Автор: Василий Степанов, 01 Ноября 2010 в 11:11, шпаргалка
1. Государство- это терр. целостность, образованная нац. или многонац. общностью, ю. порядок в кот. поддерживаеотся посредствам полит. элиты. имеющей право на зак. применение насилия.
2. Право- система общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных правил повеюения, уст. и обспеч. гос. и являющихся его властно-оффиц. рег. общ. отношений.
3. Под типом гос. понимаю взятые в единстве общие черты различных гос., порождённых соответствующей эпохой и обьед. общеми сущнейшими признаками.
4. Механизм гос.- сист. гос. орг. и методов организации их деятельности по средством кот. реализуются внутр. и внешн. функции гос.
5. Под форма гос. понимают единство трёх элементов: формы правления, формы гос.-терр. устройства и формы гос.-правового режим.
Форма правления-совокупность способов орг. гос. власти,
Форма гос.-терр. устройства- совокупность способов нацю-терр. устройства,
Форма гос.-правового устрогйства- совокупность способов реализации гос. власти.
6. Гос. оргон называется относительно самостаятельная часть гос. аппората, обладающея соответствующей компитенцией и опирающееся в своей деятельности на матер., орг., принуд. силу гос.
7. Функции гос.- это основные направления деятельности гос., в кот. отражаются его сущность и соц. назначение.
8. Функции права- основные направления правового воздействия на общ. отношения, в кот. выражаются функции и назначение права.
9. Сущность права- это внутренняя, относительная устойчевая., качественная основа права, кот. выражает его истинную природу и назначение в обществе.
10. Норма права- это исходящая от гос. и им охраняемое, общеобязат., форм. опред., предписание, выраженное в правиле поведения, являющиеся его властно-офиц. регулятором общ. отношений.
1. Государство- это терр. целостность, образованная нац. или многонац. общностью, ю. порядок в кот. поддерживаеотся посредствам полит. элиты. имеющей право на зак. применение насилия.
2. Право- система общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных правил повеюения, уст. и обспеч. гос. и являющихся его властно-оффиц. рег. общ. отношений.
3. Под типом гос. понимаю взятые в единстве общие черты различных гос., порождённых соответствующей эпохой и обьед. общеми сущнейшими признаками.
4. Механизм гос.- сист. гос. орг. и методов организации их деятельности по средством кот. реализуются внутр. и внешн. функции гос.
5. Под форма гос. понимают единство трёх элементов: формы правления, формы гос.-терр. устройства и формы гос.-правового режим.
Форма правления-совокупность способов орг. гос. власти,Форма гос.-терр. устройства- совокупность способов нацю-терр. устройства,
Форма гос.-правового устрогйства- совокупность способов реализации гос. власти.
6. Гос. оргон называется относительно самостаятельная часть гос. аппората, обладающея соответствующей компитенцией и опирающееся в своей деятельности на матер., орг., принуд. силу гос.
7. Функции гос.- это основные направления деятельности гос., в кот. отражаются его сущность и соц. назначение.
8. Функции права- основные направления правового воздействия на общ. отношения, в кот. выражаются функции и назначение права.
9. Сущность права- это внутренняя, относительная устойчевая., качественная основа права, кот. выражает его истинную природу и назначение в обществе.
10. Норма права- это исходящая от гос. и им охраняемое, общеобязат., форм. опред., предписание, выраженное в правиле поведения, являющиеся его властно-офиц. регулятором общ. отношений.
11. Гипотиза-структурный э. нормы права, указывающий на жизненные обст. вступления нормы права в действие.
12. Диспозиция- структурный э. нормы права, в кот. опред. суб. права и ю. обяз. суб. права, устанавливающий все возможные и должные варианты их поведения.
13. Санкция- структурный элемент нормы права.прредусматривающий нежелательные последствия для нарушителя её диспозиции и опред. вид и меру ю. ответственности правонарушителя.
14. Под Формой права понимат способ внешнего выражения и закрепления сдержания нормы права.
15. Правовой обычий- санкционированная гос. и ист. сложившееся правило поведения. Содержание О. не закреп. в тексте правовогообычия.
16. Суденым прецидентом наз. судебное решение по конкретному ю. делу, кот. принело силу нормы права, и кот. впоследсвие руководствуются при разрешение схожих дел.
17. Нормотивный договор- соглашение между правотворческеми субьектами, в результате кот. возникает новая норма права.
