Словообразование как вид речевой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:51, диссертация

Краткое описание

Цель исследования – описание словообразовательной системы русского языка с акцентом на активные процессы современного словопроизводства и в контексте психолингвистического подхода.

Задачи исследования:

– изучить основные механизмы словообразования современного русского языка;

– проанализировать активные процессы современного словопроизводства;

– рассмотреть словообразование в психолингвистическом аспекте;

– наметить пути эффективного усвоения словообразовательных моделей в практике обучения русскому языку учащихся академических лицеев в условиях многонационального состава обучающихся.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………3

Глава I. Общая характеристика словообразовательной системы современного русского языка……………………...………………...………13


1.1. Морфемика и словообразование современного русского языка....13


1.2. Основные единицы и способы словообразования в современном русском языке……………………….……………………………………….….28


1.3. Активные процессы современного словопроизводства…………..40
Выводы по I главе...………………………………………...…...…47

Глава II. Психолингвистический подход к словообразованию как виду речевой деятельности………………………………..………………….49

2.1. Психолингвистический аспект теории словообразования русского языка……………………………………………………………………………...49

2.2. Речевая деятельность в психолингвистическом аспекте…………...59

2.3. Причины речевых недочётов и типичных словообразовательных ошибок в речи учащихся и пути их преодоления……………………………..67

Выводы по II главе….…………………………………………...76

Заключение…………………………………………………………....……78

Список использованной литературы…………………...……..……….82

Файлы: 1 файл

диссертация (испр.).doc

— 474.50 Кб (Скачать)

    В русском языке есть особые морфемы, которые занимают промежуточное  положение между корнями и аффиксами. Их принято называть аффиксоидами (аффикс + греч. -oid – подобный).

    Аффиксоиды  выполняют функцию аффиксов, образуя  новые слова, но в то же время не теряют связи с однокоренными  словами (пушкинист и пушкиновед; пушкиновед и ведать).

    Аффиксоиды делятся на суффиксоиды (подобные суффиксам) и префиксоиды (подобные префиксам).

    Примеры суффиксоидов: -ход (вездеход, луноход, снегоход), -вед (лермонтовед, пушкиновед).

    Примеры префиксоидов: пол-/полу- (полгорода, полумрак).

    Аффиксы

    (по  функции) 

    – формообразующие (словоизменительные)

    – словообразовательные (словообразующие)

    Аффиксы, образующие грамматическую форму, называют формообразующими (или словоизменительными). К ним относятся:

    1) чистовидовые приставки (делать (несов. в.)→сделать (сов. в.));

    2) суффиксы, образующие формы несовершенного  вида от форм совершенного  вида глагола (переписать→переписывать, напеть→напевать);

    3) суффикс -л- и нулевой суффикс, образующие формы прошедшего времени глагола (читал, вёзØ);

    4) суффикс -ть/-ти/-чь, образующий инфинитив (сидеть, нести, стеречь);

    5) суффиксы причастий -ащ/-ящ, -ущ/-ющ, -вш, -ш, -енн, -нн, -ем/-ом, -им, -т (летящий, несущий, читавший, шедший, купленный, читанный, читаемый, солимый, колотый) и деепричастий -а/-я, -в, -ши, -вши (играя, написав, шедши, умывшись) (данные суффиксы являются формообразующими, если причастия и деепричастия признаются особыми формами глагола, а не самостоятельными частями речи);

    6) суффиксы -и, -й и нулевой суффикс, образующие форму повелительного наклонения глагола (пиши, читай, сядьØ);

    7) суффиксы -ее, -ей, -е, -ше, -ейш/-айш, образующие формы сравнительной и превосходной степени (длиннее, сильней, ниже, дольше, крепчайший, точнейший);

    8) окончания; 

    9) глагольный постфикс -ся/-сь, образующий форму страдательного залога глагола (строиться).

    Аффиксы, образующие новые слова, называются словообразовательными (или словообразующими). Например: суффикс -тель (учитель, строитель), префикс анти- (антивирусный, антигерой).

    Аффиксы, выполняющие одновременно обе функции, называются синкретичными. Таковым, например, является префикс с- в слове списать [117].

    Аффиксы

    (по  звуковому составу) 

нулевые(материально не выраженные)  ненулевые(материально выраженные)

    Большинство аффиксов русского языка являются материально выраженными, т.е. они состоят из одного или нескольких звуков. Нулевыми могут быть только окончания и суффиксы.

