Автор: Василий Степанов, 01 Ноября 2010 в 11:11, шпаргалка
1. Государство- это терр. целостность, образованная нац. или многонац. общностью, ю. порядок в кот. поддерживаеотся посредствам полит. элиты. имеющей право на зак. применение насилия.
2. Право- система общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных правил повеюения, уст. и обспеч. гос. и являющихся его властно-оффиц. рег. общ. отношений.
3. Под типом гос. понимаю взятые в единстве общие черты различных гос., порождённых соответствующей эпохой и обьед. общеми сущнейшими признаками.
4. Механизм гос.- сист. гос. орг. и методов организации их деятельности по средством кот. реализуются внутр. и внешн. функции гос.
5. Под форма гос. понимают единство трёх элементов: формы правления, формы гос.-терр. устройства и формы гос.-правового режим.
Форма правления-совокупность способов орг. гос. власти,
Форма гос.-терр. устройства- совокупность способов нацю-терр. устройства,
Форма гос.-правового устрогйства- совокупность способов реализации гос. власти.
6. Гос. оргон называется относительно самостаятельная часть гос. аппората, обладающея соответствующей компитенцией и опирающееся в своей деятельности на матер., орг., принуд. силу гос.
7. Функции гос.- это основные направления деятельности гос., в кот. отражаются его сущность и соц. назначение.
8. Функции права- основные направления правового воздействия на общ. отношения, в кот. выражаются функции и назначение права.
9. Сущность права- это внутренняя, относительная устойчевая., качественная основа права, кот. выражает его истинную природу и назначение в обществе.
10. Норма права- это исходящая от гос. и им охраняемое, общеобязат., форм. опред., предписание, выраженное в правиле поведения, являющиеся его властно-офиц. регулятором общ. отношений.
1. Государство- это терр. целостность, образованная нац. или многонац. общностью, ю. порядок в кот. поддерживаеотся посредствам полит. элиты. имеющей право на зак. применение насилия.
2. Право- система общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных правил повеюения, уст. и обспеч. гос. и являющихся его властно-оффиц. рег. общ. отношений.
3. Под типом гос. понимаю взятые в единстве общие черты различных гос., порождённых соответствующей эпохой и обьед. общеми сущнейшими признаками.
4. Механизм гос.- сист. гос. орг. и методов организации их деятельности по средством кот. реализуются внутр. и внешн. функции гос.
5. Под форма гос. понимают единство трёх элементов: формы правления, формы гос.-терр. устройства и формы гос.-правового режим.
Форма правления-совокупность способов орг. гос. власти,Форма гос.-терр. устройства- совокупность способов нацю-терр. устройства,
Форма гос.-правового устрогйства- совокупность способов реализации гос. власти.
6. Гос. оргон называется относительно самостаятельная часть гос. аппората, обладающея соответствующей компитенцией и опирающееся в своей деятельности на матер., орг., принуд. силу гос.
7. Функции гос.- это основные направления деятельности гос., в кот. отражаются его сущность и соц. назначение.
8. Функции права- основные направления правового воздействия на общ. отношения, в кот. выражаются функции и назначение права.
9. Сущность права- это внутренняя, относительная устойчевая., качественная основа права, кот. выражает его истинную природу и назначение в обществе.
10. Норма права- это исходящая от гос. и им охраняемое, общеобязат., форм. опред., предписание, выраженное в правиле поведения, являющиеся его властно-офиц. регулятором общ. отношений.
11. Гипотиза-структурный э. нормы права, указывающий на жизненные обст. вступления нормы права в действие.
12. Диспозиция- структурный э. нормы права, в кот. опред. суб. права и ю. обяз. суб. права, устанавливающий все возможные и должные варианты их поведения.
13. Санкция- структурный элемент нормы права.прредусматривающий нежелательные последствия для нарушителя её диспозиции и опред. вид и меру ю. ответственности правонарушителя.
14. Под Формой права понимат способ внешнего выражения и закрепления сдержания нормы права.