18. Нормативным актом является правовой акт, содерж. нормы права, и направленный на урегулирование опред. общ. отнош..
19. Закон- форма права, через кот. выражеется норма права.
20. Системой права наз. внутр. строение права, его деление на торосли, подотросли и правовые инст. в соотв. с предметом и методом правового регулироания.
21. Под правовой сист. понимаются внутр. особ. орг. и реализ. права в конкр. гос..
22. Правовым инст. наз. совокупность норм, рег. опред. сферу общ. отнош..
23. Подотрослью правас наз. совокуп. норм. или правовых инт., сост. из норм права, рег. несколько сторон однород. общ. отнош..
24. Отрослью права наз. совокуп. норм. или подотр., рег. однород. общ. отнош. с помощью определённого предмета и метода правового рег..
25. Публичное право- это совокуп. правовых норм, охран. и рег. общ. на гос. уровне, затрагивающее интересы каждого.
26. Чстное право- это совокуп. правовых норм, охран. и рег. отнош. частных лиц.
27. Материальное право- ю. нормы. рег. реальноскладывающиеся отнош. между людьми и их обьед..
28. Процессуальное право- ю. нормы, опред. порядок споров, разрешения конфликтов, расследований.
29. Педметом правового регулирования наз. качественно однород. обосбленная часть общ. отнош. рег. нормами права.
30. Методом правового регулирования наз. совокуп. ю. приёмов, средств и способов воздействия права на общ. отношения.
Ю. свойства монархий и республик:
Монархия
|
Республика
|
Монархия-ограниченна (конституционная (Соеединённое Королевство)- ограничение м. конституцией (парламентская-м. царствует, но не правит, власть м. наминальна и дуалистическакя- правительство ответствено перед м., парламент издаёт законы, разграничение сфер деятельности) и сословно-представительная- м. огран. сосл. представительством- боярская дума, земский собор) и неограниченная-абсолютная (Саудовская Аравия, Катар).
Республика (общее
дело)- парламннтская- связь с народом,
но нестабильность, избрание правительства
и главы гос. парламентом, президентская-стабильность
правительства, но авториторизм, президент
назнач. правительство, кот. перед ним
ответственно, през. выб. народ, смешенная
( стабильность управления без авторитаризма)-
полупрезидентская ( вводится ответственность
прав. перед парл.) и полупарламентская
(ограничение вотума недоверия прав.),
суперпризедентская ( высшая власть президента,
почти автократия), советская ( отсутствие
прринципа разделения властей, непосредственная
власть народа, отсутствие полит. партий).
Нетипичные формы правления: Монархическая
республика- глава гос. избирается пожизненно,
неогран. власть( Цар- Бокасса, И.Броз Тито,
КНДР) и Республиканская монархия- м. избирается
из своей среды на опред. срок., огран. круг
лиц, облад. полит. правами (Малайзия-очередь,
ОАЭ- Абу-Даби).
Вопрос №5 Форма гос. устройства.
Форма грос. устройства-
это структурный элемнт формы права,
совокупность способов нац.-терр. устройства.
По форме гос. устройства гос. может бытть
либо простым- унитарным, либо сложным.
Унитарное гос. (лат. единство)- это гос.,в
сост. кот. нет других гос. либо гос. образований,
а на его терр. созданны адм.-терр. еденицы
( области, округа, районы). Гос. адм. обр.
и адм. авт. образ- сущ. в унит. гос. некотор.
э. самоуправ. и нац. самоопр., Испания,
Католония, Страна Бассков. Для унитарного
гос. хароктерно: 1. Общие орг. гос. власти
и управ., 2. Единая правовая и судебная
сист., 3. Единая система безопастности,
4. Единое гражданство или подданство.
Сложные гос. деляятся на федеративные,
конфедеративные и союзные.Федеративное
гос. (лат. обьединение, союз)- сложное гос.,
сост. из двух и более суб., обьед. для решения
общих задачь. Терр. гос. делится на части,
определяющие его внутреннею структуру
и устройство. Складывается система терр.
едениц, из кот. состоит гос.- субьекты
Ф, опред. отношения между Ф- суб. и суб.-суб.-
гос.-терр. устойсво. Унитарные, федеративные
и конфедеративные. Суб. фед обладают некоторой
самостаятельностью, разграничение сфер
ведения между Ф центром и суб. РФ, имеют
собств. орг. гос. власти, равны между собой.
