Автор: Василий Степанов, 01 Ноября 2010 в 11:11, шпаргалка
1. Государство- это терр. целостность, образованная нац. или многонац. общностью, ю. порядок в кот. поддерживаеотся посредствам полит. элиты. имеющей право на зак. применение насилия.
2. Право- система общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных правил повеюения, уст. и обспеч. гос. и являющихся его властно-оффиц. рег. общ. отношений.
3. Под типом гос. понимаю взятые в единстве общие черты различных гос., порождённых соответствующей эпохой и обьед. общеми сущнейшими признаками.
4. Механизм гос.- сист. гос. орг. и методов организации их деятельности по средством кот. реализуются внутр. и внешн. функции гос.
5. Под форма гос. понимают единство трёх элементов: формы правления, формы гос.-терр. устройства и формы гос.-правового режим.
Форма правления-совокупность способов орг. гос. власти,
Форма гос.-терр. устройства- совокупность способов нацю-терр. устройства,
Форма гос.-правового устрогйства- совокупность способов реализации гос. власти.
6. Гос. оргон называется относительно самостаятельная часть гос. аппората, обладающея соответствующей компитенцией и опирающееся в своей деятельности на матер., орг., принуд. силу гос.
7. Функции гос.- это основные направления деятельности гос., в кот. отражаются его сущность и соц. назначение.
8. Функции права- основные направления правового воздействия на общ. отношения, в кот. выражаются функции и назначение права.
9. Сущность права- это внутренняя, относительная устойчевая., качественная основа права, кот. выражает его истинную природу и назначение в обществе.
10. Норма права- это исходящая от гос. и им охраняемое, общеобязат., форм. опред., предписание, выраженное в правиле поведения, являющиеся его властно-офиц. регулятором общ. отношений.
1. Государство- это терр. целостность, образованная нац. или многонац. общностью, ю. порядок в кот. поддерживаеотся посредствам полит. элиты. имеющей право на зак. применение насилия.
2. Право- система общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных правил повеюения, уст. и обспеч. гос. и являющихся его властно-оффиц. рег. общ. отношений.
3. Под типом гос. понимаю взятые в единстве общие черты различных гос., порождённых соответствующей эпохой и обьед. общеми сущнейшими признаками.
4. Механизм гос.- сист. гос. орг. и методов организации их деятельности по средством кот. реализуются внутр. и внешн. функции гос.
5. Под форма гос. понимают единство трёх элементов: формы правления, формы гос.-терр. устройства и формы гос.-правового режим.
Форма правления-совокупность способов орг. гос. власти,Форма гос.-терр. устройства- совокупность способов нацю-терр. устройства,
Форма гос.-правового устрогйства- совокупность способов реализации гос. власти.
6. Гос. оргон называется относительно самостаятельная часть гос. аппората, обладающея соответствующей компитенцией и опирающееся в своей деятельности на матер., орг., принуд. силу гос.
7. Функции гос.- это основные направления деятельности гос., в кот. отражаются его сущность и соц. назначение.
8. Функции права- основные направления правового воздействия на общ. отношения, в кот. выражаются функции и назначение права.
9. Сущность права- это внутренняя, относительная устойчевая., качественная основа права, кот. выражает его истинную природу и назначение в обществе.
10. Норма права- это исходящая от гос. и им охраняемое, общеобязат., форм. опред., предписание, выраженное в правиле поведения, являющиеся его властно-офиц. регулятором общ. отношений.
11. Гипотиза-структурный э. нормы права, указывающий на жизненные обст. вступления нормы права в действие.
12. Диспозиция- структурный э. нормы права, в кот. опред. суб. права и ю. обяз. суб. права, устанавливающий все возможные и должные варианты их поведения.
13. Санкция- структурный элемент нормы права.прредусматривающий нежелательные последствия для нарушителя её диспозиции и опред. вид и меру ю. ответственности правонарушителя.
14. Под Формой права понимат способ внешнего выражения и закрепления сдержания нормы права.
15. Правовой обычий- санкционированная гос. и ист. сложившееся правило поведения. Содержание О. не закреп. в тексте правовогообычия.
