Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 06:20, реферат
Макаренко определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Большое внимание он уделял также вопросам семейного воспитания, структуре семьи, ее культуре, методам воспитания в семье, утверждая, что правильно воспитать ребенка легче, чем потом его перевоспитывать.
Введение
Макаренко автор концепции формирования личности в коллективе, взаимосвязь членов которого
рассматривалась
им как отношения «ответственной
зависимости». Исследовал мотивационную
сферу личности, механизмы формирования
ее общественно ценных качеств, основную
роль отводя воспитанию нравственно оправданных
потребностей, то есть потребностей коллективиста.
Макаренко подчеркивал, что разрыв социальных
связей наносит огромный вред взрослеющему
человеку, а их восстановление выправляет
его развитие. Считал необходимым поддерживать
позитивный эмоциональный настрой воспитанников,
мажорный тон их жизни, которые помогают
сплачивать детей, создавать оптимистическую
атмосферу в коллективе. В отношениях
с воспитанниками придерживался принципа:
«как можно больше требований к человеку
и как можно больше уважения к нему».
Макаренко определил
три стадии развития коллектива: его
создание, становление и сплочение
в единую организацию с системой
самоуправления и сложившимися традициями.
Большое внимание он уделял также вопросам
семейного воспитания, структуре семьи,
ее культуре, методам воспитания в семье,
утверждая, что правильно воспитать ребенка
легче, чем потом его перевоспитывать.
Педагогические и психологические идеи
Макаренко находили воплощение в практике
возглавлявшихся им детских воспитательных
учреждений. Его открытия оказали существенное
влияние на развитие социальной педагогики,
педагогической психологии и других смежных
с педагогикой дисциплин, которые были
практически запрещены в 30-е годы.
При жизни Макаренко подвергался критике и «справа» и «слева». В 20-е гг. его обвиняли в увлечении дореволюционной педагогикой, стремлении к утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний. Он не был близок и педагогам-гуманистам (П.П. Блонскому, С.Т. Шацкому и др.), которые одновременно с Макаренко искали пути воспитания нового человека, но не разделяли его революционной активности, увлечения коллективистскими формами. В 30-е гг. Макаренко критиковали за отступление от партийных постановлений по школе и приверженность «Декларации о единой трудовой школе» (1918), за демократизм и внедрение самоуправления. Преследования и критика продолжались и после опубликования книги «Педагогическая поэма». В 1938 г. против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность и вреде его книг для социалистического воспитания. Все эти годы вплоть до своей смерти искания Макаренко поддерживал М. Горький. После смерти Макаренко наибольший урон изучению его идей нанесла канонизация его образа в официальной педагогической теории в СССР. До середины 80-х гг. издания его трудов выходили с купюрами и значительными исправлениями. В настоящее время идеи Макаренко получили развитие во многих странах. Например, в Германии, Венгрии осуществляется углубленное исследование его творчества в целях использования его трудов в практике воспитательной работы. Основные труды Макаренко: «Книга для родителей» (совм. с Г.С. Макаренко), 1937; «Педагогические сочинения», т. 1—8, М., 1983—1986.Жизнь и педагогическая д
еятельность А. С. Макаренко
.
1.Жизнь и деятельность
А.С Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.
По окончании
городского училища в г. Кременчуге
и педагогических курсов он в 1905 году
начал работать народным учителем двухклассного
железнодорожного училища в посаде
Крюково (близ Кременчуга). В революционные
1905—1907 годы стало складываться марксистское
мировоззрение Макаренко. В одной из своих
работ он упоминает, что его понимание
истории шло «по путям большевистской
пропаганды и революционных событий».
В школе, где работал Макаренко, учились
дети рабочих, и он был тесно связан с революционной
пролетарской средой. Большое влияние
на Макаренко оказали произведения А.
М. Горького.
В 1914 году Макаренко,
имея уже 10-летний стаж народного учителя,
поступил для продолжения образования
в Полтавский учительский институт,
который окончил в 1917 году с золотой медалью.
В 1917/18 учебном году он был назначен инспектором
(заведующим) высшего начального училища
в Крюково и с увлечением отдался педагогической
деятельности. Великую Октябрьскую социалистическую
революцию Макаренко встретил с восторгом,
как он сам писал об этом позже.
