Педагогическая система Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:28, реферат

Краткое описание

Сейчас одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является педагогическая система Антона Семеновича Макаренко. Идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой. Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Сегодня мы должны констатировать, что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения. Теперь, благодаря проведенным в последние годы исследованиям, мы можем довольно определенно судить, как и почему это произошло.

Оглавление

Введение
1. Творческий путь А.С. Макаренко
2. Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко
3. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат Педагогическая система Макаренко.docx

— 35.24 Кб (Скачать)

 Этический фетишизм. Хрестоматийный пример: наказание – это плохо, потому что «наказание воспитывает раба», а труд – это хорошо, потому что «труд создал человека». Макаренко, кстати, очень подробно оговаривал использование этого термина в своих работах, подробно характеризуя новую педагогическую логику.

 Уединенное педагогическое  средство. Суть ошибки состоит  в том, что какое-то одно  педагогическое средство выхватывается  из системы средств и объявляется  либо очень хорошим, либо очень  плохим. Оно действительно может быть и тем и иным, так как абсолютно не срабатывает вне системы средств.

Таковы некоторые основные положения новой технологической  логики, сформулированные А. С. Макаренко.

Сейчас, когда мы наблюдаем  настоящий бум в процессе творчества и пропаганды «новых» и «новейших» педагогических технологий обучения и  воспитания (хотя под таким названием  протаскивается часто нечто, никакого отношения к технологиям не имеющее), особенно важно вооружить молодых  учителей и воспитателей технологической  логикой педагогического мышления. Вода чиста у истока – говорит  народ. И знакомство с трудами  А. С. Макаренко поможет решить эту  задачу. Но дело не только в этом. Знакомство с макаренковской педагогической логикой совершенно необходимо еще и для того, чтобы понять и принять систему идей выдающегося педагога именно как систему.

Макаренко разрабатывает  стройную концепцию «проектировки» личности. Педагогика, утверждал Антон  Семенович, наука целесообразная. Педагог  должен ясно себе представлять, каким  он видит своего воспитанника на выходе. Он должен проектировать личность. При этом должны быть две воспитательные программы. Одна общая, рассчитанная на всех детей. Все они, к примеру, должны быть трудолюбивыми, честными, образованными  людьми. Но кроме этого нужна еще  и программа, рассчитанная на конкретного  ребенка, предусматривающая полное раскрытие его личных способностей и интересов. Последователи Макаренко  о второй программе попросту забыли. Не повезло и первой. Антон Семенович  предупреждал, что она должна быть предельно конкретна и точна. Он сформулировал ее в начале 30-х  годов предельно просто и ясно: мы желаем воспитать культурного  рабочего, дать ему образование, желательно среднее, дать квалификацию... И заканчивал эту характеристику словами: «Он  должен быть веселым, бодрым, подтянутым... способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день».

 Кроме того, Макаренко  принадлежит удивительно лаконичная, но очень важная формула: «Человек  не воспитывается по частям».

 Вот так просто сформулировал  Антон Семенович основной закон  развития личности, исходя из  которого, он подошел к построению  общей программы. Она представляет  собой предельно лаконичную и  в то же время конкретную  характеристику личности воспитанника, причем личности в ее цельности.  Однако последователи педагога-новатора  этого не учли. Педагоги старшего  поколения помнят, как родилась  толстая книга «Примерное содержание  воспитания школьников», в которой по полочкам раскладывались идейно-политическое, нравственное, физическое, правовое, экологическое и другие «воспитания». Давались абстрактные характеристики и рядом с ними конкретные формы работы, «мероприятия». И чем больше от издания к изданию «толстела» книга, тем меньше она работала в школе. Пропал проект личности, вместо него разворачивалась абстрактная модель «всесторонне развитой личности», против чего прямо предостерегал А. С. Макаренко.

Следующая концепция замечательного педагога – воспитательный коллектив. Еще на заре зарождения макаренковедения была изобретена и пущена в ход звонкая формула – воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив. Макаренко утверждал, что сплоченный коллектив детей и педагогов (воспитательный коллектив) по мере своего развития становится активным и могущественным воспитателем личности. Конечно, человек воспитывается и для людей, для своего народа и человечества. Но, прежде всего, он воспитывается для себя, для своего счастья. Не надо забывать эту деталь воспитательной программы, может быть, самую важную в ней.