16. Суденым прецидентом наз. судебное решение по конкретному ю. делу, кот. принело силу нормы права, и кот. впоследсвие руководствуются при разрешение схожих дел.
17. Нормотивный договор- соглашение между правотворческеми субьектами, в результате кот. возникает новая норма права.
18. Нормативным актом является правовой акт, содерж. нормы права, и направленный на урегулирование опред. общ. отнош..
19. Закон- форма права, через кот. выражеется норма права.
20. Системой права наз. внутр. строение права, его деление на торосли, подотросли и правовые инст. в соотв. с предметом и методом правового регулироания.
21. Под правовой сист. понимаются внутр. особ. орг. и реализ. права в конкр. гос..
22. Правовым инст. наз. совокупность норм, рег. опред. сферу общ. отнош..
23. Подотрослью правас наз. совокуп. норм. или правовых инт., сост. из норм права, рег. несколько сторон однород. общ. отнош..
24. Отрослью права наз. совокуп. норм. или подотр., рег. однород. общ. отнош. с помощью определённого предмета и метода правового рег..
25. Публичное право- это совокуп. правовых норм, охран. и рег. общ. на гос. уровне, затрагивающее интересы каждого.
26. Чстное право- это совокуп. правовых норм, охран. и рег. отнош. частных лиц.
27. Материальное право- ю. нормы. рег. реальноскладывающиеся отнош. между людьми и их обьед..
28. Процессуальное право- ю. нормы, опред. порядок споров, разрешения конфликтов, расследований.
29. Педметом правового регулирования наз. качественно однород. обосбленная часть общ. отнош. рег. нормами права.
30. Методом правового регулирования наз. совокуп. ю. приёмов, средств и способов воздействия права на общ. отношения.
Врпос №20 Понятие и виды гипотиз.
Гипотиза-структурный э. нормы права, указывающий на жизненные обст. вступления нормы права в действие. Норма права- это исходящая от гос. и им охраняемое, общеобязат., форм. опред., предписание, выраженное в правиле поведения, являющиеся его властно-офиц. регулятором общ. отношений. Логическая стуктура: Если (указывает на факты) – то (опред. суб. права и ю. обяз. уст. вид и меру поведения суб) – иначе(предусматр. последствия и ответств.). Д- само правило поведения, но все три э. едины. Без Г н.п. безсмысленна, без Д.- немыслима, без С- безсильна.
Виды гипотиз (соц.
структура!): 1. По строению г. подразделяются
на простые- 1жизн. обс. вступ. н.п. в
действие, сложные- две и более, весь перечень
должен произойти, альтернативные- несколько
обст., одно или несколько из кот. должно
произойти. 2. По форме выражения: абстрактные-
обобщающая формулировка, абстрогация
от частного, акцент на общих, родовых
признаках и казуистические- строгоопред.
обст. вступ. н.п. в действие. 3. По наличию
или отсутствию ю. фактов: положительная-
указ. на необход. налич. опред. фактов
для вступ н.п. в действ. и отрецательная-
указ. на необход. отсутств. опред. фактов
для вступ. н.п. в действие.
Вопрос № 21 Понятие и виды диспозизый.
Диспозиция- структурный э. нормы права, в кот. опред. ю. праваи суб. обяз. права, устанавливающий все возможные и должные варианты их поведения. Норма права- это исходящая от гос. и им охраняемое, общеобязат., форм. опред., предписание, выраженное в правиле поведения, являющиеся его властно-офиц. регулятором общ. отношений. Лгическая стуктура: Если (указывает на факты) – то (опред. суб. права (правомочен) и ю. обяз. (обязан), уст. вид и меру поведения суб., 1. адресату разреш., 2. запрещ., 3. правомочен, 4. обязан, 5. безразлично) – иначе(предусматр. последствия и ответств.). Д- само правило поведения, но все три э. едины. Без Г н.п. безсмысленна, без Д.- немыслима, без С- безсильна. Д- стержень правовой сист., квинтисэнция содерж.прав. повед., д. содерж. в себе модель правомер повед.
