9. Соц-эк. сущность
и роль бюджета. По своей экономической сути
государственный бюджет представляет
экономическую категорию, которая отражает
формирование и распределение централизованного
фонда финансовых ресурсов государства.
Сущность бюджета реализуется через его
функции: Посредством распределительной
функции происходит распределение
и перераспределение ВВП и национального
дохода между отдельными отраслями народного
хозяйства, материальной и социально-
культурной сферой. Регулирующая
функция бюджета влияет на формирование
доходной и расходной частей бюджета.
На обеспечение бесплатного медицинского
обслуживания, определенного уровня образования,
содержания нетрудоспособных граждан
и многих других соц. и культ. мероприятий
направляется значительная часть гос.
бюджета. В этом заключается ф-ция финансирования
социальной сферы. Роль бюджета выражается
в том, что он является важнейшим рычагом
воздействия на ход общественного воспроизводства
и стимулирования экон. роста.
10.Принципы построения
бюджетной системы и ее типы. В РБ бюджетная система включает
два уровня: республиканский и местные
бюджеты. Ведущим звеном является республиканский
бюджет-за счет его средств финансируются
объекты респ.собственности, общереспуб.программы,социально-культурные
учреждения и т.д., он перераспределяет
финансовые ресурсы между местными бюджетами.
Местные бюджеты в основном, обеспечивают
развитие местного хозяйства, благоустройство
территории и финансирование мероприятий
местного значения. БС Республики Беларусь
строится на основе следующих принципов: единства бюджетной
системы- (обеспечивается единой законодательной
базой, формой бюджетной документации),полноты-(обеспечивается
включением в них в полном объеме всех
налогов, определенных законодательством
Р, других обязательных платежей), реальности-(
подтверждается финансированием расходов
исходя из объема реально поступающих
доходов и средств), гласности-( достигается
доведением до граждан через средства
массовой информации хода принятия закона
о бюджете Республики Беларусь)и самостоятельности
всех бюджетов-( обеспечивается наличием
собственных источников доходов и правом
соответствующих гос-х органов самостоятельно
составлять, рассматривать, утверждать
и исполнять бюджет.)
11.Доходы и расходы
бюджетов.
Доходы бюджета -денежные поступления, которые
централизуются в государственном бюджете
посредством изъятия части доходов хозяйственных
субъектов, населения, а также взимания
установленных платежей и сборов.
Классифик-я: По методу аккумуляции
доходы:1.обязательные платежи(налоги,сборы)
2.необяз-е(займы,лотер.доходы)По типу плательщика:1.юр.лица
2.физич.лица По источнику доходов:1.Прибыль2.Имущество
субъектов хозяйствования, граждан
и государства;3. Личные доходы граждан;4.
Штрафы, удержания.По характеру поступления
платежей:1. Текущие –средства,
поступающие в виде налогов и
сборов, социальных отчислений 2. Капитальные
доходы- налоги на капитальные активы,
доходы от реализации нефинансовых
активов.Расходы бюджета
- денежные средства, которые направляются
и затем используются на предусмотренные
в законе о государственном бюджете цели,
зависят от ситуации в стране.
Классиф-я: По направлениям:1.внешние-
на погашение и обслуживание внешнего
государственного долга,2.внутренние По
функ.назначению:экономические расходы;расходы
на социальные нужды;на управление;на
оборону страны и др. общегосударственные
расходы.По экономич.содержанию: 1текущие-текущее
финн-е органов гос.власти,соц-культурные
мероприятия и т.д.;2капитальные-средсва
использ-ся на модерн.производства и т.д.
По ведомтвенному распределению-разделение
средств по уровням управления(министерства,
ведомства)
12.Дефицит бюджета и пути его
сокращения.
Бюджет,
как финансовый план, должен быть сбалансирован.
Однако кризисные явления в экономике,низкая
эффективность произ-ва,инфляция, наличие
чрезвычайных обстоятельств и другие
факторы приводят к дефициту бюджета
превышению расходов над доходами.
