Педагогическая система Станиславского

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сценического творчества в театральной системе К.С. Станиславского.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать мировоззренческие и творческие истоки художественной деятельности К.С. Станиславского
Рассмотреть историческое значение системы К.С. Станиславского для развития современной театральной педагогики.
Изучить теоретические аспекты системы К.С. Станиславского
Проанализировать этапы развития системы К.С. Станиславского

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 90.63 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

   Интерес к проблеме обусловлен тем, что система К.С. Станиславского и его творчество определили театральную культуру ХХ века, но до настоящего времени не стали предметом основательного и всестороннего культурологического осмысления. В пользу актуальности изучения системы К.С. Станиславского говорит само время, заставляющее по-новому осмыслить наследие величайшего художника, теоретика, создателя основ современной театральной культуры. Весь современный театр, даже те его направления, которые настойчиво противопоставляют себя традиции и стремятся к самореализации в эпатирующих формах, сознательно или неосознанно опираются на театральную культуру, созданную К.С. Станиславским. Все это открывает обширное поле для исследования как самой системы, так и ее оснований.

   Разработанная им сценическая теория, методология создания роли и соответствующая артистическая техника, условно обозначенные им самим как система сценического творчества актера, оказали огромное влияние на развитие мирового театрального искусства, искусства в целом. Аналогичное имело место и с другими театральными и сценическими школы. Однако сегодня в связи с потребностью в осмыслении фундаментальных, основополагающих идей прошлого и на основании того, что именно К.С. Станиславский сформулировал не только принципы эстетики своего (образ человека на сцене), но и мирового театра, возникла необходимость переосмысления творческого наследия К.С. Станиславского. Великий реформатор театра первым в мире открыл законы органического поведения человека на сцене, поэтому его наследие в целом, эстетическая концепция сценического творчества, в частности сегодня, заслуживает особого внимания и нового осмысления.

   Целью данной работы является изучение сценического творчества в театральной системе К.С. Станиславского.

   Поставленная цель  предполагает решение следующих задач:

  1. Охарактеризовать мировоззренческие и творческие истоки художественной деятельности К.С. Станиславского
  2. Рассмотреть историческое значение системы К.С. Станиславского для развития современной театральной педагогики.
  3. Изучить теоретические аспекты системы К.С. Станиславского
  4. Проанализировать этапы развития системы К.С. Станиславского

   Объектом исследования является художественная деятельность К.С. Станиславского.

   Предмет исследования – система К.С. Станиславского в процессе ее создания и развития в театральной культуре ХХ века.

   Педагогические аспекты системы К.С.Станиславского нуждаются в глубокой теоретической и методической разработке, способствующей эффективности обучения студентов вузов культуры и искусств актёрскому и режиссёрскому мастерству. Попытки создания учебных пособий по мастерству актёра предпринимались неоднократно. Так в конце 30-х годов были опубликованы: «Практический курс воспитания актёра» Ю.Кренке под ред. Б.Захавы, методическое пособие «Работа актёра» И.Рапопорта, «Режиссура и методика её преподавания» В.Г.Сахновского, в 50-60-х годах «О технике актёра» B.О.Топоркова, «Мастерство актёра и режиссёра» Б.Захавы, «О действенном анализе пьесы и роли», «Слово в творчестве актёра» и «Поэзия педагогики» М.О.Кнебель, «Технология актёрского искусства» П.М.Ершова, «Сценические этюды» Л.Шихматова, в 70-80-х годах «Гимнастика чувств» C.Гиппиуса, «Уроки вдохновения» Л.П.Новицкой, «Воспитание актёра школы Станиславского» ГГ.В.Кристи.

    Авторы пытаются раскрыть и теоретически обосновать те стороны системы, которые в театральной педагогике наименее разработаны. Но по старой традиции система сводится главным образом к технологии актёрской профессии (как сделать), к технике актёра, причём главная проблема, волновавшая К.С.Станиславского, проблема творчества, решается упрощённо, или забывается вовсе.

