Словообразование как вид речевой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:51, диссертация

Краткое описание

Цель исследования – описание словообразовательной системы русского языка с акцентом на активные процессы современного словопроизводства и в контексте психолингвистического подхода.

Задачи исследования:

– изучить основные механизмы словообразования современного русского языка;

– проанализировать активные процессы современного словопроизводства;

– рассмотреть словообразование в психолингвистическом аспекте;

– наметить пути эффективного усвоения словообразовательных моделей в практике обучения русскому языку учащихся академических лицеев в условиях многонационального состава обучающихся.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………3

Глава I. Общая характеристика словообразовательной системы современного русского языка……………………...………………...………13


1.1. Морфемика и словообразование современного русского языка....13


1.2. Основные единицы и способы словообразования в современном русском языке……………………….……………………………………….….28


1.3. Активные процессы современного словопроизводства…………..40
Выводы по I главе...………………………………………...…...…47

Глава II. Психолингвистический подход к словообразованию как виду речевой деятельности………………………………..………………….49

2.1. Психолингвистический аспект теории словообразования русского языка……………………………………………………………………………...49

2.2. Речевая деятельность в психолингвистическом аспекте…………...59

2.3. Причины речевых недочётов и типичных словообразовательных ошибок в речи учащихся и пути их преодоления……………………………..67

Выводы по II главе….…………………………………………...76

Заключение…………………………………………………………....……78

Список использованной литературы…………………...……..……….82

Файлы: 1 файл

диссертация (испр.).doc

— 474.50 Кб (Скачать)

    Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься – однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к кусту. Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо. Гнезда могут быть большими и маленькими. Так, гнездо с корнем -уч- существенно больше гнезда с корнем

-куст-.

    Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в слове переменка мы выделяем корень -мен-, подбирая однокоренные слова менять, обмен, замена и др. В слове высказывать находим корень -сказ-, сравнивая исходное слово со словами пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка и т.д.

    Нужно уметь различать корни, совпадающие  по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными. Сравним, например, два  словообразовательных гнезда слов:

    1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик – корень -нос-;

    2) нос, носовой, носик,  носище, переносица  – корень -нос-.

    Слова с омонимичными корнями однокоренными  не являются.

    Фразеологизм  оставить с носом означает ‘оставить  ни с чем, обмануть, одурачить’, а остаться с носом – ‘оказаться одураченным, потерпеть неудачу’.

    Но  при чем же тут нос? Дело в том, что этот фразеологизм возник тогда, когда в русском языке существовало еще одно слово нос (однокоренное слову носить) со значением ‘подношение  невесте как выкуп за нее’. Если сваты приходили с таким подношением в дом невесты и получали в этом доме отказ, то их подношение не принималось, они и оставались со своим «носом». Слово нос с таким значением вышло из употребления и сохранилось лишь в составе фразеологизма. Но в языке существует другое слово нос, обозначающее часть лица, совпадающее по звучанию с утраченным, поэтому мы теперь связываем фразеологизм с оставшимся словом [18, 59].

    Чередование гласных и согласных  в корне

    При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков, в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Например, в словах просить, прошу, спрашивать один и тот же корень -прос-, в котором имеются чередования с/ш и о/а.

    Чередования гласных:

    1) о/а: распороть – распарывать, настроить – настраивать, выловить – вылавливать; это чередование очень часто наблюдается при образовании глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ива-/-ыва-.

    2) Беглые гласные о и е:

      о/нуль звука: рот – рта, иголка – игла, сотня – сто;

    е/нуль звука: пень – пня, отец – отца, сосенка – сосна, весенний – весна.

    3) е/о: бреду – бродить, веду – водить, везу – возить, несу – носить, греметь – гром.

    4) Полногласие/неполногласие: 

    оро/ра: огородить – ограда, здоровье – здравница;

    ере/ре: побережье – прибрежный, середина – средний;

    оло/ла: заголовок – оглавление, колодец – кладезь;

    оло/ле: полонить – плен, молоко – млекопитающее.