Выделяют две формы бюджетного дефицита:1.Активный
дефицит-увеличение расходов на развитие
экономики,ее модерн-ию 2.Пассивный дефицит-увел.расходов
в связи с фин-ем мероприятий не отражающихся
на росте ВВП. Предельный размер дефицита
бюджета и источники его финансирования
устанавливаются Законом о бюджете на
очередной финансовый год. Меры, которые
с одной стороны стимулируют приток поступлений
в бюджет, а с другой - способствуют сокращению
расходов государства.
1повышение
эффективности работы отраслей
народного хозяйства;
2диверсификацию
направлений государственных инвестиций;3привлечение
иностранного капитала в реальный
сектор экономики страны;
4разработка
и реализация аффективных мероприятий
в финансово-экономической сфере,
которые содействуют росту доходов
и снижению расходов бюджета.Бюджетный
дефицит также может быть ликвидирован
при использ-ии следующих источников:1.внутренних-в
виде привлечения средств от
банков,юрид.и физич.лиц 2внешних-кредитов
международных финансовых организаций
3реализация гос-го имущества.
14. Уровни бюдж.
Сист. РБ Управл. фин. системой возложено
на высш. зак-ые и исп. органы власти: Президента,
Нац. собрание, Совет Республики, Палату
представителей. Они опред. фин. политику
гос-ва, утверждают фин. зак-во и осущ. общий
контроль за его соблюдением.На региональном
уровне полномочиями по управл. наделены
местн. орг. власти. На общегос. ур. осн.
органами управления фин. явл-ся Министерство
финансов РБ, Министерство по нал. и сборам
РБ, Госуд. Таможенный комитет РБ. На уровне
субъектов хоз-ия управл. Фин. занимаются
их фин. службы. На средних и малых предприятиях
данные функции возлож. На сотрудников
бухгалтерии, полную отв-ть за фин. состояние
несет рук-ль предприятия.Этапы процесса
управления:1. Прогнозирование и планирование,
т.е. обоснование источников формир. финансов
и направл. их исп-ия 2. Реализ. намеченных
планов и программ 3. Текущий и последующий
контроль за соблюдением зак-ва и эффективностью
принятых и реализ. решений.
13. Фин. Сист. РБ Фин. сист. гос. представляет
собой совокупн. денежных отношений, фондов
денежных средств и органов управления
ими.Она функц-ет на двух уровнях – централиз-ом
и децентрализ. (рис. 1) Каждое звено фин.
сист. решает свои задачи, ему соответствует
особый финансовый аппарат и законодательные
акты, регулирующие деятельность. Наличие
различных форм централиз-го руководства
финансами со стороны гос. не исключает
больших прав, предоставленных предприятиям
и местным органам власти.
Финансовая
система: -1. Финансы хозяйствующих
субъектов
-
комерч. предпр. и орган.
-
некоммерч. орган.
2.
общегос. финансы: -гос.бюджет
-
внебюдж. И бюдж.фонды
-
госкредит Гос. Консолидированный
Резервный Фонд
3.
финн. Рынок
Рынок
ценных бумаг
Кредитный
рынок
Валютный
рынок
4.
Финансы домохозяйств
Рис.
7. Фин. система гос-ва.Управл. всеми
звеньями финансовой системы базируется
на единых законодательных и нормативных
актах государства. В рамках фин.
системы применяется единая система
финансовых планов, взаимосвязанных
между собой. Исходным звеном фин. системы
являются финансы предприятий произв-ой
сферы. Именно на этих предприятиях в
процессе производства создается решающая
доля нац. дохода страны - главного ист.
формирования как децентрализованных,
так и централизованных денежных
фондов. От состояния данного участка
фин. системы во многом зависит финансовое
положение страны в целом. Фин. хозяйствующих
субъектов состоят из двух подсфер:
финансов организаций материального
производства и финансов учреждений
и организаций непроизводственной
сферы.Решающую роль в нац. экон. государства
занимают финансы предприятий материального
производства, которые непосредственно
обслуживают производство и кругооборот
средств предприятий. В этой подсфере
создается наиболее значительный объем
финансовых ресурсов предприятий, часть
которых посредством налогов
направляется на формирование доходной
части государственного бюджета.По
отраслевой принадлежности фин. предприятий
материального производства распределяются
по следующим звеньям: финансы предприятий
промышленности, сельского хозяйства,
строительства, грузового транспорта,
связи, торговли, и др.В непроизводст.