    Вместе с тем, проблема изучения наследия К.С.Станиславского решалась в разное время отечественными учёными: В.Н.Прокофьевым, И.Н.Виноградской, Н.С.Тодрия, Б.Я.Зуяне , Е.И.Горячкинной, М.Н.Строевой, Н.А.Солнцевым, Ю.И.Рубиной, Р.Х.Баталовой, М.О.Кнебель, В.А.Халиф, Айла Капан, И.С.Куликовой, В.А.Максимовой, Н.А.Крымовой, Н.Р.Балатовой, С.В.Клубковым, Ю.М.Орловым, М.М.Шибаевой, И.Г.Скляром, О.М. Головенко и др., - и рассматривалась с различных точек зрения: в основном искусствоведческих, эстетических, философских.     Открытые К.С.Станиславским законы органического творчества и разработанная на их основе артистическая техника и метод сценического творчества произвели переворот в театральной педагогике. Метод стихийной, эмпирической передачи опыта постепенно уступили место углублённой профессиональной учёбе, опирающейся на познание объективных законов сценического творчества. Так было, пока были живы непосредственные ученики К.С.Станиславского. Но в руках театральных ремесленников система постепенно превращалась в механический набор терминов и технических правил сценического поведения актёра.

    Опыт изложения школы Станиславского как определённого направления в театральном искусстве был осуществлён Г.В.Кристи в учебном пособии для театральных вузов «Воспитание актёра школы Станиславского». В учебном пособии предлагается тот минимум теоретических знаний, необходимый всякому профессионально-грамотному актёру. По существу, теория в изложении Г В.Кристи сводится к осознанию практики, т.е. к артистической технике. Изложение предмета автор максимально стремился приблизить к педагогическому процессу, но не раскрывает его до конца, рассматривая его в основе своей традиционно с точки зрения последовательного освоения технологии актёрского мастерства, но не педагогического процесса.

Вторая попытка осмысления творческого наследия Станиславского была предпринята в 1998 году - «Симпозиум Станиславского в связи со 100-летием Художественного театра».

   Подводя итоги обзора литературы, охватывающие вопросы театральной педагогики, связанные с системой К.С.Станиславского, можно сделать вывод, о недостаточной изученности данной проблемы.

    В состав методов, обеспечивших проведение данной работы, входили: литературный обзор, сравнение, интервью, синтез, эксперимент, анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СИСТЕМА К.С. СТАНИСЛАВСКОГО

1.1. История возникновения и развития педагогической системы Станиславского.  

 

   Любая профессия подразумевает определенный минимум знаний, навыков и умения, без которых невозможно считать себя профессионалом в избранной области. И художественные профессии не составляют в этом смысле исключения.  Музыканты всех специальностей, независимо от их творческой  индивидуальности, манеры, направлений, опираются на основополагающие принципы музыкальной теории, гармонии, ритма, контрапункта, на единую музыкальную технологию. Во всех школах изобразительного искусства еще со времен Леонардо да Винчи исследуются законы перспективы, светотени, композиции, цветовых сочетаний, осваивается техника рисунка.

   Потребность овладения основами своего искусства, будь то музыка, пение, живопись либо балет, не вызывает  ни у кого сомнений.  Но если речь заходит о профессии драматического актера, то здесь возникает большое количество споров. Говорят, что талантливый актер будет хорошо играть и без школы, а бездарному никакая школа не поможет. Отсюда и делают вывод, что актерскому искусству не обязательно учиться,  актером нужно родиться.

   Тому, что актеру необходим талант, не может быть возражений. Но ведь талантливые музыканты, певцы, художники затрачивают много лет упорного труда на совершенствование своих природных данных. Почему же драматическому актеру достаточно  только таланта? На подобный вопрос хорошо ответил М. Горький: «Талант – как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу».

   Настоящее искусство, как известно, рождается от слияния таланта с мастерством, а мастерство закладывается школой, собравшей в себе лучшие традиции и опыт многих поколений. Школа развивает и шлифует природные задатки ученика, дает ему необходимые знания и навыки, организует талант. Не случайно передовые деятели театра признавали важную роль школы в развитии таланта, боролись за нее и в меру своих сил разрабатывали теорию и технику актерского искусства. 

  Театральная педагогика  складывалась постепенно.  Старая  школа бережно собирала внешние  приемы игры  выдающихся актеров,  но она не раскрывала внутреннюю  сущность их творчества. В школах  часто учили тому, как играется  та или другая роль с точки  зрения сложившихся традиций  ее исполнения, но не учили  самому искусству, его технике,  методу работы над любой ролью.  Театральная педагогика опиралась  на достижения смежных искусств: танец, декламацию, пение. Но она  не выработала еще своих собственных профессиональных основ. В преподавании было много бессистемности. Предпринимались попытки преодолеть эмпиризм в театральном образовании и ввести его в рамки определенной научной системы. С этой целью создавались многочисленные руководства по сценическому искусству, в которых подробно излагались правила поведения актера на сцене. Актерам предлагался готовый ассортимент внешних приемов изображения всех человеческих чувств и характеров. Вырабатывался особый род профессионализма ремесленного типа. Но наиболее ценное в старой педагогике шло от непосредственного общения учеников с мастерами, передававшими из поколения в поколение живые традиции искусства.

