Шпаргалка по "ТГП"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 48 вопросов по ТГП.

Файлы: 1 файл

Шпаргалки ТГП.docx

— 65.73 Кб (Скачать)

1.Предм.и мет.науч.познания 
Предм. ТГП выступают наиболее общие закономерности возник.развит.и функцион.гос-ва и права, а также система основных понятий юриспруденции. 
ТГП изучает не конкретное гос-во, а государственность вообще. Методы: 
1.Всеобщие: философские. мировоззренческие, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.Среди них метафизика(гос-во и право вечно неизменные институты); диалектика материалистическая(появление гос-ва и права связано с социально-эконом. изменениями, появл. частной собствен., раздел. общ-ва на классы) и идеалистическая(объективный идеализм- связывает появл.гос-ва и права с божеств. силой, субъективный-с сознанием человека). 
2.Общенаучные: применяются на отдельных этапах :анализ (разделение гос. правового явления на отдельные части);синтез(условное объединение частей при изучении явления);системный подход(ориентирует на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных связей в нём);функциональный подход 
(выяснение функций одних социальн. явлений по отношению к другим). 
3.Частнонаучные: изучение с учётом научных достижений технич, естеств, гумман. наук: конкретно-социологический (анкетирование, интервью с целью получить данные о поведении субъектов в гос-правовой сфере); статистический(позволяет получить количественные показатели того или иного явления); кибернетический (позволяет с помощью техн.средств познать гос.правовые явления). Среди частнонаучных 2 метода частноправовых: формально- юрид. (позволяет определить юр. понятия. их признаки, классификацию, толковать содержание); сравнительно-правовой (сопоставляет различные правовые системы -з-ны,юр. практику, чтобы выявить их общие и особенные свойства).

2.Понятие и  сущ.гос-ва. 
Гос-во- организ.п олитич. власти, содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, общечеловеческих) в пределах определённой территории. При рассмотрении сущности важны 2 момента:1)любое гос-во есть организация политич. власти (формальная сторона); 2)чьим интересам служит данная организация (содержательная). Выделяют 2 подхода к сущности гос-ва: классовый, в рамках которого гос-во можно определить как организацию политич.власти эконом.господствующего класса, узкое значение как средство для удовлетворения интересов господствующего класса,это вызывает сопротивление других классов, для подавления нужна диктатура, насилие; общесоциальный, в рамках кот.гос-во организац.политич .власти, создающая условия для компромисса различ.классов и социальн.групп, гос-во используется в широком смысле для обеспечения общественных интересов, большинства населения страны, основной метод-компромисс. Наряду с этим можно выделить религиозный, национальный, расовый и другие подходы к сущности, соответственно религ. национал. расовые интересы будут преобладать в политике конкретного гос-ва.

3.Краткая хар-ка постсоциалистических гос-в. 
Это такие гос-ва кот.возникли в конце 20 в. в результате распада социалистич. гос-в Восточной Европы и СССР. Для возникновения их потребовался период революц. изменений, своеобразие заключалось в том, что эти революции происходили мирным путём. М.Горбачёв был избран президентом 
СССР в марте 1990г., к этому времени в об-ве созрело осознание необходимости перемен. Начав перестройку Горбачёв стремился не допустить раскол в об-ве, однако для успешного проведения эконом. реформ возникла необходимость создания правовой базы. Были приняты ряд указов, кот. расширяли права республик, начался «парад суверенитетов», возглавили его 
Украина и Прибалтийские республики. После провала августовского 
1991г.путча 9 республик заявили о своём суверенитете, а 9 декабря 1991 г. главы России, Украины и Беларуссии подписали договор по которому СССР прекратил своё существование, все республики признавались суверенными гос- вами. Аналогичные процессы происходили в др.странах: Югославии, 
Чехословакии, Венгрии. В наст. время насчитывается около 30 постсоц. гос- в. Они характеризуются переходом от тоталитарной модели развития к современ. цивилизованному об-ву, опирающемуся на принципы рыночной экономики. Эти процессы в разных гос-вах идут по-разному, но везде идёт процесс реформирования об-ва, посредством права, создаются основы демократической правовой государственности. Социальные преобразования требуют проведения правовой реформы, возникает потребность в нормативной базе.

