Контрольная работа по ТГП

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:24, контрольная работа

Краткое описание

Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками. Сообразно своему предмету она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития, выполняет по отношению к ним определенную методологическую роль, т.е. занимает ведущее место в системе юридических наук. В этом смысле теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, выполняя в его системе примерно ту же роль, что в области различных групп естественных наук выполняют математика, биология, теоретическая физика.

Оглавление

Задание №1………………………………………………………………………3
1. Место теория государства и права в системе гуманитарных наук...……3
2. Особенности внутренних функций государства……………….………...7
Задание №2……………………………………………………………………..17
Задание №3……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ТГП.docx

— 60.07 Кб (Скачать)

Ростовский филиал

Государственное общеобразовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

 

 

Факультет подготовки специалистов

 для судебной  системы 

(юридический факультет)

 

 

КАФЕДРА Теории и истории права и государства

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Теория государства и права»

Вариант №5

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

Заочной формы обучения гр.З-101

Шишкина Наталья Борисовна

 

Проверил:

 

 

 

Дата предоставления работы:

"         "                          2011 г.

 

 

 

Ростов-на-Дону

2011г.

Содержание:

  1. Задание №1………………………………………………………………………3

         1. Место теория государства и права в системе гуманитарных наук...……3

         2. Особенности внутренних функций государства……………….………...7

  1. Задание №2……………………………………………………………………..17
  2. Задание №3……………………………………………………………………..19
  3. Список использованной литературы………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №1.

1. Какое место занимает теория государства и права в системе гуманитарных наук?

Место теории государства  и права в системе юридических  наук определяется, прежде всего, ее особенностями и характерными чертами:

 – теория государства  и права - вводная учебная дисциплина, которая дает исходные положения  юридической науки;

 – теория государства  и права - фундаментальная наука,  в составе юридической науки  она относится к первому блоку  знаний;

 – это обобщающая  наука, берет общие вопросы  всех отраслевых наук. Например, вопросы толкования, юридической  техники;

– это методологическая наука, она разрабатывает положения, которые используются другими юридическими науками.1

Теория государства и  права теснейшим образом взаимосвязана  с другими юридическими науками. Сообразно своему предмету она, с  одной стороны, общая, исходная теоретическая  основа для их существования и  развития, выполняет по отношению  к ним определенную методологическую роль, т.е. занимает ведущее место в системе юридических наук. В этом смысле теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, выполняя в его системе примерно ту же роль, что в области различных групп естественных наук выполняют математика, биология, теоретическая физика.2

Все отраслевые юридические  науки – государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. –  руководствуются разработанными теорией  государства и права положениями  о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями  государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового  института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.

В то же время все эти положения  опираются на анализ и синтез соответствующих  разносторонних данных специальных  отраслевых наук о государстве и  праве. Их фактический материал и  теоретические обобщения – один из важнейших источников существования и развития теории государства и права.

Тесно соотносится теория государства  и права с международным правом и другими науками о государстве  и праве.

Теория  государства и права органически  взаимосвязана не только со всеми  отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками. Прежде всего она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так, выясняя причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие, теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки. Это – сведения о первобытном обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, о социально-экономических условиях возникновения государства в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч лет назад.

Тесно соотносится теория государства и права и с диалектикоматериалистической философией – наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества.

Неразрывная связь существует также между  теорией государства и права  и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право – важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Большое академическое и  политико-практическое значение имеют  постоянные связи теории государства  и права с социологией. Согласно сложившемуся в научном мире представлению  социология является одной из гуманитарных дисциплин, занимающихся изучением  общества как целостной системы, а также его отдельных составных  частей и институтов, различных социальных слоев и групп. В центре внимания социологов неизменно находятся  вопросы организации и управления обществом, закономерности и тенденции  развития и функционирования различных  социальных систем.

Имея предметом своего изучения общие закономерности возникновения, становления и развития государства  и права, теория государства и  права не может решать свои задачи без учета достижений социальной психологии, без знания социально-психологических  особенностей отдельных социальных групп (властных и прочих структур) и всего общества в целом. Попытки  определения уровня правового сознания общества, степени развития правовой культуры населения, эффективности  правотворчества и правоприменения в той или иной стране - все это и многое другое можно успешно решить лишь при условии широкого использования достижений социальной психологии.

