Словообразование как вид речевой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:51, диссертация

Краткое описание

Цель исследования – описание словообразовательной системы русского языка с акцентом на активные процессы современного словопроизводства и в контексте психолингвистического подхода.

Задачи исследования:

– изучить основные механизмы словообразования современного русского языка;

– проанализировать активные процессы современного словопроизводства;

– рассмотреть словообразование в психолингвистическом аспекте;

– наметить пути эффективного усвоения словообразовательных моделей в практике обучения русскому языку учащихся академических лицеев в условиях многонационального состава обучающихся.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………3

Глава I. Общая характеристика словообразовательной системы современного русского языка……………………...………………...………13


1.1. Морфемика и словообразование современного русского языка....13


1.2. Основные единицы и способы словообразования в современном русском языке……………………….……………………………………….….28


1.3. Активные процессы современного словопроизводства…………..40
Выводы по I главе...………………………………………...…...…47

Глава II. Психолингвистический подход к словообразованию как виду речевой деятельности………………………………..………………….49

2.1. Психолингвистический аспект теории словообразования русского языка……………………………………………………………………………...49

2.2. Речевая деятельность в психолингвистическом аспекте…………...59

2.3. Причины речевых недочётов и типичных словообразовательных ошибок в речи учащихся и пути их преодоления……………………………..67

Выводы по II главе….…………………………………………...76

Заключение…………………………………………………………....……78

Список использованной литературы…………………...……..……….82

Файлы: 1 файл

диссертация (испр.).doc

— 474.50 Кб (Скачать)

    С другой стороны, словообразование связывают  с механизмом создания производных  слов. С этой точки зрения, словообразование определяют: Е.С. Кубрякова «…как область выражения особых формально-смысловых отношений» [43], Н.М. Шанский «…как собрание способов, правил образования новых слов» [99], В.Н. Немченко «…как определенное действие языкового механизма, связанное с образованием новых слов» [61].

    С понятием "словообразование" тесно связана и проблема морфологической структуры слова, системы производных слов. С этой точки зрения, термин "словообразование" используется для обозначения специфического языкового процесса по дифференциации (на основе семантики и формально-языковых признаков) производных слов и словообразующих морфем. Преимущественно с этим значением термин "словообразование" употребляется в настоящей работе. Вместе с тем, нами не отрицается потенциальная возможность использования названного термина в других значениях.  

    1.2. Основные  единицы   и   способы   словообразования 

                       в современном     русском     языке

    Словарный состав русского языка делится на две неравные части. Одну часть составляют непроизводные слова, другую – производные. По данным «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова [87], в русском языке 18039 непроизводных слов и 126034 производных слова, то есть на одно непроизводное слово приходится 7 производных. Таким образом, основной единицей системы словообразования является производное слово.

      Производное слово состоит из простейших единиц (морфем) и входит в более сложные, комплексные: словообразовательные пары, словообразовательные типы, словообразовательные категории, словообразовательные цепи, словообразовательные парадигмы, словообразовательные гнёзда [74].

    1. Словообразовательная пара (СП) – простейшая из комплексных единиц. Словообразовательные пары, между членами которых существуют тождественные семантические и формальные отношения, образуют один словообразовательный тип.

    2. Словообразовательный тип (СТ) – это схема строения производных слов, имеющих три одинаковых признака: 1) они образованы от слов одной и той же части речи; 2) они образованы при помощи одного и того же форманта; 3) у них одинаковое словообразовательное значение. Во всяком производном слове существуют лексическое (индивидуальное) и грамматическое (обобщённое, категориальное) значения. В производных же словах помимо этих значений имеется ещё и словообразовательное значение.

    Словообразовательный  тип – основная ячейка словообразовательной системы языка.

    3. Словообразовательное значение – это семантическое соотношение между производным словом и его производящим. Чтобы вскрыть словообразовательное значение, нужно отвлечься от соотношения конкретных слов, например: подосиновик – это гриб, растущий под осинами; подснежник – это цветок, растущий под снегом; подсвечник – это приспособление под свечой; аналогичные производные подоконник, подлокотник. Отвлечёмся от конкретных значений приведённых слов и сформулируем их общее значение – «предмет, находящийся под тем, что названо производящим словом».

    Словообразовательное  значение выражается словообразовательным формантом и входит в состав лексического значения производного слова подобно  тому, как сам формант входит в  состав основы производного слова. К  одному словообразовательному типу относятся слова прыгнуть, свистнуть, двинуть: у них общий формант – суффикс -ну-, образованы от глаголов прыгать, свистеть, двигать, имеют одинаковое словообразовательное значение «один раз совершить действие, названное производящим глаголом».

      «Под словообразовательной системой понимается совокупность словообразовательных типов языка в их взаимодействии...»[74,137].

