Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:49, курсовая работа
Задачи исследования:
-изучить сущность педагогической системы Станиславского
-определить роль системы в обучении, воспитании и развитии актёра
-рассмотреть основные аспекты педагогической системы
-исследовать процесс работы над ролью.
Практиковавшийся
раньше умозрительный анализ пьесы
Станиславский заменил так
Актеру предлагается сразу же действовать в предлагаемых обстоятельствах и действовать от себя, постепенно уточняя и усложняя магические если бы, превращая их из простейших в “многоэтажные”. Идя от себя, то есть представляя себя в предложенных автором обстоятельствах, артист постепенно вживается в образ и действует так, как если бы происходящее с ним совершалось впервые здесь, сегодня, сейчас. Так происходит перевоплощение артиста в сценический образ. Окружив себя предлагаемыми обстоятельствами роли и тесно с ними сжившись, исполнитель уже не знает, “где я, а где роль”.
Параллельно с анализом происходящего в пьесе действия Станиславский рекомендовал актерам анализ ее органическим действием. Он считал, что с первых же репетиций надо пробовать действовать от себя в предложенных автором обстоятельствах. Такой действенный анализ не может быть холодным, в нем “необходимо непосредственное горячее участие эмоции, хотения и всех других элементов “внутреннего сценического самочувствия”. С их помощью надо создать внутри себя реальное ощущение жизни роли. “ После этого анализ пьесы и роли будет сделан не от ума, а от всего организма творящего...
Знать пьесу надо, но подходить к ней с холодной душой нельзя ни в коем случае”.
Актерское
действие — единый психофизический
процесс достижения цели в борьбе
с предлагаемыми
Природа
сценических переживаний актера
такова: на сцене нельзя жить такими
же чувствами, как в жизни. Жизненное
и сценическое чувство
Итак, действие является возбудителем чувства, поскольку каждое действие имеет цель, лежащую за пределами самого действия.
Искусство переживания с наибольшей силой воздействует, по мнению Станиславского, на сознание и чувство зрителя и делает театр могучим средством пропаганды передовых идей своего времени.
Принцип
переживания направляет внимание актера
на внутреннее содержание его творчества,
которое составляет главную сущность
искусства. «Ценность искусства
определяется его духовным содержанием»,-
утверждает Станиславский. Однако подлинное
переживание артиста, так же как
и творческий подъем, именуемый вдохновением,
без которых, по мнению Станиславского,
нет искусства, не являются по заказу.
В творческом процессе переживания и его
физического воплощения многое происходит
непроизвольно и подсознательно. На сцене
так же, как и в жизни, человек не может
по заказу испытывать чувство любви, ревности,
радости, страха и в соответствии с этим
бледнеть, краснеть, изменять биение сердца,
контролировать полностью выражение лица,
окраску и интонацию голоса, мышечные
сокращения и т. п. Все это в жизни происходит
само собой, рефлекторно, инстинктивно
или автоматически, по естественным законам
человеческой природы. Поэтому Станиславский
подчеркивает, что «одна из главных задач,
преследуемых «системой», заключается
в естественном возбуждении творчества
органической природы с ее подсознанием».
Заключение
Педагогическая
система К.С. Станиславского является
ключом в развитии ученика-актёра. Нужно
заметить, что если углубляться в
изучении системы в её развитие,
то она будет развиваться вместе
с тобой, открывая для тебя всё
новые и новые горизонты
Педагогическая система Станиславского находится в постоянном движении независимо от рамок времени. Это совокупность методов воспитания актёра любой эпохи. Так как воспитание – это, прежде всего, передача опыта, то можно с уверенностью сказать, что главным функцией системы К. С. Является воспитательная функция, как в случае обучении актёра, так и в случае воспитании грамотного театрального зрителя. А проблема наличия в современности такого зрителя очень актуальна?
На данный момент театр находится на грани чрезмерной эксцентрики, которая вызывает очень противоречивые не всегда подлинные чувства. Система же и есть то, что помогает найти в этой эксцентрике центр. Найти ту театральную атмосферу, благоприятную для взращивания театральной публики.
Что касается обучения актёров, то рассмотрев основные аспекты работы над собой и процесс создания и воплощения жизни роли, можно сделать вывод, что педагогическая система является тем самым правильным путём, по которому должен идти ученик к совершенству своей профессии, познавая себя, свои возможности и раскрытие своего таланта.
Ведь
Станиславский первый в театральной
культуре открыл целую сферу того,
о чём можно говорить театральным
языком. И это - наиболее существенное
из всех его достижений. Станиславский
явился плодотворнейшим
В своей работе, изучив педагогическую систему К.С. Станиславского, я пришла к выводу, что театральная сфера ещё более стала нуждаться в ней, а именно в той глубине, которую нам предлагает Константин Сергеевич. Моя работа предполагает дальнейшую заинтересованность и расширение познания системы и распространения её в педагогике театра.
В исследовании системы я обнаружила, что абсолютного совпадения образа с исполнителем в зрительском восприятии не должно быть и что я слишком примитивно понимала практику и требование быть на сцене предельно настоящим, но к этому нужно стремиться.
«По мнению
Станиславского, нет таких людей,
которые крепко знают, что надо и
чего не надо. Вот почему неблагополучно
на театре». Система обрисовывает нам
эти границы, того, что нужно в театре,
при этом оставляя нам широкое поле для
поиска этих форм.
Список
литературы:
1. Горчаков Н.М. «К.С.Станиславский о работе режиссёра с актёром.», Москва, ВТО, 1958.
2. Горчаков Н.М. «Режиссёрские уроки К.С.Станиславского. Беседы и записи репетиций.» 2-е изд., Москва, Искусство, 1951.
3. Кнебель М.О. «О действенном анализе пьесы и роли. Учебное пособие для театральных вузов.» 3-е изд. , Москва.: Искусство, 1982.
4. Кнебель М.О. «Поэзия педагогики.» 2-е изд. ,Москва.: ВТО, 1984.
5. Попов Ал.Д. «Художественная целостность спектакля.», Москва.: ВТО, 1959.
6. Сахновский В.Г. «Режиссура и методика её преподавания.»,Mосква,: Искусство, 1939.
7. Станиславский К.С. «Статьи. Речи. Беседы. Письма. Сборник.», Москва.: Искусство, 1953.
8. Станиславский К.С. «Работа актёра над собой: собр. соч. в 8-ми т.» М.: Искусство, 1954, 1955.
10. Станиславский К. С., «Работа актёра над собой. Работа актёра над ролью, Собр. соч.», т. 2-4, М., 1954-57;
11.В.Г. Сахновский «Работа режиссёра», г. Москва, г. Ленинград, Государственное издельство «Искусство», 1973 г.
12. М.А. Чехов «Путь актёра. Жизнь и встречи.», г. Москва, «Хранитель», 2007 г.
13. В. Немирович-Данченко «Рождение театра», г. Москва, «АСТ», 2009 г.
14. А.
Гончаров «Режиссёрские