Педагогическая система Станиславского

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
-изучить сущность педагогической системы Станиславского
-определить роль системы в обучении, воспитании и развитии актёра
-рассмотреть основные аспекты педагогической системы
-исследовать процесс работы над ролью.

Файлы: 1 файл

rabota.docx

— 64.58 Кб (Скачать)

Сейчас  актёр – это всесторонне развитый человек, который служит примером обожания и подражания, следовательно, такой  репутации нужна постоянная подпитка, а именно самосовершенствование  и самообразование.

Но актёр  – это не высшее существо (коим он может быть на сцене), это прежде всего человек. Человек–актёр, как и всякий большой художник, должен отзываться душой на благороднейшие течения современной жизни. Должен быть воспитан на всех видах искусства, он должен прочувствовать и живопись и музыку, и литературу, и танец, чтобы после впитав в себя частицы от каждого направления, создать в себе благоприятную почву для формирования личности. Это необходимо человеку, для самоутверждения, для поиска нравственной опоры.

Хочется подчеркнуть слово «поиск» - это  самое главное, что предоставляет  нам система Станиславского.

Ученик-актёр  для него система должна стать  фундаментом для поиска и утверждения  себя, мало того, это не только основа, но и лестница, на которой ты находишь всё новые и новые ступени  для продвижения вверх.

Почти всякое искусство имеет свою теорию, и только театральное искусство  не имело её до сих пор. Система  – это первая теория театрального искусства.

Это эпоха  в истории театра. Если люди неодарённые проходят мимо неё равнодушно, то это в порядке вещей, но когда видишь такое равнодушие со стороны натуры художественной, то ясно понимаешь, что теряет нынешнее поколение художников.

Работая над собой, начинается в самые  первые дни соприкосновения с  педагогической системой Станиславского. На мой взгляд, какой бы ни был  состоявшийся в профессиональной сфере  актёр, он всё равно останется  учеником-актёром, потому что в системе  К.С. всегда открываешь для себя всё  новые и новые горизонты, и  так будет и с другими педагогическими  системами выдающихся мастеров сцены.

Итак, как  только ученик-актёр приступает к  работе над собой, он начинает, развивает гибкость своей души. Выработка и приобретения этой душевной техники, а именно подбор помогающих фактов и устранение мешающих, позволяют исполнителю в каждую минуту по собственному желанию овладевать своим творческим состоянием. И совершенствование в этом смысле беспредельно.

Но система  делает ещё больше. Она учит узнавать недостатки как свои личные, так  и общечеловеческие, и научает  бороться с этими недостатками. Этим недостатком является собственное  тело ученика-актёра, которое предательским  образом может выдать его в  любую минуту.

Истинное  значение и смысл системы ученик должен понимать так: система не может  создать актёра, не может вложить  в него талант и не может научить  человека играть на сцене, если об этом не позаботился сам Бог. Система сберегает актёру его творческие силы, указывает ему пути, по которым следует направлять свой талант с наименьшей затратой сил и с большим успехом для дела. Настоящая, единственная цель педагогической системы Станиславского – дать актёру в руки самого себя, научить его каждую минуту понять свою ошибку и суметь помочь себе.

А для  чего это, что бы по средствам ученика-актёра воспитывать сидящих в зале людей. Таким образом, зритель становится учеником-зрителем.

Поэтому на актёрах всегда лежит огромная ответственность, т. к. они люди, которые доносят нам голоса классиков и современников, и очень важно донести всю суть, весь точный смысл и не потерять ничего в долгом пути жизни роли, в этом конечно и помогает система. Она подобна ориентиру, который направляет сознание и внимание, как актёра, так и режиссёра.

Зритель является учеником, уже потому что  впитывает плодотворные результаты проработанной системы. Они воспринимают и учатся на плодах работы актёра над  собой.

Не должно остаться между сценой и залом  недосказанности. Им должны открыться  все три  театральные правды, о которых писал Немирович-Данченко в своей книге «Рождение театра»: «Я хочу говорить о трёх восприятиях театрального представления, будь то спектакль или роль, о трёх волнах, из которых создаётся театральное представление. И значит, о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном{…}Создатель спектакля – режиссёр или актёр – должен быть сам по себе, если можно так выразиться, социально воспитанным человеком, независимо от того материала, с которым ему приходится работать.{…}Жизненное можно было бы лучше всего определить как правду, человеческую правду.{…}Театр живого человека.»

В результате ученики-актёры, обучавшиеся на системе, и ученики-зрители, образовавшиеся на её результатах, становятся союзниками, и это называется законченное  коллективное творчество. Ведь спектакль, по своей сути, это не факт театра, а факт жизни.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Основные принципы педагогической  системы Станиславского. Работа актёра над собой.

К.С. Станиславский воплощал свою систему в жизнь, посредством педагогического процесса, воспитывая новую артистическую смену в студиях. На этом основании выявилась необходимость в проведении системно-структурного анализа педагогической системы Станиславского, являющейся «краеугольным камнем» современной театральной педагогики.

Понятие «педагогическая система»: - это  целостность элементов её составляющих, индивидуальные связи и отношения главных элементов - «учитель - учебная деятельность - ученик».

Здесь хочется привести выдержку из книги  М. Чехова «Путь актёра»: «…система  не только «научна», она просто «наука». Теоретична она для тех, кто не способен на практике, то есть для всех неодарённых и нехудожественных натур. Система есть исключительно  «практическое» руководство.»

Считаю  это подходящей цитатой, потому что  педагогическая система Станиславского имеет хорошее свойство гибкости , потому что каждый её понимает по своему и уделяет больше внимания тому, что его больше волнует, зависимо от своих способностей.