4.Понятие и  элементы форм го-ва. 
Форма гос-ва- способ организации полит. власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства, политич. режим. Если сущность гос-ва определяет в чём заключается главное, закономерное в гос-ве, то 
Форма - кто и как правит в об-ве, как устроены и действуют государственно властные структуры, как объеденено население на данной территории, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приёмов. Форма гос-ва-это его строение, на него влияют как социально-эконом.факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень и др. ЭЛЕМЕНТЫ: 1)форма правления(характ.образование и организацию высших органов власти. Различают монархии(неограниченные монархии правит один монарх, царь и ограниченные- есть гос.органы, кот. ограничивают власть главы гос-ва -парламент Англии); республиканские(в зависимости от того кто формирует правительство различают президентские, парламентские, смешанные); 2)форма гос. устройства- отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между отдельными террит. различают: унитарные гос-ва(единое); федеративные(сдожное части котор. обладают признаками государственности Россия, США); конфедеративные 
(временный союз гос-в для достижения полит., военных и др целей);3)полит. режим: система методов,способов осуществления гос.власти. Различают демократич. и антидемокр.

5.Понятие и  клас.функций гос-ва. 
Функ.– основ. направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним задач. Их нельзя отожествлять с целью(то, к чему стремится гос-во); задачами (цель и средства её достижения);фун-ями отдельных органов 
(предназначены для решения опред.задач). Функции гос-ва охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность гос-ва, их осуществлению подчинена работа каждого органа. 
Делятся:1) От продолжит.- на постоянные (осуществляются на всех этапах развития) и временные(прекращают своё действие с решением определённой задачи); 2) от значения на основные и не основные; 3)по сферам распространения на внутренние и внешние. Внутренние- это основ. направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутрен. задач: 1) охрана прав и свобод закреплена в Конст. ст.2. 2) экономическая -гос-во должно обеспечивать эконом. рост прежде всего посредством налогов, кредитов, льгот; 3)Социальной защиты- приоритетное направление - забота о пенсионерах, инвалидах, детях , а также здравоохранение, поддерживать жилищное строительство; 5) экологическая- обеспечивать своим гражданам нормальную среду обитания, посредством з-нов о природопользовании. 6) культурная -поддержка развития культуры, литературы, музыки .Внешние 
–основ. направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач: 1)обороны -поддерживать достаточный уровень обороноспособности об-ва, для защиты суверенитета и территориальной целостности. 2)поддержание мирового порядка- деятельность по предотвращению войны, неприменения оружия массового поражения; 3)сотрудничество с др. гос- вами- развитие эконом., политичес. и др.связей.

6.Госуд.органы. 
Государственный орган -это звено гос. аппарата, участвующее в осуществлении определённых функций государства и наделённое в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства: 1)самостоятельный элемент механизма гос-ва;2)образован и действует на основе правовых актов 
(Конст.,зак-нов); 3) выполняет свойственные только ему задачи и функции; 4) наделён властными полномочиями, возможностью применения в случае необходимости мер принуждения; 5) состоит из гос. служащих, имеет одну цель, для достижения кот. он и создан; 6) имеет соответствующую структуру, материальную базу, финансы, кот. требуются для осуществления его компетенции. По форме реализации гос. деятельности органы делятся на пред- ставительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы; по принципу раздел. властей: законодательные, исполнительные, судебные; по иерархии: федеральные, республиканские, местные; по срокам полномочий постоянные и временные; по порядку осуществления компетенции- коллегиальные (Гос. дума, Федер. собрание) и единоначальные (президент);по правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные; по характеру компетенции -органы общей(правительство) и специальной (министерства) и т. д. Своего рода обобщающим основанием классификации гос.органов явл. их место, роль, функциональное назначение в механизме структуры гос-ва. Мех-зм гос-ва действует через отдельные гос.органы.каждый орган соответственно своей компетенции выполняет свойственные ему функции.

7.Понятие политическая  системы об-ва.(ПС) 
ПС об-ва- упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов(гос.органов, полит.партий, движений ), в рамках кот.происх. полит. жизнь об-ва и осуществ. полит.власть. Понятие «ПС» показывает, как регулируются полит.процессы, как формируется и функционирует полит. власть, это мех-зм организации и реализации полит. деятельности. ПС позволяет проникнуть в полит. интересы классов, социал. групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости полит. явлений, регулируют произ-ство и распредел. благ между социальными группами на основе использования гос. власти, участия в ней, борьбы за неё. 
Структура ПС: 1)полит. организ., партии, движения, труд. коллективы, общест. организ.; 2) полит. сознание, хар-ет идеологические стороны ПС; 3) социальнополит. и прав. нормы, регулирующ. полит.жизнь об-ва; 4) полит.отношения, кот. складываются между элементами ПС по поводу власти; 5) полит.практика, состоящая из полит. деятельности и полит. опыта. 
Функции:1)обеспечение полит.власти для социальной группы или большинства об- ва (в зависим. от этого демократич., антидемократич); 2)управление различными сферами жизни общ-ва; 3) мобилизация средств и ресурсов для достижения своих целей и задач (людские, материальные, духовные); 
4)представление интересов различ. субъектов полит. отношений; 5)интеграция об-ва( объединение различных полит. сил для снятия противоречий, конфликтов) 6) полит. специализация( воспроизводство ПС путем обучения новых членов об-ва).