    Нулевыми  формообразующими аффиксами являются:

    1) окончания имён существительных  мужского рода 2 (школьного) и женского  рода 3 типа склонения (стол, дом, мышь, дочь);

    2) окончания имён существительных  1 (школьного) склонения в форме  родительного падежа множественного  числа (дач, крыш, игр);

    3) окончания притяжательных прилагательных  в форме именительного падежа  единственного числа мужского  рода (лисий, заячий, медвежий, мамин, отцов, дядин);

    4) окончания качественных прилагательных  в краткой форме единственного  числа мужского рода (силён, рад, красив);

    5) окончания количественных числительных  в форме именительного падежа (пять, семнадцать, семьдесят);

    6) окончания глаголов изъявительного  наклонения в форме прошедшего  времени единственного числа  мужского рода (читал, сидел, думал);

    7) окончание личного местоимения  он;

    8) окончания притяжательных местоимений  в форме именительного падежа  единственного числа мужского  рода (мой, наш, ваш);

    9) окончания некоторых указательных, определительных и вопросительно-относительных  местоимений в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (тот, каков, весь, сам);

    10) окончания причастий в краткой  форме единственного числа мужского  рода (прочитан, взят, вымыт);

    11) суффиксы, образующие форму прошедшего  времени единственного числа мужского рода некоторых глаголов (лезØ, вёзØ);

    12) суффиксы, образующие форму повелительного  наклонения некоторых глаголов  (режьØ, сядьØ).

    Нулевой словообразовательный суффикс выделяется в структуре деривата «при наличии  двух условий:

    1) нулевой аффикс должен иметь синонимичные ненулевые аффиксы;

    2) наряду с рассматриваемым словом  имеется однокоренное слово, более  простое по смыслу, которое могло  бы быть производящим для анализируемого  в том случае, если деривационное  значение последнего выражалось ненулевым аффиксом» [30].

    В.В. Лопатин указывает, что посредством  нулевых суффиксов образуются следующие  группы производных существительных:

    1) со значением отвлечённого действия  (приезжать → приезд, заплывать → заплыв);

    2) со значением отвлечённого признака (тихий → тишь, синий → синь);

    3) со значением одушевлённого носителя  отношения к действию (задираться → задира, прислуживать → прислуга);

    4) со значением лица женского  пола (супруг → супруга, кум → кума) [55].

    Нулевой словообразовательный суффикс выделяется также в структуре некоторых других типов производных слов. Например:

    1) в структуре существительных  со значением «место действия»,  «место как результат действия»,  «место по характерному признаку»  (оборвать → обрыв «место, где оборвано что-либо», гладкий → гладь «гладкая водная поверхность»);

    2) в структуре прилагательных с  общим относительным значением  (будни → будний «такой, который имеет отношение к будням»; золото → золотой «такой, который имеет отношение к золоту»);

    3) в структуре порядковых числительных (пять → пятый, двадцать → двадцатый);

    4) в структуре существительных  со значением носителя признака  (интеллектуальный → интеллектуал, универсальный → универсал);

    5) в структуре сложных существительных  со значением производителя действия (книга + любить → книголюб, соль + варить → солевар);

    6) в структуре простых и сложных  прилагательных со значением  «(не)обладающий тем, что названо  производящей основой» (белый + зубы → белозубый, хвост → бесхвостый);

    7) в структуре некоторых наречий  (плавать → вплавь, заменять → взамен, верх → вверх, бок → вбок).

    Некоторые лингвисты считают, что в структуре  слов типа синь, приезд, кума нет нулевых словообразовательных аффиксов, а есть синкретичные флексии.

    Аффиксы

    (по  частотности) 

    регулярные                  нерегулярные                   уникальные

    Аффиксы, встречающиеся в значительном числе  слов, называются регулярными. Например, регулярным является суффикс -онок/-ёнок (тигрёнок, лисёнок, поварёнок, львёнок, мышонок, котёнок, медвежонок и др.), префикс вы- (выбежать, выскочить, вытащить, вылететь, выйти, вынести, вывезти и др.).

    Нерегулярными называются аффиксы, которые встречаются в ограниченном количестве слов. Например, нерегулярным является суффикс -знь (болезнь, боязнь, неприязнь, жизнь).