Виды диспозизий
(соц. структура!): 1. По способу изложения:
простые- наз. в. повед., но не раскр. их
содерж., описательные- опис. все сущ. признаки
повед., сложные-не излог. прав. повед.,
а отсыл. к дреугой норме и бланкетные-
не излог. прав. повед., а отсыл. к бланку,
правилу, инструкции. 2. По составу: простые-
содерж. одно прав. повед., сложные, имперот.-
содерж. два и более обяз. для в. повед.
и альтернативные, диспозит.- содерж. несколько
в. повед., возможность выбора.
Вопрос № 22 Понятие и виды санкций.
Норма права- это исходящая от гос. и им охраняемое, общеобязат., форм. опред., предписание, выраженное в правиле поведения, являющиеся его властно-офиц. регулятором общ. отношений.
Санкция- структурный элемент нормы права.прредусматривающий
нежелательные последствия для нарушителя её диспозиции и опред. вид и меру ю. ответственности правонарушителя. Лгическая стуктура: Если (указывает на факты) – то (опред. суб. права (правомочен) и ю. обяз. (обязан), уст. вид и меру поведения суб) – иначе(предусматр. последствия и ответств.).
Д- само правило поведения, но все три э. едины. Без Г н.п. безсмысленна, без Д.- немыслима, без С- безсильна.
Виды санкций:
1. По отрослям права: уго.-прав., адм.-прав.,
гражд.-прав., дисцип.-прав., 2. По обьёму:
простые- содерж. одно неблагопр. послед.
для наруш. диспоз., сложные- два и
более, альтернативные- несколько санкций
из кот. правоприменитель может выбрать
только одну, 3. По степени опред.: абс. орпед.:
абс.-опред.- точно опред. вид и мера накозания
и относ.-опред.- вид наказ. или мера неопр.,
4. По характеру реакции гос.: карательные
выплата алементов и правовостановительные-
востановительные. ( изоляция от общ.!)
Вопрос №23 Классификация правовых норм.
По предмету
прав. рег.: гос., конст., адм., угол. и
др., 2. По сфере действ.: фед., суб. фед.,
муницип., локал.(ООО, ОАО, ЗАО), 3. По функциям
права: регулетивные и охранительные,
4. По предмету правового рег.: матер.- что
и проццесуальные- как, 5. По методу рег.:
импиративные- категорические, строгообяз.,
не допущение иной трактовки диспоз., большинство
норм, диспозитивные- предпис. в. повед.,
но допуск. урег. отнош. по своему усмотр.
в пределах зак., поощерительные- поощер.
в. повед., благопр. для гос. и общ., рекомендательные-
рекомендуются благопр. с точки зрения
гос. в. повед, 6. По ю. силе: нор. законови
подзак. норм.-прав. актов, 7. П содержанею
предпис.: управомочивающие- закреп. суб.
права и ю. обяз., обязывающие- обяз. суб.
выполн. какое-либо действие, запрещающее.,
8. П кругу лиц: нормы общ. действ. и спец.
нормы- выделяют суб. правоотнош.
Вопрос №24 Понятия и виды форм (источников) норм права.
Понятие форма и источник права тесно взаимосвязанны, но не совподают. Форма правапоказывает как содержание права орг. и выраженно и в какой форме оно выраженно, а источник- истоки права, сист. факторов предопр. его содерж. и форм. выраж.: воля Бога, народа, Русская правда, рецепцыя, римское право, обычное право, мораль,теории, доктрины, министерства, гос., законотворцы. В ю. понимание ист. права и есть форма праава.
Под Формой права понимат способ внешнего выражения и закрепления сдержания нормы права. В првово сист. РФ выделяют четыре формы права.
Правовой обычий- санкционированная гос. и ист. сложившееся правило поведения. Содержание О. не закреп. в тексте правовогообычия.
Суденым прецидентом наз. судебное решение по конкретному ю. делу, кот. принело силу нормы права, и кот. впоследсвие руководствуются при разрешение схожих дел.
Нормотивный договор- соглашение между правотворческеми субьектами, в результате кот. возникает новая норма права.
Нормативным
актом является прнавовой акт, содерж.
нормы права, и направленный на урегулирование
опред. общ. отнош..
