Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:28, реферат
Сейчас одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является педагогическая система Антона Семеновича Макаренко. Идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой. Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Сегодня мы должны констатировать, что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения. Теперь, благодаря проведенным в последние годы исследованиям, мы можем довольно определенно судить, как и почему это произошло.
Введение
1. Творческий путь А.С. Макаренко
2. Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко
3. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко
Заключение
Список литературы
Этический фетишизм. Хрестоматийный пример: наказание – это плохо, потому что «наказание воспитывает раба», а труд – это хорошо, потому что «труд создал человека». Макаренко, кстати, очень подробно оговаривал использование этого термина в своих работах, подробно характеризуя новую педагогическую логику.
Уединенное педагогическое
средство. Суть ошибки состоит
в том, что какое-то одно
педагогическое средство
Таковы некоторые основные
положения новой
Сейчас, когда мы наблюдаем
настоящий бум в процессе творчества
и пропаганды «новых» и «новейших»
педагогических технологий обучения и
воспитания (хотя под таким названием
протаскивается часто нечто, никакого
отношения к технологиям не имеющее),
особенно важно вооружить молодых
учителей и воспитателей технологической
логикой педагогического
Макаренко разрабатывает стройную концепцию «проектировки» личности. Педагогика, утверждал Антон Семенович, наука целесообразная. Педагог должен ясно себе представлять, каким он видит своего воспитанника на выходе. Он должен проектировать личность. При этом должны быть две воспитательные программы. Одна общая, рассчитанная на всех детей. Все они, к примеру, должны быть трудолюбивыми, честными, образованными людьми. Но кроме этого нужна еще и программа, рассчитанная на конкретного ребенка, предусматривающая полное раскрытие его личных способностей и интересов. Последователи Макаренко о второй программе попросту забыли. Не повезло и первой. Антон Семенович предупреждал, что она должна быть предельно конкретна и точна. Он сформулировал ее в начале 30-х годов предельно просто и ясно: мы желаем воспитать культурного рабочего, дать ему образование, желательно среднее, дать квалификацию... И заканчивал эту характеристику словами: «Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым... способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день».
Кроме того, Макаренко
принадлежит удивительно
Вот так просто сформулировал
Антон Семенович основной
Следующая концепция замечательного педагога – воспитательный коллектив. Еще на заре зарождения макаренковедения была изобретена и пущена в ход звонкая формула – воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив. Макаренко утверждал, что сплоченный коллектив детей и педагогов (воспитательный коллектив) по мере своего развития становится активным и могущественным воспитателем личности. Конечно, человек воспитывается и для людей, для своего народа и человечества. Но, прежде всего, он воспитывается для себя, для своего счастья. Не надо забывать эту деталь воспитательной программы, может быть, самую важную в ней.
И все же самое
опасное в этой формуле –
«воспитание через коллектив». Во-первых,
у Макаренко педагог не стоит
над коллективом и личностью.
Он равноправный член
Для Макаренко нет
дилеммы – личность или
3. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко
Создание сплоченного
и работоспособного
А. С. Макаренко первым
поставил в полном объеме
И все же опять следует признать, что макаренковская концепция педагогического мастерства до сих пор не принята на вооружение в ее полном объеме, трактуется узко, сводится к так называемой «педагогической технике» или в лучшем случае к мастерству педагогического воздействия.
Мастерство педагога в
понимании Макаренко – это
сложнейший комплекс знаний и умений.
На первом месте в нем стоит
мастерство организатора. Макаренко
не раз подчеркивал, что воспитательная
работа есть, прежде всего, работа организатора.
И этот его вывод вытекает из верного
понимания воспитания и развития
личности, из концепции воспитательного
коллектива. Воспитатель, если он действительно
хочет воспитывать, призван организовывать
педагогически целесообразную жизнь
детей, организовывать коллектив, руководить
им. Для этого он должен быть хорошим
организатором. Такова первая составная
часть педагогического
Воспитатель – всегда учитель и наставник. Работая с детьми, он тоже вооружает их мастерством в том или ином конкретном деле, передает им свое мастерство, а это очень непросто. Причем одно дело — хорошо, мастерски выполнять какую-либо работу, и другое – уметь передать свое мастерство и сноровку другому человеку. Для этого нужно особое мастерство – мастерство наставника. Антон Семенович хорошо это понимал.
И, наконец, «педагогическая
техника», или, как сейчас мы
говорим, «мастерство
Таковы основные слагаемые педагогического мастерства.
А. С. Макаренко утверждал:
мастерство – это то, чему можно
научиться, и каждый педагог
может стать большим мастером.
Этот оптимистический завет
Педагогическое творчество А. С. Макаренко – педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, как И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий. И нелишне еще раз заметить: педагогический опыт каждого из них был стремлением помочь обездоленным детям. Сказано: по делам их узнаете их… На самый трудный участок педагогического фронта – на спасение беспризорных детей подвигла судьба Антона Семеновича Макаренко в годы гражданской войны и всеобщей разрухи в нашей стране. И он добился поразительных результатов.
Заключение
Педагогика XXI века... Какой она будет?
Прежде всего, это
будет наука о ребенке, его
воспитании и развитии. Не какая-то
особая наука «педология», а
именно педагогика, опираясь на
данные всех наук о человеке
и обществе, о развитии живого
в природе, будет изучать
К этому выводу ведет
нас понимание воспитания –
предмета педагогики, которое высветил
для нас А. С. Макаренко.
Педагогика – наука
опытная. Именно
Важнейшим отделом
педагогической науки станет
теория педагогического
Люди давно заметили:
когда поднимаешься в гору, линия
горизонта словно отодвигается,
и чем выше ты поднялся, тем
дальше видишь. «Низко – так
близко, а высоко – так далеко»,
– свидетельствует пословица.
Педагогический опыт Макаренко
– высочайшая вершина
Наследие педагога
и писателя А. С. Макаренко
(1888 – 1939) обычно ассоциируется,
прежде всего, с понятием «
Исследования показывают также, что используя термин «коллектив», А.С. Макаренко и в последующем, в конце 20-х годов и в 30-е годы, – не отказался от того его смысла, который он имел в виду, прибегая ранее к другим терминам: традиционному – «община» и новому – «коммуна».
СПИСОК литературы
1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.
2. Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983.
3. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.
4. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М., 1989.
5. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.
6. Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986.
7. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.
8. Фролов А. А. Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.