Шпоры по финансам

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:21, шпаргалка

Краткое описание

60 вопросов: 1.Понятие финансов и денежных отношений... - 56.инвестиции в ЦБ.

Файлы: 1 файл

Shpory_gotovye финансы.docx

— 122.31 Кб (Скачать)

 

 

 

9. Соц-эк. сущность  и роль бюджета. По своей экономической сути  государственный бюджет  представляет  экономическую категорию, которая отражает формирование и распределение централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Сущность бюджета реализуется через его функции: Посредством распределительной функции происходит распределение и перераспределение ВВП и национального дохода между отдельными отраслями народного хозяйства,  материальной и социально- культурной сферой. Регулирующая  функция бюджета влияет на  формирование доходной и расходной частей бюджета. На обеспечение бесплатного медицинского обслуживания, определенного уровня образования, содержания нетрудоспособных граждан и многих других соц. и культ. мероприятий направляется значительная часть гос. бюджета. В этом заключается ф-ция финансирования социальной сферы. Роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экон. роста.

10.Принципы построения  бюджетной системы и ее типы. В РБ бюджетная система включает два уровня: республиканский и местные бюджеты. Ведущим звеном является республиканский бюджет-за счет его средств финансируются объекты респ.собственности, общереспуб.программы,социально-культурные учреждения и т.д., он перераспределяет финансовые ресурсы между местными бюджетами.  Местные бюджеты в основном, обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территории  и финансирование мероприятий местного значения. БС Республики Беларусь строится на основе следующих принципов: единства бюджетной системы- (обеспечивается единой законодательной базой, формой бюджетной документации),полноты-(обеспечивается включением в них в полном объеме всех налогов, определенных законодательством Р, других обязательных платежей), реальности-( подтверждается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств), гласности-( достигается доведением до граждан через средства массовой информации хода принятия закона о бюджете Республики Беларусь)и самостоятельности всех бюджетов-( обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих гос-х органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.)

 

11.Доходы и расходы  бюджетов.

Доходы бюджета -денежные поступления, которые централизуются в государственном бюджете посредством изъятия части доходов хозяйственных субъектов, населения, а также взимания установленных платежей  и сборов. 

Классифик-я: По методу аккумуляции  доходы:1.обязательные платежи(налоги,сборы) 2.необяз-е(займы,лотер.доходы)По типу плательщика:1.юр.лица 2.физич.лица По источнику доходов:1.Прибыль2.Имущество  субъектов хозяйствования,  граждан  и государства;3. Личные доходы граждан;4. Штрафы, удержания.По характеру поступления  платежей:1. Текущие –средства,   поступающие в виде налогов и  сборов, социальных отчислений 2. Капитальные  доходы- налоги на капитальные активы, доходы от  реализации нефинансовых активов.Расходы бюджета - денежные средства, которые направляются и затем используются на предусмотренные в законе о государственном бюджете цели, зависят от ситуации в стране.

Классиф-я: По направлениям:1.внешние- на погашение и обслуживание внешнего государственного долга,2.внутренние По функ.назначению:экономические расходы;расходы на социальные нужды;на управление;на оборону страны и др. общегосударственные расходы.По экономич.содержанию: 1текущие-текущее финн-е органов гос.власти,соц-культурные мероприятия и т.д.;2капитальные-средсва использ-ся на модерн.производства и т.д. По ведомтвенному распределению-разделение средств по уровням управления(министерства, ведомства)

12.Дефицит бюджета и пути его  сокращения.

Бюджет, как финансовый план, должен быть сбалансирован. Однако кризисные явления в экономике,низкая эффективность произ-ва,инфляция, наличие  чрезвычайных обстоятельств и другие факторы приводят к дефициту бюджета  превышению расходов над доходами. Выделяют две формы бюджетного дефицита:1.Активный дефицит-увеличение расходов на развитие экономики,ее модерн-ию 2.Пассивный дефицит-увел.расходов в связи с фин-ем мероприятий не отражающихся на росте ВВП. Предельный размер дефицита бюджета и источники его финансирования устанавливаются Законом о бюджете на очередной финансовый год. Меры, которые с одной стороны стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой - способствуют сокращению расходов государства.

