Шпора по упавлению педагогической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 11:50, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на некоторые экзамеционные вопросы по предмету управления педагогической системы.

Файлы: 1 файл

билеты педWord.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Билет 8

Стиль управления- совокупности приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным.

Демократический стиль: основной  метод руководства: просьба, поручение, инструктивное указание. «+»- стимулирует творческую деятельность,  снижает недовольство подчиненных от принятых решений т.к. они принимаются совместно, повышает мотивацию труда, улучшает психологический климат и удовлетворенность от работы, тон речи дружеский.

«-» на обсуждение проблемы тратиться значительно  больше времени, ответственность за выполнение долго перекладывается,  затягивается процесс принятия решения управления

Авторитарный  стиль: руководитель принимает решения единолично, толкает подчиненных на работу ради галочки, характерен всеобъемлющий контроль, тон речи приказной, руководитель делает много замечаний, неаргументированное восхваление других членов группы, субъективное оценивание успехов подопечных,

«+»применение автократического метода иногда обосновано, если: недостаточная компетентность подчиненных, отсутствие единого сплоченного коллектива, наличие серьезных недостатков в работе аппарата подведомственных учреждений.

Либеральный стиль- нечеткая постановка задач, низкое качество управленческих решений, подверженность внешнему влиянию, недостаточный контроль или полное его отсутствие,

Метод руководства  то приказ, то просьба. Тон речи: ласково  завистливый.

«+» создает  условия для выполнения инновационных  идей, благоприятная  среда для  проявление лидерских качеств,  характер речи- торопливый.

«-» низкий уровень эффективности труда, неустойчивый климат, межличностные конфликты. 

Билет 1

Система- «порядок, отсутствие хаоса».Система- совокупность разных типов образовательных учреждений+администативные органы. Система- необходимое кол-во элементов, взаимодействие которых дает единый продукт. Элемент- мин. Компонент системы, мин единица, имеющая предел делимости в рамках данной системы.

Система- целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющие новые св-ва, которые отсутствуют у отдельно взятого элемента, взаимодейст.  с внешней средой.

Целостность системы  зависит от  уровня набора элементов  системы. Подсистема- часть системы, которая по каким-то признакам сама явл системой.

Педагогич.система- социально обусловленная целостность активно взаимодействующих участников пед.процесса, материально духовные факторы, направлены на формирование гармонически развитой и социально активной личности.

В качестве соц. Системы явл система образования.

Подсистемы в  школе:классно-урочная, целостный пед. Процесс, система воспит.работы, система нравств. Воспитания.

Целостный пед  процесс можно разделить на подсистемы:цель-содежание-методы-средства-формы-пед.условия-результат.

Главный признак  современной пед.системы сегодня  это её вариативность.1)Вариативность  организационных и правовых норм 2)вариативность типов образоват. Учреждений 

Билет 9

Членами управл. Советов могут стать представители  различных категорий участников образовательного процесса, общественности, органов местного самоуправления. Управл. Совет может помочь донести до работников школы мнение родителей. Управл.совет может улучшить условия жизни в школе, создать более разумный уклад в школе.

Шк. Совет может  помочь в улучшения обучения детей, т.к. он имеет право экспериментировать образовател. Программу школы.

Совет участвует в определении стратегии развития образовательного учреждения.. Совет может улучшить положение дел в финансовом обеспечении, поиск и привлечение внебюджетных средств, рациональное расходование бюджетных средств.

Управл. Совет  школы-коллегиальный орган  в государств обществ. Управлении школой, призванный решать задачи стратегического управления. Управл. Совет- интеграция государств. и общественных форм управления.

Функции  Совета школы: 

  • принимает устав образоват. учреждения, изменения и дополнения к нему,
  • согласовывает школьный компонент гос. образоват. стандарта,
  • утверждает программу развития общеобразоват. учреждения,
  • принимает решения по режиму работы школы: устанавливает продолжительность учебной недели, время начала и окончания занятий, принимает решения о введении или отмене школьной формы,
  • принимает решения об исключении обучающегося из образовательного учреждения,
  • содействует привлечению внебюджетных средств школы,
  • дает разрешения на сдачу в аренду  объектов собственности,
  • заслуживает отчет руководителя общеобразоват.учреждения по итогам учебного и финансового года.
 

Билет 7 

Конфликт- предельный случай обострения противоречий. 

