Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:51, диссертация
Цель исследования – описание словообразовательной системы русского языка с акцентом на активные процессы современного словопроизводства и в контексте психолингвистического подхода.
Задачи исследования:
– изучить основные механизмы словообразования современного русского языка;
– проанализировать активные процессы современного словопроизводства;
– рассмотреть словообразование в психолингвистическом аспекте;
– наметить пути эффективного усвоения словообразовательных моделей в практике обучения русскому языку учащихся академических лицеев в условиях многонационального состава обучающихся.
Введение………………………………………………………….…………3
Глава I. Общая характеристика словообразовательной системы современного русского языка……………………...………………...………13
1.1. Морфемика и словообразование современного русского языка....13
1.2. Основные единицы и способы словообразования в современном русском языке……………………….……………………………………….….28
1.3. Активные процессы современного словопроизводства…………..40
Выводы по I главе...………………………………………...…...…47
Глава II. Психолингвистический подход к словообразованию как виду речевой деятельности………………………………..………………….49
2.1. Психолингвистический аспект теории словообразования русского языка……………………………………………………………………………...49
2.2. Речевая деятельность в психолингвистическом аспекте…………...59
2.3. Причины речевых недочётов и типичных словообразовательных ошибок в речи учащихся и пути их преодоления……………………………..67
Выводы по II главе….…………………………………………...76
Заключение…………………………………………………………....……78
Список использованной литературы…………………...……..……….82
В русском языке есть особые морфемы, которые занимают промежуточное положение между корнями и аффиксами. Их принято называть аффиксоидами (аффикс + греч. -oid – подобный).
Аффиксоиды выполняют функцию аффиксов, образуя новые слова, но в то же время не теряют связи с однокоренными словами (пушкинист и пушкиновед; пушкиновед и ведать).
Аффиксоиды делятся на суффиксоиды (подобные суффиксам) и префиксоиды (подобные префиксам).
Примеры суффиксоидов: -ход (вездеход, луноход, снегоход), -вед (лермонтовед, пушкиновед).
Примеры префиксоидов: пол-/полу- (полгорода, полумрак).
Аффиксы
(по
функции)
– формообразующие (словоизменительные)
– словообразовательные (словообразующие)
Аффиксы, образующие грамматическую форму, называют формообразующими (или словоизменительными). К ним относятся:
1) чистовидовые приставки (делать (несов. в.)→сделать (сов. в.));
2)
суффиксы, образующие формы
3) суффикс -л- и нулевой суффикс, образующие формы прошедшего времени глагола (читал, вёзØ);
4) суффикс -ть/-ти/-чь, образующий инфинитив (сидеть, нести, стеречь);
5) суффиксы причастий -ащ/-ящ, -ущ/-ющ, -вш, -ш, -енн, -нн, -ем/-ом, -им, -т (летящий, несущий, читавший, шедший, купленный, читанный, читаемый, солимый, колотый) и деепричастий -а/-я, -в, -ши, -вши (играя, написав, шедши, умывшись) (данные суффиксы являются формообразующими, если причастия и деепричастия признаются особыми формами глагола, а не самостоятельными частями речи);
6) суффиксы -и, -й и нулевой суффикс, образующие форму повелительного наклонения глагола (пиши, читай, сядьØ);
7) суффиксы -ее, -ей, -е, -ше, -ейш/-айш, образующие формы сравнительной и превосходной степени (длиннее, сильней, ниже, дольше, крепчайший, точнейший);
8) окончания;
9) глагольный постфикс -ся/-сь, образующий форму страдательного залога глагола (строиться).
Аффиксы, образующие новые слова, называются словообразовательными (или словообразующими). Например: суффикс -тель (учитель, строитель), префикс анти- (антивирусный, антигерой).
Аффиксы, выполняющие одновременно обе функции, называются синкретичными. Таковым, например, является префикс с- в слове списать [117].
Аффиксы
(по
звуковому составу)
нулевые(материально не выраженные) ненулевые(материально выраженные)
Большинство аффиксов русского языка являются материально выраженными, т.е. они состоят из одного или нескольких звуков. Нулевыми могут быть только окончания и суффиксы.
Нулевыми формообразующими аффиксами являются:
1)
окончания имён
2)
окончания имён
3)
окончания притяжательных
4)
окончания качественных
5)
окончания количественных
6)
окончания глаголов
7) окончание личного местоимения он;
8)
окончания притяжательных
9)
окончания некоторых
10)
окончания причастий в краткой
форме единственного числа
11) суффиксы, образующие форму прошедшего времени единственного числа мужского рода некоторых глаголов (лезØ, вёзØ);
12)
суффиксы, образующие форму
Нулевой словообразовательный суффикс выделяется в структуре деривата «при наличии двух условий:
1) нулевой аффикс должен иметь синонимичные ненулевые аффиксы;
2)
наряду с рассматриваемым
В.В. Лопатин указывает, что посредством нулевых суффиксов образуются следующие группы производных существительных:
1)
со значением отвлечённого
2) со значением отвлечённого признака (тихий → тишь, синий → синь);
3)
со значением одушевлённого
4) со значением лица женского пола (супруг → супруга, кум → кума) [55].