В 1920 году Полтавский
губернский отдел народного образования
поручил А. С. Макаренко организовать
вблизи Полтавы колонию для
Макаренко сумел
воспитать из этой молодежи горячо
преданных социалистической Родине,
дисциплинированных, любящих труд и умеющих
работать настоящих советских граждан.
В течение 3—4 лет
он создал образцовое воспитательное
учреждение — «Трудовую колонию
имени А. М. Горького»; число ее воспитанников
в 1926 году дошло до 120. В этом же году
колония переселилась в Куряж, вблизи
Харькова, где жили 280 крайне запущенных
детей. Антон Семенович решил с помощью
«горьковцев» превратить куряжан в образцовый
трудовой коллектив, воспитать их силами
самих колонистов.
А. М. Горький, посетив
в 1928 году колонию, писал в очерках «По
Союзу Советов»: «Кто мог столь неузнаваемо
изменить, перевоспитать сотни детей,
так жестоко и оскорбительно помятых жизнью?
Организатором и заведующим колонией
являлся А. С. Макаренко. Это бесспорно
талантливый педагог. Колонисты действительно
любят и говорят о нем тоном такой гордости,
как будто они сами создали его». И далее
А. М. Горький указывает, что А. С. Макаренко
«все видит, знает каждого колониста, характеризует
его пятью словами и так, как будто делает
моментальный фотографический снимок
с его характера».
С июня 1927 года Макаренко
участвовал в организации детской
трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского
в поселке Новый Харьков (пригород
Харькова), совмещая эту работу с
деятельностью в колонии имени
Горького. С конца 1928 года Макаренко ушел
из колонии и в дальнейшем в течение нескольких
лет отдавал все свои силы руководству
трудовой коммуной имени Ф. Э. Дзержинского.
В коммуне имени
Дзержинского использовались новые
методы трудового воспитания. Раньше,
в колонии имени Горького, применялся
сельскохозяйственный труд и работа в
мастерских (столярной, слесарной, сапожной
и др.). В коммуне имени Дзержинского было
организовано промышленное производство
— здесь впервые в СССР начали изготовлять
фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович
Дзержинский) и электросверла.
Кроме большого
экономического значения, это производство
важно было и в педагогическом
отношении, требуя от воспитанников
большой аккуратности и точности
в работе (до тысячных долей миллиметра).
Воспитанники коммуны работали на предприятиях
по 4 часа в день и учились в средней школе,
существовавшей в коммуне, соединяя образование
с производительным трудом. По окончании
средней школы они успешно выдерживали
экзамены в вузы.
В 1935 году А. С. Макаренко
оставил работу в коммуне имени Дзержинского.
Он был назначен заведующим учебно-воспитательной
частью трудовых колоний Украины и переехал
в Киев, а затем, поселившись в Москве,
целиком занялся по совету А. М. Горького
литературной деятельностью — обобщением
педагогической деятельности в колонии
имени А. М. Горького и коммуне имени Ф.
Э. Дзержинского.
В 1933—1935 годах
была напечатана «Педагогическая поэма»,
в 1937 году появилась в печати «Книга
для родителей» — художественно-педагогическое
произведение, освещающее вопросы семейного
воспитания. В 1938 году было напечатано
еще одно художественно-педагогическое
произведение Макаренко, изображающее
жизнь коммуны имени Дзержинского, — «Флаги
на башнях».
Одновременно, в
1933—1939 годах, Макаренко написал
ряд рассказов для детей и юношества,
помещенных в различных журналах, и много
педагогических, литературоведческих
и публицистических статей, которые печатались
в газетах «Правда», «Известия», «Литературная
газета». К Макаренко обращались за консультацией
сотни родителей и учителей. Он часто выступал
с докладами и лекциями на педагогические
темы, горячо пропагандировал достижения
молодой советской педагогики.
2.Основные положения
системы педагогических взглядов А. С.
Макаренко.
Макаренко подверг
острой критике буржуазную и мелкобуржуазную
педагогику. Он писал, что буржуазная и
мелкобуржуазная педагогика металась
от муштры детей и подавления их личности
к абсолютной свободе детей от обязанностей,
от авторитарной педагогики слепого повиновения
детей к анархической теории «свободного
воспитания».
