Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сценического творчества в театральной системе К.С. Станиславского.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать мировоззренческие и творческие истоки художественной деятельности К.С. Станиславского
Рассмотреть историческое значение системы К.С. Станиславского для развития современной театральной педагогики.
Изучить теоретические аспекты системы К.С. Станиславского
Проанализировать этапы развития системы К.С. Станиславского
Огромное значение придавал Станиславский и вопросам артистической этики, рассматривая ее как один из важнейших составных элементов коллективного сценического творчества. Его этические требования органически связаны с существом самой системы: с учением о сверхзадаче творящего художника, с представлением об игре актера как о взаимодействии с другими творцами спектакля, с отношением к актеру как к общественному деятелю, проводнику передовых идей современности в широкие массы зрителей. Этические взгляды Станиславского нашли глубокое отражение в его «системе», которая со всей принципиальностью ставит вопрос о воспитании художника-гражданина.
Таким образом, под условным наименованием «система Станиславского» сосредоточился обширный круг вопросов театральной практики и теории, разработанных в творческом наследии Станиславского. К ним относятся вопросы искусства актера и режиссера, артистической техники, театральной эстетики, этики, творческой методики, театральной педагогики, организации коллективного сценического творчества и др. Однако все эти разнородные по своему характеру области сценической деятельности являются лишь различными ответвлениями, идущими от единого корня: они пронизаны общей идейно-творческой концепцией создателя системы и поэтому взаимно обусловливают друг друга. Так, например, артистическая техника, тщательно разработанная в системе, не может рассматриваться в отрыве от определяющих ее эстетических принципов Станиславского; опыт показывает, что такой ограниченный взгляд на систему как на сумму определенных технических приемов работы актера выхолащивает ее внутреннюю сущность и неизбежно приводит к искажению великих заветов Станиславского.
К большим недоразумениям и ошибкам приводит также рассмотрение системы в отрыве от творческой практики. Станиславский подчеркивал, что техника в творческом процессе играет лишь второстепенную, служебную роль. Она может организовать и направить творчество актера, но не способна подменить собой самое творчество. Система может оказать неоценимую услугу лишь тому художнику, который обладает потенциальной творческой силой и ставит перед собой большие идейные и художественные задачи. Она не фабрикует вдохновения и таланта, но шлифует талант и готовит почву для вдохновения. Поэтому в отрыве от живого ощущения творческого процесса система легко превращается в формальную схоластическую теорию, непригодную для практического применения.
Станиславский неоднократно утверждал, что одно лишь теоретическое ознакомление с его системой не может привести к правильному ее пониманию, что настоящее познание системы связано с овладением ею на практике и является результатом длительной и упорной тренировки. Это утверждение не умаляет объективной теоретической ценности выдающегося труда Станиславского по созданию системы, но подчеркивает его важнейшую отличительную особенность: неразрывность вопросов творческой практики и обобщающей их теории. Для Станиславского не существовало науки о театральном искусстве, оторванной от практических задач художественного творчества, так же как и творчества, не поддающегося контролю сознания и лишенного прочных теоретических основ. Подобная «наука» становилась в его представлении схоластической, а подобное «искусство» - вырождающимся в дилетантизм.
Станиславскому удалось не только сформулировать сущность прогрессивных традиций реалистического театрального искусства, обогащенных его личным творческим опытом, но и закрепить их в подробно разработанных приемах артистической техники и указать пути для претворения этих традиций в практику сценической работы.
В этом слиянии теории с практикой заключена огромная созидательная сила театральной системы Станиславского.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абалкин Н., Система Станиславского и
советский театр, 2 изд., М., 1954;
2. Абалкин Н., Система Станиславского и советский театр. Изд.: «Искусство», 1950;
3. Берри Сисели. Голос и актер. Московский фонд сохранения культуры. М., 1996;
4. . Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918-1922 гг., записанные заслуж. артисткой РСФСР К. Е. Антаровой. - М.- Л.: ВТО, 1939;
5. Горчаков Н., Режиссёрские уроки К. С. Станиславского, 3 изд., М., 1952;
6. Ершов. Технология актерского искусства. - М., 1959;
7. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. М.: Искусство, 1954;
8. Кристи Г., Воспитание актера школы Станиславского, Изд.: «Искусство», 1968;
9. Куракина К. Основы техники речи в трудах К. С. Станиславского. Всероссийское театральное общество. М., 1959;
10. Станиславский К. С. Из записных книжек: В 2 т. М.: ВТО, 1986. Т. 2;
11. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Academia, 1933;
12. Станиславский К. С. Собр. Соч. в восьми томах, т.5, Статьи. Речи. Заметки. Дневники. Воспоминания (1877-1917). - М.: Искусство, 1958;
13. Станиславский К.С., Собрание сочинения в девяти томах, т.2, М.: «Искусство», 1989;
14. Станиславский К.С., Работа актёра над собой. Работа актёра над ролью, Собр. соч., т. 2-4, М., 1954-57;
15. Станиславский К.С., Работа актера над собой. Ч.1, Изд. «Искусство», 1954.