Нулевой словообразовательный суффикс выделяется также в структуре некоторых других типов производных слов. Например:
1)
в структуре существительных
со значением «место действия»,
2) в структуре прилагательных с общим относительным значением (будни → будний «такой, который имеет отношение к будням»; золото → золотой «такой, который имеет отношение к золоту»);
3) в структуре порядковых числительных (пять → пятый, двадцать → двадцатый);
4)
в структуре существительных
со значением носителя
5)
в структуре сложных
6)
в структуре простых и сложных
прилагательных со значением
«(не)обладающий тем, что
7) в структуре некоторых наречий (плавать → вплавь, заменять → взамен, верх → вверх, бок → вбок).
Некоторые лингвисты считают, что в структуре слов типа синь, приезд, кума нет нулевых словообразовательных аффиксов, а есть синкретичные флексии.
Аффиксы
(по
частотности)
регулярные нерегулярные уникальные
Аффиксы, встречающиеся в значительном числе слов, называются регулярными. Например, регулярным является суффикс -онок/-ёнок (тигрёнок, лисёнок, поварёнок, львёнок, мышонок, котёнок, медвежонок и др.), префикс вы- (выбежать, выскочить, вытащить, вылететь, выйти, вынести, вывезти и др.).
Нерегулярными называются аффиксы, которые встречаются в ограниченном количестве слов. Например, нерегулярным является суффикс -знь (болезнь, боязнь, неприязнь, жизнь).
Существуют аффиксы, которые можно выделить в структуре лишь одного слова (а также в словах, образованных от него). Таковыми, например, являются: -лин (павлин), -арад (маскарад), -амт (почтамт), ра- (радуга), му- (мусор), -альон (почтальон), -уз (француз), -овь (любовь). Подобные аффиксы Е.А. Земская предложила называть унификсами (уникальными аффиксами).
Аффиксы
(по
способности образовывать
новые слова)
продуктивные
Аффиксы, использующиеся для образования новых слов, называются продуктивными. Например, в настоящее время продуктивным является префикс супер- (суперкомпьютер, супермодель, суперхит и др.).
Аффиксы, не использующиеся для образования новых слов, называются непродуктивными. Например, в настоящее время непродуктивным является префикс су- , использовавшийся ранее для образования слов сумрак и суглинок.
Основа слова выражает его главное лексическое значение. У неизменяемых слов основу составляет все слово: внизу, вчера, издавна, по-другому, клеш, беж. В школьной практике при морфемном разборе основу принято подчеркивать. У изменяемых слов основу слова мы получаем, отделяя формообразующие морфемы, т.е. окончание и формообразующие суффиксы: вод-а, чита-л-а, чита-ть. Основа может быть равна корню: вода, смотрит, белый. Кроме корня, основа может включать приставки, суффиксы, интерфиксы: рассказыва-ет, бескрайн-ий, хлеборезк-а. Основа может быть прерывистой: какой-нибудь, увлекаешься, учились (здесь после формообразующего суффикса и окончания употреблен постфикс); двумястами (в сложных числительных склоняются обе части, т.е. окончания используются после каждого корня).
Пример словарной статьи «Школьного словаря строения слов» З.А. Потихи.
нов/ый
нов/о/, нов/еньк/ий, новь, нов/ость, нов/инк/а; нов/изн/а, нов/шеств/о, нов/ичок; нов/атор; нов/атор/ств/о, нов/атор/ск/ий; в/новь, за/нов/о/; с/нов/а/; об/нов/и/ть; под/нов/и/ть, под/новл/я/ть (в//вл); *нов/о/год/н/ий, нов/о/сель/е, нов/о/строй/к/а [70].
Исторические изменения в составе слова
В процессе исторического развития языка некоторые приставки и суффиксы слились с корнем и перестали выделяться. Таким образом мог измениться морфемный состав слова. Например, слова дар и пир когда-то были образованы с помощью суффикса -р от глаголов дать и пить. В современном языке этот суффикс уже не вычленяется, и мы выделяем корни дар- и пир-. От этих существительных теперь образованы новые глаголы: дарить и пировать.
Слово кольцо раньше воспринималось как уменьшительное, образованное с помощью суффикса -ц- от коло – ‘круг, колесо’. Слово коло ушло из языка, поэтому и кольцо потеряло свое уменьшительное значение, прежний суффикс -ц- перестал вычленяться, теперь мы видим в этом слове корень кольц-.
Иногда полезно выделить бывшие морфемы, чтобы объяснить правописание слова. Например, в словах торговля и торжество в современном языке выделяются разные корни, но в древности эти слова произошли от одного корня торг-: на торгах по традиции устраивались народные гулянья и было празднично. Отсюда и торжество. Зная историческую связь этих слов, мы не ошибемся в написании безударного гласного в слове торжество. В словах подъем и съемка мы пишем твердый знак после прежде выделявшихся приставок, хотя в современном языке эти бывшие приставки уже входят в состав корня [117].
В языкознании раздел "словообразование" длительное время присоединяли либо к лексикологии, либо к грамматике, выделяли только лексическое или только грамматическое словообразование. Лишь в последние десятилетия словообразование выделилось в самостоятельный раздел языкознания.
В соответствии с пониманием термина "словообразование" его определяют по-разному: З.А. Потиха «…как путь пополнения словарного состава языка» [71], К.А. Левсковская «…как основное средство обогащения словарного состава языка», В.В. Лопатин «…как одно из основных средств пополнения словарного состава языка новыми словами» [55].
Информация о работе Словообразование как вид речевой деятельности