Фф- регулятор нац. общ. отношений, суверенитет
наций- право народов насамоопределение,
нет сипаротизму. Принципы Ф: 1. Гос. целостность,
2. Единство сист. гос. власти, 3. Разгранечение
предметов ведения, 4. Равенство народов,
5. Право на избрание формы своей гос.( согласовать
с Ф центром), 6. Равноправие всех субьектов.
Конфедерация- обьединение или союз гос.,
образ. для опред. целей, полностью сохраняющих
свою самостаятельность, сво гос. органы,
но создаются общие органы с опред. полномочиями.
Члены К. обладают гос. суверенитетом,
К субьет международного права, но не обладает
публичными правами власти внутри К., право
выхода из союза. К-или распад, или федерация.
Инкорпорация и сюзоринитетю. И- полное
поглащение одного гос. другим(ФРГ и ГДР),
С- средневековье.
Вопрос №6 Форма гос. режима.
Форма гос. (полит.)
режима- это структурный элемент формы
гос., совокупнось способов реализации
гос. власти. Демократический- способ осущ.
власти, при кот. единственым источником
власти является суверенный народ (Д-рабовладельческий
(Аристократия и Народная Демократия),
Д-феодальный, Д-буржуазный,д-
Еще одна классификация,
с привязкой к типу гос.: 1. Рабовладельческий
тип: 1. демокр. ,2. теокр-монарх, 3. аристокр-алигарх,
2 .Феодализм: 1. Абсолютиский, 2. феод.-демокр,
3. клерикально-феод, 4. милитар.-полиц.,
5. Просвещённый абсолютизм, 3. Капитализм:
1. бржуазно-демокр (Конст.), 2. Бонапортийский,
3. военно-полицейсеий, 4. Фашистский, 4.
Социализм: 1. Последовательно-
Вопрос №7 Основные закономерности происхождения гос. и права.
С момента своего
возникновения как
Гос.- терр. . целостность,
образованная нац. или многонац. общностью,
ю. порядок в кот. поддерживаеотся
посредствам полит. элиты. имеющей
право на зак. применение насилия. Свойства,
отличающие гос. от первобытного общ.:1.
Гос. основанно на терр. и нац. принципе,
в отличие от первобыт. общ., основанного
на кроноро-дственном родстве. Признаком
гос. являетсяне терр. сама по себе, а деление
на. по месту прожевания. 2. Гос. наз. орг.
публич. власти, кот. не совпадает с волей
всего нас. и носит полит. характер. а.)
Публ. власть в первую очередь предст.
инт. господст. классаили группы, б.) Реализ.
пуб. власти осущ. особым аппоратом гос.
служащих ,инт. бюрокр. аппората не совпадают
с инт. всего общ., в.) Выполнение решений
полит. власти обеспеч. спец. карат. аппоратом.
3 .Для содержания служащих- публичной
власти- население облагается принудительными
налогами и сборами. Право- система общеобяз.,
форм. опред., неперсонафицираванных правил
повеюения, уст. и обспеч. гос. и являющихся
его властно-оффиц. рег. общ. отношений.
Отличие права от обычия:1. Право форм.
гос. либо огр. ,подконтрольными гос, обычий
созд. всем общ., 2. Право получает закреп.
в норм. акте, обычий не носит фексированную
форму, 3. Право выражает личные и корпаротивные
инт. членов общ., обыч-инт всего общ., 4.
Право охран. и обеспеч. особым аппоратом
принуждения, обычий охран. всем общ., 5.
Право динамично, обычий консирвативен.
Вопрос №8 Понятие и признаки гос.
Государство-
терр. целостность, образованная нац. или
многонац. общностью, ю. порядок в кот.
поддерживаеотся посредствам полит. элиты.
имеющей право на зак. применение насилия.
Существует две трактовки сущности гос.-
1. Марксистская, гос.-инструмент подавления,
ночьной сторож господствуещего класса.
Но классики коммунизма умерли, а гос.
осталось и динамично меняло свою сущность
н протяжение всего своего дальнейшего
существования. В частности появился такой
термин как соц. гос.. Всё больше гос. прибовляют
к своей характеристике это определение.
Делают ли это они из-за попытки сохранить
власть, пытаясь задобрить народ6ные массы,
или действительно существует гуманизм
на земле. Но что безспорно в характеристике
гос., это сильная интиресы определённых
слоёв общ.- бюрократия, олигархия, военная
хунта. Нужно сочетать эти дваподхода
к пониманию гос. Ведь новую жизнь гос.