подсфере различают: финансы образования,
культуры и искусства; здравоохранения
и физической культуры, науки, и др.В
зав-ти от формы собственности в
составе обеих сфер фин. системы
различают финансы предприятий
учреждений и организаций, основанных
на государственной и частной
собственности.С учетом организационно-правовых
форм, предусмотренных Гражданским
кодексом РБ, фин. хозяйствующих субъектов
подразделяются на финансы коммерческих
и некоммерческих организаций.В
усл. В прошлом подавляющая часть
организаций непроизводственной сферы
осущ. некоммерческую деят-ть. В посл.
годы многие учреждения непроизводственной
сферы стали оказывать платные
услуги и у них появились некоторые
элементы коммерческой деятельности.
В связи с этим финансы учреждений
и организаций непроизводственной
сферы можно подразделить натри
группы: функционирующие на коммерческой
основе, частично работающих на коммерческой
основе и полностью финансируемых
из бюджета.
15 Особенности организации бюджетов
и формы расходов. Бюджет - основной фин. план формир-ия
и исп. денежных фондов для обеспечения
функций гос. органов, экономического
и социального развития республики или
соответствующей административно-территориальной
единицы.В Р Б различают вышестоящий и
нижестоящий бюджеты. Вышестоящий бюджет
- это республиканский бюджет или бюджет
вышестоящей административно-территориальной
единицы по отношению к бюджету нижестоящей
административно-территориальной единицы.
государственный бюджет выражает денежные
отношения органов государственной власти
и органов местного самоуправления с юридическими
и физическими лицами, возникающие в процессе
распределения и перераспределения валового
внутреннего продукта и национального
дохода в связи с необходимостью удовлетворения
экономических, социальных и политических
интересов общества и его граждан. Функции
бюдж.:1Распределительная 2Регулирующая
3Контрольная 4 Финансирование соц. сферы.
Бюджетный механизм определяет методы
мобилизации доходов, виды доходов бюджета,
порядок их исчисления и взимания, формы
бюджетных расходов, принципы и порядок
предоставления бюджетных средств, формы
межбюджетного распределение и перераспределения
средств.По направл. Различ-ют внешние
расходы и внутр.По функциональному назначению
определяется целевое направление бюдж.
Ср-в, связ.с выполнением осн. Функций гос-ва.Группировка
расх. По экономич. Содерж. Отраж. Разгранич.
Бюдж. Ср-в на текущие и кап. Нужды.Ведомственное
распред-е отраж. Разделение ср-в по уровням
управления.Бюдж. классификация рсходов
в РБ основывается на принципах функциональности
и ведомственности.В бюдж. Классиф. Все
расх. Распред-ся по разделам, подразделам,
видам и параграфам.
16 Экономич. Содерж. Налогов и признаки
налогов Налоги - это обязательные поступления
и сборы с юр. и физ. лиц, проводимые государством
на основе гос. Зак-ва. Аккумулируя посредством
налогов ден. средства, гос институты получают
возможность контролировать темпы развития
отдельных отраслей нар хозяйства, проводить
самостоятельную политику в сфере капиталовложений,
влиять на платежеспособность основной
массы населения. Следовательно, экономическое
содержа ние налога на макроэкономическом
уровне — это доля произведенного валового
внутреннего продукта, перераспределяемого
государством с целью реализации своих
функций, а на микроэкономическом — это
принудительно отчуждаемая часть дохода,
полученного субъектами хозяйствования
при осуществлении своей деятельности.