Система Станиславского имеет значение профессиональной основы сценического искусства.

Главный принцип системы Станиславского - жизненная правда. Педагогу театральной школы необходимо научиться отличать сценическую правду от лжи, для этого следует сопоставлять выполнение какого-либо творческого задания с правдой самой жизни. Это путь к истинной, живой театральности.

Принцип сверхзадачи — то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в  итоге. Мечта, цель, желание. Идейность творчества, идейная активность. Сверхзадача — это цель произведения. Это не сама идея, это то, ради чего эта идея воплощается. Это стремления автора участвовать своим творчеством в борьбе за что-то новое.

Принцип активности действия — не изображать образы и страсти, а действовать  в образах и страстях. Станиславский  считал, что кто не понял этого  принципа, тот не понял систему  и метод в целом. Все методологические и технологические указания Станиславского имеют одну цель — разбудить естественную человеческую природу актера для  органического творчества в соответствии со сверхзадачей.

Третий  принцип системы Станиславского - принцип, утверждающий действие в  качестве возбудителя сценических  переживаний и основного материала  в актёрском искусстве. Это важный принцип практической части системы - метода работы над ролью.

Принцип органичности (естественности) вытекает из предыдущего принципа. В творчестве не может быть ничего искусственного и механического, все должно подчиняться  требованиям органичности.

Принцип перевоплощения — конечный этап творческого  процесса — создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение.

Принцип перевоплощения является решающим принципом  системы. Но искусство актёра - вторичное, исполнительское. Актёр в своём  творчестве опирается на другое искусство - на искусство драматурга. А в  произведении драматурга образы уже  даны, хоть и в литературной форме. Если соответствующим образом одетый и загримированный актёр хотя бы только грамотно читает свою роль, в  представлении зрителя всё же возникает некий художественный образ. Создателем такого образа является не актёр; его творцом как был, так и остаётся драматург. Однако зритель видит не драматурга, а  актёра на сцене, и впечатление получает от его игры. Если актёр внимает зрителей не образом, а личным обаянием или внешними данными - это лжеискусство. Станиславский был против самолюбования и самопоказывания. Не себя в образе должен любить актёр, учил Станиславский, а образ в себе.

Система включает в себя ряд приемов сценического творчества. Один из них состоит  в том, что актер ставит себя в  предлагаемые обстоятельства роли и  работает над ролью от себя. Существует также принцип «типажного подхода». Он получил широкое распространение  в современном театре. Этот принцип  пришел из кинематографа и сегодня  применяется как в кино, так  и в рекламе. Он заключается в  том, что на роль назначается не тот  актер, который, пользуясь материалом роли, может создать образ, а актер, который совпадает с персонажем по своим внешним и внутренним качествам. Режиссер в этом случае рассчитывает не столько на мастерство актера, сколько  на природные данные.

Станиславский протестовал против такого подхода. «Я в предлагаемых обстоятельствах» — формула сценической жизни  по Станиславскому. Стать другим, оставаясь  самим собой — эта формула  выражает диалектику творческого перевоплощения по Станиславскому. Если актер становится другим — это представление, наигрыш. Если остается самим собой — это  самопоказывание. Нужно совместить оба требования. Все как в жизни: человек взрослеет, развивается, но, тем не менее, остается самим собой.

Творческое  состояние складывается из взаимосвязанных  элементов:

активная  сосредоточенность (сценическое внимание);

свободное от напряжения тело (сценическая свобода);

правильная  оценка предлагаемых обстоятельств (сценическая  вера);

возникающее на этой основе желание действовать (сценическое действие).

Сценическое внимание является основой внутренней техники актера. Станиславский считал, что внимание — это проводник  чувства. В зависимости от характера  объекта различается внимание внешнее (вне самого человека) и внутреннее (мысли, ощущения). Задача актера — активная сосредоточенность на произвольном объекте в пределах сценической  среды. «Вижу, что дано, отношусь, как  задано» — формула сценического внимания по Станиславскому. Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия — не объективное  рассмотрение предмета, а его преобразование.

Сценическая свобода. Свобода имеет две стороны: внешнюю (физическую) и внутреннюю (психическую). Внешняя свобода (мышечная) — это  состояние организма, при котором  на каждое движение тела в пространстве затрачивается столько Мускульной энергии, сколько это движение требует. Знание дает уверенность, уверенность  порождает свободу, а она, в свою очередь, находит выражение в  физическом поведении человека. Внешняя  свобода — результат свободы  внутренней.

Сценическая вера. Зритель должен верить тому, во что верит актер. Сценическая  вера рождается через убедительное объяснение и мотивировку происходящего  — то есть через оправдание (по Станиславскому). Оправдать — значит объяснить, мотивировать. Оправдание происходит при помощи фантазии.

Сценическое действие. Признаком, отличающим одно искусство от другого и определяющим таким образом специфику каждого  искусства, является материал, которым  пользуется художник (в широком смысле этого слова) для создания художественных образов. В литературе — это слово, в живописи — цвет и линия, в  музыке — звук. В актерском искусстве  материалом является действие. Действие — волевой акт человеческого  поведения, направленный к определенной цели — классическое определение  действия. Актерское действие —  единый психофизический процесс  достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный каким-то образом во времени и пространстве. В действии наиболее наглядно появляется весь человек, то есть единство физического и психического. Актер создает образ при помощи своего поведения и действий. Воспроизведение этого (поведения и действий) и составляет сущность игры.

Информация о работе Педагогическая система Станиславского