    Чередования согласных:

    1) к/ч: жук – жучок, пеку – печет;

    к/ч/ц: рыбак – рыбачий – рыбацкий;

    2) г/ж: луг – лужок, могу – можешь;

    г/ж/з: друг – дружить – друзья;

    3) х/ш: муха – мушка, сухой – суше;

    4) д/ж: редкий – реже, сидеть – сижу;

    д/ж/жд: родить – рожать – рождение;

    5) т/ч: вертеть – верчу, крутой – круче;

    т/ч/щ: свет – свеча – освещение;

    6) з/ж: низ – ниже, резать – режу;

    7) с/ш: красить – крашу, высокий– выше;

    8) ц/ч: палец – пальчик, заяц – заячий;

    9) б/бл: рубить – рублю, любить – влюбляться;

    10) п/пл: копить – коплю, покупка – купля;

    11) в/вл: новый – обновление, ловить – ловля;

    12) ф/фл: графить – графлю;

    13) м/мл: корм – кормление, ломать – преломление;

    14) ст/щ: густой – гуще, растение – выращивать;

    15) ск/щ: искать – ищет, таскать – тащить.

    Наш опыт показывает, что из всех перечисленных случаев чередований наибольшие трудности для учащихся представляют случаи 9–13 (чередования губного с сочетанием «губной + л»). Здесь наиболее часты ошибки при морфемном разборе: многие не видят чередования и выделяют корень без л, а л интерпретируют как суффикс. Поэтому необходимо подчеркнуть (и пояснить примерами), что каждая выделяемая морфема имеет определенное значение, а если выделить суффикс -л-, он никакого значения к слову не добавляет, например: куплю – купит, кормлю – кормит (ср. гоню – гонит, горю – горит); обновить – обновлять, обновление (ср. ускорить – ускорять, ускорение).

    Корни

    (по  способности употребляться  без словообразовательного  аффикса) 

                    свободные (радиксы)                                  связанные (радиксоиды)

    Свободные корни (радиксы – от лат. radix – корень) – корни, которые могут употребляться без словообразовательных аффиксов. Например: книг- (книга), рук- (рука).

    Связанные корни (радиксоиды – от лат. radix – корень и греч. oid – подобный; термин ввёл в лингвистику А.А. Реформатский) – корни, которые не могут употребляться без словообразовательных аффиксов. Например: нем- (немец, немка), де- (надеть, одеть, раздеть).

    Слово может состоять только из одного корня. Таковыми являются несклоняемые слова, например: очень, радио, хаки, метро.

    Аффиксы – служебные (факультативные) морфемы, т.е. морфемы, которые могут отсутствовать в слове.

    Существует  несколько классификаций  аффиксов [74].

    Аффиксы

    (по  позиции в слове  относительно корня) 

Префиксы          суффиксы          интерфиксы         флексии           постфиксы

      Префикс (приставка) – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Приставка может находиться непосредственно перед корнем (переход) или перед другой приставкой (пересдать).

    Некоторые приставки, как и корни, могут  выступать в разных вариантах, т.е. в них возможны чередования гласных и согласных:

    1) во всех приставках на согласный  возможен беглый гласный о  в конце приставки: надрывать – надорвать, подберу – подобрать, разгонится – разогнаться;

    2) в приставках пере-/пре-, через-/чрез- представлены полногласные и неполногласные варианты: перегородка – преграда, чересполосица – чрезмерный.

    В приставках на -з- представлено чередование з-/c- (беззаботный – беспокойный), а в приставке раз- еще и чередование а/о (разыграть – розыгрыш).

    Суффикс (от лат. suffixus – ‘прикрепленный’) – это морфема, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Суффикс может стоять непосредственно после корня (столяр) или после другого суффикса (столярничать).

