Педагогическая система Станиславского

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
-изучить сущность педагогической системы Станиславского
-определить роль системы в обучении, воспитании и развитии актёра
-рассмотреть основные аспекты педагогической системы
-исследовать процесс работы над ролью.

Файлы: 1 файл

rabota.docx

— 64.58 Кб (Скачать)

«Белорусский  государственный  университет культуры и искусств»

Кафедра психологии и педагогики 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО 

                                       Выполнила

                                                  Студентка Ш курса

                                                           Факультета ТБКиСИ,

                                                                                       315 группы

                                            Змитер А.В. 

                                                       Научный руководитель:

                                            Сперанская Г.Л. 
 
 
 

Минск 2011 

Содержание: 

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Глава 1:
    1. Творческое наследие К.С. Станиславского…. ………………….6
    1. Педагогическая система Станиславского : ученик-актёр и ученик-зритель………………………………………..………….10
    2. Основные принципы педагогической системы. Работа актёра над собой…………………………………………………. ……...14

       3.  Глава 2.

            Работа актёра над ролью. Процесс  познания и воплощения…………20

       4. Заключение………………………………………………………….……36

       5. Список литературы……………………………………………………....38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Человек, обладающий творческими способностями, всегда являлся центром сохранения и распространения культуры, поэтому  очень важно поддерживать высокий  уровень образования и воспитания людей, связывающих свою жизнь с  искусством.

В своей  работе мне бы хотелось обратиться к одному из сложнейших видов искусства  – к театру.

Если  бы людям театр нужен был только из-за потребности в развлекательном  зрелище, то не стоило бы вкладывать в  него столько труда и сил. Но человек  идёт в театр за ответами на волнующие  его вопросы, за надежной, за верой, а самое главное за несколько  часов этого живого общения, когда  грань между сценой и зрительным залом стирается и персонажи выступающие на сцене начинают жить в нас самих. Поэтому театр был есть и будет популярным видом искусства. Искусство отражение жизни и просвещение ума.

Один  из выдающихся режиссёров, художественный руководитель Московского академического театра имени Вл. Маяковского А.А. Гончаров утверждал формулу театрального искусства: для человека, о человеке, через человека. Из этого высказывание следует, что всю сущность театра определяет человек. Так как театр является сильным оружием, то задача педагогики, как одной из основ театрального искусства, направить прицел этого оружия во благо, а следовательно отдать его в руки ответственным, надёжным, образованным и воспитанным творцам(актёрам, режиссёрам и т.д.), которые в свою очередь будут передавать накопленный опыт, сидящим в зале.

Перед каждым, изучающим сегодня систему  Станиславского в отрыве от театральной  культуры XX века, возникает вопрос: не есть ли система лишь справочник, пригодный для артистов искусства психологического реализма? Такие вопросы звучали в прошлом, звучат они и сейчас. Разрыв между веком Станиславского и сегодняшним днём составляет девять поколений. Сотрудников и непосредственных учеников Константина Сергеевича, хорошо знавших систему и получавших её из первых рук, почти не осталось. Поэтому молодому поколению театральных педагогов для достижения мастерства актуализируется путь: внимательно вчитываться в дошедшее до нас наследие К.С.Станиславского, его систему. Для этого требуется изучение опыта работы театральной школы прошлого, который мог бы служить верным ориентиром в оптимизации педагогического процесса сегодня.

Рассмотрение  выше названных проблем и определяет актуальность избранной темы исследования, в котором отстаивается и доказывается мысль, что система - не задачник с  готовыми ответами в конце, а «целая культура», на которой надо расти  и воспитываться долгие годы.

Вопросы педагогических систем на театральном  поприще остаются неразрешёнными и  сегодня. За всё время существования  театра к педагогике обращались многие мастера К.С. Станиславский, М. Чехов, Е. Б. Вахтангов, Мейерхольд, Сулержицкий, Кнебель, Гончаров и другие. Каждый из преподавателей выбирает ту, которую считает более удобной для себя. Но  фундаментом для всех последующих систем стало творческое наследие К.С. Станиславского. Весь современный театр, даже те его направления, которые настойчиво декларируют новаторство, сознательно или неосознанно опираются на концепцию нового театра, созданную Станиславским.

Именно  поэтому целью моей работы является определения возможностей, которые станут доступны актёру после освоения принципов педагогической системы Станиславского.

Объектом  исследования стал процесс обучения ученика-актёра, согласно с педагогической системой Станиславского.

 Предметом  исследования являются процесс  работы актёра над собой и процесс работы актёра над ролью в процессе переживания и воплощения. 

Задачи  исследования:

-изучить  сущность педагогической системы  Станиславского

-определить  роль системы в обучении, воспитании  и развитии актёра

-рассмотреть  основные аспекты педагогической  системы

-исследовать  процесс работы над ролью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

1.Творческое наследие К.С. Станиславского.

«Вот  самый красивый человек на земном шаре» 

Бернард Шоу (о К. С. Станиславском)

Константин  Сергеевич Станиславский навсегда вошёл в историю отечественного и мирового театра как великий  реформатор. Созданная им новая концепция  театра, получившая название Системы, изменила представления о сущности театрального творчества, дала импульс  плодотворному развитию театра в  XX веке.

Полвека работы Станиславского в театре составили  эпоху в истории развития русского и советского искусства. Его крупнейшее теоретическое достижение театра, система Станиславского способствовала утверждению метода реализма в сценическом искусстве. Не считая свою систему завершенной, Станиславский призывал учеников и последователей продолжать и развивать начатую им работу по исследованию закономерностей сценического творчества, указал путь его развития. Театральные идеи Станиславского, его эстетика и методология получили огромное распространение во всём мире.