(гос.-весь мир) всеобщего благоденствия
после аритотеля и дрегих античных мыслителей,
включая Иисуса Христа, дали орг. Вольных
каменщиков, только изначально представлявшие
интересы трудового сословия, а на самом
деле пополнявшеесям крупными джентри,
капиталистами, банкирами. Трудно представить,
хотя можно, современное цивилизованное
гос. не соц., не демокр., не респ., не правовым.
Маркс: «Гос. охватывает своей деят, два
момента: и выполенение общих дел, вытикающих
из природы всякого общ., и специфические
классовые функции». Таг же стоит отметить
религиозный фактор, хотя духовенство
тоже класс (в некотор. религ. отражены
сугубо гос. принципы) и нац. фактор. Признаки
гос.: 1. Гос. в пределах своих терр. границ
выступает в кач. единств. офиц. предст.
всего общ., населения ,обьед. по принцепу
гражденства, 2. Гос. суверенитет, т.е. верховная
власть на своей терр., 3. гос. издаёт зак.
и подзак. акты, обладающие ю. силой и содерж.
нормы права, правотворчество- исключительная
прроготива гос., 4. Мехонризм гос. ,5. Правоохранительные
орг., карательный аппорат, 6. Вооружённые
силы, армия, 7. Тесная связь гос. с правом.
Этим признаком на ист. шкале свойственны
некотрые изменения в сущ. и содерж.
Вопрос №9 Понятие и признаки права.
Право- система
общеобяз., форм. опред., неперсонафицираванных
правил повеюения, уст. и обспеч. гос. и
являющихся его властно-оффиц. рег. общ.
отношений. (Разобрать каждое слово) Право-
феномен общ. отношений. Нужно отметить
связь права и гос.. Гос. не может сущ. без
права, а право без гос., этовидно из опред.
и признаков права. Существует дава ракурса
с кот. можно взглянуть на сущ. права (опред.),
1. Прав- инструмент подавления господствуещего
класса, группы людей 2. Право- общечеловеческий
инструмент соблюдения естественных прав
человека. Пазитивизм и Естественное право.
Признаки права: 1. Системномность и упорядоченность,
право-ситсема норм, сост. из норм, рег.
однородн. общ. отнош., нуждающееся в регулирование,
упорядоченная совокупность. 2. Нормативность,
т.е. состоит из норм, сторгоопреди обяз.
к исполенению. 3. Устанавливается или
санкционируется (только или под контролем)
гос. 4. Выражает гос. волю., кот. в свою очередь
выражает волю классов, групп, нац. и общечеловеческие
инт. 5. Общеобязательность и общедоступность.6.
Формальная определённость (строгая).
7. Регуретивный характер. 8. Обеспечивается
и гаронтируется гос. Право и обычий, особености
первого права.
Вопрос №10 Типология гос.. Формационный и цивилизационный подход.
Под типом гос. понимаю взятые в единстве общие черты различных гос., порождённых соответствующей эпохой и обьед. общеми сущнейшими признаками.
Типология-теория о типах гос. Необходимость типизации вытикае из следующих положений: 1. Развитие общ., гос. и права естественно-истричесий диномичный процесс, 2. Этот проц. неразрывно связан с изменением природы, содержания, назночения гос. и права и изменением их главных принципов функционирования, 3. Переход от одного типа гос. к другому органически сочет. в себе элементы эволюционных и революционных перерождений (измененитя идут нкеприрывно, но дойдя до опред. момента, происходит резкий скачок, сопровождаемый сильными соц. потресениями. Необходимость в типизации гос. безспорна.
Существует два подхода к типизаци гос.: 1. Формационный, 2. Цивилизационный. Формационный: каждое гос. принадлежит к какой-либо общ.-э. формации. Она представляет собой ист. тип общ., основывающийся на опред. способе производства и являющейся опред. ступенью развития общ.. Как прогресс, так и регрсс. Первобытное общ…. 1. Рабовладельческое- эксп.. гос., классоывая борьба, 2. Феодальное- эксп.. гос. , классоывая борьба, 3. Капиталистическое- эксп.. гос. , классоывая борьба, 4. Социалистическое-гос. равных возможностей… гос. отмирает, Коммунизм. а.) Частная собств., б) Средства производства, в.) Классы, А) Какому типу производственных отнош. соответствует это гос., Б.) Орудием какого класса оно является, В.) Какое соц. назнач. данного гос.. Гос. переходного периода.