – постфиксальный способ.
7) Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией.
Четыре последних способа – смешанные, так как включают несколько формантов.
Данные способы традиционно выделяются большинством дериватологов.
Помимо основных способов русского словообразования, некоторые исследователи приводят дополнительные, менее частотные, так, в РГ – 80 представлены в качестве дополнительных следующие:
префиксально-сложный,
префиксально- суффиксально- сложный,
сращение в сочетании с суффиксацией,
а
также упоминается
Итак, все названные выше способы словообразования представлены в установившейся традиционной классификации.
Необходимо отметить одну особенность русского словообразования, подмеченную А.Н. Тихоновым и Н.Д. Арутюновой. Как известно, мотивирующие и мотивационные слова составляют словообразовательные пары, цепочки. Н.Д. Арутюнова отмечает, что «реально словообразовательная цепь не обязательно включает все промежуточные звенья. Между любыми двумя компонентами ряда легко устанавливаются прямые семантические, а затем и деривационные отношения. Словообразование может осуществляться с пропуском любого количества опосредствующих элементов» [9, 14]. А.Н. Тихонов называет такое словообразование «чересступенчатым» [89, 86].
Часто при образовании имён существительных и прилагательных минуется глагольная ступень:
купе – купированный, дифтонг – дифтонгизация.
Механизмом чересступенчатого образования управляет закон аналогии. Существование в языке определённых типов словообразования делает возможным создание по их образцу необходимых слов. В современном русском языке типы чересступенчатого словообразования разнообразны и многочисленны. При рассмотрении языкового материала мы будем обращать внимание на подобные случаи, а для графического изображения пропущенного звена в словообразовательной цепи будем заключать его в скобки, например:
дифтонг ® (дифтонгизировать) ® дифтонгизированный.
Все отмеченные способы характерны для узуального словообразования. Но речь и язык меняются, рождаются новые слова, зачастую созданное по своим законам, а не по общепринятым. Вот что говорит об этом Эр. Ханпира: «Если принять, что словообразование (как процесс) происходит лишь в речи, что слова создаются только в речи, то всё словообразование следует разделить на потенциальное и окказиональное» [96, 157].
В последнее время исследователи часто обращаются к изучению окказионального словообразования и созданию окказионализмов.
Е.А.
Земская таким образом
В грамматических курсах и учебниках по словообразованию сегодня выделяются способы, характерные для узуальной лексики. В РГ-80 описано 15 узуальных способов словообразования и 2 окказиональных [74]. Такое количество способов словообразования не могло полностью охватить лексический пласт, включающий и окказионализмы. Поэтому значительным шагом в развитии русской дериватологии стала работа И.С. Улуханова, составившего очень подробную, стройную и логически выверенную классификацию способов словообразования. Он рассматривает 79 узуальных и окказиональных способов словообразования [92].
Полным описанием системы способов словообразования (СО) следует считать описание не только существующих в узуальной лексике видов словообразовательных структур слова, но и выявление всех словообразовательных возможностей русского языка, которые теоретически предсказуемы, но не реализованы в узуальной лексике, однако могут быть или уже реализованы окказионально и представляют собой потенциальный источник пополнения узуального словарного состава.
И.С. Улуханов представил подробную и исчерпывающую классификацию способов СО, охватывающую и узуальную, и неузуальную лексику [92].
Основное преимущество этой классификации, на наш взгляд, в том, что она позволяет увидеть большое разнообразие способов СО, иногда использующихся только единожды, а не подгонять все словообразовательные модели под сравнительно небольшое количество уже изученных. Традиционные способы отражают частотные деривационные процессы и являются вполне достаточными для узуальной лексики. Но большинство окказионализмов создаётся по своей внутренней логике, поэтому не укладывается в узкие рамки академических словообразовательных схем. Наглядное подтверждение этому дал И.С. Улуханов, показавший все потенциальные возможности и многообразие словообразовательных способов. В его классификации учитывается значение каждой присоединённой или отсечённой морфемы или формы, каждый элемент, отличающий производное от производящего. Считаем, что такое детальное рассмотрение необходимо для глубокого и полного анализа при изучении лексики современного русского языка.
Однако из всего
многообразия способов словообразования
можно выделить, прежде всего те, которые
являются в настоящее время наиболее активными
звеньями словообразовательных процессов
в числе таких, как показал проведённый
нами анализ, в современном словопроизводстве
являются суффиксация, префиксация и аббревиация.
1.3. Активные процессы современного словопроизводства
Лексика, как известно, самая подвижная часть любого языка, поскольку именно в ней наиболее ощутимо влияние экстралингвистических факторов, тех изменений, которые происходят в жизни носителей языка (мир слов тесно связан с миром идей), поскольку основная функция слов номинативная и значение слова изменяется вместе с денотатом [113].
Словарный состав русского литературного языка претерпевает следующие изменения:
1) происходит интенсивное образование новых слов по продуктивным моделям XIX – XX вв. и по моделям, ставшим продуктивными в XX в.;
2) активизируется способ образования новых слов, появившийся в системе русского словообразования в конце XIX – начале XX вв., –аббревиация;
3) словарный состав русского языка пополняется иноязычной лексикой, происходит адаптация заимствований, на их базе создаются новые русские слова;
4) в связи с процессом демократизации литературного языка активизируется внелитературная лексика и фразеология: просторечная, диалектная, профессиональная, жаргонная – входит в состав нормативной лексики и фразеологии;
5) под влиянием внутриязыковых процессов и экстралингвистических факторов происходят изменения в семантической структуре целого ряда слов;
6) лексические и фразеологические единицы, называющие понятия, связанные со старым укладом жизни, уходят из языка.
В связи с коренными изменениями в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны появилось много новых слов, устойчивых словосочетаний для обозначения новых понятий, наименования новых предметов.
В XX в., особенно в последние десятилетия, словарный состав литературного языка пополняется новыми заимствованными словами.
Из английского языка были заимствованы слова: автокар, акваланг, бизнес, блайзер, блюминг, демпинг, детектив, диспетчер, джемпер, джинсы, комикс, комбайн, круиз, лазер, лайнер, миксер, пикап, радар, рок, свитер, сервис, снайпер, спининг, троллейбус, фильм, хобби и др.; из французского языка: авангардизм, ас, демарш, демонтаж, диспансер, диспропорция; дубль, комбинезон, метро, метрополитен, пике, призер, репортаж, табло, торшер, шезлонг и др.;
Информация о работе Словообразование как вид речевой деятельности