1повышение  эффективности работы отраслей  народного хозяйства;

2диверсификацию  направлений государственных инвестиций;3привлечение  иностранного капитала в реальный  сектор экономики страны;

4разработка  и реализация аффективных мероприятий  в финансово-экономической сфере,  которые содействуют росту доходов  и снижению расходов бюджета.Бюджетный  дефицит также может быть ликвидирован  при использ-ии следующих источников:1.внутренних-в  виде привлечения средств от  банков,юрид.и физич.лиц 2внешних-кредитов  международных финансовых организаций  3реализация гос-го имущества.

 

 

14. Уровни бюдж. Сист. РБ Управл. фин. системой возложено на высш. зак-ые и исп. органы власти: Президента, Нац. собрание, Совет Республики, Палату представителей. Они опред. фин. политику гос-ва, утверждают фин. зак-во и осущ. общий контроль за его соблюдением.На региональном уровне полномочиями по управл. наделены местн. орг. власти. На общегос. ур. осн. органами управления фин. явл-ся Министерство финансов РБ, Министерство по нал. и сборам РБ, Госуд. Таможенный комитет РБ. На уровне субъектов хоз-ия управл. Фин. занимаются их фин. службы. На средних и малых предприятиях данные функции возлож. На сотрудников бухгалтерии, полную отв-ть за фин. состояние несет рук-ль предприятия.Этапы процесса управления:1. Прогнозирование и планирование, т.е. обоснование источников формир. финансов и направл. их исп-ия 2. Реализ. намеченных планов и программ 3. Текущий и последующий контроль за соблюдением зак-ва и эффективностью принятых и реализ. решений.

13. Фин. Сист. РБ Фин. сист. гос. представляет собой совокупн. денежных отношений, фондов денежных средств и органов управления ими.Она функц-ет на двух уровнях – централиз-ом и децентрализ. (рис. 1) Каждое звено фин. сист. решает свои задачи, ему соответствует особый финансовый аппарат и законодательные акты, регулирующие деятельность. Наличие различных форм централиз-го руководства финансами со стороны гос. не исключает больших прав, предоставленных предприятиям и местным органам власти.

Финансовая  система: -1. Финансы хозяйствующих  субъектов

- комерч. предпр. и орган.

- некоммерч. орган.

2. общегос. финансы: -гос.бюджет

- внебюдж.  И бюдж.фонды

- госкредит Гос. Консолидированный  Резервный Фонд

3. финн. Рынок 

Рынок ценных бумаг

Кредитный рынок

Валютный  рынок

4. Финансы домохозяйств

Рис. 7. Фин. система гос-ва.Управл. всеми  звеньями финансовой системы базируется на единых законодательных и нормативных  актах государства. В рамках фин. системы применяется единая система  финансовых планов, взаимосвязанных  между собой. Исходным звеном фин. системы  являются финансы предприятий произв-ой сферы. Именно на этих предприятиях в  процессе производства создается решающая доля нац. дохода страны - главного ист. формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния данного участка  фин. системы во многом зависит финансовое положение страны в целом. Фин. хозяйствующих  субъектов состоят из двух подсфер: финансов организаций материального  производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.Решающую роль в нац. экон. государства  занимают финансы предприятий материального  производства, которые непосредственно  обслуживают производство и кругооборот  средств предприятий. В этой подсфере создается наиболее значительный объем  финансовых ресурсов предприятий, часть  которых посредством налогов  направляется на формирование доходной части государственного бюджета.По отраслевой принадлежности фин. предприятий  материального производства распределяются по следующим звеньям: финансы предприятий  промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли, и др.В непроизводст. подсфере различают: финансы образования, культуры и искусства; здравоохранения  и физической культуры, науки, и др.В  зав-ти от формы собственности в  составе обеих сфер фин. системы  различают финансы предприятий  учреждений и организаций, основанных на государственной и частной  собственности.С учетом организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским  кодексом РБ, фин. хозяйствующих субъектов  подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.В  усл. В прошлом подавляющая часть  организаций непроизводственной сферы  осущ. некоммерческую деят-ть. В посл. годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные  услуги и у них появились некоторые  элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить натри  группы: функционирующие на коммерческой основе, частично работающих на коммерческой основе и полностью финансируемых  из бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 Особенности организации бюджетов  и формы расходов. Бюджет - основной фин. план формир-ия и исп. денежных фондов для обеспечения функций гос. органов, экономического и социального развития республики или соответствующей административно-территориальной единицы.В Р Б различают вышестоящий и нижестоящий бюджеты. Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы. государственный бюджет выражает денежные отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан. Функции бюдж.:1Распределительная 2Регулирующая 3Контрольная 4 Финансирование соц. сферы. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределение и перераспределения средств.По направл. Различ-ют внешние расходы и внутр.По функциональному назначению определяется целевое направление бюдж. Ср-в, связ.с выполнением осн. Функций гос-ва.Группировка расх. По экономич. Содерж. Отраж. Разгранич. Бюдж. Ср-в на текущие и кап. Нужды.Ведомственное распред-е отраж. Разделение ср-в по уровням управления.Бюдж. классификация рсходов в РБ основывается на принципах функциональности и ведомственности.В бюдж. Классиф. Все расх. Распред-ся по разделам, подразделам, видам и параграфам.