8.Субъекты полит.системы.(ПС). 
Основн. субъектами ПС явл. партии, общественно-полит. движения, группы давления. Термин партия означает часть. Полит. партия- наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за полит. власть. В об-ве как правило несколько партий, это обусловлено противоречиями между классами и социальными группами. Партии это добровольная общность людей, цель- завоевать, удержать и использовать гос. власть. Основ. функции партии: удовлетворение интересов больших социал. групп; активизация определённой части людей; борьба за власть; подготовка и проведение избирательных компаний; полит. воспитание в об-ве. Структура полит.партии состоит из парт. аппарата, рядовых членов, сторонников партии. Общественно-полит 
.движение- активная часть общества, выражает интересы определённых соц.групп, направлено на достижение какой-либо значительной цели. Отличие от партии- более широкая соц.база(к одному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных групп);у них как правило одна цель, достигнув которую движение распадается; не стремясь к власти пытаются воздействовать на неё; отсутствует чётко выраженное членство и соответствующие документы(устав, программа) Группа давления-общест. объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью воздействия на структуры полит. власти. Это формальное объединение людей с чётко выраженной организационной структурой(профсоюзы),оказывают большое вли- яние на полит.жизнь страны 
(иногда больше, чем партии).Способы воздействия: выдвижение членов в состав представительных и исполнительных органов, участие в работе парламентских комиссий, контакты с членами парламента, правительства. Профсоюзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооперативов, добровольные общества- разновидность групп давления.

9.Понятие и  сущность права. 
2 понятия права:1)в обще-социальном смысле(моральное право, право народов);2)в специально- юр. смысле, как юр. инструмент, связанный с гос- вом. Право(в юр.см.)-это система общеобязательных, формально определённых юр.норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых гос- вом и направленных на урегулирование обществен. отношений. Признаки права: 
1)связь с гос-вом(оно устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в т.ч. с помощью принуждения);2):волевой хар-р; 3)общеобязательность (это позволяет ему выступать в виде критерия правомерного и неправомерного поведения);4) ;нормативность (регулирует общественные отношения, служит орудием проведения в жизнь политики гос-ва); 5) формальная определённость, системность. При рассмотрении сущности учитываются 2 аспекта:1)любое право прежде всего регулятор(формальная сторона);2)чьи интересы обслуживает данный регулятор(содержательная сторона).Отсюда 2 подхода к сущности: 
1)классовый, в рамках которого право система гарантированных гос-вом юр.норм, выражающая возведённую в закон волю экономически господствующего класса; 2)обще-социальный, право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами. Есть ещё религиозный, национальный, расовый подходы к сущности права, где перечисленные выше интересы преобладают в з- нах и подзаконных актах,правовых обычаях. нормативных договорах и т.д.

10.Понятие права  в объек.и субъек.смысле. 
Объективное право(собственно право)-система общеобязательных, формально определённых юр. норм, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование общественных отношений. Это законодательство, юр. обычаи, юр. прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном гос-ве. Оно объективно, потому что не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. Субъек. право-мера юр. возможного поведения ,призванная удовлетворять собственные интересы лица. 
Это конкретные права: право на жизнь, свободу, труд, образование, оно субъективно, т.к. связано с субъектом, принадлежит ему и зависит от его воли и сознания. Объект. право-это юр. нормы, а субъек.-это те конкретные юр. возможности, кот. возникают на основе и в пределах права объект. Права личности предоставляет не гос-во, а она сама имеет их от рождения, а гос-во обязано признавать и защищать эти права.

11.Основные концепции  правоприменения. 
Правоприменение- особая форма реализации права, характеризующаяся признаками:1)применяют право только уполномоченые компетентные субъекты( гос.органы); 2)носит властный хар-р;3) имеет ряд стадий;4)осуществляется в процессуальной форме(в целях усиления гарантий законности);5) связано с применением властного правоприменительного акта. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в принуждении. Основные стадии правоприменения:1)установление фактической основы дела;2)установление юр. основы дела;3)решение дела. Оно обосновано только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой. На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт, норму права, проверяет подлинность текста норм права, уясняет смысл, содержание квалифицирует деяние. На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт,это такой правовой акт, кот. содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юр. дела. Установление факт. и юр. основы дела выступают как бы подготовительными стадиями, принятие решения явл. завершающей и основной. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.

Информация о работе Шпаргалка по "ТГП"