15. Правовой обычий- санкционированная гос. и ист. сложившееся правило поведения. Содержание О. не закреп. в тексте правовогообычия.
16. Суденым прецидентом наз. судебное решение по конкретному ю. делу, кот. принело силу нормы права, и кот. впоследсвие руководствуются при разрешение схожих дел.
17. Нормотивный договор- соглашение между правотворческеми субьектами, в результате кот. возникает новая норма права.
18. Нормативным актом является правовой акт, содерж. нормы права, и направленный на урегулирование опред. общ. отнош..
19. Закон- форма права, через кот. выражеется норма права.
20. Системой права наз. внутр. строение права, его деление на торосли, подотросли и правовые инст. в соотв. с предметом и методом правового регулироания.
21. Под правовой сист. понимаются внутр. особ. орг. и реализ. права в конкр. гос..
22. Правовым инст. наз. совокупность норм, рег. опред. сферу общ. отнош..
23. Подотрослью правас наз. совокуп. норм. или правовых инт., сост. из норм права, рег. несколько сторон однород. общ. отнош..
24. Отрослью права наз. совокуп. норм. или подотр., рег. однород. общ. отнош. с помощью определённого предмета и метода правового рег..
25. Публичное право- это совокуп. правовых норм, охран. и рег. общ. на гос. уровне, затрагивающее интересы каждого.
26. Чстное право- это совокуп. правовых норм, охран. и рег. отнош. частных лиц.
27. Материальное право- ю. нормы. рег. реальноскладывающиеся отнош. между людьми и их обьед..
28. Процессуальное право- ю. нормы, опред. порядок споров, разрешения конфликтов, расследований.
29. Педметом правового регулирования наз. качественно однород. обосбленная часть общ. отнош. рег. нормами права.
30. Методом правового регулирования наз. совокуп. ю. приёмов, средств и способов воздействия права на общ. отношения.
Цивилизационнаый подход определяется технологическим направлением, тип гос. связан с опред. стадией науч.-технического прогресса. 1. Теория стадий э. роста- У. Ростоу. – 1. Стадия традиционного общ.- с\х- античность, 2. Стадия переходного общ.- науч. тех. прогресси револ., первые производства-средневековье, 3. Общ. переживающие проц. сдвига-развитие пром. произв.- раннебурж. гос, 4. Стадия созревающего общ.-производство привосходит потребление, кризис перепроизводства- европпа 19-20в., 5. Стадия общ. потреб.- глобализация э.- произв. высококач. доступ. прод.-США, Европпа.
Все теории носят
описательный характер: 1. Теория всеобщего
благоденствия,Т. Мор, похожа на У. Ростоу,
2. Теория соц. менеджеризма- управления,
эффект.-не эффект, 3. Теория единого инд.
и единого постинд. общ., необходимоть
в револ. измен. жизни отпала сама собой,
4. Теория конвергенции, сближения двух
систем, Комун. и Капит, 5. Теория А.Тойндби:
цивилизация- замкнутое и локальное сост.
общ., облад. общеми религ., психолог., культ.,
геогр.и др. признаками. 20 цивилизаций,
6. ВА рамках ц. подхода гос. часто типизируется
по идеи полит. свободы: демокр. и не дамокр.,
автократ. Тип близок к форме гос..
Вопрос №11 Понятие и признаки гос. механизма.
Механизм гос.- сист. гос. орг. и методов организации их деятельности по средством кот. реализуются внутр. и внешн. функции гос.
Без гос. мехонизма
не было бы и гос. Признаки МГ: 1. Системность.
Мг- сист. гос. орг. с едиными принцыпами
оррганизации деетельности, закреп. в
правовой сист. страны, 2. МГ характеризуется
сложной структурой, отражающий принцип
разделения властей, 3. Между МГ и функциями
гос. сеществует обратная связь, МГ обеспечивает
выполнение ф. гос., а ф. гос. коорденируют
направление деятельности МГ, 4. МГ, для
выполнения своих ф., имеет плотское обличие
в виде конкр. орг., учереждений, матер.
