Педагогическая система Станиславского

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сценического творчества в театральной системе К.С. Станиславского.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать мировоззренческие и творческие истоки художественной деятельности К.С. Станиславского
Рассмотреть историческое значение системы К.С. Станиславского для развития современной театральной педагогики.
Изучить теоретические аспекты системы К.С. Станиславского
Проанализировать этапы развития системы К.С. Станиславского

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 90.63 Кб (Скачать)

     Каждый человек  хотя бы несколько раз в  жизни чувствует эту силу слова  – собственного, обращенного к  другому человеку, или услышанного  от кого-то.

Конечно, не любое, сказанное  нами (или нам) слово доходит до рассудка, и уж точно не всякое –  волнует сердце. Но то, что касается нас лично, мы услышим в любом случае. Так происходит между людьми, которые хотят о чем-либо договориться.

     Слово –  это действие, а точнее воздействие.  Говоря что-либо кому-либо, мы, так  или иначе, стараемся сподвигнуть нашего собеседника на какое-то действие. Когда же слушающий превращается из собеседника в публику, тут-то и начинаются сложности. Чтобы воздействовать на публику нужно быть очень сильно заинтересованным в том, чтобы каждый человек из публики понял ваши слова и дал понять это вам. Как же этого добиться? Как органично совместить внутреннее «я» с публичным персонажем? Только посредством речи - и больше никак. Разрешить эту задачу помогают различные тренинги. Юрий Владимирович использует как раз такие тренинги на своих занятиях, разработанные на основе педагогической системы Станиславского.

     Однако не  стоит думать, что научиться владеть  речью можно при помощи механического выполнения упражнений. Существует множество примеров, когда люди с великолепно поставленным голосом, превосходной артикуляцией и безупречной дикцией навевают на публику сон. А есть люди, которых очень трудно, и даже неприятно слушать - из-за заикания, плохой дикции и прочих дефектов, - но все же слушать их почему-то хочется. И все их недостатки отходят куда-то очень далеко, а звучание физического голоса становится неважным, потому что в них говорит их сердце.

    Так что же такое речь, если не красивый голос, верные интонации и правильно построенные фразы? Станиславский думал над этим всю жизнь. Ответ был - природа. Та изначальная человеческая природа, обогащенная да-

ром слова. Природа, отличающая человека от бессловесной твари. Вся  система Станиславского есть возвращение  к этой природе. «Нам гораздо легче  на сцене вывихивать свою природу, чем  жить правильной человеческой жизнью»,- с горечью говорил Константин Сергеевич. Имея в виду, что, коль скоро публичное выступление воспринимается как что-то искусственное, навязанное извне, то и вести себя на сцене надо искусственно. Да, наша публичная роль и мы - совсем не одно и то же. Но в том и состоит мастерство говорящего, что слова, которые принадлежат кому-то другому, становятся вдруг твоими, трогающими твое собственное сердце, разжигающими твою собственную душу.

     Как же сродниться с чужими словами, как сделать их своими? Для начала надо понять, что такое - свои слова. Станиславский предлагал своим актерам не заучивать текст роли, а говорить за персонажа своими словами, так, как если бы это актер оказался в той ситуации, в которой, по условиям пьесы, находится персонаж. Рассказывать что-либо своими словами - с этого и начинается тренинг. М. О. Кнебель, ученица Станиславского, вспоминала: «В своих занятиях в Студии он придавал этому положению чрезвычайно важное значение. Для того, чтобы ученик осознал, чего надо добиваться в процессе

работы, Станиславский предлагал  до начала работы над литературным рассказом проделать упражнение, которое даст возможность ученику  понять, на каком органическом процессе строится любой рассказ в жизни. Константин Сергеевич предлагал  рассказать какой-нибудь случай из своей  жизни. Для этого 

ученик должен как можно  полнее, подробнее и ярче восстановить в своей памяти этот случай и потом рассказать его слушателю. Творческое воображение ученика заставит его нафантазировать обстоятельства, при которых ему сегодня, здесь, сейчас захочется рассказать именно данному партнеру именно данный случай из своей жизни. Для того чтобы текст роли сделать своим, надо вспомнить, что такое - «свои слова». Точно так же и для того, чтобы на сцене заговорить или запеть своим голосом, надо вспомнить, что же это такое - свой голос. И не только голос. Актер начинает заново знакомиться со всем своим существом. По словам Станиславского, он учится

всему сначала: ходить, смотреть, действовать... И - говорить. Каждое действие на сцене, включая речь - это хорошо забытое новое, то, что мы знали изначально (потому что это заложено в нас природой), но забыли напрочь,

и теперь открываем это  заново.