В те годы, когда
Макаренко начинал свою работу в
колонии имени Горького, многие педагоги
не освободились еще от идеалистического,
слащавого отношения к детям
в духе «свободного воспитания»,
Макаренко предостерегал от сентиментального
любования детьми. «Дети — цветы жизни»,—
любили повторять педагоги и многие родители,
однако многие из них не дали себе труда
задуматься над этими прекрасными словами,
из которых вовсе не следует, что «нужно
цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать,
вздыхать». Надо подумать, какие плоды
могут развиваться из этих цветов. Следование
мелкобуржуазной теории «свободного воспитания»
развивает у детей эгоизм, лень, барство,
избалованность и расхлябанность. В обращении
с детьми не нужно сентиментального заласкивания,
поцелуев, объятий и т. п., но необходимо
«чувство меры в любви и строгости, в ласке
и суровости». В отношении к детям нужна
«требовательная любовь»: чем больше уважения
к человеку, тем больше требований к нему.
Социалистический
гуманизм, выраженный в этих словах и красной
нитью проходящий через всю педагогическую
систему Макаренко, является одним из
ее основных принципов. Макаренко глубоко
верит в творческие силы человека, в большие
его возможности.
С социалистическим
гуманизмом у Макаренко тесно сочетается
оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике
положительные силы, «проектировать»
в человеке лучшее, более сильное, более
интересное. Он глубоко верил в творческие
силы человека, был убежден, что правильно
поставленным воспитанием можно пробудить
и развить эти силы.
Макаренко требовал,
чтобы педагогическая теория строилась
на обобщении практического опыта
воспитания (такова и была вся педагогическая
теория самого А. С. Макаренко). Он критиковал
метафизические педагогические теории,
построенные умозрительным путем.
В школах колонии
имени А. М. Горького и коммуны
имени Ф. Э. Дзержинского не применялась
комплексная система
Горячо выступал
он против извращений в вопросе о
трудовом воспитании. Придавая огромное
значение воспитанию в труде, Макаренко
протестовал против непроизводительной
затраты мускульной энергии учащихся
без связи с воспитательной работой. Макаренко
возражал против заимствованного некоторыми
педагогами того времени из американской
прагматической педагогики неправильного
лозунга «труд как центр всей школьной
работы», когда в школьной жизни главное
внимание уделялось трудовым навыкам
в ущерб приобретению систематических
общеобразовательных знаний.
Макаренко высоко
ценил педагогику, считал ее самой
диалектической и сложной наукой.
Он с уважением относился к педагогическим
идеям виднейших прогрессивных педагогов
прошлого и боролся за подлинную марксистско-ленинскую
педагогическую науку, остро выступая
против антимарксистских извращений в
педагогике.
Марксистско-ленинская
педагогика определяет цель коммунистического
воспитания как подготовку всесторонне
развитых людей, строителей коммунистического
общества. Макаренко конкретизировал
эту цель, перечисляя те качества, которые
должно развивать в подрастающем поколении
коммунистическое воспитание.
Мы должны воспитать
преданных социалистической Родине
патриотов, образованных людей, квалифицированных
работников; людей, обладающих чувством
долга и чести, сознающих свое
достоинство, имеющих организационные
навыки, дисциплинированных, стойких,
бодрых и жизнерадостных.
Умея видеть
в каждом человеке его особенности,
индивидуальность, Макаренко вместе
с тем считал, что личность человека
нельзя мыслить вне общества, отдельно
от общества. Он рассматривал личность
и общество в их диалектическом единстве.
Только в нашем, социалистическом обществе,
писал Макаренко, созданы все условия
для расцвета творческих сил личности.
Исходя из этого положения, Макаренко
исключительно большое место в своей педагогической
системе уделил проблеме воспитания в
коллективе и через коллектив.
3. Воспитание в
коллективе и в труде.
Вопрос о воспитании
молодого поколения в духе коллективизма
был ведущим, коренным вопросом советской
педагогики с первых же дней ее существования.
Большая заслуга
А. С. Макаренко заключается в
том, что он продвинул этот вопрос дальше,
указав ряд глубоко обоснованных и успешно
проверенных на практике методов воспитания.
Воспитание в коллективе и через коллектив
— это центральная идея его педагогической
системы, красной нитью проходящая через
всю педагогическую деятельность и все
его педагогические высказывания.