Автор: Василий Степанов, 01 Ноября 2010 в 11:11, шпаргалка
1. Государство- это терр. целостность, образованная нац. или многонац. общностью, ю. порядок в кот. поддерживаеотся посредствам полит. элиты. имеющей право на зак. применение насилия.
2. Право- система общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных правил повеюения, уст. и обспеч. гос. и являющихся его властно-оффиц. рег. общ. отношений.
3. Под типом гос. понимаю взятые в единстве общие черты различных гос., порождённых соответствующей эпохой и обьед. общеми сущнейшими признаками.
4. Механизм гос.- сист. гос. орг. и методов организации их деятельности по средством кот. реализуются внутр. и внешн. функции гос.
5. Под форма гос. понимают единство трёх элементов: формы правления, формы гос.-терр. устройства и формы гос.-правового режим.
Форма правления-совокупность способов орг. гос. власти,
Форма гос.-терр. устройства- совокупность способов нацю-терр. устройства,
Форма гос.-правового устрогйства- совокупность способов реализации гос. власти.
6. Гос. оргон называется относительно самостаятельная часть гос. аппората, обладающея соответствующей компитенцией и опирающееся в своей деятельности на матер., орг., принуд. силу гос.
7. Функции гос.- это основные направления деятельности гос., в кот. отражаются его сущность и соц. назначение.
8. Функции права- основные направления правового воздействия на общ. отношения, в кот. выражаются функции и назначение права.
9. Сущность права- это внутренняя, относительная устойчевая., качественная основа права, кот. выражает его истинную природу и назначение в обществе.
10. Норма права- это исходящая от гос. и им охраняемое, общеобязат., форм. опред., предписание, выраженное в правиле поведения, являющиеся его властно-офиц. регулятором общ. отношений.
1. Государство- это терр. целостность, образованная нац. или многонац. общностью, ю. порядок в кот. поддерживаеотся посредствам полит. элиты. имеющей право на зак. применение насилия.
2. Право- система общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных правил повеюения, уст. и обспеч. гос. и являющихся его властно-оффиц. рег. общ. отношений.
3. Под типом гос. понимаю взятые в единстве общие черты различных гос., порождённых соответствующей эпохой и обьед. общеми сущнейшими признаками.
4. Механизм гос.- сист. гос. орг. и методов организации их деятельности по средством кот. реализуются внутр. и внешн. функции гос.
5. Под форма гос. понимают единство трёх элементов: формы правления, формы гос.-терр. устройства и формы гос.-правового режим.
Форма правления-совокупность способов орг. гос. власти,Форма гос.-терр. устройства- совокупность способов нацю-терр. устройства,
Форма гос.-правового устрогйства- совокупность способов реализации гос. власти.
6. Гос. оргон называется относительно самостаятельная часть гос. аппората, обладающея соответствующей компитенцией и опирающееся в своей деятельности на матер., орг., принуд. силу гос.
7. Функции гос.- это основные направления деятельности гос., в кот. отражаются его сущность и соц. назначение.
8. Функции права- основные направления правового воздействия на общ. отношения, в кот. выражаются функции и назначение права.
9. Сущность права- это внутренняя, относительная устойчевая., качественная основа права, кот. выражает его истинную природу и назначение в обществе.
10. Норма права- это исходящая от гос. и им охраняемое, общеобязат., форм. опред., предписание, выраженное в правиле поведения, являющиеся его властно-офиц. регулятором общ. отношений.
11. Гипотиза-структурный э. нормы права, указывающий на жизненные обст. вступления нормы права в действие.
12. Диспозиция- структурный э. нормы права, в кот. опред. суб. права и ю. обяз. суб. права, устанавливающий все возможные и должные варианты их поведения.
13. Санкция- структурный элемент нормы права.прредусматривающий нежелательные последствия для нарушителя её диспозиции и опред. вид и меру ю. ответственности правонарушителя.
14. Под Формой права понимат способ внешнего выражения и закрепления сдержания нормы права.
15. Правовой обычий- санкционированная гос. и ист. сложившееся правило поведения. Содержание О. не закреп. в тексте правовогообычия.
16. Суденым прецидентом наз. судебное решение по конкретному ю. делу, кот. принело силу нормы права, и кот. впоследсвие руководствуются при разрешение схожих дел.
17. Нормотивный договор- соглашение между правотворческеми субьектами, в результате кот. возникает новая норма права.
18. Нормативным актом является правовой акт, содерж. нормы права, и направленный на урегулирование опред. общ. отнош..
19. Закон- форма права, через кот. выражеется норма права.
20. Системой права наз. внутр. строение права, его деление на торосли, подотросли и правовые инст. в соотв. с предметом и методом правового регулироания.
