Семья как специфическая педагогическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

Особо актуально рассмотрение такой особой системы как педагогической. В разнообразной педагогической литературе очень много пишут о том, что родитель – профессия педагогическая, поскольку именно родители, в первую очередь, формируют такие качества личности своего ребенка, помогающие ему преодолеть трудности и преграды, которые могут встретиться на жизненном пути. Именно родители воспитывают глубокую человеческую нравственность, основанную на общечеловеческих ценностях, приобщают ко всему прекрасному в окружающем мире, развивают потребность ребенка строить свою жизнь, наполняя ее творческим трудом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЬИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………4
1.1 Педагогические системы в современном педагогическом знании……..…4
1.2 Функции, структура и динамика семьи……………………………….…….5
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ СЕМЬИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ…………………………………….....12
2.1 Программа исследования…………………………………………………...12
2.2 Результаты исследования………………………………………………..….16
Заключение………………………………………………………………….17
список использованной литературы…………………………….19

Файлы: 1 файл

кр педагогика.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

 


Министерство образования и  науки

ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

Кафедра «Педагогика и психология»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогика и психология»

 на тему «Семья как специфическая педагогическая система»

 

 

 

          Разработал: ст-т гр. 09М1з                 

          Киримов   М.Э.      

                                                                                  Проверил: Вагаева О.А.

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

с.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЬИ  КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЫ………………………………………………4

1.1 Педагогические системы в  современном педагогическом знании……..…4

1.2 Функции, структура и динамика  семьи……………………………….…….5

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ СЕМЬИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ…………………………………….....12

2.1 Программа исследования…………………………………………………...12

2.2 Результаты исследования………………………………………………..….16

Заключение………………………………………………………………….17

список использованной литературы…………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Процесс целенаправленного воспитания личности, ее информатизация и социализация, акты коррекции в ее развитии и  саморазвитии осуществляются в педагогических системах. Категория «педагогическая  система» и ее модификации («воспитательная система», «образовательно-воспитательная система», «система образования») – одна из основных в понятийном аппарате педагогики.

  Особо актуально рассмотрение такой особой системы как педагогической. В разнообразной педагогической литературе очень много пишут о том, что родитель – профессия педагогическая, поскольку именно родители, в первую очередь, формируют такие качества личности своего ребенка, помогающие ему преодолеть трудности и преграды, которые могут встретиться на жизненном пути. Именно родители воспитывают глубокую человеческую нравственность, основанную на общечеловеческих ценностях, приобщают ко всему прекрасному в окружающем мире, развивают потребность ребенка строить свою жизнь, наполняя ее творческим трудом.

В целях изучения семьи как особой педагогической системы выделяют такую разновидность педагогики как семейная педагогика. Семейная педагогика для разработки теоретических проблем располагает разнообразным и богатым эмпирическим и экспериментальным материалом.

Дальнейшее развитие качеств личности происходит на уровне элементарных форм педагогического процесса, связанного с приобретением знаний, навыков и умений.

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СЕМЬИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЫ

1.1 Педагогические системы в современном педагогическом знании

  Существуют следующие основные определения понятия «педагогическая система». Спирин Л.Ф. определяет педагогическую систему как всякое объединение людей, в котором ставятся педагогические цели и решаются педагогические задачи1. Второе определение: педагогическая система – всякое объединение людей, где их деятельность (познавательная, учебная, трудовая, нравственная, общественно-политическая, художественно-эстетическая, природоохранительная, игровая, свободного общения и др.) является источником педагогических целей и средством их достижения одновременно, есть педагогическая система. Педагогическая система – один из видов сложной социальной динамической системы управления, в состав которой входят девять инвариантных компонентов: цель системы; управляющая подсистема (в частности, воспитывающий); управляемая подсистема (в частности, воспитуемый); взаимодействия и взаимоотношения этих подсистем; содержание деятельности системы; средства, обеспечивающие работу системы; организационная форма системы; методы работы системы; продукты работы системы2. Можно считать, что второе определение, дополняет и конкретизирует первое.

