Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:28, реферат
Сейчас одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является педагогическая система Антона Семеновича Макаренко. Идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой. Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Сегодня мы должны констатировать, что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения. Теперь, благодаря проведенным в последние годы исследованиям, мы можем довольно определенно судить, как и почему это произошло.
Введение
1. Творческий путь А.С. Макаренко
2. Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко
3. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко
Заключение
Список литературы
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра педагогики
Педагогическая система А. С. Макаренко
Реферат
Выполнил:
студентка группы ПС-32 ___________ Е. Н. Рудинская
Проверил:
ассистент
подпись
Гомель 2013
Содержание
Введение
1. Творческий путь А.С. Макаренко
2. Основные концепции
педагогической теории А.С.
3. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас одной из
важнейших задач
В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». К этому моменту педология сложилась как одна из педагогических наук, сделавшая предметом своего изучения возрастное развитие детей. Постановлением, в котором, отмечались недостатки и ошибки в практической работе педологов, педология была объявлена лженаукой, запрещено ее преподавание в педагогических учебных заведениях, а педологические учебники были изъяты. Теперь можно смело утверждать: так произошла величайшая трагедия в истории педагогических наук в нашей стране. Педагогика с этого момента стала «бездетной», за что потом ее часто упрекали. Но факт остается фактом: проблемы развития детей, становления личности ребенка на долгие годы остались за пределами педагогической науки. Именно это во многом определило односторонний подход к наследию Макаренко многих исследователей, и во многом — повлияло на «избирательное» отношение к системе Макаренко, когда те или иные ее части замалчивались, а другие подавались в искаженном виде.
1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А. С. МАКАРЕНКО
Родился Антон 1 марта
1888 г. в городе Белополье
Работая учителем, Антон
Семенович Макаренко изучает
педагогическую и философскую
литературу. Его внимание привлекают
груды А. И. Пирогова, В. Г.
Белинского, Н. Г. Чернышевского,
но особенно глубоко изучает
он работы К. Д. Ушинского.
После 9 лет педагогической
За выпускную работу
«Кризис современной
После окончания института он снова возвращается в Крюковское начальное железнодорожное училище, где работает сначала учителем, а потом директором до сентября 1920 г., когда принимает предложение Полтавского отдела народного образования стать заведующим детским домом для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой – впоследствии Детской трудовой колонией имени А. М. Горького.
Одну из лучших своих статей, написанную для юбилейного сборника по поводу пятилетия коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, Антон Семенович так и назвал «Педагоги пожимают плечами».
Педагогический опыт – неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения научного знания, критерий его истинности. Для Антона Семеновича Макаренко таким источником стала его работа в колонии имени А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. К этой работе, продолжавшейся около 16 лет, он приступил в 1920 г., будучи опытным и зрелым педагогом. Ему было тогда 32 года.
В начале 30-е годов прошлого века, Антон Семенович принимает предложение о переводе горьковской колонии под Харьков в Куряж. Это был очень рискованный шаг. Куряжская колония, в которой находилось 280 воспитанников, к тому моменту была в ужасном состоянии. Сказать, что она была развалена, значило сказать неправду. Это была беспризорщина и уголовщина под крышей колонии. Кроме небольшой группы девочек, ребята воровали и пьянствовали, в поножовщине сводили счеты, обижали и эксплуатировали малышей.
В начале 1928 г. журнал «Народный учитель» опубликовал статью Н.Ф. Остроменцкой о колонии Горького. Надежда Феликсовна в 1926 г. три месяца работала в колонии клубным работником и воспитателем. Она восторженно писала о работе Антона Семеновича, но кое-что гиперболизировала и исказила. Горькому статья понравилась. Он писал Антону Семеновичу: «…письмо Ваше получил вместе со статьей Остроменцкой; читая статью, едва не разревелся от волнения, от радости. Какой Вы чудеснейший человек, какая хорошая, человечья сила».
Вскоре на VIII съезде
комсомола выступила Н. К.
Жизнь, быт, достижения коммуны имени Ф. Э. Дзержинского подробно описаны Антоном Семеновичем в повестях «Марш 30 года», «ФД-1» и «Флаги на башнях». Последняя книга получила более широкую известность. Почти 8 лет проработал Макаренко в коммуне имени Дзержинского. В эти годы Антон Семенович одновременно создает один из шедевров отечественной литературы – «Педагогическую поэму».
В «золотой» библиотеке педагогической литературы она всегда будет занимать первое место. В 1935 г. Макаренко переводится в Киев на должность заместителя начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР, а через два года переезжает в Москву, где целиком отдается литературной деятельности. Здесь он при участии жены создает «Книгу для родителей». Антон Семенович пишет ряд статей, часто выступает с лекциями: вместе они составили основной фонд его научно-педагогических произведений.
В январе 1938 г. выступил с циклом лекций, известных теперь под названием «Проблемы школьного советского воспитания». Работал он в те годы, как, впрочем, и всю жизнь, много, не жалея сил. Непомерные нагрузки, незаслуженная травля сделали свое дело. 1 апреля 1939 г. Макаренко скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицино Белорусской железной дороги. Он прожил всего 51 год.
2. Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко
На первом месте
– проблема воспитания и
Макаренко с определенностью
не противопоставляет
Развитие личности, по
Макаренко, составляет
Но формула «жизнь
воспитывает» у Макаренко
Подлинный гуманизм
не в этом. Сверхзадача каждого
воспитателя – родителя, педагога
и взрослых людей вообще –
заключается в том, чтобы
С начала 30-х годов в художественных произведениях и других работах Антона Семеновича все чаще появляется непривычная для педагогики лексика: «педагогическое производство», «материал», «проектирование», «продукт», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника». Проще всего предположить: работая в те годы в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, Макаренко лично возглавлял завод по производству электроинструментов и фотоаппаратов, где трудились его воспитанники, и поэтому использовал техническую терминологию в своих трудах в качестве своеобразных синонимов и художественной символики.
Величайшая заслуга
Антона Семеновича в том, что
он одним из первых сумел
разглядеть рождение
Вот эти принципиальные положения:
- ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей;
- никакое педагогическое
средство не может быть
- никакая система
- всякое средство должно
быть педагогически
Антон Семенович ввел
в педагогику целый ряд
Макаренко углубил
значение, а во многих случаях
дал новую трактовку большей
части традиционных понятий
Переосмысление и переработка
понятийного аппарата
Главный признак любой
технологии можно определить
достаточно просто: что задумал
в начале работы, то и получил
после ее окончания. И весь
опыт А. С. Макаренко является
прекрасным примером того, как
поставленные им
В своих работах
Антон Семенович дал и
Дедуктивное предсказание.
Долгие годы утверждалось, что
для образовательной школы