21. Под правовой сист. понимаются внутр. особ. орг. и реализ. права в конкр. гос..
22. Правовым инст. наз. совокупность норм, рег. опред. сферу общ. отнош..
23. Подотрослью правас наз. совокуп. норм. или правовых инт., сост. из норм права, рег. несколько сторон однород. общ. отнош..
24. Отрослью права наз. совокуп. норм. или подотр., рег. однород. общ. отнош. с помощью определённого предмета и метода правового рег..
25. Публичное право- это совокуп. правовых норм, охран. и рег. общ. на гос. уровне, затрагивающее интересы каждого.
26. Чстное право- это совокуп. правовых норм, охран. и рег. отнош. частных лиц.
27. Материальное право- ю. нормы. рег. реальноскладывающиеся отнош. между людьми и их обьед..
28. Процессуальное право- ю. нормы, опред. порядок споров, разрешения конфликтов, расследований.
29. Педметом правового регулирования наз. качественно однород. обосбленная часть общ. отнош. рег. нормами права.
30. Методом правового регулирования наз. совокуп. ю. приёмов, средств и способов воздействия права на общ. отношения.
Если хотите
сделать ответы виде шпор – выделите
всё, и нажмите на кнопку в виде
двух колонок на стандартном
меню, выберете сколько вам нужно
колонок и потом установите размер
колонок путём перетаскивания бегунков
на линейки. И ещё если будешь их
вырезать, постарайся сделать так, чтобы
вопрос оказывался на одном листе (полоски
листа, шпоре), что бы тебе не приходилось
искать билет по частям.
Шпоры печатались
к экзамену.
1. Государство-
это терр. целостность, образованная нац.
или многонац. общностью, ю. порядок в кот.
поддерживаеотся посредствам полит. элиты.
имеющей право на зак. применение насилия.
2.
Право- система общеобяз., форм. опред.,
неперсонафицираванных правил повеюения,
уст. и обспеч. гос. и являющихся его властно-оффиц.
рег. общ. отношений.
3. Под типом
гос. понимаю взятые в единстве общие
черты различных гос., порождённых соответствующей
эпохой и обьед. общеми сущнейшими признаками.
4. Механизм
гос.- сист. гос. орг. и методов организации
их деятельности по средством кот. реализуются
внутр. и внешн. функции гос.
5. Под форма гос. понимают единство трёх элементов: формы правления, формы гос.-терр. устройства и формы гос.-правового режим.
Форма правления-совокупность способов орг. гос. власти,
Форма гос.-терр. устройства- совокупность способов нацю-терр. устройства,
Форма
гос.-правового устрогйства- совокупность
способов реализации гос. власти.
6. Гос.
оргон называется относительно самостаятельная
часть гос. аппората, обладающея соответствующей
компитенцией и опирающееся в своей деятельности
на матер., орг., принуд. силу гос.
7. Функции
гос.- это основные направления
деятельности гос., в кот. отражаются его
сущность и соц. назначение.
8. Функции
права- основные направления правового
воздействия на общ. отношения, в кот. выражаются
функции и назначение права.
9. Сущность
права- это внутренняя, относительная
устойчевая., качественная основа права,
кот. выражает его истинную природу и назначение
в обществе.
10. Норма
права- это исходящая от гос. и им охраняемое,
общеобязат., форм. опред., предписание,
выраженное в правиле поведения, являющиеся
его властно-офиц. регулятором общ. отношений.
11. Гипотиза-структурный э. нормы права, указывающий на жизненные обст. вступления нормы права в действие.
12. Диспозиция- структурный э. нормы права, в кот. опред. суб. права и ю. обяз. суб. права, устанавливающий все возможные и должные варианты их поведения.
13. Санкция- структурный элемент нормы права.прредусматривающий
нежелательные
последствия для нарушителя её диспозиции
и опред. вид и меру ю. ответственности
правонарушителя.
14. Под Формой
права понимат способ внешнего выражения
и закрепления сдержания нормы права.
15. Правовой обычий- санкционированная гос. и ист. сложившееся правило поведения. Содержание О. не закреп. в тексте правовогообычия.
16. Суденым прецидентом наз. судебное решение по конкретному ю. делу, кот. принело силу нормы права, и кот. впоследсвие руководствуются при разрешение схожих дел.
17. Нормотивный договор- соглашение между правотворческеми субьектами, в результате кот. возникает новая норма права.
18. Нормативным актом является правовой акт, содерж. нормы права, и направленный на урегулирование опред. общ. отнош..
19. Закон- форма
права, через кот. выражеется норма права.
