Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на 48 вопросов по ТГП.
1.Предм.и мет.науч.познания
Предм. ТГП выступают наиболее общие закономерности
возник.развит.и функцион.гос-ва и права,
а также система основных понятий юриспруденции.
ТГП изучает не конкретное гос-во, а государственность
вообще. Методы:
1.Всеобщие: философские. мировоззренческие,
выражающие наиболее универсальные принципы
мышления.Среди них метафизика(гос-во
и право вечно неизменные институты); диалектика
материалистическая(появление гос-ва
и права связано с социально-эконом. изменениями,
появл. частной собствен., раздел. общ-ва
на классы) и идеалистическая(объективный
идеализм- связывает появл.гос-ва и права
с божеств. силой, субъективный-с сознанием
человека).
2.Общенаучные: применяются на отдельных
этапах :анализ (разделение гос. правового
явления на отдельные части);синтез(условное
объединение частей при изучении явления);системный
подход(ориентирует на раскрытие целостности
объекта, выявление многообразных связей
в нём);функциональный подход
(выяснение функций одних социальн. явлений
по отношению к другим).
3.Частнонаучные: изучение с учётом научных
достижений технич, естеств, гумман. наук:
конкретно-социологический (анкетирование,
интервью с целью получить данные о поведении
субъектов в гос-правовой сфере); статистический(позволяет
получить количественные показатели того
или иного явления); кибернетический (позволяет
с помощью техн.средств познать гос.правовые
явления). Среди частнонаучных 2 метода
частноправовых: формально- юрид. (позволяет
определить юр. понятия. их признаки, классификацию,
толковать содержание); сравнительно-правовой
(сопоставляет различные правовые системы
-з-ны,юр. практику, чтобы выявить их общие
и особенные свойства).
2.Понятие и
сущ.гос-ва.
Гос-во- организ.п олитич. власти, содействующая
осуществлению конкретных интересов (классовых,
религиозных, общечеловеческих) в пределах
определённой территории. При рассмотрении
сущности важны 2 момента:1)любое гос-во
есть организация политич. власти (формальная
сторона); 2)чьим интересам служит данная
организация (содержательная). Выделяют
2 подхода к сущности гос-ва: классовый,
в рамках которого гос-во можно определить
как организацию политич.власти эконом.господствующего
класса, узкое значение как средство для
удовлетворения интересов господствующего
класса,это вызывает сопротивление других
классов, для подавления нужна диктатура,
насилие; общесоциальный, в рамках кот.гос-во
организац.политич .власти, создающая
условия для компромисса различ.классов
и социальн.групп, гос-во используется
в широком смысле для обеспечения общественных
интересов, большинства населения страны,
основной метод-компромисс. Наряду с этим
можно выделить религиозный, национальный,
расовый и другие подходы к сущности, соответственно
религ. национал. расовые интересы будут
преобладать в политике конкретного гос-ва.
3.Краткая хар-ка
постсоциалистических гос-в.
Это такие гос-ва кот.возникли в конце
20 в. в результате распада социалистич.
гос-в Восточной Европы и СССР. Для возникновения
их потребовался период революц. изменений,
своеобразие заключалось в том, что эти
революции происходили мирным путём. М.Горбачёв
был избран президентом
СССР в марте 1990г., к этому времени в об-ве
созрело осознание необходимости перемен.
Начав перестройку Горбачёв стремился
не допустить раскол в об-ве, однако для
успешного проведения эконом. реформ возникла
необходимость создания правовой базы.