     Когда мы находимся в спокойном, ровном состоянии, наша речь тоже течет спокойно и ровно. Можно сказать, что наша речь - бесцветна, она никак не окрашена. Но стоит в душе родиться эмоции, как речь сразу же меняется.

Ничто так не влияет на голос  человека, как его эмоционально-психическое состояние. Эмоции - первый двигатель речевого процесса. Нет такой эмоции, которую нельзя было бы выразить при помощи голоса. Да, иногда

нам трудно подобрать слова, чтобы описать свое чувство (слова  и не всегда нужны). Но звук голоса точно  передаст наше состояние собеседнику.

Вот что пишет К. С. Станиславский  в своих воспоминаниях: «У одного из товарищей актеров был слабый голос, плохо слышный в театре. Ни пение, ни другие искусственные средства для развития его не помогали. Однажды,

во время прогулки на Кавказе, на нас напали громадные овчарки  и стали хватать нас за икры. Мой товарищ, с испуга, закричал так  громко, что его было

слышно за версту; у него оказался сильный голос, но владеть  им умеет не он, а сама искусница  природа. Это же подтверждается опытом известного американского преподавателя  сценической речи Сесили Берри: «Голос весьма чувствителен к разного рода беспокойным состояниям психики. В повседневной жизни, если вы нервничаете или не в силах справиться с ситуацией - это неминуемо отражается на вашем голосе. Обычное чувство страха приводит в движение все защитные системы вашего организма, и в результате возникает напряжение, особенно в верхней части

тела, шее и плечах.

    В справедливости  этих слов можно убедиться  на примере упражнений, которые  Юрий Владимирович рекомендует  делать всем своим ученикам.

Для выполнения всех упражнений понадобится диктофон. Его необходимо будет включить до начала тренинга, а выключить – после того, как ученики выполнят все упражнения. Затем необходимо вернуться к началу записи и послушать, как меняется звучание вашего голоса в зависимости от заданной эмоции. Педагог утверждал, что даже если ребята не смогут настроиться на нужную эмоцию, голос все равно откликнется на их мысленную установку.

      Упражнение 1. Встаньте прямо, закройте глаза. Глубоко вздохните

и испустите вздох облегчения со звуком «А-ах!». Подумайте, при каких обстоятельствах, и в каком состоянии вы могли бы издать такой звук. Как правило, вздох облегчения человек издает после напряженной работы или

ожидания чего-либо радостного или трагичного. Попробуйте разные варианты, оправдайте свой вздох облегчения.

      Упражнение 2.

Позовите на помощь. Крикните «Помогите!». Как бы вы кричали в разных ситуациях:

-если вас грабят, угрожая оружием;

-если вы поранились;

-если у вас не получается задание на экзамене;

-если вы случайно что-то подожгли и пытаетесь потушить огонь, пока не начался пожар.

     Придумайте свои собственные условные обстоятельства, при которых вы могли бы позвать на помощь.

     Упражнение 3. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «У лукоморья» в разных состояниях:

А) Представьте себе, что  вы очень сильно на кого-то раздражены и даже разгневаны.

Б) Вспомните ситуацию, когда  у вас на душе было легко и радостно. Погрузитесь в это состояние  чистой радости.

В) Прочитайте стихотворение так, будто вы рассказываете очень смешной анекдот.

Д) Представьте, что вы рассказываете  кому-то свою самую сокровенную тайну.

Е) Представьте, что, читая  это стихотворение, вы о ком-то сплетничаете.

 

    Следует отметить, что все упражнения, предложенные  Юрием Владимировичем, выполнялись  учениками с большим увлечением, каждый старался получить лучший  результат. Особый интерес вызвало  у учеников последнее упражнение. Одна и та же эмоция звучала  у каждого ученика по-своему. Затем  несколько учеников продемонстрировали  записи с диктофонов и были  приятно удивлены тем, как менялся  голос в процессе выполнения  упражнений. Если в начале записи  голос звучал несмело, невыразительно, то к концу записи он стал  ярче, эмоции очень походили на подлинные.

     Из всего  вышесказанного можно сделать  вывод о несомненной пользе  таких упражнений,  основанных  на принципах системы Станиславского. Они помогают актерам научиться  управлять своим голосом, искать  новые оттенки эмоций, раскрывать  на сцене всю многогранность  человеческой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Работа над вниманием и воображением.

