Контрольная работа по ТГП

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:24, контрольная работа

Краткое описание

Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками. Сообразно своему предмету она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития, выполняет по отношению к ним определенную методологическую роль, т.е. занимает ведущее место в системе юридических наук. В этом смысле теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, выполняя в его системе примерно ту же роль, что в области различных групп естественных наук выполняют математика, биология, теоретическая физика.

Оглавление

Задание №1………………………………………………………………………3
1. Место теория государства и права в системе гуманитарных наук...……3
2. Особенности внутренних функций государства……………….………...7
Задание №2……………………………………………………………………..17
Задание №3……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ТГП.docx

— 60.07 Кб (Скачать)

Как показала практика, оздоровление и последующее реформирование всей хозяйственной и финансовой жизни  России непосредственно связано  с усилением роли государства, его  экономической функции (как это  было, например, при президенте Рузвельте  – в США, при канцлере Эрхарде – в ФРГ).

Социальная функция. Она проистекает из предпосылки, что, как записано в статье 7 Конституции, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена па создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».9

Содержание этой функции многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Важные стороны социальной функции  государства составляют также смягчение  и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства  и рост безработицы; стабилизация уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения.

Правовому обеспечению социальной функции служат Закон РСФСР о  государственных пенсиях, Семейный кодекс РФ, законы 0 страховании», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний», «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации», указы Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации» и др.

Однако осуществление данной функции  государства еще не отвечает предъявляемым  к ней требованиям. В обстановке систематических задержек выплаты зарплаты, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения, растет число граждан, чьи доходы меньше среднего прожиточного минимума. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, – первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

Функция развития культуры, науки  и образования. Эта функция сложилась  вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности.10

Содержание этой функции сегодня  составляет государственная поддержка  развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры  и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции входят также: государственная поддержка  развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов  и для свободной состязательности различных школ и направлений; поддержка  приоритетного развития фундаментальных  теоретических исследований и принципиально  новых технологий; эффективное использование  как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Правовую основу осуществления  данной функции составляют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), указы Президента РФ «О государственной  поддержке Российского фонда  культуры», «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки  науки и высших учебных заведений  Российской Федерации» и др.

Имеющиеся в осуществлении этой функции трудности и упущения, к сожалению, связаны в основном с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки и образования из государственного бюджета.

Экологическая функция, или функция  охраны природы и рационального  использования природных ресурсов. Объективным фактором, вызывающим необходимость  в такой основной государственной  функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.

Основное содержание экологической  функции составляют государственное  управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды.11

Ведущая роль в осуществлении экологической  функции принадлежит Министерству природных ресурсов РФ и Государственному комитету РФ по охране окружающей среды.

Вместе с ними в выполнении этой функции, применительно к своему профилю, участвуют Министерство по атомной энергии, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, государственные комитеты РФ – по земельной политике, по рыболовству, по стандартизации и метрологии; федеральные службы России – по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, лесного хозяйства; Российское авиационнокосмическое агентство; федеральные надзоры России – горный и промышленный, по ядерной и радиационной безопасности.

С помощью законодательства государство  устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед  своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу  отношений, являются Конституция Российской Федерации и законы Российской Федерации  «Об охране окружающей среды», «Основы  лесного законодательства», «О недрах», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения» и др.

Функция налогообложения и взимания налогов. Это направление деятельности государства охватывалось ранее  более общей, хозяйственно-организаторской  функцией.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного  расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной  с экономической, вместе с тем  выделилась в одну из самостоятельных  основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и т.п., а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

Базовыми нормативными актами, регулирующими  выполнение рассматриваемой функции, выступают Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Налоговый кодекс РФ (Часть первая). В них определены виды налогов, объекты налогообложения и сборов, права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и т.д. Контроль за исполнением данных законов возложен на Министерство по налогам и сборам и Федеральную налоговую полицию, которые проверяют правильность заполнения деклараций о доходах и исчисления налогов, своевременность их уплаты, выявляют налоговые правонарушения. Кроме того, они призваны обеспечивать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, выдавать лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и регистрационные удостоверения. Главное назначение названных и других нормативных актов в области налоговой политики – обеспечить эффективную налоговую систему, которая бы не душила, а поощряла рост производства, материальную заинтересованность в нем.

Нынешние кризисные явления  в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой  функцией задачу оптимального сбора  налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как  ее регулирующее воздействие на экономику.

Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка. В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между  собой компонентов содержания этой триединой функции.

Конституция Российской Федерации (ст. 2), признав человека, его права  и свободы высшей ценностью, впервые  закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности  государства.12 Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан должны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. К сожалению, это конституционное требование пока еще должным образом не выполняется.

Новое в содержании данной функции  состоит также в том, что, согласно статье 8 Конституции, «в Российской Федерации  признаются и защищаются равным образом  частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности». Сообразно  с этим прежде всего должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.13

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей  обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.

С учетом опасных тенденций в  динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране правопорядка сегодня – ото обуздание преступности.

В последнее время предприняты меры по концентрации усилий государства на этом важном направлении, подготовлена Федеральная программа борьбы с преступностью на ближайшие годы. Однако пока реальных сдвигов в лучшую сторону не произошло. Не подорваны корни организованной преступности и коррупции. Не сокращается число убийств, в том числе заказных, и других особо тяжких преступлений против личности. Безнаказанными остаются многочисленные факты казнокрадства, обмана вкладчиков проворовавшимися банкирами, произвола чиновничества, открытого разжигания межнациональной розни и других проявлений национализма и фашизма.

В условиях выражаемого общественным мнением справедливого недовольства россиян неспособностью властей  и, в первую очередь, силовых структур государства защитить их от преступных посягательств, нередки высказывания о несовершенстве нормативно-правовой базы борьбы с преступностью, о целесообразности введения в этих целях чрезвычайных мер.14

В действительности же для этого  необходимы не кампанейщина и «чрезвычайки», а твердая политическая воля всех ветвей власти и жесткое соблюдение тех законов, которые уже есть; безукоснительное выполнение демократического принципа равенства граждан перед законом и судом.

Обеспечение неотвратимости наказания  за преступление независимо от того, кем  оно совершено, не только святая обязанность, но и прямая служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц. Для ее выполнения просто надлежит правильно использовать предоставленные им полномочия и бескомпромиссно применять соответствующие правовые нормы. В настоящее время от властей, прежде всего силовых структур, требуется принятие жестких, быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению бандитских вылазок террористов, где бы они ни находились – в Москве или в других регионах России.

Особое место в правовом обеспечении  борьбы с преступностью призваны занять новые Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации. Важная роль в этом принадлежит также Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», федеральным законам «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция), «Об оперативно-розыскной деятельности», «О внутренних войсках МВД Российской Федерации», «О борьбе с терроризмом», «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации», указам Президента РФ «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации», «Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуре», «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации» и др.

Неотложной мерой укрепления правовой основы обеспечения борьбы с преступностью  является принятие нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.15

 

 

 

 

 

Задание №2

Вставьте  пропущенное слово:

1.Главное звено политической  системы общества - это:

   1) государство;

2) политическая партия;

3) господствующая идеология

2. К всеобщему  методу изучения теории государства  и права относится:

1) анализ и синтез

2) метафизика и диалектика

3) формально-юридический  и сравнительно-правовой.

3. Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, - это:

Информация о работе Контрольная работа по ТГП