Были приняты ряд указов, кот. расширяли
права республик, начался «парад суверенитетов»,
возглавили его
Украина и Прибалтийские республики. После
провала августовского
1991г.путча 9 республик заявили о своём
суверенитете, а 9 декабря 1991 г. главы России,
Украины и Беларуссии подписали договор
по которому СССР прекратил своё существование,
все республики признавались суверенными
гос- вами. Аналогичные процессы происходили
в др.странах: Югославии,
Чехословакии, Венгрии. В наст. время насчитывается
около 30 постсоц. гос- в. Они характеризуются
переходом от тоталитарной модели развития
к современ. цивилизованному об-ву, опирающемуся
на принципы рыночной экономики. Эти процессы
в разных гос-вах идут по-разному, но везде
идёт процесс реформирования об-ва, посредством
права, создаются основы демократической
правовой государственности. Социальные
преобразования требуют проведения правовой
реформы, возникает потребность в нормативной
базе.
4.Понятие и
элементы форм го-ва.
Форма гос-ва- способ организации полит.
власти, охватывающий форму правления,
форму государственного устройства, политич.
режим. Если сущность гос-ва определяет
в чём заключается главное, закономерное
в гос-ве, то
Форма - кто и как правит в об-ве, как устроены
и действуют государственно властные
структуры, как объеденено население на
данной территории, как осуществляется
политическая власть, с помощью каких
методов, приёмов. Форма гос-ва-это его
строение, на него влияют как социально-эконом.факторы,
так и природные, климатические условия,
национально-исторические и религиозные
особенности, культурный уровень и др.
ЭЛЕМЕНТЫ: 1)форма правления(характ.образование
и организацию высших органов власти.
Различают монархии(неограниченные монархии
правит один монарх, царь и ограниченные-
есть гос.органы, кот. ограничивают власть
главы гос-ва -парламент Англии); республиканские(в
зависимости от того кто формирует правительство
различают президентские, парламентские,
смешанные); 2)форма гос. устройства- отражает
территориальную структуру гос-ва, соотношение
между отдельными террит. различают: унитарные
гос-ва(единое); федеративные(сдожное части
котор. обладают признаками государственности
Россия, США); конфедеративные
(временный союз гос-в для достижения полит.,
военных и др целей);3)полит. режим: система
методов,способов осуществления гос.власти.
Различают демократич. и антидемокр.
5.Понятие и
клас.функций гос-ва.
Функ.– основ. направления деятельности
гос-ва по решению стоящих перед ним задач.
Их нельзя отожествлять с целью(то, к чему
стремится гос-во); задачами (цель и средства
её достижения);фун-ями отдельных органов
(предназначены для решения опред.задач).
Функции гос-ва охватывают его деятельность
в целом, в них находит выражение социальная
ценность и сущность гос-ва, их осуществлению
подчинена работа каждого органа.
Делятся:1) От продолжит.- на постоянные
(осуществляются на всех этапах развития)
и временные(прекращают своё действие
с решением определённой задачи); 2) от
значения на основные и не основные; 3)по
сферам распространения на внутренние
и внешние. Внутренние- это основ. направления
деятельности гос-ва по выполнению стоящих
перед ним внутрен. задач: 1) охрана прав
и свобод закреплена в Конст. ст.2. 2) экономическая
-гос-во должно обеспечивать эконом. рост
прежде всего посредством налогов, кредитов,
льгот; 3)Социальной защиты- приоритетное
направление - забота о пенсионерах, инвалидах,
детях , а также здравоохранение, поддерживать
жилищное строительство; 5) экологическая-
обеспечивать своим гражданам нормальную
среду обитания, посредством з-нов о природопользовании.
6) культурная -поддержка развития культуры,
литературы, музыки .Внешние
–основ. направления деятельности гос-ва
по выполнению стоящих перед ним внешних
задач: 1)обороны -поддерживать достаточный
уровень обороноспособности об-ва, для
защиты суверенитета и территориальной
целостности. 2)поддержание мирового порядка-
деятельность по предотвращению войны,
неприменения оружия массового поражения;
3)сотрудничество с др. гос- вами- развитие
эконом., политичес. и др.связей.
6.Госуд.органы.
Государственный орган -это звено гос.
аппарата, участвующее в осуществлении
определённых функций государства и наделённое
в этой связи властными полномочиями.
