Шпоры по финансам

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:21, шпаргалка

Краткое описание

60 вопросов: 1.Понятие финансов и денежных отношений... - 56.инвестиции в ЦБ.

Файлы: 1 файл

Shpory_gotovye финансы.docx

— 122.31 Кб (Скачать)

1.Понятие финансов и денежных отношений.

Финансы – это:

- в переводе с лат.- «наличность», «доход»;

- определенная сумма ден.ср-в, используемых  государством и некоторыми другими  участниками ден. отношений;

- экономический инструмент распределения  и перераспределения ВВП и  нац. Дохода, орудие контроля образования  и использования фондов денежных  средств;

- специфическая часть денежных  отношений, связанных с формированием,  распределением и использованием  целевых фондов денежных средств  для выполнения функций и задач  гос-ва.

Признаки  финансов:

- денежная форма выражения;

- присущая им распределительная категория, с помощью которой осущ-ся первичное распределение стоимости, а также ее перераспределение;

- взаимосвязь с формированием  денежных доходов и накоплений, принимающих форму фин.ресурсов.

Деньги  – это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность – представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью  которого измеряются затраты труда товаропроизводителей.

Денежные  отношения возникают между:

- хозяйствующими объектами в процессе реализации продукции, оказания услуг;

- хоз.субъектами и вышестоящими  организациями при создании совместных  фондов денежных средств и  их использования;

- хоз.субъектами и государством, органами  местного самоуправления при  формировании бюджетов и внебюджетных  фондов, а также при финансировании  из бюджета ряда затрат;

- гос-вом и населением по поводу  взимания налогов, сборов, получения  займов, привлечения вкладов в  коммерческие банки;

- хоз.субъектов и банковской системой  при получении и погашении  кредитов, % за пользование;

- внутрихоз-х субъектов при формировании  и использовании целевых фондов  денежных средств;

- правительством РБ и правительствами  др стран, между мин.финансов  и кредитными организациями по  поводу получения и погашения  кредитов, уплаты и получения  % за пользование кредитами;

- отдельными звеньями бюджетной  системы;

- гражданами и страх.орг-ми при уплате страх.взносов и возмещении из страх.фондов ущерба при наступлении страх.событий.

2.Функции финансов.

Выделяют  следующие  функции финансов

-аккумуляция  денежных доходов;

- распределение денежных доходов;

- контроль за эффективностью использования   денежных ресурсов.    

Поскольку распределение финансовых ресурсов предполагает, прежде всего, их формирование и аккумуляцию, то эти процессы следует  признать  в качестве первостепенной функции. Содержание и назначение данной функции финансов заключается в  определении механизма  образования  доходов  соответствующего субъекта (определение видов поступлений, их объема и способов  мобилизации).   

С помощью  распределительной функции   происходит обеспечение всех субъектов  хозяйствования необходимыми им финансовыми  ресурсами для выполнения намеченных задач.  Объектами действия распределительной  функции финансов выступают стоимость  ВВП (в ее денежной форме), а также  часть национального богатства (принявшая  денежную форму).

Конкретными   субъектами, т.е. непосредственными участниками  распределительных   процессов  являются: государство, низовые звенья хозяйства,  граждане, которые используют полученные денежные средства для удовлетворения социальных и хозяйственных потребностей.

С помощью финансов реализуются  процессы распределения  и перераспределения  на разных уровнях  управления экономикой (государственный и территориальный)  и сферах воспроизводства                           (материальное производство, сфера  услуг, обращение и потребление).

Контрольная функция финансов на уровне государства  проявляется в контроле за своевременной  и полной аккумуляцией доходов централизованных фондов (бюджет и бюджетные целевые  фонды), а также за их расходованием  по целевому назначению. Объективность  контрольной функции в распределении  финансовых ресурсов отдельных звеньев  хозяйствования вытекает из свойства финансовых отношений, которые тесно  связаны с экономическими интересами этих субъектов и членов их коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Понятие финансовой системы государства.

Финансовая система представляет собой совокупность отдельных звеньев финансов на всех уровнях управления экономикой.

Единство отдельных звеньев финансовой системы заключается в том, что:

1.все звенья финансовой системы участвуют в формировании и использовании финансовых ресурсов;

2.главной целью этих звеньев является удовлетворение потребностей всего общества и его отдельных участников.

Вместе с тем,    звенья финансовой системы имею определенные отличия, которые в основном отражают уровень управления, особенности  и масштабы хозяйственной деятельности отдельных субъектов.   К отличительным  признакам относятся:

- формы и методы формирования  и использования  финансовых  ресурсов;

-  цели и конкретные задачи, которые  подчинены экономическим интересам  общества в целом, отдельным  коллективам или индивидуальным  их членам.

Современная финансовая система РБ включает централизованные фонды государства: бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также государственный кредит и государственный фонд страхования.

Государственные целевые бюджетные  и  внебюджетные фонды аккумулируют установленные законодательством платежи хозяйственных субъектов, которые используются по целевому назначению. Они предназначены для финансирования определенных государственных нужд, отраженных в названии фондов. Аккумулируемые в них денежные средства выступают в качестве дополнительных источников финансирования и позволяют в определенной степени снять нагрузку  с бюджета.

Отдельным звеном финансовой системы является государственный кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Государственный консолидированный  резервный фонд  обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Данный фонд состоит из  общегосударственного и региональных  государственных резервных фондов. Общегосударственный резервный фонд создается за счет средств республиканского бюджета, а региональные – за счет  средств местных бюджетов. Государственный консолидированный резервный фонд  используется для восполнения потерь, наносимых чрезвычайными событиями, катастрофами, авариями. Источником его создания являются средства бюджета.