 И все же самое  опасное в этой формуле –  «воспитание через коллектив». Во-первых, у Макаренко педагог не стоит  над коллективом и личностью.  Он равноправный член коллектива, связанный узами товарищества  со всеми его членами. В этом  деловом содружестве воспитатель,  если и выделяется, то только  своей педагогической квалификацией,  мастерством. Во-вторых, творцом воспитательного процесса вместе с педагогами являются и дети, сам коллектив учебно-воспитательного учреждения. Наконец, коллектив – также цель воспитания. Об этом прямо говорит Антон Семенович.

 Для Макаренко нет  дилеммы – личность или коллектив.  Его идеал – гармония личности  и коллектива. Коллектив не безликая  серая масса, а живое развивающееся  содружество товарищей, объединенных  общим делом, живой организм, живущий  по своим законам».

 

3. Педагогическое мастерство  в понимании А.С. Макаренко

 

 Создание сплоченного  и работоспособного воспитательного  коллектива как содружества педагогов  и воспитанников, руководство  его развитием составляет в  логике технологии основной педагогический  процесс, в котором реализуются  цели воспитания. Начать этот процесс, направлять его развитие – вот главная задача любого педагога, воспитателя, директора школы, руководителя кружка и любого трудового и творческого объединения детей. А для этого нужно педагогическое мастерство.

 А. С. Макаренко первым  поставил в полном объеме вопрос  о мастерстве в педагогике. Если  бы он сделал одно только  это, он навсегда остался бы  в науке о воспитании значительной  фигурой. Это особенно ясно  в наши дни, когда в ряде  педагогических вузов появились  кафедры педагогического мастерства, а одноименные спецкурсы читаются  во многих педагогических учебных  заведениях.

 И все же опять  следует признать, что макаренковская концепция педагогического мастерства до сих пор не принята на вооружение в ее полном объеме, трактуется узко, сводится к так называемой «педагогической технике» или в лучшем случае к мастерству педагогического воздействия.

 

Мастерство педагога в  понимании Макаренко – это  сложнейший комплекс знаний и умений. На первом месте в нем стоит  мастерство организатора. Макаренко  не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот его вывод вытекает из верного  понимания воспитания и развития личности, из концепции воспитательного  коллектива. Воспитатель, если он действительно  хочет воспитывать, призван организовывать педагогически целесообразную жизнь  детей, организовывать коллектив, руководить им. Для этого он должен быть хорошим  организатором. Такова первая составная  часть педагогического мастерства.

Воспитатель – всегда учитель  и наставник. Работая с детьми, он тоже вооружает их мастерством  в том или ином конкретном деле, передает им свое мастерство, а это  очень непросто. Причем одно дело —  хорошо, мастерски выполнять какую-либо работу, и другое – уметь передать свое мастерство и сноровку другому  человеку. Для этого нужно особое мастерство – мастерство наставника. Антон Семенович хорошо это понимал.

 И, наконец, «педагогическая  техника», или, как сейчас мы  говорим, «мастерство педагогического  стимулирования». Воспитатель должен  уметь влиять на детей непосредственно.  А для этого многое надо  знать и уметь: надо верно  оценивать ситуацию, принимать верное  решение, владеть методами стимулирования, уметь потребовать, поощрить, а  когда надо, и наказать, уметь  увлечь перспективой и многое-многое  другое, вплоть до подлинного  артистизма в демонстрации своих  чувств.

 Таковы основные слагаемые  педагогического мастерства.

 А. С. Макаренко утверждал:  мастерство – это то, чему можно  научиться, и каждый педагог  может стать большим мастером. Этот оптимистический завет педагогической  молодежи несет большую гуманистическую  нагрузку. Сколько изломанных педагогических  судеб и несостоявшихся жизненных  планов из-за того, что молодые  педагоги на начальном этапе  своей работы не овладели мастерством. Можно смело сказать, что 99% всех наших неудач и просчетов на педагогическим поприще упираются в дефицит педагогического мастерства.