     Следующее занятие Юрия Владимировича было посвящено таким понятиям как «внимание», «воображение» и «эмоции». Известно, что воображение для всякого человека, занимающегося искусством, значит очень много. Без воображения нет артиста, живописца, музыканта или писателя. Но воображение подобно чувству: оно не является само по себе, ему нужна пища. И пищу эту поставляет интеллект, накапливая в памяти впечатления разного рода. Без интеллектуального «банка впечатлений» воображение не заработает. А этот «банк» чаще всего можно создать только посредством целенаправленного усилия, то есть с помощью тренинга. Лишь единицы обладают счастливой способностью автоматически подмечать все вокруг, впитывать знания, запоминать события во всех подробностях. Но и таким способным людям трудно вообразить себе то, чего они никогда в жизни не видели. А ведь актеры на сцене перевоплощаются в самых разных людей. Не надо забывать, советовал Станислаский, что «нам, артистам, приходится передавать жизнь человеческого духа, роли всех эпох, народов, существующих и могущих существовать как в реальной действительности, так и в жизни нашего воображения. Для этого нужны огромные знания во всех областях. При этих условиях можно сказать, что не существует на свете того, что не надо знать актеру, так как все, что существует на свете, может быть в той или другой мере, в том или другом виде отражено на подмостках» [15]. Таким образом, актера должна интересовать жизнь во всех ее проявлениях: «Учитесь смотреть в жизнь, - говорил Константин Сергеевич. - Смотреть в жизнь для актера большое искусство. Вы должны сейчас учиться «жрать знания». Я всегда в таких случаях вспоминаю Шаляпина. Я сидел как-то с Репиным, Серовым и другими мастерами. Шаляпин слушал с жадностью. Мамонтов толкнул меня и сказал: «Сморите, Константин Сергеевич, как Шаляпин «жрет знания». Так вот, учитесь «жрать знания» [7].

    Ничто не должно проходить мимо внимания актера. Как хороший детектив, он обязан вникать в частную, общественную, политическую жизнь людей всех времен и всех народов. Таковы требования профессии. Научные занятия по литературе, по истории, а также и по политическим предметам должны, по мнению Станиславского, исходить из самой жизни, то есть должны быть связаны с практическими требованиями театра, нашего искусства и сцены» [12].

     Театр как искусство наблюдения жизни Станиславский постоянно напоминал, что наблюдательность является фундаментом для творческого воображения актера. Он рекомендовал актерам пользоваться записными книжками для того, чтобы отмечать в них то, что поражает в жизни. Он говорил, что актеры

должны в этом смысле брать пример с писателей [6].

     Наблюдать жизнь можно не только здесь и сейчас. Важным этапом в развитии воображения является наблюдение по памяти. Вызывая в памяти давно прошедшие события или чувства, мы как бы заново наблюдаем их, окрывая новые подробности. В качестве тренировки Станиславский рекомендовал:

-Вспоминать запах моря, раннего летнего утра.

-Вспоминать шумы парохода, пение утренних и вечерних птиц.

-Вспоминать лицо, движение, манеры, жесты (знакомого человека), вид из окна в деревне.

-Вспоминать вкус земляники с молоком.

-Вспоминать осязание лягушки, змеи, мыши.

-Болезнь - вспоминать мигрень.

-Радость - вспоминать [себя] после экзамена [на аттестат] зрелости [15].

     Именно так  и Юрий Васильевич рекомендует  тренировать внимание. А на занятиях  ученики пытаются в деталях  вспомнить и описать то или  иное ощущение. И не всем удается  с первого раза правильно описать  вид из окна дома, цвет стен  в коридоре студии и многие  другие мелочи, на которые в  повседневной жизни можно и  не обратить внимания. На каждом занятии Юрий Владимирович уделяет время вниманию, спрашивая у учеников те или иные подробности. И с каждым занятием ощущается прогресс. Учащиеся научились подмечать такие детали, на которые еще год назад и не обратили бы никакого внимания. Они стали более внимательны, собраны, улучшилась память.

     И еще одно  упражнение, которое рекомендует  Юрий Владимирович ученикам, он называет «Проследи за стрелкой». Это упражнение отлично тренирует способность к длительной концентрации. Для него необходимы любые часы: наручные, настольные (будильник), настенные. Главное, чтобы на них был циферблат и секундная стрелка. Секундомер тоже сгодится. Нужно проследить за стрелкой, и как только она достигнет цифры 12, начинайте неотрывно следить за ней глазами. Моргать нельзя: необходимо следовать за каждым движением стрелки. Как только вы упустили стрелку из виду - проморгайтесь и начинайте упражнение сначала, с цифры 12. Нужно добиться полной концентрации на движении секундной стрелки. У вас должно появиться ощущение, что стрелка движется не сама по себе, а вы двигаете ее глазами. В идеальном варианте вам нужно научиться удерживать внимание на стрелке в течение целой минуты. Со временем можно усложнить упражнение: положите или поставьте часы прямо перед работающим телевизором, или используй-

Информация о работе Педагогическая система Станиславского