Признаки органа государства: 1)самостоятельный
элемент механизма гос-ва;2)образован и
действует на основе правовых актов
(Конст.,зак-нов); 3) выполняет свойственные
только ему задачи и функции; 4) наделён
властными полномочиями, возможностью
применения в случае необходимости мер
принуждения; 5) состоит из гос. служащих,
имеет одну цель, для достижения кот. он
и создан; 6) имеет соответствующую структуру,
материальную базу, финансы, кот. требуются
для осуществления его компетенции. По
форме реализации гос. деятельности органы
делятся на пред- ставительные, исполнительно-
7.Понятие политическая
системы об-ва.(ПС)
ПС об-ва- упорядоченная на основе права
и иных социальных норм совокупность институтов(гос.органов,
полит.партий, движений ), в рамках кот.происх.
полит. жизнь об-ва и осуществ. полит.власть.
Понятие «ПС» показывает, как регулируются
полит.процессы, как формируется и функционирует
полит. власть, это мех-зм организации
и реализации полит. деятельности. ПС позволяет
проникнуть в полит. интересы классов,
социал. групп, наций, разобраться во взаимосвязи
и взаимозависимости полит. явлений, регулируют
произ-ство и распредел. благ между социальными
группами на основе использования гос.
власти, участия в ней, борьбы за неё.
Структура ПС: 1)полит. организ., партии,
движения, труд. коллективы, общест. организ.;
2) полит. сознание, хар-ет идеологические
стороны ПС; 3) социальнополит. и прав. нормы,
регулирующ. полит.жизнь об-ва; 4) полит.отношения,
кот. складываются между элементами ПС
по поводу власти; 5) полит.практика, состоящая
из полит. деятельности и полит. опыта.
Функции:1)обеспечение полит.власти для
социальной группы или большинства об-
ва (в зависим. от этого демократич., антидемократич);
2)управление различными сферами жизни
общ-ва; 3) мобилизация средств и ресурсов
для достижения своих целей и задач (людские,
материальные, духовные);
4)представление интересов различ. субъектов
полит. отношений; 5)интеграция об-ва( объединение
различных полит. сил для снятия противоречий,
конфликтов) 6) полит. специализация( воспроизводство
ПС путем обучения новых членов об-ва).
8.Субъекты полит.системы.(ПС).
Основн. субъектами ПС явл. партии, общественно-полит.
движения, группы давления. Термин партия
означает часть. Полит. партия- наиболее
активная и организованная часть социальной
группы или класса, выражающая их интересы,
связанная идеологической общностью и
борющаяся за полит. власть. В об-ве как
правило несколько партий, это обусловлено
противоречиями между классами и социальными
группами. Партии это добровольная общность
людей, цель- завоевать, удержать и использовать
гос. власть. Основ. функции партии: удовлетворение
интересов больших социал. групп; активизация
определённой части людей; борьба за власть;
подготовка и проведение избирательных
компаний; полит. воспитание в об-ве. Структура
полит.партии состоит из парт. аппарата,
рядовых членов, сторонников партии. Общественно-полит
.движение- активная часть общества, выражает
интересы определённых соц.групп, направлено
на достижение какой-либо значительной
цели. Отличие от партии- более широкая
соц.база(к одному движению могут принадлежать
представители различных социальных,
идеологических, национальных групп);у
них как правило одна цель, достигнув которую
движение распадается; не стремясь к власти
пытаются воздействовать на неё; отсутствует
чётко выраженное членство и соответствующие
документы(устав, программа) Группа давления-общест.
объединение, активно добивающееся удовлетворения
собственных интересов с помощью воздействия
на структуры полит. власти. Это формальное
объединение людей с чётко выраженной
организационной структурой(профсоюзы),
(иногда больше, чем партии).Способы воздействия:
выдвижение членов в состав представительных
и исполнительных органов, участие в работе
парламентских комиссий, контакты с членами
парламента, правительства. Профсоюзы,
ассоциации предпринимателей, союзы кооперативов,
добровольные общества- разновидность
групп давления.