Иточнеки римского права: обычное право, Lex, закон, сенатусконсульты (акты народ. собр. и сената), эдикты магистратов- живой голос народа, деятельность юристов, сочинения, монарх.. Салическая правда, кодекс Наполеона, Саксонское зеркало, Кутюмы Бовизи, зак.XII таблиц, зак. Ману, Corpys juris Civiles, Corpys juris Canonika, Шариатский суд.
Вопро №25 Понятие и структурный элементы ситемы права.
Системой права наз. внутр. строение права, его деление на торосли, подотросли и правовые инст. в соотв. с предметом и методом правового регулироания.Сстемность- свойство права. Так как общ. отнш. по своей природе не могут быть однород и их нельзя урегурировать одной нормой, одим предписанием. Правовым инст. наз. совокупность норм, рег. опред. сферу общ. отнош..Виды пр. инст.: 1. по отрослям права: гр, уг.. адм., фин. и др., 2. Матер. и проц., 3. отр., межотр.- смеш., 4. Простые и сложные- емеют в своём сост. суб. инт. (инст. поставки- с.и. штрафа, неустойки, ответств.), 5. регулетивные, охрен., учеред.-закреп.
Подотрослью правас наз. совокуп. норм. или правовых инт., сост. из норм права, рег. несколько сторон однород. общ. отнош..
Отрослью права наз. совокуп. норм. или подотр., рег. однород. общ. отнош. с помощью определённого предмета и метода правового рег..
Не следует смешивать понятия сист. права- внутреннее строение права, и правовая система. Под правовой сист. понимаются внутр. особ. орг. и реализ. права в конкр. гос., англо-саксонская и романо-германская. Признаки сист. права: 1. с.п. складывается в соотв. с потребностями развития, 2. сост. из норм, пр. инст., отр. и подотр. права, 3. характеризуется наличием прямых и обратных связей, 4. с.п. должна быть внутренне непротиворечивой и соглас.. нормы де должны противоречить друг другу ( для этого-иерахия права, субординация). Черты сист. права: 1. Единство- е. гос. воли, прав. сист., механизма пр. рег., целей и задач, 2. Различие по содерж., сферам действия, предмету и методам пр. рег., санкциям, 3. Обьективность, наличее опред. системы, 4. Системность- сознательное упорядочение действ. норм с целью удобства пользования ими на практике.
Матер.- рег. реально
склад. отнош., и проц.- реглам. порядокразрешения
споров ( уг., гр., адм., арб., конст. проц.),
право.
Вопрос № 26 Публичное и частное, материальное и проц. правао.
Это деление сист. права сложилось ещё в др. Риме. в любом прве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общенац. (публич.) инт. и нормы права, защ. инт. частных лиц. П.п., область гос. дел – конст., уг., адм., проц. и ч.п., область частных дел- гр., труд., семейн..
Чстное право- это совокуп. правовых норм, охран. и рег. отнош. частных лиц.
Публичное право- это совокуп. правовых норм, охран. и рег. общ. на гос. уровне, затрагивающее интересы каждого. Любое правоотношение, где одной из сторон выступает гос. является публичным. Надо отметить неразрывную взаимосвязь п.п. и ч.п.. Ч.п. в некоторой степени использует и конкр. принципы п.п., не может существовать без него, ибо последнее призванно охран. первое и содержит в себе основополог. принципы права. Соетская власть не признавала ч.п., всё, что находится в областе хозяйствования, есть п.п.. Сейчас, когда гос. огран. свое присутствие в э., ч.п.- основа предпренимательства и рыночной э..
В П.п. 1. Выраж. инт. гос., 2. рег. отнош. между гос. властью и частн. лицами, 3. присутствует подчинение и неровноправие, 4. инициот. защ. прав исход. от гос., 5. отлич. жесток. регю общ. отнош. гос. властью, 6. большинство мер импиративные. В Ч.п. 1. Выраж. инт. отдел. лиц, 2. рег. тонош. част. лиц между сабой, 3. участ. отнош. равноправны, 4. инициот. защю прав исод. от защ. лица, 5. общ. отнош. рег. из многих, незав. друг от друга центров, 6. большинство мер диспозитивные.