Налоговые доходы бюджета включают в себя
республиканские налоги, сборы (пошлины),
местные налоги и сборы и другие налоговые
доходы; пени, начисленные за несвоевременною
уплату налогов, сборов (пошлин); проценты
за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой
уплаты налогов, сборов, таможенных платежей
и пени, налоговых кредитов. Доходы республиканского
бюджета формируются за счетслед. нал:налогов
на доходы и прибыль;налога на доходы от
осуществления лотерейной деятельности
по республиканским и международным лотереям;налога
на добавленную стоимость;других налогов
и сборов, взимаемых с выручки от реализации
товаров;акцизов;налога на приобретение
автомобильных транспортных средств;сбора
за проезд автомобильных транспортных
средств иностранных государств по автомобильным
дорогам общего пользования Республики
Беларусь;сбора за выдачу разрешений на
проезд автотр. средств Р Б по территориям
иностранных государств;патентных пошлин;налога
за использование природных ресурсов
(экологического налога);таможенных пошлин
и таможенных сборов;государственной
пошлины в соответствии с законодательными
актами Р Б.
следующие
признаки налога:
•
обязательность - все налогоплательщики
должны уплачивать законно установленные
налоги и сборы; • индивидуальная
безвозмездность - взамен уплаты налога
плательщики не получают со стороны
государства какие-либо блага, носящие
индивидуальный характер;• уплата
в денежной форме - уплата налогов
в натуральной или другой форме,
отличной от денежной, осуществлена быть
не может; • цель взимания налога - финансовое
обеспечение расходов, осуществляемых
государством в процессе своей деятельности.
18. Финансы предприятий сферы
материального производства.
К
сфере материального производства
относятся отрасли народного
хозяйства, виды деятельности, создающие
материальные блага в форме продуктов,
энергии и других функций, являющихся
продолжением процесса производства в
сфере обращения..Основным признаком
материального производства является
производительный труд, результат которого
всегда материален и выступает в
форме продукта, поэтому к сфере
материального производства относятся
отрасли, в которых затраты труда
выражаются в материальных благах.
Таким образом, к материальному
производству относятся отрасли, предприятия,
в которых конечный результат
труда выступает в форме материальных
благ, а труд носит производительный
характер. Основным звеном сферы материального
производства являются предприятия, где
происходит непосредственное соединение
рабочей силы со средствами производства,
производятся материальные блага и
происходит создание национального
дохода, формируются первичные доходы
и первичные финансовые ресурсы.
Финансы сферы материального
производства являются основой всей
финансовой системы страны. За счет
чистого дохода предприятий формируются
фонды накопления, необходимые для
расширения производства и совершенствования
его материально-технической базы,
фонды потребления для работающих
а также резервные фонды. В
то же время через налоговые и
неналоговые платежи чистый доход
служит источником образования общегосударственных
денежных фондов. С учетом специфики
формируемых фондов финансы сферы
материального производства включают
денежные отношения предприятий: с
другими предприятиями (они складываются
в процессе получения выручки
от реализации, поступления внереализационных
доходов, оплаты материальных затрат,
уплаты и получения штрафов при
нарушении договорных обязательств,
реализации ценных бумаг, при коммерческом
кредитовании); с коллективом работников
данного предприятия (эти отношения
опосредуют создание фонда оплаты труда,
премирования, распределение прибыли
и выплаты работникам пособий
из фонда потребления); с государством
при уплате налогов в бюджет, отчислениях
во внебюджетные фонды, ассигнованиях
из бюджета, при покупке государственных
ценных бумаг, а также получении
выплат по ним; с банками - получения
банковских ссуд, их возврата, уплаты процентов
по ссудам, предоставления банкам во временное
пользование свободных денежных
средств за определенную плату, операций
с ценными бумагами, реализуемыми
банками). Финансы предприятий сферы
материального производства базируются
на определенных принципах. К их числу
относятся: хозяйственный расчет, финансовая
самостоятельность предприятий, экономическая
ответственность за выполнение обязательств
перед поставщиками, государством,
коллективом работников, банками, деление
денежных ресурсов предприятия на собственные
и заемные.