20. Системой права наз. внутр. строение права, его деление на торосли, подотросли и правовые инст. в соотв. с предметом и методом правового регулироания.
21. Под правовой
сист. понимаются внутр. особ. орг.
и реализ. права в конкр. гос..
22. Правовым инст. наз. совокупность норм, рег. опред. сферу общ. отнош..
23. Подотрослью правас наз. совокуп. норм. или правовых инт., сост. из норм права, рег. несколько сторон однород. общ. отнош..
24. Отрослью
права наз. совокуп. норм. или подотр.,
рег. однород. общ.
отнош. с помощью определённого предмета
и метода правового рег..
25. Публичное право- это совокуп. правовых норм, охран. и рег. общ. на гос. уровне, затрагивающее интересы каждого.
26. Чстное
право- это совокуп. правовых норм, охран.
и рег. отнош. частных лиц.
27. Материальное право- ю. нормы. рег. реальноскладывающиеся отнош. между людьми и их обьед..
28. Процессуальное право- ю. нормы, опред. порядок споров, разрешения конфликтов, расследований.
29. Педметом правового регулирования наз. качественно однород. обосбленная часть общ. отнош. рег. нормами права.
30. Методом правового регулирования наз. совокуп. ю. приёмов, средств и способов воздействия права на общ. отношения.
Вопрс №1 Общая характеристика ТГП.
ТГП- это гуманитарная
историко-теоретическая
наука, тесно связанная с другими ю.
науками. Обьктом изучения кот.
как юридической дисциплины являются
общественные отношения, а в
частности гос. и право. Предметом
же являются общие
закономерности возникновения,
развития и функционирования
гос. и права, т.е. один аспект явления.
ТГП своего рода «энциклопедия права»,
введение в специальность, базис зний
всей системы юридичесих наук. Надо отметить
единство теории гос. и теории права в
данноё науке, т.к. полноценное и обьктиное
изучение данного предмета возможно только
в совокупности этих двух аспектов одной
науки. Только наука ТГП в состояние обеспечить
изучение гос. и права как единых и целостных
систем, познания их общих закономерностей
возникновения, развития, функционирования,
разроботать единый для всей системы ю.
наук понятийный аппорат. Итак, особенностеми
и характерными чертами
ТГП являются: 1. Изучает общие специфические
закономерности возникновения, развитияи
функционирования гос.-правовых отношений,
2. Рассматривает основные коренные
вопросы, относящиеся, к предмету ТГП-сущность,
тип, форма, структуру гос. и права, правовая
ситстема, 3. Общая теория для всей
ю. науки вцелом, формирование единого
понятийного аппората, 4. Единство
науки, теории гос. и теории права (1.
возникли одновременно, 2. в процессе
развития тип гос. и тип права совпадали
и менялись одновременно, 3. тесно связанны
и практически не могут существовать раздельно).
Функции ТГП: 1. Эврестическая- состоит
в открытии новых закономерностей, возникших
в процессе изучения предмета ТГП, 2.
Прогнастическая- совдится к предвидению
того, каким изменениям подвергнется в
будущем ТГП, 3. Познавательно-канстатирующая-
состоит в познани и констотации гос.-правовых
явлений, 4. Интерпратационная или
обьяснительная- заключается в обьяснение
элементов предмета ТГП, 5. Методологическая-
проявляется в разработке основных теоретических
поколений, использующехся в других ю.
науках- фрмирование понетийного аппората,
6. Политическая-возможность влиять
на общественные отношения, 7.
Идиологическая- формирование идиологии
восприятия окружаещего мира. Основа основ
ю. науки.
Вопрос №2 Предмет и метод ТГП.
В ТГП нужно
различать обьек и предмет
данной науки. Обьект- более широкое
понятие, полностью охватывающие явление
внешнего мира, на кот. распротсраняется
познание и практическое воздействие
субьектов, людей. Обьектом даннрой науки
как юридической являютя общественные
отношения, а в частности такие феномены
как гос. и право. Предмет- это часть,
одна из сторон, аспет обьекта, исследуемый
данной наукой, круг основных, наиболее
существеных вопросов, кот. она изучает.
Предметом же ТГП являются их общие
закономерности возникновения, развития
и функционирования. Так же в
предмет ТГП входят: 1. Другие соц.
явления и процессы, влияющие на гос. и
право, 2. Гос. и право как феномен,
3. Понятия, позволяющие понять сущность
гос. и права, 4. Правосознание (наше
представление о гос. и праве). Особенностеми
и характерными чертами
предмета ТГП являются: 1. Изучает
общие специфические закономерности-
возникновение, развитие. функционирование
гос.-правовых отношений, 2. Рассматривает
основные коренные вопросы, относящиеся,
к предмету ТГП-сущность, титп, форма, функции,
струтура гос. и права, 3. Общая теория
для всей ю. науки вцелом, формирование
единого понятийного аппората, 4.