Все ю. нормы
подразд. на материальные и процессуальные.
Матер.- ю. нормы. рег. реальноскладывающиеся
отнош. между людьми и их обьед.. Проц.-
ю. нормы, опред. порядок споров, разрешения
конфликтов, расследований. В соотв.
с КРФ выделяют конст., уг., гражд.,
адм.и арб. процессы.
Вопрос № 27Понятие и признаки формы права.
Понятие форма и источник права тесно взаимосвязанны, но не совподают. Форма правапоказывает как содержание права орг. и выраженно и в какой форме оно выраженно, а источник- истоки права, сист. факторов предопр. его содерж. и форм. выраж.: воля Бога, народа, Русская правда, рецепцыя, римское право, обычное право, мораль,теории, доктрины, министерства, гос., законотворцы. В ю. понимание ист. права и есть форма праава.
Правовой обычий- санкционированная гос. и ист. сложившееся правило поведения. Содержание О. не закреп. в тексте правовогообычия. Наи более древний, Оычии возникали как результат многократного повтотрения наиболее рационального поведения юдей, становясь их устойчевой формой общения между сабой. Обычий истрорически предшествовал зак.
Суденым прецидентом наз. судебное решение по конкретному ю. делу, кот. принело силу нормы права, и кот. впоследсвие руководствуются при разрешение схожих дел. Хароктерно для Англо-саксонсокй правовой семьи, в РФ суд. прец. Конст., Высшего, Арб. может стать формой.права. Необходим казус, доселе не имевшийместа
и не регламент. в текущем зак..
Нормотивный договор- соглашение между правотворческеми субьектами, в результате кот. возникает новая норма права. Любой договор с нормативном содержанеем имет следующее свойства: 1. содержит норму общего характера, 2. добровольность заключения, 3. общность интереса, 4. равенство сторон, 5. согласие участ. со всеми существ. аспектами договора, 6. эквивалентность и возмездность, 7. взаимноя отв. сторон за невыполнения положений договора, 8. правовое обеспечение. Дг. между фед. центром и суб. РФ.
Нормативным актом является прнавовой акт, содерж. нормы права, и направленный на урегулирование опред. общ. отнош.. Основную массу форм права составлячют именно они как наиболее совершенные в ю. смысле правовоплощения. И бльшой удельный вес по сравнению с другими формами права связан с повышением роли гос. в урегылирование общ. отнош.. Они наиболее оптимально отвечают динамике развития последних. Нормативные акты обладают рядом признаков, в совокупности характеризующих опред. э. как норм. акт. Признаки норм. акта: 1. Имеет наибольшею распространённость, 2. Созд. правотворческеми орг. и санкционируется гос., 3. Ринимаются и осущ. в чётко обознач. проц.-процесс. порядке, 4. Имеет чёткую устойчевую форму, реквизиты, порядок вступления в силу, 5. Может быть быстро изменён в соответствие с потребностью, 6. Реализация обеспечивается комплексом мер гос. воздействия
.……………………………………………………………………………
Вопрос № 28 Понятие и признаки нормативного как основной формы права.
Нормативным актом является правовой акт, содерж. нормы права, и направленный на урегулирование опред. общ. отнош.. Под Формой права понимат способ внешнего выражения и закрепления сдержания нормы права.
Основную массу
форм права составлячют именно они
как наиболее совершенные в ю.
смысле правовоплощения. И бльшой удельный
вес по сравнению с другими
формами права связан с повышением
роли гос. в урегылирование общ. отнош..
Они наиболее оптимально отвечают динамике
развития последних. Нормативные акты
обладают рядом признаков, в совокупности
характеризующих опред. э. как норм. акт.
Признаки норм. акта: 1. Имеет наибольшею
распространённость, 2. Созд. правотворческеми
орг. и санкционируется гос., 3. Ринимаются
и осущ. в чётко обознач. проц.-процесс.
порядке, 4. Имеет чёткую устойчевую форму,
реквизиты, порядок вступления в силу,
5. Может быть быстро изменён в соответствие
с потребностью, 6. Реализация обеспечивается
комплексом мер гос. воздействия.