придатков. Принципы МГ: Конституционные:
1. Народлвластие, 2. Гласность, 3. Гуманизм,
4. Федерализм, 5. Легитивность-законность.
ПринципыФед. законодательства, закреп.
конст.принципы: 1. Верховенство Конст.,
2. Приоритет прав и свобод человека, 3.
Равный доступ к гос. службе, 4. Проффесионализм
и коллегиальность. 5. Ответственность,
6. Внепартийность.
Вопрос
№12 Понятие и классификация
Функции
гос.- это основные направления
деятельности гос., в кот. отражаются его
сущность и соц. назначение. 1. Характеризуют
классовую и общечеловеческую сущность
гос., 2. Отражают основные методы управления
общ., 3. Опред. предмет и содерж. деят. гос..
Классификация: 1. По сфере деятельности:
Внутренние (э., соц., развитее культ. и
науки, образ., эколог., налогооблаж. и взамание
налогов, правоохран.)- Внешние (оборона,
поддержка мирового порядка, сотрудничество
с СНГ, глобализация э.), 2. По соц. значемости:
Основные( в них наиболее ярко отражаются
сющность и соц. назнач. гос. (классовостьи
общечеловечность), практически все гос.
орг. служат для их выполнения)-Второстепенные(
Вопрос №13 Понятие, классификация (система) гос. органов.
Гос.
оргон. называется относительно самостаятельная
часть гос. аппората, обладающея соответствующей
компитенцией и опирающееся в своей деятельности
на матер., орг., принуд. силу гос. признаки
гос. орг.: 1. Формируется по воле гос., 2.
Облад. некотор. э. и орг. самостаят., переданной
ему гос., 3. Должен выполн. опред. функции,
опред. его компитенцией, 4. Деятельность
ос. орг. строго регламентированна,
5. Чётко закрепляется орг. структура гос.
орг., 6. Гос. служащие. Классификация гос.
орг.: 1. На основание принципа разделения
властей гос. орг. делятся на зак., исп.,
судебные, 2. По действею в пространстве:
Фед.-Суб фед.- Муниципальные, 3. По порядку
образования: Первичные (формируются гражд.)-производные
(форм. первичными), 4. По характеру компитенции:
общей комп.( правит. по отнош. к министерству)-специальные(
министерство по отнош. к прав.), 5. По способу
принятия решений: коллегиальные-единовластные,
6. По колличественному составу: коллективные-
единоличные, 7. по срокам полномочий: постоянные-временные.
( по подробней про принцип разделения
властей).
Вопрос №14 Понятие, сущность, социальная ценность права.
Право- система общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных правил повеюения, уст. и обспеч. гос. и являющихся его властно-оффиц. рег. общ. отношений. (всё расшифровать)
Сущность права- это внутренняя, относительная устойчевая., качественная основа права, кот. выражает его истинную природу и назначение в обществе.
Вот некоторые
из подходов понимания права: Естественно-правовая
теория (Филосовская)- низыблимость и
неотьемлемотсть прав человека (жизснь,
достоинство, свобода, равенство, частная
собственность). Право- сист. ест. прав
и свобод, сущ. не зависимо от воли гос.
и общ. и закреп. в нормотивных предписаниях.
Историческая школа права- отрицание единого
для всех народов права, право- проявление
народного духа, общего сознания, духа,
результат ист. процесса, устанавливается
на протяжение всей ист. народа. Обычий
на первом месте, т.к. многие люди руководствуются
только им, не зная законов. Консерватизм
в чистом виде. Психологическая школа
права, основанна на психологизме и иррационализме.
Человек руководствуется в конкретной
ситуации без оглядки на закон, интуитивно,
руководствуясь только своими соображениям,
эмоциями, моралью. Сколько людей, столько
и прав. Социологическая теория права
школа свободного права, живое право народа,
основанное не на законе, а на свободном
усмотрение судей. Право творится в самом
общ. . гос. нужно лиш закреп. то, что есть.