Единство науки, теории гос. и теории права
(1. возникли одновременно, 2. в процессе
развития тип гос. и тип права совпадали
и менялись одновременно, 3. тесно связанны
и практически не могут существовать раздельно).
Понятие предмета отвечает на вопос-
что изучат данная науа, понятие
метода- как она это делает. Метод
ТГП включает способы, приёмы, средства
изучения. Метод- совокупность приёмов,
принципов, способов изучения общих закономерностей
возникновенния, развития, функционирования
гос. и права и получения знаний. Принципы:
1. Комплексность изучения гос.-правовых
явлений, 2. Принцип всестронности
рассмотрения с различных ракурсон, максимально
полно, предметно и контрастно, 3. Принцип
историзма. Использование ТГП конкретных
фактов, исторических событий для анализа
общих закономерностей возникновения,
развития, функционирования гос.-правовых
отношений. Классификация
методов ТГП: 1. Всеобщий диалектико-материалистический
метод- общие закономерности гос.-правовых
явлений, кот. рассматриваются во взаимной
связи между сабой и общественной жизнью
( специфика: 1. Каково общ. на данном
этапе итс. развития, такое гос. и право.,
2. Гос. и право- надстройка над э. базисом,
3. Общечеловеческое и классовое в гос.
и праве ( сочетание сугубо классовых задач
с общечеловеческими миссиями, гуманизм
и лобби). 2. Общие методы ( ипользуются
не только в ТГП, но ив других науках)- анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, маделирования,
абстракциониррования, поргнозирования.
3. Специальные методы ( Разрабатываются
в рамках спец. науки используются для
изучениягос. и права)-математический,
социологический, статистический, исторический.
4. Частные ( Те методы, кот. вырабатываются
сами собой ТГП и другими ю. науками для
анализа гос.-правовых явлений)-метод толкования
правовых норм.
Вопрос №3. Форма осуществления функций гос.
Под формами
осуществления функций гос. понимают:
1. Деетельность основных звеньев механизма
гос., специфические виды гос. деетельности
(правотворчество и др.), 2. Однородная
по своим внешним признакамдеятельность
органов гос., по средствам кот. реализуются
внутренние и внешние функции гос.. Согласно
1 критерию основными ф. гос. являются:
1. законодательная, 2. управленческая-
исполнительная, 3. судебная, 4.
контрольно-надзорная- гос. надзор и контроль
за законностью, точьностью исполнения
законов. ( кем выполняется, в чём заключается)Присущ
принцип разделения властей. 2
критерий- Правовые и организационные.
Правовые всегда организационные, а организационные
не всегда прововые. Правовые
формы осуществления
ф. гос.- однородная по своим внешним
признакам законотворческая деятельность,связанная
с изданием ю. актов, делется на 1.
Правотворческую деятельность- издание
норм.-правовых актов путём санкционирования
или издания, изменение или отмена ю. норм.
, 2. Правоприменительная
деятельность-деят. гос. орг. по выполнению
зак. и подзак. актов путём зздания актов
применения права (делется на Оперативно-исполнительную
деятельность- связанная с повседневным
разрешением разностаронних вопросов
управ. делами общества, работу гос. орг.
по осущ. функций гос. путём издания актов
применения норм права, служащих основанием
для возникновения, изменения или прекращения
правоотношений и Правоохренительную
деятельность- форму осуществления
ф. гос. посредством властной оперативной
работы гос. органов по охрене норм права
от нарушений, защите предоставляемых
гражданам суб. прав и обеспечению выполнения
возложенных на них ю. обязонностей.
Организационные формы реализации
ф. гос. ( Факкрические)- однородная по
своим внешним признакам деятельность
гос., на влекущая ю, последствий: 1.
орг.-регламентирующая
деятельность- текущая опер. работа по
решению тех или иных полит. задач, технико-орг.
обеспечению функционирования различных
звеньев гос. механизма, 2. орг.-хозяйствующая-
этро опер.-тех. деятьность, текущая хоз.
работа по матер. обеспечению выполнения
гос. функций (т по сути дела само выполнение
ф. гос, не связонное с правотворчеством,
3. орг.-идиологическая- это повседневная
опер.-разьяснительная, воспитательная
работа, по обеспечению выполнения различных
ф. гос.- СМИ, пропоганда и др.
Вопрос №4 Форма правлени. Ю. свойства монархии и республикию.
Форма правления- этоструктурный элемент формы гос., совокупность способов орг. гос. власти. Мировой ист. известны две формы правления6 Монархия и республика.