Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:51, диссертация
Цель исследования – описание словообразовательной системы русского языка с акцентом на активные процессы современного словопроизводства и в контексте психолингвистического подхода.
Задачи исследования:
– изучить основные механизмы словообразования современного русского языка;
– проанализировать активные процессы современного словопроизводства;
– рассмотреть словообразование в психолингвистическом аспекте;
– наметить пути эффективного усвоения словообразовательных моделей в практике обучения русскому языку учащихся академических лицеев в условиях многонационального состава обучающихся.
Введение………………………………………………………….…………3
Глава I. Общая характеристика словообразовательной системы современного русского языка……………………...………………...………13
1.1. Морфемика и словообразование современного русского языка....13
1.2. Основные единицы и способы словообразования в современном русском языке……………………….……………………………………….….28
1.3. Активные процессы современного словопроизводства…………..40
Выводы по I главе...………………………………………...…...…47
Глава II. Психолингвистический подход к словообразованию как виду речевой деятельности………………………………..………………….49
2.1. Психолингвистический аспект теории словообразования русского языка……………………………………………………………………………...49
2.2. Речевая деятельность в психолингвистическом аспекте…………...59
2.3. Причины речевых недочётов и типичных словообразовательных ошибок в речи учащихся и пути их преодоления……………………………..67
Выводы по II главе….…………………………………………...76
Заключение…………………………………………………………....……78
Список использованной литературы…………………...……..……….82
С другой стороны, словообразование связывают с механизмом создания производных слов. С этой точки зрения, словообразование определяют: Е.С. Кубрякова «…как область выражения особых формально-смысловых отношений» [43], Н.М. Шанский «…как собрание способов, правил образования новых слов» [99], В.Н. Немченко «…как определенное действие языкового механизма, связанное с образованием новых слов» [61].
С
понятием "словообразование" тесно
связана и проблема морфологической структуры
слова, системы производных слов. С этой
точки зрения, термин "словообразование"
используется для
обозначения специфического
языкового процесса
по дифференциации (на основе семантики
и формально-языковых признаков) производных
слов и словообразующих
морфем. Преимущественно с этим значением
термин "словообразование" употребляется
в настоящей работе. Вместе с тем, нами
не отрицается потенциальная возможность
использования названного термина в других
значениях.
1.2. Основные единицы и способы словообразования
в современном русском языке
Словарный состав русского языка делится на две неравные части. Одну часть составляют непроизводные слова, другую – производные. По данным «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова [87], в русском языке 18039 непроизводных слов и 126034 производных слова, то есть на одно непроизводное слово приходится 7 производных. Таким образом, основной единицей системы словообразования является производное слово.
Производное слово состоит из простейших единиц (морфем) и входит в более сложные, комплексные: словообразовательные пары, словообразовательные типы, словообразовательные категории, словообразовательные цепи, словообразовательные парадигмы, словообразовательные гнёзда [74].
1. Словообразовательная пара (СП) – простейшая из комплексных единиц. Словообразовательные пары, между членами которых существуют тождественные семантические и формальные отношения, образуют один словообразовательный тип.
2. Словообразовательный тип (СТ) – это схема строения производных слов, имеющих три одинаковых признака: 1) они образованы от слов одной и той же части речи; 2) они образованы при помощи одного и того же форманта; 3) у них одинаковое словообразовательное значение. Во всяком производном слове существуют лексическое (индивидуальное) и грамматическое (обобщённое, категориальное) значения. В производных же словах помимо этих значений имеется ещё и словообразовательное значение.
Словообразовательный тип – основная ячейка словообразовательной системы языка.
3. Словообразовательное значение – это семантическое соотношение между производным словом и его производящим. Чтобы вскрыть словообразовательное значение, нужно отвлечься от соотношения конкретных слов, например: подосиновик – это гриб, растущий под осинами; подснежник – это цветок, растущий под снегом; подсвечник – это приспособление под свечой; аналогичные производные подоконник, подлокотник. Отвлечёмся от конкретных значений приведённых слов и сформулируем их общее значение – «предмет, находящийся под тем, что названо производящим словом».
Словообразовательное значение выражается словообразовательным формантом и входит в состав лексического значения производного слова подобно тому, как сам формант входит в состав основы производного слова. К одному словообразовательному типу относятся слова прыгнуть, свистнуть, двинуть: у них общий формант – суффикс -ну-, образованы от глаголов прыгать, свистеть, двигать, имеют одинаковое словообразовательное значение «один раз совершить действие, названное производящим глаголом».
«Под словообразовательной системой понимается совокупность словообразовательных типов языка в их взаимодействии...»[74,137].
