Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сценического творчества в театральной системе К.С. Станиславского.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать мировоззренческие и творческие истоки художественной деятельности К.С. Станиславского
Рассмотреть историческое значение системы К.С. Станиславского для развития современной театральной педагогики.
Изучить теоретические аспекты системы К.С. Станиславского
Проанализировать этапы развития системы К.С. Станиславского
Однако было бы ошибочно искать в учебном пособии полного совпадения изложения предмета с процессом преподавания его в театральной школе. В педагогической практике многие вопросы решаются параллельно, в то время как в книге их можно раскрыть только в определенной последовательности. В книге нельзя допускать повторений, возвращения к ранее пройденному материалу, тогда как в практической педагогике это не только возможно, но и методически вполне оправданно. Поэтому распределение учебного материала по курсам здесь в какой-то мере условно. Так, например, техника речи осваивается с самого начала обучения в театральной школе, но говорить о ней удобнее на втором курсе, когда ученики впервые вплотную сталкиваются с авторским текстом. Проблема метода работы над ролью частично уже возникает на первом и особенно втором курсах, но излагать ее в полном объеме целесообразно на третьем курсе, в процессе работы над пьесой и ролью. Актерский тренаж излагается в программе второго курса, хотя он осуществляется на всем протяжении обучения актера.
Создание учебного пособия по такому тонкому и специфическому предмету, как искусство актера,— дело новое и сложное. Оно упирается в проблемы психологии художественного творчества, которые еще недостаточно разработаны современной наукой. И в системе Станиславского не все вопросы театральной педагогики раскрыты в равной степени. Некоторые из них только поставлены и нуждаются еще в практическом решении и экспериментальной проверке. Разумеется, что и данное учебное пособие ни в какой мере не претендует на исчерпывающее решение проблем современной театральной педагогики. В нем остается еще много недоговоренного. Есть разделы, в которых сформулированы педагогические принципы, но недостаточно конкретно разработана методика их осуществления. Нужны еще большие совместные усилия практиков и теоретиков, чтобы заполнить белые пятна в нашей театральной педагогической науке.
1.2 Основные принципы системы К.С.Станиславского
Система Станиславского представляет
собой научно обоснованную теорию сценического
искусства, метода актерской техники.
В противоположность ранее
Раскрыв самостоятельно
или при помощи режиссера
Система состоит из двух разделов:
Станиславский определяет пути и средства к созданию правдивого, полного, живого характера. Образ рождается, когда актер полностью сливается с ролью, точно поняв общий замысел произведения. В этом ему должен помочь режиссер. Учение Станиславского о режиссуре как об искусстве создания постановки основывается на творчестве самих актеров, объединенных общим идейным замыслом. Цель работы режиссера — помочь актеру перевоплотиться в изображаемое лицо. Работы Станиславского переведены на многие языки мира. Его основные идеи стали достоянием актеров и режиссеров многих стран и оказывают большое влияние на современную жизнь и развитие мирового искусства.
Принципы системы Станиславского следующие:
Принцип жизненной правды — первый принцип системы, который является основным принципом любого реалистичного искусства. Это основа основ всей системы. Но для искусства необходим художественный отбор. Что же является критерием отбора? Отсюда вытекает второй принцип.
Принцип сверхзадачи — то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге. Мечта, цель, желание. Идейность творчества, идейная активность. Сверхзадача — это цель произведения. Правильно используя сверхзадачу, художник не ошибется в выборе технических приемов и выразительных средств.
Принцип активности действия — не изображать образы и страсти, а действовать в образах и страстях. Станиславский считал, что кто не понял этого принципа, тот не понял систему и метод в целом. Все методологические и технологические указания Станиславского имеют одну цель — разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей.
Принцип органичности (естественности) вытекает из предыдущего принципа. В творчестве не может быть ничего искусственного и механического, все должно подчиняться требованиям органичности.
Принцип перевоплощения — конечный этап творческого процесса — создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение.
Система включает в себя ряд приемов сценического творчества. Один из них состоит в том, что актер ставит себя в предлагаемые обстоятельства роли и работает над ролью от себя. Существует также принцип «типажного подхода». Он получил широкое распространение в современном театре. Этот принцип пришел из кинематографа и сегодня применяется как в кино, так и в рекламе. Он заключается в том, что на роль назначается не тот актер, который, пользуясь материалом роли, может создать образ, а актер, который совпадает с персонажем по своим внешним и внутренним качествам. Режиссер в этом случае рассчитывает не столько на мастерство актера, сколько на природные данные.
Станиславский протестовал против такого подхода. «Я в предлагаемых обстоятельствах» — формула сценической жизни по Станиславскому. Стать другим, оставаясь самим собой — эта формула выражает диалектику творческого перевоплощения по Станиславскому. Если актер становится другим — это представление, наигрыш. Если остается самим собой — это самопоказывание. Нужно совместить оба требования. Все как в жизни: человек взрослеет, развивается, но, тем не менее, остается самим собой.
Творческое состояние складывается из взаимосвязанных элементов:
Природа сценических
переживаний актера такова: на
сцене нельзя жить такими же
чувствами, как в жизни.
Как в жизни,
так и на сцене чувства плохо
контролируются, они возникают непроизвольно.
Часто нужные чувства
Итак, действие является возбудителем чувства, поскольку каждое действие имеет цель, лежащую за пределами самого действия.
Возьмем простой
пример. Допустим, вам нужно подточить
карандаш. Это нужно сделать, например,
чтобы нарисовать рисунок,
Цель действия:
изменить предмет, на который
оно направлено. Физическое действие
может служить средством (
Богатство жизни
человеческого духа, весь комплекс
сложнейших психологических
С самого начала
Станиславский отверг эмоцию, чувство
как возбудитель актерского
Станиславский пришел к выводу, что только физическая реакция актера, цепь его физических действий, физическая акция на сцене может вызвать и мысль, и волевой посыл, и в конечном итоге нужную эмоцию, чувство. Система ведет актера от сознательного к подсознательному. Строится по законам самой жизни, где существует нерасторжимое единство физического и психического, где самое сложное духовное явление выражается через последовательную цепь конкретных физических действий.
Искусство —
это отражение и познание
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «АРТ»
2.1. Работа над голосом и речью
Наглядный
пример применения
Юрий Владимирович так говорит о своем творчестве: «Я занимаюсь театральной педагогической деятельностью почти двадцать лет. Не выбрав для себя карьеру актера или режиссера профессионального театрального коллектива, я пытаюсь использовать театральную форму, задания, этюды, упражнения и игры как инструмент для саморазвития и для ведения групповой работы. За эти годы несколько сотен человек принимали участие в моих постановках. Для моих учеников театральная студия стала местом встречи с собой, домом, воспоминанием, которое греет долгие годы.
Всех тех, кто был частью этого процесса: детей, подростков, взрослых — коллег-режиссеров, специалистов по хореографии и вокалу, сценическому движению — хочу от души поблагодарить. Потому что без них ни один театральный проект не осуществился бы, не ставились бы спектакли, не было бы тех замечательных воспоминаний о прошлом и того насыщенного творчеством и общением настоящего, в котором мы живем!»
На своих занятиях Юрий Васильевич уделяет большое внимание тренингу актеров, в котором он активно использует педагогические принципы системы Станиславского. Темой первого занятия, которое я посетила, стала работа над голосом и речью.
Говорят, что
слово – самая большая сила,
которой обладает человек.