    4. Словообразовательная категория (СК) – единица более абстрактная, чем словообразовательный тип. К одной словообразовательной категории относятся словообразовательные типы с общим словообразовательным значением, но с разными формантами, например: словообразовательная категория имён существительных наименования действия: чт-ениj-э, руб-к-а, ходь-б-а.

    5. Словообразовательная цепь (цепочка) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной производности, например: дыра – дыр-яв-ый – дыр-яв-и-ть – про-дырявить – продырявл-ива-ть – продырявлива-ниj-э. Исходное (начальное) слово цепи является непроизводным и выполняет функцию производящего. Слова последующих звеньев (дырявый – дырявить, дырявить – продырявить, продырявить – продырявливать, продырявливать – продырявливание), кроме последнего, одновременно выступают как производные, так и производящие. Слово, замыкающее цепь, является только производным, не используется как производящее. [74, 140].

    5. Словообразовательная  парадигма – это совокупность производных, имеющих одно и тоже производящее, например: волк, волч-иц-а, волч-онок, волч-атин-а, волч-ий, волч-ищ-е, волч-ин-ый. Особенности словообразовательной парадигмы ярко заметны при её сравнении с морфологической парадигмой. В морфологии слова, относящиеся к одной и той же части речи и имеющие одни и те же лексико-грамматические признаки, составляют один и тот же набор словоформ, одну и ту же парадигму, например: бел-ый чёрн-ый син-ий, бел-ого чёрн-ого син-его, бел-ому   чёрн-ому син-ему, бел-ый (бел-ого) чёрн-ый (чёрн-ого) син-ий (син-его), бел-ым чёрн-ым син-им, (о) бел-ом (о) чёрн-ом  (о) син-ем.

    В словообразовании нет такого единообразия, так как в нём действует  много ограничений (семантических, стилистических, формальных, лексических), в результате чего производящие слова, относящиеся к одной части  речи и даже к одной тематической группе, имеют далеко не одинаковый набор производных. Сравним словообразовательные парадигмы того же прилагательного: бел-ый, пре-белый, бел-оват-ый (ср. син-еват-ый), бел-еньк-ий, до-бел-а (ср. до-син-я), бел-и-ть, бел-е-ть, бел-изн-а (ср. черн-от-а, син-ев-а), бел-янк-а (ср. черн-ушк-а), бел-и-л-а, бел-ок.

    При сравнении словообразовательных парадигм слов одной тематической группы мы видим, что одно и то же словообразовательное значение выражается разными словообразовательными  средствами, например, значение отвлечённого признака: бел-изн-а, черн-от-а, син-ев-а. Словообразовательные парадигмы уступают морфологическим по степени регулярности компонентов: парадигмы склонения и спряжения гораздо более регулярны [74, 146].

    Между словообразовательными и морфологическими парадигмами существует ещё ряд различий:

    1) члены словообразовательной парадигмы – это разные слова, а члены словоизменительной парадигмы – это одно слово в разных грамматических формах;

    2) каждому грамматическому значению соответствует определённый аффикс в морфологической парадигме (например, прошедшее время глагола выражается суффиксом -л- во всех глаголах), а одно и то же словообразовательное значение может выражаться разными словообразовательными аффиксами, например, значение отвлечённого признака выражается при помощи суффиксов -изн- (желт-изн-а), -от- (выс-от-а), -ость (глуп-ость), -ин- (шир-ин-а) и др.;

    3) производящее (исходное) слово не входит в словообразовательную парадигму, а в морфологии в парадигму входит и исходная (начальная) форма слова.

    В словообразовании имеет место три класса производных слов. До сих пор мы рассмотрели слова, которые реально существуют в словарном составе языка и извлекаются из него по мере надобности (воспроизводятся). Эти слова называют ещё узуальными (от лат. usus – «правило», «употребление»). Это общеупотребительные средства общения, которые воспроизводятся разными людьми в разных речевых ситуациях. Они принадлежат языку.

    Кроме слов, реально существующих в языке, возможны слова, которые возникают  в речи, в определённом контексте и вне этого контекста не воспроизводятся. Они обычно бывают индивидуальными новшествами, принадлежащими отдельным лицам, часто писателям и поэтам. Известно, например, как много новых слов создал В.В. Маяковский: серпастый, молоткастый, обоюдоострая, стрекозёл и др. Много индивидуальных слов у М.Е. Салтыкова-Щедрина: клоповодство, пенкосниматель, головотяпство и др. Наиболее распространённым названием таких слов является термин «окказионализмы» (от лат. occasionalis – «случайный»). Такие слова часто бывают непонятны вне того контекста, в котором они возникли.