Современный опыт России, так  же, как и многих других стран, со всей очевидностью доказывает, что, наряду с системой иных факторов, именно психологическое  состояние общества оказывает весьма важное воздействие на процесс становления  и развития, а также на характер (демократический, псевдодемократический, олигархический и т.п.) вновь возникающего государственно-правового и общественного  строя.3

Особенно тесно соприкасается  теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

В свою очередь, политология использует положения  и выводы теории государства и  права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и  механизма государства, форм государственного правления и национально-государственного устройства, политического режима, законности и правопорядка и т.д.

Учитывая  значимость и место, которое занимают проблемы государства - главного структурного звена политики – в теории государства и права, следует признать обоснованной высказанную в специальной литературе мысль, согласно которой данную область юриспруденции можно рассматривать как политико-юридическую науку.

Методологически объединяя и обобщая данные всех отраслей правоведения, теория государства  и права играет ведущую роль в  общетеоретической подготовке студентов, вооружает их правильным научным  подходом к отдельным частным  вопросам своей специальности, предохраняет от опасности стать «узкими специалистами», активно способствует формированию высокообразованных и профессионально  подготовленных юридических кадров.

Тесное  соотношение теории государства  и права с другими гуманитарными  науками обогащает ее содержание, поднимает ее социальную ценность, позволяет ей эффективно воздействовать на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала студентов-юристов, привитие им одновременно с правовой и общечеловеческой культуры.4

 

 

 

 

 

2. Раскройте особенности  внутренних функций государства.

Россия переживает один из важнейших этапов развития своей государственности, правовой каркас которого очерчен в принятой путем референдума 12 декабря 1993 г. Конституции.5 Данный этап начался переходным периодом осуществления коренных политических, социально-экономических и духовных преобразований, формирования основанного на рыночной экономике гражданского общества и демократического социального правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С выполнением этих задач непосредственно связано изменение и развитие функций Российского государства по сравнению с периодом до прекращения существования СССР.

Рыночная реформа заметно ограничила пределы и видоизменила механизм воздействия государства на экономические  отношения, создала условия для  развития частной собственности  и свободного предпринимательства, привела к разгосударствлению экономики. Демонтаж административно-командной  системы устранил монополию государственного руководства экономикой, свойственную хозяйственно-организаторской функции  социалистического государства, расчистил  дорогу рыночным отношениям. В обстановке экономической независимости система  уравнительного распределения материальных благ перестала соответствовать  новым экономическим отношениям, превратилась в сдерживающий фактор их развития. В связи с этим отпала необходимость в функции государственного контроля за мерой труда и мерой потребления. В новых условиях существенно изменилось и вместе с тем осложнилось содержание хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной и других внутренних функций, ранее выполнявшихся Советским государством; в одну из основных превратилась функция сбора налогов.6

Соответственно возникла необходимость  внести уточнения как в саму систему функций, так и в их названия. В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимания налогов и сборов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Внутренние функции государства  представляют собой основные направления  разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним  внутренних задач. Задачи эти сколь  многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически  все сферы жизни общества и  самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и  др. Кроме этого государство зачастую решает задачи, далеко выходящие за пределы одной, отдельно взятой сферы, охватывающие две и более сфер.7

Экономическая функция. В  ней наиболее полно проявляется  современная роль государства в  области хозяйствования. В основе этой функции лежит жизненно необходимая  реальная рыночная реформа, призванная коренным образом трансформировать экономический механизм России.

За прошедшие годы обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки  товаров и услуг. Вместе с тем  возникла необходимость поиска оптимальных  способов участия государства в  экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. В этом главная, хотя пока еще недостаточно проявившая себя особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.

Ныне экономическая функция  охватывает такие направления государственной  деятельности, как структурная перестройка  российской экономики, при которой  будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку; преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств; демонополизация производства; реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства; целенаправленная инвестиционная политика; отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке; продолжение приватизации; реформа экономического механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен; приостановка спада производства; формирование современной системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка и т.д.

Особое место в правовом обеспечении  осуществления экономической функции  принадлежит новому Гражданскому кодексу  Российской Федерации. С принятием  его в полном объеме создана всеобъемлющая  правовая основа рыночной экономики, общества цивилизованных собственников", экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством.8

Вместе с тем следует признать, что ресурсы страны и возможности  государственного регулирования в  этом направлении не использовались с должной эффективностью. Недостаточно внимания уделялось развитию отечественного промышленного и сельскохозяйственного  производства, существенные просчеты были допущены в проведении приватизации, в банковской системе, что углубило экономический и финансовый кризис.

Информация о работе Контрольная работа по ТГП