4. Словообразовательная категория (СК) – единица более абстрактная, чем словообразовательный тип. К одной словообразовательной категории относятся словообразовательные типы с общим словообразовательным значением, но с разными формантами, например: словообразовательная категория имён существительных наименования действия: чт-ениj-э, руб-к-а, ходь-б-а.
5. Словообразовательная цепь (цепочка) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной производности, например: дыра – дыр-яв-ый – дыр-яв-и-ть – про-дырявить – продырявл-ива-ть – продырявлива-ниj-э. Исходное (начальное) слово цепи является непроизводным и выполняет функцию производящего. Слова последующих звеньев (дырявый – дырявить, дырявить – продырявить, продырявить – продырявливать, продырявливать – продырявливание), кроме последнего, одновременно выступают как производные, так и производящие. Слово, замыкающее цепь, является только производным, не используется как производящее. [74, 140].
5. Словообразовательная парадигма – это совокупность производных, имеющих одно и тоже производящее, например: волк, волч-иц-а, волч-онок, волч-атин-а, волч-ий, волч-ищ-е, волч-ин-ый. Особенности словообразовательной парадигмы ярко заметны при её сравнении с морфологической парадигмой. В морфологии слова, относящиеся к одной и той же части речи и имеющие одни и те же лексико-грамматические признаки, составляют один и тот же набор словоформ, одну и ту же парадигму, например: бел-ый – чёрн-ый – син-ий, бел-ого – чёрн-ого – син-его, бел-ому – чёрн-ому – син-ему, бел-ый (бел-ого) – чёрн-ый (чёрн-ого) – син-ий (син-его), бел-ым – чёрн-ым – син-им, (о) бел-ом – (о) чёрн-ом – (о) син-ем.
В словообразовании нет такого единообразия, так как в нём действует много ограничений (семантических, стилистических, формальных, лексических), в результате чего производящие слова, относящиеся к одной части речи и даже к одной тематической группе, имеют далеко не одинаковый набор производных. Сравним словообразовательные парадигмы того же прилагательного: бел-ый, пре-белый, бел-оват-ый (ср. син-еват-ый), бел-еньк-ий, до-бел-а (ср. до-син-я), бел-и-ть, бел-е-ть, бел-изн-а (ср. черн-от-а, син-ев-а), бел-янк-а (ср. черн-ушк-а), бел-и-л-а, бел-ок.
При сравнении словообразовательных парадигм слов одной тематической группы мы видим, что одно и то же словообразовательное значение выражается разными словообразовательными средствами, например, значение отвлечённого признака: бел-изн-а, черн-от-а, син-ев-а. Словообразовательные парадигмы уступают морфологическим по степени регулярности компонентов: парадигмы склонения и спряжения гораздо более регулярны [74, 146].
Между
словообразовательными и
1) члены словообразовательной парадигмы – это разные слова, а члены словоизменительной парадигмы – это одно слово в разных грамматических формах;
2) каждому грамматическому значению соответствует определённый аффикс в морфологической парадигме (например, прошедшее время глагола выражается суффиксом -л- во всех глаголах), а одно и то же словообразовательное значение может выражаться разными словообразовательными аффиксами, например, значение отвлечённого признака выражается при помощи суффиксов -изн- (желт-изн-а), -от- (выс-от-а), -ость (глуп-ость), -ин- (шир-ин-а) и др.;
3) производящее (исходное) слово не входит в словообразовательную парадигму, а в морфологии в парадигму входит и исходная (начальная) форма слова.
В словообразовании имеет место три класса производных слов. До сих пор мы рассмотрели слова, которые реально существуют в словарном составе языка и извлекаются из него по мере надобности (воспроизводятся). Эти слова называют ещё узуальными (от лат. usus – «правило», «употребление»). Это общеупотребительные средства общения, которые воспроизводятся разными людьми в разных речевых ситуациях. Они принадлежат языку.
Кроме слов, реально существующих в языке, возможны слова, которые возникают в речи, в определённом контексте и вне этого контекста не воспроизводятся. Они обычно бывают индивидуальными новшествами, принадлежащими отдельным лицам, часто писателям и поэтам. Известно, например, как много новых слов создал В.В. Маяковский: серпастый, молоткастый, обоюдоострая, стрекозёл и др. Много индивидуальных слов у М.Е. Салтыкова-Щедрина: клоповодство, пенкосниматель, головотяпство и др. Наиболее распространённым названием таких слов является термин «окказионализмы» (от лат. occasionalis – «случайный»). Такие слова часто бывают непонятны вне того контекста, в котором они возникли.