Право-самостоят. развив. в общ. нормы,
закреп гос.. В диномичноразвивающемся
мире закону трудно успеть за праом. Право
образуется в прогцессе применения. Право
творят судьи. Закон- сасуд, судьи- наполнитель.
Возможен судейский произвол. Этическая-
близка к соц., понятие справедливости,
заккреп. гос.. Легшизм- воль гос. и неолегизм-
участие общ.. Нормативистская теория-
только установленные гос. правила поведения
могут сщетатся общеобязательными и легитивными.Кроме
опирающегося на гос. права не существует.
Право- то, что я учил. Протест против
судейского произвола. Позже фактическое
отждествление права и гос.. Марксиская
теория права. Право- возведённая в закон
воля правещего класса, инструмент подавления.
Позитивизм и естественное право. Общечеловеческое
и классовое в праве. Право- мера дозволенного.
Гарантия спокойствия. Соблюдение закона,
базируещегосяя на естественном, не противоречущем
идеям гуманизма, свободы, равенства, праве,
естественное состаяние человека. Личная
свобода огран. только свободой других.
Право- регурятор общ. отношений. Оно направлят
стремительную массу в нужном русле.
Вопрос №15 Основные концепции право понимания.
Вот некоторые
из концепций понимания права:
Естественно-правовая теория (Филосовская)-
низыблимость и
Вопрос № 16 Принципы и признаки права.
Право- система общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных правил поведения, уст. и обспеч. гос. и являющихся его властно-оффиц. рег. общ. отношений. (Разобрать каждое слово) Право- феномен общ. отношений. Нужно отметить связь права и гос.. Гос. не может сущ. без права, а право без гос., это видно из опред. и признаков права. Существует дава ракурса с кот. можно взглянуть на сущ. права (опред.), 1. Прав- инструмент подавления господствуещего класса, группы людей 2. Право- общечеловеческий инструмент соблюдения естественных прав человека. Пазитивизм и Естественное право.
Принципы права- это основопологающие начала, ключевые идеи права, опред. и выражающее его сущность, обьективные свойства и качества права. Принципы права делятся на общеотраслевые, межотраслевые и отраслевые. Общие принципы права, наиболее значимые: 1. Принцип соц. справедливости (помощь незащищённым классам), 2. Равноправие граждан (равенство широкое понятие, равноправие более конкретно выражает суть, равные права и возможности, равенствол перед судом, прав и свобод человека, мужчин и женщин), 3. Единство прав и обязонностей, не только права но и обязонности, 4. Гуманизм, 5. Сочетание принципов убеждения и принуждения, 6. Демократизм, право должно выражать интересы всего народа. а не только отдельных классов или групп.
Признаками
права наз. отлечительные черты данного
феномена, в совокупности характеризуещие
данный обьект как право. Признаки права:
1. Системномность и упорядоченность,
право-ситсема норм, сост. из норм, рег.
однородн. общ. отнош., нуждающееся в регулирование,
упорядоченная совокупность. 2. Нормативность,
т.е. состоит из норм, сторгоопред. обяз.
к исполенению. 3. Устанавливается
или санкционируется (только или под контролем)
гос. 4. Выражает гос. волю., кот. в свою
очередь выражает волю классов, групп,
нац. и общечеловеческие инт. 5. Общеобязательность
и общедоступность. 6. Формальная определённость
(строгая). 7. Регуретивный характер.
8. Обеспечивается и гаронтируется гос.
Право и обычий, особености первого права.
Вопрос № 17 Функции права.
