Педагогическая система Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:28, реферат

Краткое описание

Сейчас одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является педагогическая система Антона Семеновича Макаренко. Идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой. Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Сегодня мы должны констатировать, что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения. Теперь, благодаря проведенным в последние годы исследованиям, мы можем довольно определенно судить, как и почему это произошло.

Оглавление

Введение
1. Творческий путь А.С. Макаренко
2. Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко
3. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат Педагогическая система Макаренко.docx

— 35.24 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждение образования 

«Гомельский государственный  университет 

имени Франциска Скорины»

 

Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогики

             

 

 

 

 

 

                                                     

Педагогическая система  А. С. Макаренко

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка группы ПС-32         ___________    Е. Н. Рудинская

                                                      подпись

Проверил:

ассистент                                    ___________   А. Э. Потросов

         подпись    

 

 

 

                            

 

 

 

Гомель 2013

Содержание

 

 

 Введение

 

1. Творческий путь А.С.  Макаренко

 

2. Основные концепции  педагогической теории А.С. Макаренко

 

3. Педагогическое мастерство  в понимании А.С. Макаренко

 

 Заключение

 

 Список литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Сейчас одной из  важнейших задач педагогической  науки является объективная оценка  нашего прошлого педагогического  опыта, одним из самых значительных  явлений которого является педагогическая  система Антона Семеновича Макаренко.  Идеи Макаренко долгое время  не признавались официальной  педагогикой. Понадобились долгие  годы борьбы за их утверждение  в науке. Сегодня мы должны  констатировать, что концепции Макаренко  были приняты на вооружение  в одностороннем виде, со значительным  смещением акцентов вплоть до  их искажения. Теперь, благодаря  проведенным в последние годы  исследованиям, мы можем довольно  определенно судить, как и почему  это произошло.

 В 1936 г. было принято  постановление ЦК ВКП (б) «О  педологических извращениях в  системе Наркомпросов». К этому моменту педология сложилась как одна из педагогических наук, сделавшая предметом своего изучения возрастное развитие детей. Постановлением, в котором, отмечались недостатки и ошибки в практической работе педологов, педология была объявлена лженаукой, запрещено ее преподавание в педагогических учебных заведениях, а педологические учебники были изъяты. Теперь можно смело утверждать: так произошла величайшая трагедия в истории педагогических наук в нашей стране. Педагогика с этого момента стала «бездетной», за что потом ее часто упрекали. Но факт остается фактом: проблемы развития детей, становления личности ребенка на долгие годы остались за пределами педагогической науки. Именно это во многом определило односторонний подход к наследию Макаренко многих исследователей, и во многом — повлияло на «избирательное» отношение к системе Макаренко, когда те или иные ее части замалчивались, а другие подавались в искаженном виде.

 

 

1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.  С. МАКАРЕНКО

 

 Родился Антон 1 марта  1888 г. в городе Белополье Харьковской  губернии. Отец его, Семен Григорьевич,  был высококвалифицированным маляром,  работал в железнодорожном депо. Антон учился в железнодорожном  училище и, когда семья переехала  в Крюков, он продолжил обучение в таком же училище. Учился старательно и успешно. Очевидно, поэтому, когда закончил учебу, Семен Григорьевич сказал сыну: «Будешь учителем!» Стало слово отца делом всей жизни Антона Макаренко. После окончания педагогических курсов начал он в 17 лет работать в родном училище. Огромное влияние на юношу оказало творчество А.М. Горького. Под его влиянием вершил он свои первые литературные опыты.

 Работая учителем, Антон  Семенович Макаренко изучает  педагогическую и философскую  литературу. Его внимание привлекают  груды А. И. Пирогова, В. Г.  Белинского, Н. Г. Чернышевского,  но особенно глубоко изучает  он работы К. Д. Ушинского.  После 9 лет педагогической деятельности  Макаренко поступает в Полтавский  учительский институт, который заканчивает,  как и училище, только с отличными  оценками по всем предметам.

 За выпускную работу  «Кризис современной педагогики»  А. С. Макаренко получил золотую  медаль.

После окончания института  он снова возвращается в Крюковское начальное железнодорожное училище, где работает сначала учителем, а потом директором до сентября 1920 г., когда принимает предложение Полтавского отдела народного образования стать заведующим детским домом для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой – впоследствии Детской трудовой колонией имени А. М. Горького.