Принципиальной особенностью окказионализмов является то, что при их образовании происходит нарушение законов действия словообразовательного типа. Например, существительное ходьбун, созданное по образцу слов лгун, плясун, бегун. Существительные с суффиксом -ун образуются от основы глагола, а ходьбун образовано от основы имени существительного ходьба. Названия химических веществ с суффиксом -ин образуются от неодушевлённых существительных: ванилин, сахарин, кофеин; отступление от этого правила наблюдается в чеховском окказионализме идиотин.
Узуальным словам противопоставляются также слова потенциальные.
Потенциальные (от лат. potencia – «возможность») – это слова возможные, они могут быть произведены по образцу высокопродуктивных словообразовательных типов непосредственно в процессе общения, в потоке речи, когда возникает необходимость назвать какое-либо понятие, не имеющее общепринятого названия. Такие слова как бы потенциально существуют в языке. Г.О. Винокур писал о таких словах: «В каждом языке, наряду с употребляющимися в повседневной практике словами, существуют, кроме того, своего рода «потенциальные слова», т. е. слова, которых фактически нет, но которые могли бы быть, если бы того захотела историческая случайность. Слониха при слон – слово реальное и историческое. Но рядом с ним, как его тень, возникает потенциальное слово китиха, как женский род к кит» [17, 15].
Как назвать такое свойство человека, как умение сохранить скромность, несмотря на славу? Славостойкость – слово, созданное по образцу слов теплостойкость, морозостойкость, огнестойкость [54, 74].
Потенциальные слова отличаются от реальных слов характером своего значения, которое складывается из значения составляющих его частей, в нём нет ничего добавочного, индивидуального. Значение производных реальных слов, хотя и складывается из значения составляющих его частей, может иметь нечто добавочное, индивидуальное, своё, что нельзя узнать из модели слова, а надо знать заранее. Это свойство производного слова называют фразеологичностью, или идиоматичностью, семантики слова.
Лексические значения таких слов содержат добавочные смысловые компоненты, которых нет ни в значениях производящих слов, ни в значениях производящих аффиксов. Компоненты значения, которые не выражаются формально, называются смысловыми приращениями. Так, например, в значении слова дошкольный («относящийся ко времени до поступления ребёнка в школу») значения «поступление» и «ребёнка» не выражено никакими морфемами.
Разным
типам производных слов фразеологичность
семантики свойственна в разной
степени. Не имеют фразеологичности
семантики производные, составляющие
область синтаксической деривации
и модификационные
6. Словообразовательное гнездо – самая крупная единица, системы словообразования. Это совокупность всех родственных слов, упорядоченная отношениями производности. Каждое словообразовательное гнездо имеет строго определённую структуру, каждое слово в гнезде занимает строго определённое место. В основе строения гнезда лежит принцип последовательного подчинения одних единиц другим: дикий – дик-оват-ый –пре-дикий – дик-о – дик-ость – дичь – дич-ок – дик-арь – дикар-к-а – дикар-ств-о – дикар-ск-ий – дич-а-ть – за-дичать – о-дичать – одича-ниj-э – одича-л-ый – одичал-о – одичал-ость – дич-и-ть-ся.
Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепей и словообразовательных парадигм. Цепи и парадигмы показывают синтагматические и парадигматические связи слов в гнезде. Возглавляют гнёзда непроизводные слова. В качестве исходных слов выступают слова разных частей речи. Минимальный состав гнезда – два слова, например, алфавит – алфавитный, алебастр – алебастровый. Минимальное гнездо, таким образом, совпадает со словообразовательной парой.
В русском языке имеются гнёзда, содержащие более 100 слов (звать, земля), около 300 слов (ломать), более 300 (метать), около 500 (нести).
Судя по «Словообразовательному словарю русского языка» А.Н. Тихонова [87], в русском языке 12 621 гнездо, в них 142 840 производных. Только 5 497 слов являются одиночными, то есть не дают производных (абрек, акын, бум, вдруг, гимн, джин, жабо, каракурт, лапта, миксер, нары, омлет, параграф, рагу, спрут, тир, чахохбили, эпилог и др.).
За последнее время изучение русского словообразования значительно активизировалось. Появилось большое количество монографий, посвящённых проблемам дериватологии. Начиная с 70-х годов вышли работы Е.А. Земской («Современный русский язык. Словообразование» [30]), Н.М. Шанского (« Очерки по русскому словообразованию» [99]), М.Н. Янценецкой («Семантические вопросы теории словообразования» [110]) и другие. В 1985 году появился «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова и его авторского коллектива [87], позднее – монографии Е.А. Земской «Словообразование как деятельность» [31] и И.С. Улуханова «Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация» [93].
Информация о работе Словообразование как вид речевой деятельности