Функции
права- основные направления правового
воздействия на общ. отношения, в кот. выражаются
функции и назначение права. Если есть
инструмент, в данном случие право, значит
он должен выполнять какее-то функции,
задлачи, какие цели он приследует в своей
работе. Ф. права можно рассматривать в
двух измерениях: общесоциальном, право-
явление культуры, и юридическом. Выделем
главные ф. права: Социокультурные:
1. Воспитательная- тесно связанна
с моралью, нарвственность, ппривентивно
воздействует на общ. отнош., 2. Социального
контроля- моральное и материальное
поощерение правомерных поступков, огранничение
от неправомерных поступков при выборе
действий, 3. Информационно-ориентирующая-
из нор.-правовых актов люди получают соц.
регламентацию своего поведения как полезную
и правомерную или вредную и неправомрную,
4. Культурно-историческая-
право как явление мировой и нац. культуры
аккумулирует духовные и культурные достижения
человечества- права человека, демократию,
мораль, соц. справедливость. Ю.
функции права: 1. Регулитивно-статистическая-
закреплят незыблимые права, обязонности,
принципы и статусы (Конституция), 2. регулетивно-динамическая-
правовое регламентирование различных
общ. процессов, достижениеи деталихзация
задач, заложенных в рег.-динам. ф., 3. Регулетивно-охранительная-
обеспечение нармального функционирования
первых двух ф. и охрана прав в целом.
Вопрос №18 Понятие и признаки норм права.
Норма
права- это исходящая от гос. и им охраняемое,
общеобязат., форм. опред., предписание,
выраженное в правиле поведения, являющиеся
его властно-офиц. регулятором общ. отношений.
Первичная клеточка права, атом системы
права. Норме права как части системы сврйственны
все черты права как соц. явления. Но эти
понятия не совподают. Они соотносятся
как общее и частное. Ведь Право- система
общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных
правил поведения, уст. и обспеч. гос. и
являющихся его властно-оффиц. рег. общ.
отношений. Норма права- правило поведения,
частный случей, Права-система. Норма права
отлечается от других правил поведения
следующемипризнаками, характеризущеми
её как норму права: 1. Н.п. исходит от гос.,
является его властно-офф. рег. общ. отнош.,
2. Формальная опред., издание в строгой
форме (зак, договор), 3. Охран. принуд. силой
гос., 4. Складываются из исходных норм
(общие начала, исходные положения, конст.
принципы) и норм правил поведения прямого
регулирования (уст. вид и меру возможного
и должного поведения участ. правоотношений,
суб. и ю. обяз.). 5. Н.п. является главным
критерием правомерности и неправомерности,
зак. и незак. действий.
Вопрос №19 Структура нормы права. Соотнош. нор. права и статьи нор. акта.
Норма права- это исходящая от гос. и им охраняемое, общеобязат., форм. опред., предписание, выраженное в правиле поведения, являющиеся его властно-офиц. регулятором общ. отношений.
Норма права состоит из трёх э.: Гипотиза-структурный э. нормы права, указывающий на жизненные обст. вступления нормы права в действие. Диспозиция- структурный э. нормы права, в кот. опред. ю. праваи суб. обяз. права, устанавливающий все возможные и должные варианты их поведения.
Санкция- структурный элемент нормы права.прредусматривающий
нежелательные последствия для нарушителя её диспозиции и опред. вид и меру ю. ответственности правонарушителя.
Лгическая стуктура: Если (указывает на факты) – то (опред. суб. права (правомочен) и ю. обяз. (обязан), уст. вид и меру поведения суб., 1. адресату разреш., 2. запрещ., 3. правомочен, 4. обязан, 5. безразлично) – иначе(предусматр. последствия и ответств.).
Д- само правило поведения, но все три э. едины. Без Г н.п. безсмысленна, без Д.- немыслима, без С- безсильна.
Чётко понимая
структуру н.п., нужно уметь выделять
в статье норм.-прав.акта её э.. Это
не так просто, т.к. они не лежат
на поверхности и приходится их вычленять
путём мысленных опираций. Но надо сказать,
что иногда для удобства понимания и толкования
нормы её разбивают по нескольким статьям,
или несколько норм сгруппировывают в
одну статью.