16 Экономич. Содерж. Налогов и признаки  налогов Налоги - это обязательные поступления и сборы с юр. и физ. лиц, проводимые государством на основе гос. Зак-ва. Аккумулируя посредством налогов ден. средства, гос институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей нар хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержа ние налога на макроэкономическом уровне — это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом — это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности. Налоговые доходы бюджета включают в себя республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременною уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговых кредитов. Доходы республиканского бюджета формируются за счетслед. нал:налогов на доходы и прибыль;налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям;налога на добавленную стоимость;других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров;акцизов;налога на приобретение автомобильных транспортных средств;сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;сбора за выдачу разрешений на проезд автотр. средств Р Б по территориям иностранных государств;патентных пошлин;налога за использование природных ресурсов (экологического налога);таможенных пошлин и таможенных сборов;государственной пошлины в соответствии с законодательными актами Р Б.

следующие признаки налога:

• обязательность - все налогоплательщики  должны уплачивать законно установленные  налоги и сборы; • индивидуальная безвозмездность - взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны  государства какие-либо блага, носящие  индивидуальный характер;• уплата в денежной форме - уплата налогов  в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может; • цель взимания налога - финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятель­ности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Финансы предприятий сферы  материального производства.

К сфере материального производства относятся отрасли народного  хозяйства, виды деятельности, создающие  материальные блага в форме продуктов, энергии и других функций, являющихся продолжением процесса производства в  сфере обращения..Основным признаком  материального производства является производительный труд, результат которого всегда материален и выступает в  форме продукта, поэтому к сфере  материального производства относятся  отрасли, в которых затраты труда  выражаются в материальных благах. Таким образом, к материальному  производству относятся отрасли, предприятия, в которых конечный результат  труда выступает в форме материальных благ, а труд носит производительный характер. Основным звеном сферы материального  производства являются предприятия, где  происходит непосредственное соединение рабочей силы со средствами производства, производятся материальные блага и  происходит создание национального  дохода, формируются первичные доходы и первичные финансовые ресурсы. Финансы сферы материального  производства являются основой всей финансовой системы страны. За счет чистого дохода предприятий формируются  фонды накопления, необходимые для  расширения производства и совершенствования  его материально-технической базы, фонды  потребления для работающих а также резервные фонды. В  то же время через налоговые и  неналоговые платежи чистый доход  служит источником образования общегосударственных  денежных фондов. С учетом специфики  формируемых фондов финансы сферы  материального производства включают денежные отношения предприятий: с  другими предприятиями (они складываются в процессе получения выручки  от реализации, поступления внереализационных  доходов, оплаты материальных затрат, уплаты и получения штрафов при  нарушении договорных обязательств, реализации ценных бумаг, при коммерческом кредитовании); с коллективом работников данного предприятия (эти отношения  опосредуют создание фонда оплаты труда, премирования, распределение прибыли  и выплаты работникам пособий  из фонда потребления); с государством при уплате налогов в бюджет, отчислениях  во внебюджетные фонды, ассигнованиях  из бюджета, при покупке государственных  ценных бумаг, а также получении  выплат по ним; с банками -  получения  банковских ссуд, их возврата, уплаты процентов  по ссудам, предоставления банкам во временное  пользование свободных денежных средств за определенную плату, операций с ценными бумагами, реализуемыми банками). Финансы предприятий сферы  материального производства базируются на определенных принципах. К их числу  относятся: хозяйственный расчет, финансовая самостоятельность предприятий, экономическая  ответственность за выполнение обязательств перед поставщиками, государством, коллективом работников, банками, деление  денежных ресурсов предприятия на собственные  и заемные.

Информация о работе Шпоры по финансам