Одним из важных звеньев финансовой системы  являются финансы хозяйствующих субъектов, к которым относятся финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов,   владением   имуществом,   выполнением   обязательств, налогообложением.

Специфическим звеном являются  финансы домохозяйств, которые формируются в основном за счет доходов от предпринимательской деятельности, финансовых операций с ценными бумагами, депозитов и социальных выплат. С развитием рыночной экономики возрастает роль этих финансов, поскольку они активно участвуют в накоплении денежных сбережений, которые выступают в качестве важного источника финансирования инвестиций, т.е. предпосылки динамичного развития экономики.

Все звенья финансовой системы  взаимосвязаны с финансовым рынком, который расширяет возможности перераспределения финансовых ресурсов, создает условия для увеличения  объема  источников финансирования    расширенного воспроизводства.

Действенность финансовой системы  во многом зависит от   рациональной организации управления ее конкретными  звеньями.

4. Роль НБ в рег ден-кред  политики.

В РБ существует 2-х уровневая банковская сис-ма:1)Нац банк(осущ свою д-ть в  соответ с Конституцией РБ, БК РБ, законами РБ, нормативными правовыми  актами Президента РБ, Уставом и  независим в своей деят-ти.)2)коммерч  банки(гос-ые и частные).

Национальный  банк выполняет следующие функции:

разрабатывает Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь и совместно  с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной  политики Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами;

осуществляет  эмиссию денег;

регулирует  денежное обращение;

регулирует  кредитные отношения;

организует  функционирование платежной системы  Республики Беларусь;

является  для банков кредитором последней  инстанции, осуществляя их рефинансирование;

осуществляет  валютное регулирование;

устанавливает правила и порядок осуществления  банковских операций, и др.

Основными целями деятельности Национального  банка являются:

защита  и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;

развитие  и укрепление банковской системы  Республики Беларусь;

обеспечение эффективного, надежного и безопасного  функционирования платежной системы.

 

5. конституц основа фин-кредитн  сис-мы РБ

Основной  законом РБ является Конституция  Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями).Т.о. в соответствии с ее положениями раздела  VII. Финансово-кредитная  система РБ:

Статья 132. Финансово-кредитная система  Республики Беларусь включает бюджетную  систему, банковскую систему, а также  финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций  и граждан.

Hа  территории Республики Беларусь  проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная  политика.

.Статья 133. Бюджетная система Республики  Беларусь включает республиканский  и местные бюджеты. 

Доходы  бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его  расходной частью.

В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

.Статья 134. Порядок составления, утверждения  и исполнения бюджетов и государственных  внебюджетных фондов определяется  законом.

.Статья 135. Отчет об исполнении республиканского  бюджета представляется на рассмотрение  Парламента не позднее пяти  месяцев со дня окончания отчетного  финансового года.

Отчеты  об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов  депутатов в определенный законодательством  срок.

Отчеты  об исполнении республиканского и местных  бюджетов публикуются.

.Статья 136. Банковская система Республики  Беларусь состоит из Национального  банка Республики Беларусь и  иных банков. Национальный банк  регулирует кредитные отношения,  денежное обращение, определяет  порядок расчетов и обладает  исключительным правом эмиссии  денег.

6. осн направления ден-кредитной  политики РБ

В соответствии с Указом Президента РБ №419 от 25 сентября 2012г основными  направлениями денежно-кредитной  политики на 2013 являются:

1)ден-кредитная  политика РБ сохранит стратегическую  направленность на поддержание  ценовой стабильности в экономике.

2) Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания).

3)снижение  инфляции

4) поддержание золотовалютных резервов  государства на уровне, обеспечивающем  экономическую безопасность страны

5)достижение  положительного сальдо внешней  торговли товарами и услугами

6)поддержание  положительного уровня (в реальном  выражении) процентных ставок  в экономике как важного условия  для обеспечения ценовой стабильности  и сохранности сбережений вкладчиков (к концу 2013г ставка рефенансир=13-15 % годовых)

7)принятие  мер по повышению устойчивости  и конкурентоспособности финансового  рынка.

7.Сферы и звенья  фин.сист. Финансовая система представляет собой совокупность отдельных звеньев финансов на всех уровнях управления экономикой. Ключевую роль в фин.сист.РБ играют общегосударственные финансы: государственный бюджет, который представляет собой основной  финансовый план государства, определяющий источники формирования его доходов и направления их на общегосударственные нужды. Государственные целевые бюджетные и  внебюджетные фонды аккумулируют  установленные законодательством платежи хозяйственных субъектов, которые используются по целевому назначению. Они предназначены для финансирования определенных государственных нужд, отраженных в названии  фондов. Отдельным звеном финансовой системы является государственный кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Государственный консолидированный резервный фонд  обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Следующим по значимости звеном фин.сист. явл. финансы хозяйствующих субъектов: к которым относятся финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих организаций. Специфическим звеном являются  финансы домохозяйств, которые формируются в основном за счет доходов от предпринимательской деятельности, финансовых операций с ценными бумагами, депозитов и социальных выплат. Все звенья финансовой системы взаимосвязаны с финансовым рынком, который расширяет возможности перераспределения финансовых ресурсов, создает условия для увеличения  объема  источников финансирования    расширенного воспроизводства.

Информация о работе Шпоры по финансам