Виды  пед ситуаций и конфликтов:

- Конфликт деятельности, возникающие по поводу выполнения  учеником учебных заданий

- Конфликт поведения,  поступков, нарушение учеником  правил дисциплины

- конфликт отношений,  возникающий в эмоциональных  личностных отношений учителя  и учащихся 

Причины конфликтов:

- Малая возможность  учителя прогнозировать поведение  учеников на уроке, неожиданность их поступков часто выбивает учителя из колеи

- свидетелями  ситуаций часто становятся другие  ученики, поэтому учитель стремится  сохранить свой социальный статус  любыми средствами и тем самым  доводит ситуацию до конфликтной

- учитель как правило оценивает не отдельный поступок ученика а его личность, такая оценка определяет отношение к ученику других учителей и сверстников

- оценка ученика  строится нередко на субъективном  восприятии его поступка и  малой информативности о его  мотивах, особенностях личности, условиях жизни

- учитель затрудняется  провести анализ ситуации и  торопится наказать ученика

- не маловажное  значение имеет характер отношений,  которые сложились между учителем  и учеником

- Личностные  качества учителя тоже бывают  причиной конфликтов раздражительность, проблемы в семье,  нет интереса к пед работе) 

Пути помощи учителю в решении и предупреждении:

- конфликтные  ситуации на уроках, большинством  слушателей признаются типичными,  закономерными. поэтому нужно  быть более терпимее стараться разобраться в любой ситуации

- Учителю надо  уметь организовывать коллективную  учебную деятельность учащихся  разного возраста, усиливая деловую  взаимосвязь между ними

-  ситуация  на уроке доходит до конфликта  чаще всего с учеником плохо  успевающим по предмету , «трудным по поведению». Поэтому в интересах учителя лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания.

- нельзя наказывать  плохими отметками по предмету- это приведет не к положительному результату, а лишь затяжному личностному конфликту с учителем, что снизить интерес к предмету у ученика

Причины конфликтов между учителем и администрацией:

- материально-техническое  противоречие между возможностями  учителя и материально технической базой

- хозяйственно- политические противоречия между  требованиями любой ценой и   возможностями учителя или даже  его моральной стойкостью 

- противоречие  между область труда и затратами  учителя

- социально-  профессиональная недооценка социально- профессиональных качеств учителя

- Социально-демографическая 
 

Билет 6.

Система методов внутри школьного  управления.

Методы  управления- это средства взаимодействия участников пед процесса по достижению целей.

Существует несколько  групп методов.

       Функции методов управления:

  1. Через методы управления реализуются цели принципы и содержания управленческой деятельности.
  2. Только с помощью методов управления директор школы может формировать и воспитывать пед и ученические коллективы
  3. Методы управления несут в себе функцию организации и согласования действий
  4. Только с помощью методов управления директор стимулирует деятельность учителя и учащихся  

4 группы методов  управления:

            1) организационно-распорядительные 

методы группы: Подбор и расстановка кадров, разработка и принятие документов (Планов, приказов, распоряжений), Согласование и координация действий.

Формы их реализации: административные совещания при  директоре; письменные или устные указания, распоряжения; встречи. Собеседования  с руководителями общественных организаций.

            2) организационно-педагогические

Методы группы: Методическое инструктирование, рекомендации, советы, беседы, лекции

Формы и их реализация: пед совет, метод совет, уроки, конференции, пед чтения,  семинары.

           3) Социально-политические

Методы группы: политические пропаганды, личный пример директора.

Формы и их реализации: курсы.

           4) Социально-психологические

Методы группы: мотивация, поддержка традиций,.

Формы и их реализации: в добром слове, благодарности, поощрении.  

Цель групп: оказание помощи учителям и учащимся. 

Методы управления  в руках мудрого директора  явл-ся средством воспитанияпед  и ученического коллектива.

Пед коллектив- группа людей объединенных общественно  значимой целью, работой, имеющие  свои органы управления и руководства.    
 

3. Циклический характер  управления

По форме управления любой соц.системой- это процесс  переработки информации в общих  чертах он состоит из трех этапов: сбор информации о состоянии упрвленческого объекта, переработка информации, выдача командной информации

Управление школой можно представить в виде схемы 

1 управляющая  система

2 командная информация

3 управляемая  сиситема,   4 информация о состоянии системы,  5данные о состоянии внешней среды,   6 команда вышестоящих органов 

Управляющая система  в процессе своей деятельности получ-т  определнную информацию о состоянии системы управления и о качестве процессов совершающей в ней эта информация воспринимающаяся, анализ-ся, перерабат-ся,управл-й систнмой, которая на основе анализа данных о состояний внеш.среды, а также с учетом команд, постумающих от выше стоящих органов образования, вырабатывают и принимают управленческие решения, направление на упорядочение решение, направление на упорядочение управленческой системы или на перевод ее качественный новый уровень. Эта командная информация поступает в управляемую систему и так по кругу. всякое управление происходит циклически перерабатывается управлющей системой , которая на основе анализа данных о состоянии внешней среды, а также с учетом команд поступающих от вышестоящих органов образования вырабатывает и принимает управленческое решение, направление на упорядоченную управляемую системы. или перевод его на качественно новый уровень.это командная информация поступает в управл систему , так по кругу замыкается.

Осн функции  управления: пед анализ, планирование управленч дейтельности, организация дейтельности, контроль, ригулировка.

Пед анализ-начинается со встречного и глубокого анализа, составл учебно-воспит работы с целью выявления в ней сильных и слабых сторон определения актуальных задач школы и пед коллектива на предстоящий период с учетом возможности их выявления.

Информация о работе Шпора по упавлению педагогической системы