Одну из лучших своих статей, написанную для юбилейного сборника по поводу пятилетия коммуны имени  Ф. Э. Дзержинского, Антон Семенович  так и назвал «Педагоги пожимают плечами».

Педагогический опыт –  неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения научного знания, критерий его истинности. Для  Антона Семеновича Макаренко таким  источником стала его работа в  колонии имени А.М. Горького и  коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. К этой работе, продолжавшейся около 16 лет, он приступил в 1920 г., будучи опытным  и зрелым педагогом. Ему было тогда 32 года.

В начале 30-е годов прошлого века, Антон Семенович принимает предложение о переводе горьковской колонии под Харьков в Куряж. Это был очень рискованный шаг. Куряжская колония, в которой находилось 280 воспитанников, к тому моменту была в ужасном состоянии. Сказать, что она была развалена, значило сказать неправду. Это была беспризорщина и уголовщина под крышей колонии. Кроме небольшой группы девочек, ребята воровали и пьянствовали, в поножовщине сводили счеты, обижали и эксплуатировали малышей.

В начале 1928 г. журнал «Народный учитель» опубликовал статью Н.Ф. Остроменцкой о колонии Горького. Надежда Феликсовна в 1926 г. три месяца работала в колонии клубным работником и воспитателем. Она восторженно писала о работе Антона Семеновича, но кое-что гиперболизировала и исказила. Горькому статья понравилась. Он писал Антону Семеновичу: «…письмо Ваше получил вместе со статьей Остроменцкой; читая статью, едва не разревелся от волнения, от радости. Какой Вы чудеснейший человек, какая хорошая, человечья сила».

 Вскоре на VIII съезде  комсомола выступила Н. К. Крупская. Она резко отреагировала на статью и Антон Семенович был вынужден уйти из колонии. Но это было не самое страшное. Приближались годы массовых политических репрессий, и можно представить, чем грозила такая оценка из уст одного из ведущих деятелей педагогики страны.

Жизнь, быт, достижения коммуны  имени Ф. Э. Дзержинского подробно описаны  Антоном Семеновичем в повестях «Марш 30 года», «ФД-1» и «Флаги на башнях». Последняя книга получила более широкую известность. Почти 8 лет проработал Макаренко в коммуне  имени Дзержинского. В эти годы Антон Семенович одновременно создает один из шедевров отечественной литературы – «Педагогическую поэму».

В «золотой» библиотеке педагогической литературы она всегда будет занимать первое место. В 1935 г. Макаренко переводится  в Киев на должность заместителя  начальника отдела трудовых колоний  НКВД УССР, а через два года переезжает в Москву, где целиком отдается литературной деятельности. Здесь он при участии жены создает «Книгу для родителей». Антон Семенович пишет ряд статей, часто выступает с лекциями: вместе они составили основной фонд его научно-педагогических произведений.

В январе 1938 г. выступил с циклом лекций, известных теперь под названием «Проблемы школьного советского воспитания». Работал он в те годы, как, впрочем, и всю жизнь, много, не жалея сил. Непомерные нагрузки, незаслуженная травля сделали свое дело. 1 апреля 1939 г. Макаренко скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицино Белорусской железной дороги. Он прожил всего 51 год.

 

 

2. Основные концепции  педагогической теории А.С. Макаренко

 

 На первом месте  – проблема воспитания и развития  личности.

 Макаренко с определенностью  не противопоставляет воспитание  и развитие детей, рассматривает  их в единстве, а главной задачей  педагога считает не воздействие  на ребенка, а содействие его  развитию, стимулирование верного  направления этого развития с  целью раскрытия сил и способностей  каждой личности.

 Развитие личности, по  Макаренко, составляет содержательную  основу воспитания. Не поняв этого,  мы не поймем главного в  системе выдающегося педагога. Продолжая  лучшую традицию гуманистической  педагогики Макаренко утверждает: жизнь – главный воспитатель ребенка, и задача воспитателя состоит, прежде всего, в организации этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей. В этом Макаренко видит стратегию организации воспитательного процесса.