    Существуют аффиксы, которые можно выделить в структуре лишь одного слова (а также в словах, образованных от него). Таковыми, например, являются: -лин (павлин), -арад (маскарад), -амт (почтамт), ра- (радуга), му- (мусор), -альон (почтальон), -уз (француз), -овь (любовь). Подобные аффиксы Е.А. Земская предложила называть унификсами (уникальными аффиксами).

    Аффиксы

    (по  способности образовывать  новые слова) 

                               продуктивные                                   непродуктивные

    Аффиксы, использующиеся для образования новых слов, называются продуктивными. Например, в настоящее время продуктивным является префикс супер- (суперкомпьютер, супермодель, суперхит и др.).

    Аффиксы, не использующиеся для образования  новых слов, называются непродуктивными. Например, в настоящее время непродуктивным является префикс су- , использовавшийся ранее для образования слов сумрак и суглинок.

    Основа  слова выражает его главное лексическое значение. У неизменяемых слов основу составляет все слово: внизу, вчера, издавна, по-другому, клеш, беж. В школьной практике при морфемном разборе основу принято подчеркивать. У изменяемых слов основу слова мы получаем, отделяя формообразующие морфемы, т.е. окончание и формообразующие суффиксы: вод-а, чита-л-а, чита-ть. Основа может быть равна корню: вода, смотрит, белый. Кроме корня, основа может включать приставки, суффиксы, интерфиксы: рассказыва-ет, бескрайн-ий, хлеборезк-а. Основа может быть прерывистой: какой-нибудь, увлекаешься, учились (здесь после формообразующего суффикса и окончания употреблен постфикс); двумястами (в сложных числительных склоняются обе части, т.е. окончания используются после каждого корня).

    Пример  словарной статьи «Школьного словаря  строения слов» З.А. Потихи.

    нов/ый 

    нов/о/, нов/еньк/ий, новь, нов/ость, нов/инк/а; нов/изн/а, нов/шеств/о, нов/ичок; нов/атор; нов/атор/ств/о, нов/атор/ск/ий; в/новь, за/нов/о/; с/нов/а/; об/нов/и/ть; под/нов/и/ть, под/новл/я/ть (в//вл); *нов/о/год/н/ий, нов/о/сель/е, нов/о/строй/к/а [70].

    Исторические  изменения в составе  слова

    В процессе исторического развития языка некоторые приставки и суффиксы слились с корнем и перестали выделяться. Таким образом мог измениться морфемный состав слова. Например, слова дар и пир когда-то были образованы с помощью суффикса от глаголов дать и пить. В современном языке этот суффикс уже не вычленяется, и мы выделяем корни дар- и пир-. От этих существительных теперь образованы новые глаголы: дарить и пировать.

    Слово кольцо раньше воспринималось как уменьшительное, образованное с помощью суффикса -ц- от коло – ‘круг, колесо’. Слово коло ушло из языка, поэтому и кольцо потеряло свое уменьшительное значение, прежний суффикс -ц- перестал вычленяться, теперь мы видим в этом слове корень кольц-.

    Иногда  полезно выделить бывшие морфемы, чтобы  объяснить правописание слова. Например, в словах торговля и торжество в современном языке выделяются разные корни, но в древности эти слова произошли от одного корня торг-: на торгах по традиции устраивались народные гулянья и было празднично. Отсюда и торжество. Зная историческую связь этих слов, мы не ошибемся в написании безударного гласного в слове торжество. В словах подъем и съемка мы пишем твердый знак после прежде выделявшихся приставок, хотя в современном языке эти бывшие приставки уже входят в состав корня [117].

    В языкознании раздел "словообразование" длительное время присоединяли либо к лексикологии, либо к грамматике, выделяли только лексическое или  только грамматическое словообразование. Лишь в последние десятилетия  словообразование выделилось в самостоятельный раздел языкознания.

    В соответствии с пониманием термина "словообразование" его определяют по-разному: З.А. Потиха «…как путь пополнения словарного состава языка» [71], К.А. Левсковская «…как основное средство обогащения словарного состава языка», В.В. Лопатин «…как одно из основных средств пополнения словарного состава языка новыми словами» [55].

Информация о работе Словообразование как вид речевой деятельности