    Суффиксы, служащие для образования новых  слов, называются словообразующими (словообразовательными). Таких суффиксов большинство. Например, суффикс -оват- образует прилагательные со значением неполноты качества от других прилагательных: серый ---> сероватый, темный ---> темноватый, жидкий ---> жидковатый, бледный ---> бледноватый; суффикс -ин- образует притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих животных: лошадь ---> лошадиный, лось ---> лосиный, гусь ---> гусиный, сокол ---> соколиный; суффикс -тель образует существительные со значением действующего лица от глаголов: учить ---> учитель, читать ---> читатель, жить ---> житель.

    Суффиксы, служащие для образования форм слов, называются формообразующими (словоизменительными). С помощью формообразующих суффиксов образуются некоторые глагольные формы, например, суффикс -ть образует неопределенную форму (читать), -л- – форму прошедшего времени (читал), -я- – деепричастие несовершенного вида (читая), -ющ- – действительное причастие настоящего времени (читающий). С помощью формообразующих суффиксов образуются формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий, например: новее, ярче, новейший, высочайший.

    В суффиксах на -к- возможно чередование к/ч, а также беглые гласные, например: проверка – проверок – проверочный.

    Интерфикс – это морфема, служащая для образования новых слов и стоящая между корнями. Наиболее распространенные интерфиксы в русском языке – это -е- и -о-. В школе их обычно называют соединительными гласными. Примеры: новосел, верхолаз, землекоп, пылесос. Кроме того, к интерфиксам относится -у- в словах с первой частью полу-: полумрак, полузакрытый. Значительная часть интерфиксов – это бывшие (застывшие) окончания числительных: пятиклассник, сорокалетний, трехкомнатный, двухэтажный, двусоставный, двоюродный.

    Флексия (окончание) – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и образует форму слова, выражая значения рода, числа, лица и падежа. Например, в существительном стола окончание выражает значение мужского рода единственного числа родительного падежа, в глаголе читает окончание -ет выражает значение 3-го лица единственного числа. Окончание может быть нулевым: стол (ср. стол[а]), добр (ср. добр[ы]), читал (ср. читал[и]).

    Следует различать слова без окончаний и слова с нулевыми окончаниями. Например, в предложении Его взгляд был устремлен вдаль слово вдаль является наречием. Наречие не изменяется и потому не имеет окончания. В названии поэмы Твардовского «За далью – даль» даль – существительное, оно изменяется по падежам и числам, форма даль стоит в ряду с другими формами: дали, далью, далями и т.д. Следовательно, здесь выделяется нулевое окончание [74].

    Сравним два омонимичных слова в предложениях: Она грустно посмотрела на нас и Ее лицо было очень грустно. В первом случае слово грустно является наречием: посмотрела (как?) грустно. Наречия не имеют окончаний. Морфема здесь является суффиксом, с помощью которого образовано наречие от прилагательного. Во втором предложении слово грустно – краткое прилагательное: лицо (каково?) грустно. Краткие прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам: девушки грустны – девушка грустна – рассказ грустен. Следовательно, здесь – окончание.

    Постфикс (от лат. post – после и fixus – прикреплённый) – это морфема, которая стоит после окончания и обычно служит для образования новых слов.

    Постфиксов  в русском языке немного. Самый  распространенный – -ся, служащий для образования глаголов (учишься, увлекаемся, спрягается). Постфикс  -ся имеет вариант -сь, в личных формах глагола выступающий после гласных (учусь, увлеклась, спрягались). Кроме того, есть постфиксы -то, -либо, -нибудь, служащие для образования неопределенных местоимений и местоименных наречий, например: какой-то, чьи-либо, кому-нибудь; как-то, где-либо, когда-нибудь. Эти постфиксы пишутся через дефис.

    Некоторые лингвисты предлагают считать единой морфемой сочетание префикса и суффикса, одновременно присоединяющихся к производящей основе (при префиксально-суффиксальном  способе). Такую морфему называют конфиксом (лат. con – вместе) либо циркумфиксом (лат. circum – вокруг, кругом). Данная точка зрения не получила широкого распространения.

Информация о работе Словообразование как вид речевой деятельности