 Семья – это в определенном  смысле тоже социально-педагогическая  система, как и детский сад,  школа, внешкольные воспитательно-образовательные учреждения и другие. Александров и Иванкова выделяют следующие элементы семьи, как педагогической системы: родителей, детей, содержание образования и воспитания, средства обучения и воспитания (в самом общем случае – условия обучения и воспитания); связи и отношения между этими элементами, которые реализуются в виде методов и приемов, организационных форм обучения и воспитания, а также различных форм и видов общения между родителями и детьми, детей друг с другом, отношение детей к содержанию и средствам обучения и воспитания.

 Любая педагогическая система  является и полисистемой, так  как в ее составе люди, а  каждый человек – система с  подсистемами физиологического, психологического  и социального характера. Понимание  полисистемы облегчает выявление законов педагогической системы, их сущности и функционирования. Педагогическая система это – многоуровневая полисистема, в которой составляющие ее элементы упорядочены и сохраняют свойство целостности. В многосторонних связях полисистемы противоречиво взаимодействуют различные структуры, тенденции, процессы.

 Законы педагогических систем  отражают в разных аспектах  эти и связанные с ними сущности. Заметим попутно, что все педагогические  законы проявляются как вероятностные  тенденции. В педагогической сфере нет однозначных зависимостей, нет прямой детерминированности одного отдельно взятого явления (фактора) другим. Результат формирования у воспитуемых тех или иных качеств определяется сразу многими факторами и комплексом причин.

1.2 Функции, структура и динамика семьи

  Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социальную структуру общества, интегрирует его ценности.

 Наиболее общим является  понятие семьи, данное А.Б. Харчевым: «Семья есть связующее звено  между физической жизнью и  жизнью социального организма. Ее можно определить как группу родственников по браку, по крови или усыновлению, совместно проживающих, ведущих общее домашнее хозяйство, связанных определенными психологическими, нравственными, а при наличии государства и правовыми отношениями, и несущих друг за друга ответственность перед обществом»1.

 Семья выступает как культурная  общность – общность людей,  которых связывает определенное  единство жизненных ценностей,  представлений, единство позиции  во взаимоотношениях с обществом  и т. д. Именно характер этих функций предопределяет содержание, формы и критерии стабильности брака2.

 В настоящее время еще  недостаточно полно разработана  единая классификация и типология  функций семьи. Так, Г.М. Свердлов  и В.А. Рясенцев (1958) в качестве  важнейших функций семьи называют функции продолжения рода, воспитательную, хозяйственную и взаимопомощи.

  Э.К. Васильева (1981) в своих исследованиях рассматривает три группы функций семьи: хозяйственно-экономическую, генеративно-воспитательную, культурно-рекреационную. По мнению С.Д. Лаптенок (1967), важнейшими функциями семьи следует считать хозяйственно-бытовую, воспроизводства населения, организацию досуга своих членов, воспитательную.

 Приведем наиболее часто  встречающиеся семейные функции:

 1. Воспитательная функция

  Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

  Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей, выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной – от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений – чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

 

2. Хозяйственно-бытовая функция.

 Она заключается в удовлетворении  членами семьи своих биологических  и материальных потребностей  и в удовлетворении потребности  в сохранении их здоровья –  физического, психического и социального.  В ходе выполнения семьёй этой  функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

3. Функция эмоционального  обмена.

  Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать – это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья – это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой.

 Эта функция считается реализуемой,  если между семьёй и окружающей  средой происходит постоянный  эмоциональный взаимообмен. Это  значит, что семья выделяет в  виде эмоций в окружающую среду  и получает в ответ какие-то  переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

4. Коммуникативная функция.

 Она состоит в удовлетворении  потребности семьи в совместном  проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.

5. Функция первичного  социального контроля.

  Цель общества – не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля – введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья – малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм – важная черта. Особенно для тех членов семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение, являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны)

6. Сексуально-эротическая функция.

 Существует для удовлетворения  сексуальных потребностей семьи,  регулирует сексуальное поведение  членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Также как и человек имеет  дату рождения и смерти, также и  семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезать.

  Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии.

1.3 Психолого-педагогические  основы семейного воспитания

 Всеобъемлющее влияние родителей  на детей, а также содержание  и характер этого влияния объясняются  теми механизмами социализации  ребенка, которые с наибольшей  эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к циальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, идентификацию, понимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.

Информация о работе Семья как специфическая педагогическая система