9.Понятие и
сущность права.
2 понятия права:1)в обще-социальном смысле(моральное
право, право народов);2)в специально- юр.
смысле, как юр. инструмент, связанный
с гос- вом. Право(в юр.см.)-это система общеобязательных,
формально определённых юр.норм, выражающих
общественную волю, устанавливаемых и
обеспечиваемых гос- вом и направленных
на урегулирование обществен. отношений.
Признаки права:
1)связь с гос-вом(оно устанавливает право,
обеспечивает его исполнение, в т.ч. с помощью
принуждения);2):волевой хар-р; 3)общеобязательность
(это позволяет ему выступать в виде критерия
правомерного и неправомерного поведения);4)
;нормативность (регулирует общественные
отношения, служит орудием проведения
в жизнь политики гос-ва); 5) формальная
определённость, системность. При рассмотрении
сущности учитываются 2 аспекта:1)любое
право прежде всего регулятор(формальная
сторона);2)чьи интересы обслуживает данный
регулятор(содержательная сторона).Отсюда
2 подхода к сущности:
1)классовый, в рамках которого право система
гарантированных гос-вом юр.норм, выражающая
возведённую в закон волю экономически
господствующего класса; 2)обще-социальный,
право рассматривается как выражение
компромисса между классами, группами.
Есть ещё религиозный, национальный, расовый
подходы к сущности права, где перечисленные
выше интересы преобладают в з- нах и подзаконных
актах,правовых обычаях. нормативных договорах
и т.д.
10.Понятие права
в объек.и субъек.смысле.
Объективное право(собственно право)-система
общеобязательных, формально определённых
юр. норм, устанавливаемых и обеспечиваемых
гос-вом и направленных на урегулирование
общественных отношений. Это законодательство,
юр. обычаи, юр. прецеденты и нормативные
договоры данного периода в конкретном
гос-ве. Оно объективно, потому что не зависит
от воли и сознания отдельного лица и не
принадлежит ему. Субъек. право-мера юр.
возможного поведения ,призванная удовлетворять
собственные интересы лица.
Это конкретные права: право на жизнь,
свободу, труд, образование, оно субъективно,
т.к. связано с субъектом, принадлежит
ему и зависит от его воли и сознания. Объект.
право-это юр. нормы, а субъек.-это те конкретные
юр. возможности, кот. возникают на основе
и в пределах права объект. Права личности
предоставляет не гос-во, а она сама имеет
их от рождения, а гос-во обязано признавать
и защищать эти права.
11.Основные концепции
правоприменения.
Правоприменение- особая форма реализации
права, характеризующаяся признаками:1)применяют
право только уполномоченые компетентные
субъекты( гос.органы); 2)носит властный
хар-р;3) имеет ряд стадий;4)осуществляется
в процессуальной форме(в целях усиления
гарантий законности);5) связано с применением
властного правоприменительного акта.
Правоприменение необходимо тогда, когда
субъекты не могут сами реализовать свои
права и обязанности, когда возникает
потребность в принуждении. Основные стадии
правоприменения:1)установление фактической
основы дела;2)установление юр. основы
дела;3)решение дела. Оно обосновано только
тогда, когда фактические обстоятельства
проанализированы с достаточной полнотой.
На второй стадии правоприменитель выбирает
отрасль, институт, норму права, проверяет
подлинность текста норм права, уясняет
смысл, содержание квалифицирует деяние.
На третьей стадии принимается решение
и выносится правоприменительный акт,это
такой правовой акт, кот. содержит индивидуальное
властное предписание, вынесенное компетентным
органом в результате решения конкретного
юр. дела. Установление факт. и юр. основы
дела выступают как бы подготовительными
стадиями, принятие решения явл. завершающей
и основной. После этого решение должно
быть исполнено и конкретное общественное
отношение реально урегулировано.