    Принципиальной  особенностью окказионализмов является то, что при их образовании происходит нарушение законов действия словообразовательного  типа. Например, существительное ходьбун, созданное по образцу слов лгун, плясун, бегун. Существительные с суффиксом -ун образуются от основы глагола, а ходьбун образовано от основы имени существительного ходьба. Названия химических веществ с суффиксом -ин образуются от неодушевлённых существительных: ванилин, сахарин, кофеин; отступление от этого правила наблюдается в чеховском окказионализме идиотин.

    Узуальным словам противопоставляются также  слова потенциальные.

    Потенциальные (от лат. potencia – «возможность») – это слова возможные, они могут быть произведены по образцу высокопродуктивных словообразовательных типов непосредственно в процессе общения, в потоке речи, когда возникает необходимость назвать какое-либо понятие, не имеющее общепринятого названия. Такие слова как бы потенциально существуют в языке. Г.О. Винокур писал о таких словах: «В каждом языке, наряду с употребляющимися в повседневной практике словами, существуют, кроме того, своего рода «потенциальные слова», т. е. слова, которых фактически нет, но которые могли бы быть, если бы того захотела историческая случайность. Слониха при слон – слово реальное и историческое. Но рядом с ним, как его тень, возникает потенциальное слово китиха, как женский род к кит» [17, 15].

    Как назвать такое свойство человека, как умение сохранить скромность, несмотря на славу? Славостойкость – слово, созданное по образцу слов теплостойкость, морозостойкость, огнестойкость [54, 74].

    Потенциальные слова отличаются от реальных слов характером своего значения, которое  складывается из значения составляющих его частей, в нём нет ничего добавочного, индивидуального. Значение производных реальных слов, хотя и складывается из значения составляющих его частей, может иметь нечто добавочное, индивидуальное, своё, что нельзя узнать из модели слова, а надо знать заранее. Это свойство производного слова называют фразеологичностью, или идиоматичностью, семантики слова.

    Лексические значения таких слов содержат добавочные смысловые компоненты, которых нет  ни в значениях производящих слов, ни в значениях производящих аффиксов. Компоненты значения, которые не выражаются формально, называются смысловыми приращениями. Так, например, в значении слова дошкольный («относящийся ко времени до поступления ребёнка в школу») значения «поступление» и «ребёнка» не выражено никакими морфемами.

    Разным  типам производных слов фразеологичность семантики свойственна в разной степени. Не имеют фразеологичности семантики производные, составляющие область синтаксической деривации  и модификационные словообразовательные типы.

    6. Словообразовательное гнездо – самая крупная единица, системы словообразования. Это совокупность всех родственных слов, упорядоченная отношениями производности. Каждое словообразовательное гнездо имеет строго определённую структуру, каждое слово в гнезде занимает строго определённое место. В основе строения гнезда лежит принцип последовательного подчинения одних единиц другим: дикий дик-оват-ый  пре-дикий    дик-о дик-ость – дичь   дич-ок дик-арь дикар-к-а дикар-ств-о дикар-ск-ий  дич-а-ть за-дичать о-дичать одича-ниj-э одича-л-ый  –  одичал-о –  одичал-ость дич-и-ть-ся.

    Словообразовательное  гнездо состоит из словообразовательных цепей и словообразовательных парадигм. Цепи и парадигмы показывают синтагматические и парадигматические связи слов в гнезде. Возглавляют гнёзда непроизводные слова. В качестве исходных слов выступают слова разных частей речи. Минимальный состав гнезда – два слова, например, алфавит – алфавитный, алебастр – алебастровый. Минимальное гнездо, таким образом, совпадает со словообразовательной парой.

    В русском языке имеются гнёзда, содержащие более 100 слов (звать, земля), около 300 слов (ломать), более 300 (метать), около 500 (нести).

    Судя  по «Словообразовательному словарю русского языка» А.Н. Тихонова [87], в русском языке 12 621 гнездо, в них 142 840 производных. Только 5 497 слов являются одиночными, то есть не дают производных (абрек, акын, бум, вдруг, гимн, джин, жабо, каракурт, лапта, миксер, нары, омлет, параграф, рагу, спрут, тир, чахохбили, эпилог и др.).

    За  последнее время изучение русского словообразования значительно активизировалось. Появилось большое количество монографий, посвящённых проблемам дериватологии. Начиная с 70-х годов вышли работы Е.А. Земской  («Современный русский язык. Словообразование» [30]), Н.М. Шанского (« Очерки  по русскому словообразованию» [99]), М.Н. Янценецкой («Семантические вопросы теории словообразования» [110]) и другие. В 1985 году появился «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова и его авторского коллектива [87], позднее – монографии Е.А. Земской «Словообразование как деятельность» [31] и И.С. Улуханова «Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация» [93].

Информация о работе Словообразование как вид речевой деятельности