 Но формула «жизнь  воспитывает» у Макаренко имеет  еще одно значение. Он поясняет  его так: бессмысленна всякая  попытка отгородить ребенка от  могучего влияния жизни общества, народа и подменить этот естественный  процесс домашней дрессировкой. Воспитатель, если он хочет  счастья ребенку, если он хочет  воспитать полноценного человека, не имеет права создавать ему  тепличные условия, пряча его  от реальной действительности.

 Подлинный гуманизм  не в этом. Сверхзадача каждого  воспитателя – родителя, педагога  и взрослых людей вообще –  заключается в том, чтобы разумно  вести детей по дороге жизни,  ставя их в позицию борцов  за лучшую жизнь на земле.  И так во всем, в большом и в малом, никогда не забывая истины: «в воспитательной работе нет пустяков». Такова макаренковская философия воспитания. Осмыслить ее – значит понять главное в педагогическом новаторстве Антона Семеновича.

С начала 30-х годов в  художественных произведениях и  других работах Антона Семеновича все  чаще появляется непривычная для  педагогики лексика: «педагогическое  производство», «материал», «проектирование», «продукт», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника». Проще  всего предположить: работая в  те годы в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, Макаренко лично возглавлял завод  по производству электроинструментов  и фотоаппаратов, где трудились  его воспитанники, и поэтому использовал  техническую терминологию в своих  трудах в качестве своеобразных синонимов  и художественной символики.

 Величайшая заслуга  Антона Семеновича в том, что  он одним из первых сумел  разглядеть рождение педагогических  технологий и сформулировал основные  постулаты технологической педагогической  логики.

 Вот эти принципиальные  положения:

- ни одно действие  педагога не должно стоять  в стороне от поставленных  целей;

- никакое педагогическое  средство не может быть объявлено  раз и навсегда полезным либо  вредным; отдельное средство может  быть и положительным, и отрицательным;  решающим является действие всей  системы средств;

- никакая система воспитательных  средств не может быть установлена  раз и навсегда: она изменяется  и совершенствуется в точном  соответствии с развитием ребенка  и поступательным движением общества;

- всякое средство должно  быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путем.

 

 Антон Семенович ввел  в педагогику целый ряд принципиально  новых терминов. Среди них – «педагогическая техника», «мастерство», «проектировка или программа личности», «воспитательный коллектив», «тон и стиль жизни коллектива», «педагогический коллектив», «длительность педагогического коллектива» «педагогический центр», «ближняя, средняя и дальняя перспективы» и ряд других. Часть этих понятий уже прочно вошли в педагогику. Другие находятся в стадии осмысления. Но заметим – эти понятия не просто новые наименования для старых вещей. Они – отражение новых педагогических явлений, фактов новых действий педагогов, направлений воспитательной работы.

 Макаренко углубил  значение, а во многих случаях  дал новую трактовку большей  части традиционных понятий теории  воспитания, прежде всего таких,  как «требование» «наказание»  «поощрение», «дисциплина», «режим»  и др. За этим переосмыслением  также стоят принципиально новые  педагогические решения, новые  подходы к воспитанию.

 Переосмысление и переработка  понятийного аппарата педагогической  науки, несомненно, составляет основу  педагогической логики Макаренко.

 Главный признак любой  технологии можно определить  достаточно просто: что задумал  в начале работы, то и получил  после ее окончания. И весь  опыт А. С. Макаренко является  прекрасным примером того, как  поставленные им воспитательные  цели замыслы материализовывались  в результате воспитательной  работы в живые судьбы его  воспитанников.

 В своих работах  Антон Семенович дал и характеристику  наиболее типичных ошибок педагогической  логики. Их три: дедуктивное предсказание, этический фетишизм, уединенное  средство.

 Дедуктивное предсказание. Долгие годы утверждалось, что  для образовательной школы политехнизм  – это хорошо, а вот профессионализм – это плохо. В результате наносился огромный ущерб трудовому воспитанию школьников: из них формировали разносторонне образованных неумех. Но такова была сила магической формулы, да еще подкрепленной многочисленными ссылками на самого Маркса. Ратовали еще и за соединение обучения с производительным трудом, не задумываясь, можно ли профессионально не подготовленных детей допускать к труду. Подобных ошибок и по сей час немало в нашей теории. Кстати, Макаренко не отрицал политехнизма, но это не мешало ему давать своим воспитанникам по три и больше специальностей на высоком профессиональном уровне.

Информация о работе Педагогическая система Макаренко