Педагогическое творчество А. С. Макаренко – педагогика реального  гуманизма. Имя его всегда будет  стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, как И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий. И нелишне еще раз заметить: педагогический опыт каждого из них был стремлением помочь обездоленным детям. Сказано: по делам их узнаете их… На самый трудный участок педагогического фронта – на спасение беспризорных детей подвигла судьба Антона Семеновича Макаренко в годы гражданской войны и всеобщей разрухи в нашей стране. И он добился поразительных результатов.

 

Заключение

 

 

 Педагогика XXI века... Какой  она будет?

 Прежде всего, это  будет наука о ребенке, его  воспитании и развитии. Не какая-то  особая наука «педология», а  именно педагогика, опираясь на  данные всех наук о человеке  и обществе, о развитии живого  в природе, будет изучать воспитание  и развитие личности в единстве, станет, как о том мечтал великий  Ушинский, педагогической антропологией.

 К этому выводу ведет  нас понимание воспитания –  предмета педагогики, которое высветил  для нас А. С. Макаренко. Теория  развития личности, возрастного  созревания детей непременно  станет фундаментом педагогического  знания, а познание объективных  законов воспитания и развития  личности составит истинное могущество  педагогического знания. На этом  пути педагогика из собрания  субъективно выведенных принципов  и правил воспитательной деятельности  превратится в подлинную науку,  изучающую и описывающую объективно-закономерные  явления и факты, дающую им  математически точные оценки.

 Педагогика – наука  опытная. Именно педагогический  опыт является основным животворным  источником и главным методом  добывания знаний о воспитании  детей и его законах, а также  точным критерием истинности  этих знаний. Педагогика Макаренко  рождалась не «…в мучительных  судорогах кабинетного ума», как  он сам говорил, а в самоотверженной  борьбе за спасение беспризорных  детей, за их лучшую жизнь.  И нельзя забывать, что опыт  есть единство теории и практики. Причем по мере развития и  совершенствования теории ее  удельный вес и значение в  опыте нарастают. На этом пути  научно-педагогического решения  практических задач воспитания  и обучения будет развиваться,  и становиться все более практичной  педагогика XXI века.

 Важнейшим отделом  педагогической науки станет  теория педагогического мастерства. Она предложит учителям и воспитателям  богатейший арсенал педагогических  средств управления процессом  воспитания, вооружит их знанием  педагогических ситуаций, умением  их анализировать и на этой  основе безошибочно выбирать  нужные методы и приемы. А главное  — педагогика будет помогать педагогам технологически мыслить и действовать по логике, начала которой заложил Макаренко.

 Люди давно заметили: когда поднимаешься в гору, линия  горизонта словно отодвигается, и чем выше ты поднялся, тем  дальше видишь. «Низко – так  близко, а высоко – так далеко»,  – свидетельствует пословица.  Педагогический опыт Макаренко  – высочайшая вершина современной  педагогики. И если мы сегодня  дерзаем заглянуть в будущее  педагогики, то только оттого, что  стоим на плечах гиганта.

 Наследие педагога  и писателя А. С. Макаренко  (1888 – 1939) обычно ассоциируется,  прежде всего, с понятием «коллектив».  Исследования показывают, что этот  термин закрепился в его творчестве  лишь в конце 20-х годов. 

 Исследования показывают  также, что используя термин  «коллектив», А.С. Макаренко и  в последующем, в конце 20-х  годов и в 30-е годы, – не  отказался от того его смысла, который он имел в виду, прибегая ранее к другим терминам: традиционному – «община» и новому – «коммуна».

 

СПИСОК литературы

 

 

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

2. Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983.

3. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.

4. Макаренко А. С. Воспитание  гражданина. – М., 1989.

5. Макаренко А. С. Коллектив  и воспитание личности. – М., 1972.

6. Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986.

7. Мудрик А. В. Личность  школьника и ее воспитание  в коллективе. – М., 1983.

8. Фролов А. А. Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.


Информация о работе Педагогическая система Макаренко