Театр многообразен. Существует в нем множество  школ и направлений. Однако лишь учение Станиславского стало знаменем мирового театра ХХ века. Почему? Потому что Константин Сергеевич разрабатывал коренные принципы этого театра, тогда как многие крупнейшие мастера остались на уровне разработки лишь приемов и направлений  или занимались попытками дальнейшего  развития принципов Станиславского. Сам же он, создав систему приемов  воспитания актера и работы с ним, среди которых были и ошибочные, и отброшенные им самим, оставался  неизменно верным своим принципам. И последователи его зачастую ограничивают постижение наследия Станиславского изучением и канонизацией его приемов, не пытаясь проникнуть в далеко еще не познанные глубины его художественных принципов.

 Если  мы говорим, что сутью театра  является раскрытие правды жизни  пьесы через действие, которое  и составляет драму, т.е. правды  поведения действующих лиц, правды  их поступков, то мы тем самым  определяем степень важности  и необходимости скрупулезного  исследования в самом широком  смысле всего круга мотиваций  совершаемого действия, произносимого  слова. Это возможно лишь при  тщательном и добросовестном  постижении всего материала пьесы  и сведении добытых чувствований, пониманий и знаний в единую  систему, которая и есть система  спектакля. Система спектакля  - это нахождение взаимосвязанной  и взаимоопределяющей необходимости каждого слагаемого для создания художественной целостности, выражающей сверхзадачу спектакля. Система спектакля - это синтез пьесы (т.е. авторской сверхзадачи и системы ее художественного воплощения автором) и режиссерского сочинения спектакля.

На протяжении всей своей жизни Станиславский  боролся с ремесленным подходом к искусству, за то направление в  игре актера, которое он называл  искусством переживания. Актеры-ремесленники, пользующиеся выработанными приемами и штампами, имитирующие те или  иные чувства, изображающие признаки внутренних переживаний, не раз подвергались им злому осмеянию.

Великий художник вовсе не склонен был  перечеркивать известную ценность виртуозной внешней техники, профессиональной умелости, какою обладают, например, французские актеры, когда они  “ловко и со вкусом подделывают  творчество”, но он решительно отрицал  грубое, безвкусное и самоуверенное  ремесло исполнителей, отравленных  дурными театральными штампами, пользующихся набором раз навсегда заученных  “приемчиков”.

Актерскому, ремеслу Станиславский противопоставил  сценическое искусство в обеих  его разновидностях —представления и переживания. Характеристике различных направлений в театральном искусстве он уделял много внимания и труда, вновь и вновь возвращаясь к этой теме на протяжении ряда лет, создав множество вариантов книги, посвященной этой важнейшей проблеме. Ведь именно в определении и характеристике искусства переживания заложено “зерно” его гениальной системы.

Искусство представления и искусство переживания  редко встречается в своем  чистом виде и могут быть разграничены лишь теоретически. В обоих случаях актер живет чувствами и мыслит мыслями изображаемого лица, но актеры школы представления переживают роль только на каком-либо этапе репетиционной работы, довольствуясь в дальнейшем показом однажды найденного. Сторонники искусства переживания должны жить чувствами роли на каждом представлении, переживать их ежечасно как бы заново, каждый раз добиваясь свежести и искренности переживаний. “Наше искусство, — говорил Станиславский, — заключается в переживании”. С исчерпывающей полнотой обрисованы три направления — ремесло, искусство представления и искусство переживания — на страницах его книги “Работа актера над собой”. И это только маленькая часть того ценного творческого наследия, которое нам оставил великий мастер.

Деятельность  Станиславского его идеи способствовали возникновению самых разных театральных  течений, оказали огромное влияние  на развитие мирового сценического искусства  XX в. Станиславский внёс огромный вклад в национальную и общечеловеческую культуру, обогатил мир новыми художественными, ценностями, расширил границы человеческого познания. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие великого русского режиссёра.

Система Станиславского - это условные наименования сценической теории, метода и артистической  техники. Задуманная как практическое руководство для актера и режиссера, она в дальнейшем приобрела значение эстетической и профессиональной основы сценического искусства. На нее опирается современная театральная педагогика и творческая практика театра. Система возникла как обобщение творческого и педагогического опыта, как самого Станиславского, так и его театральных предшественников и современников. Она отличается от большинства ранее существовавших театральных систем тем, что строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. В ней впервые решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, исследуется путь органического воплощения актера в образ.

Теоретическое наследие великого реформатора театра отражено в таких широко известных  книгах, как «Моя жизнь в искусстве», «Работа актёра над собой». Эти  работы, а также многочисленные рабочие  заметки, обработанные репетиционные дневники и многое другое – это и есть то сокровище, которым нас одарил великий маэстро сцены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Педагогическая система Станиславского: ученик-актёр и ученик-зритель.

«Актёра нельзя воспитать и обучить,

 если  воспитать в нём человека»

М. Ермолова

Я посчитала  нужным назвать эту главу так, потому что в ней мне хочется остановиться на главной фигуре в театре, которая соединяет два мира, сцену и зрительный зал, воедино – это человек. А точнее обратить внимание на его педагогическую ценность и ответственность.

Статус  актёра на протяжении многих лет менялся, на первых этапах рождения театра, актёр  был представителем низших слоёв  общества, к которым относились с  крайней неуважительностью, впоследствии реформ и перемен – это профессия  облагораживалась, приобретала значимость и в определённый момент достигла своего внутреннего и внешнего расцвета.

Информация о работе Педагогическая система Станиславского