   Заслуга создания современной школы актерского искусства принадлежит К. С. Станиславскому. Им впервые в истории театра глубоко разработаны вопросы сценической теории, метода и артистической техники, Составляющие в совокупности целостное материалистическое учение об актерском творчестве. Это учение получило широкую мировую известность как «система Станиславского». Цель системы  - помочь актеру воплотить на сцене живые, художественно правдивые образы. Ради этой цели искались и средства ее практического осуществления, создавалась театральная педагогика. Системе Станиславского чужда нормативность творчества. Она требует единства формы и содержания, но не предписывает никаких канонов в области художественной формы.

        В отличие от многих других театральных систем учение Станиславского опирается не на эстетические каноны, а на познание объективных законов творчества органической природы артиста-человека. «Она и ее созидательные законы одни для всех людей, для всех направлений,— писал Станиславский.— Поскольку речь идет об этих творческих законах, мы все близки и родственны друг другу». Его система — это труд исследователя, естествоиспытателя. В ней впервые решается проблема сознательного овладения подсознательным, непроизвольным процессом сценического творчества, исследуются пути органического перевоплощения актера в образ.

Система не подменяет собой  творчества, а создает для него наиболее благоприятные условия. Она  живет в умении и таланте актера.

      Неувядаемое значение системы Станиславского в том, что она опирается на объективные законы физической и духовной природы творчества актера. В ней синтезированы творческий опыт многих театральных поколений и достижения передовой эстетической мысли реалистического сценического искусства. Система Станиславского помогла преодолеть стихийность в театральной педагогике и придать ей черты подлинной научности. Долгое время система существовала как изустная традиция. Станиславский не решался опубликовать результаты своих открытий, пока каждое его положение не будет тщательно проверено на практике, В результате большинство актеров и режиссеров, не работавших со Станиславским, знали о системе понаслышке, имели о ней приблизительное, а порой и сильно искаженное представление.

    Труды Станиславского выходили с перерывами в десять и более лет, что также порождало всякого рода недоразумения. Знакомство с первой частью книги «Работа актера над собой» привело многих к ошибочному выводу, что система имеет дело исключительно с психологией творчества и оставляет без внимания проблемы сценического воплощения, выразительности художественной формы, что актеру достаточно правильно пережить роль, как все остальное придет само собой. Такое одностороннее восприятие системы приводило на практике к недооценке формы в театральном искусстве.

    Вышедшая в конце 40-х годов вторая часть книги «Работа актера над собой», посвященная проблемам воплощения, произвела на многих режиссеров и педагогов ошеломляющее впечатление. «Появись эта книга хотя бы пятью годами раньше,— писал в декабре 1964 года известный американский журнал «Tulane Drama, Review»,— голос  Станиславского  мог  бы  изменить  всё направление американского театра».

    После опубликования двух книг о работе актера над собой еще продолжительное время оставались неизвестными рукописи Станиславского по второй части системы, касающейся метода работы над ролью и пьесой. Относительно его нового метода ходило много всевозможных слухов, создавались легенды, которые будоражили умы деятелей театра и кино. Все это вызвало большую творческую дискуссию о наследии Станиславского, разгоревшуюся в начале 50-х годов на страницах советской и зарубежной печати.

    И только с выходом в свет восьмитомного Собрания сочинений Станиславского удалось ознакомить широкую театральную общественность с важнейшими трудами по системе и рассеять многие недоразумения, порожденные незнанием материалов.

    С появлением этих трудов, казалось бы, отпала необходимость в создании учебных пособий по театральной педагогике. Зачем браться за изложение принципов и методики воспитания актера, если эта задача так исчерпывающе и глубоко решена Станиславским? Нужно только умело пользоваться его системой, а не пытаться заново открывать уже открытое. Да и трудно предположить, что кто-то другой может раскрыть систему лучше, чем ее создатель.

Информация о работе Педагогическая система Станиславского