Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:49, курсовая работа
Задачи исследования:
-изучить сущность педагогической системы Станиславского
-определить роль системы в обучении, воспитании и развитии актёра
-рассмотреть основные аспекты педагогической системы
-исследовать процесс работы над ролью.
Сейчас
актёр – это всесторонне
Но актёр – это не высшее существо (коим он может быть на сцене), это прежде всего человек. Человек–актёр, как и всякий большой художник, должен отзываться душой на благороднейшие течения современной жизни. Должен быть воспитан на всех видах искусства, он должен прочувствовать и живопись и музыку, и литературу, и танец, чтобы после впитав в себя частицы от каждого направления, создать в себе благоприятную почву для формирования личности. Это необходимо человеку, для самоутверждения, для поиска нравственной опоры.
Хочется подчеркнуть слово «поиск» - это самое главное, что предоставляет нам система Станиславского.
Ученик-актёр для него система должна стать фундаментом для поиска и утверждения себя, мало того, это не только основа, но и лестница, на которой ты находишь всё новые и новые ступени для продвижения вверх.
Почти всякое искусство имеет свою теорию, и только театральное искусство не имело её до сих пор. Система – это первая теория театрального искусства.
Это эпоха в истории театра. Если люди неодарённые проходят мимо неё равнодушно, то это в порядке вещей, но когда видишь такое равнодушие со стороны натуры художественной, то ясно понимаешь, что теряет нынешнее поколение художников.
Работая
над собой, начинается в самые
первые дни соприкосновения с
педагогической системой Станиславского.
На мой взгляд, какой бы ни был
состоявшийся в профессиональной сфере
актёр, он всё равно останется
учеником-актёром, потому что в системе
К.С. всегда открываешь для себя всё
новые и новые горизонты, и
так будет и с другими
Итак, как только ученик-актёр приступает к работе над собой, он начинает, развивает гибкость своей души. Выработка и приобретения этой душевной техники, а именно подбор помогающих фактов и устранение мешающих, позволяют исполнителю в каждую минуту по собственному желанию овладевать своим творческим состоянием. И совершенствование в этом смысле беспредельно.
Но система делает ещё больше. Она учит узнавать недостатки как свои личные, так и общечеловеческие, и научает бороться с этими недостатками. Этим недостатком является собственное тело ученика-актёра, которое предательским образом может выдать его в любую минуту.
Истинное значение и смысл системы ученик должен понимать так: система не может создать актёра, не может вложить в него талант и не может научить человека играть на сцене, если об этом не позаботился сам Бог. Система сберегает актёру его творческие силы, указывает ему пути, по которым следует направлять свой талант с наименьшей затратой сил и с большим успехом для дела. Настоящая, единственная цель педагогической системы Станиславского – дать актёру в руки самого себя, научить его каждую минуту понять свою ошибку и суметь помочь себе.
А для чего это, что бы по средствам ученика-актёра воспитывать сидящих в зале людей. Таким образом, зритель становится учеником-зрителем.
Поэтому на актёрах всегда лежит огромная ответственность, т. к. они люди, которые доносят нам голоса классиков и современников, и очень важно донести всю суть, весь точный смысл и не потерять ничего в долгом пути жизни роли, в этом конечно и помогает система. Она подобна ориентиру, который направляет сознание и внимание, как актёра, так и режиссёра.
Зритель является учеником, уже потому что впитывает плодотворные результаты проработанной системы. Они воспринимают и учатся на плодах работы актёра над собой.
Не должно остаться между сценой и залом недосказанности. Им должны открыться все три театральные правды, о которых писал Немирович-Данченко в своей книге «Рождение театра»: «Я хочу говорить о трёх восприятиях театрального представления, будь то спектакль или роль, о трёх волнах, из которых создаётся театральное представление. И значит, о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном{…}Создатель спектакля – режиссёр или актёр – должен быть сам по себе, если можно так выразиться, социально воспитанным человеком, независимо от того материала, с которым ему приходится работать.{…}Жизненное можно было бы лучше всего определить как правду, человеческую правду.{…}Театр живого человека.»
В результате ученики-актёры, обучавшиеся на системе, и ученики-зрители, образовавшиеся на её результатах, становятся союзниками, и это называется законченное коллективное творчество. Ведь спектакль, по своей сути, это не факт театра, а факт жизни.
3. Основные принципы педагогической системы Станиславского. Работа актёра над собой.
К.С. Станиславский воплощал свою систему в жизнь, посредством педагогического процесса, воспитывая новую артистическую смену в студиях. На этом основании выявилась необходимость в проведении системно-структурного анализа педагогической системы Станиславского, являющейся «краеугольным камнем» современной театральной педагогики.
Понятие «педагогическая система»: - это целостность элементов её составляющих, индивидуальные связи и отношения главных элементов - «учитель - учебная деятельность - ученик».
Здесь хочется привести выдержку из книги М. Чехова «Путь актёра»: «…система не только «научна», она просто «наука». Теоретична она для тех, кто не способен на практике, то есть для всех неодарённых и нехудожественных натур. Система есть исключительно «практическое» руководство.»
Считаю это подходящей цитатой, потому что педагогическая система Станиславского имеет хорошее свойство гибкости , потому что каждый её понимает по своему и уделяет больше внимания тому, что его больше волнует, зависимо от своих способностей.
Система Станиславского имеет значение профессиональной основы сценического искусства.
Главный принцип системы Станиславского - жизненная правда. Педагогу театральной школы необходимо научиться отличать сценическую правду от лжи, для этого следует сопоставлять выполнение какого-либо творческого задания с правдой самой жизни. Это путь к истинной, живой театральности.
Принцип сверхзадачи — то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге. Мечта, цель, желание. Идейность творчества, идейная активность. Сверхзадача — это цель произведения. Это не сама идея, это то, ради чего эта идея воплощается. Это стремления автора участвовать своим творчеством в борьбе за что-то новое.
Принцип активности действия — не изображать образы и страсти, а действовать в образах и страстях. Станиславский считал, что кто не понял этого принципа, тот не понял систему и метод в целом. Все методологические и технологические указания Станиславского имеют одну цель — разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей.
Третий
принцип системы Станиславского
- принцип, утверждающий действие в
качестве возбудителя сценических
переживаний и основного
Принцип органичности (естественности) вытекает из предыдущего принципа. В творчестве не может быть ничего искусственного и механического, все должно подчиняться требованиям органичности.
Принцип перевоплощения — конечный этап творческого процесса — создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение.
Принцип перевоплощения является решающим принципом системы. Но искусство актёра - вторичное, исполнительское. Актёр в своём творчестве опирается на другое искусство - на искусство драматурга. А в произведении драматурга образы уже даны, хоть и в литературной форме. Если соответствующим образом одетый и загримированный актёр хотя бы только грамотно читает свою роль, в представлении зрителя всё же возникает некий художественный образ. Создателем такого образа является не актёр; его творцом как был, так и остаётся драматург. Однако зритель видит не драматурга, а актёра на сцене, и впечатление получает от его игры. Если актёр внимает зрителей не образом, а личным обаянием или внешними данными - это лжеискусство. Станиславский был против самолюбования и самопоказывания. Не себя в образе должен любить актёр, учил Станиславский, а образ в себе.
Система
включает в себя ряд приемов сценического
творчества. Один из них состоит
в том, что актер ставит себя в
предлагаемые обстоятельства роли и
работает над ролью от себя. Существует
также принцип «типажного подхода».
Он получил широкое
Станиславский протестовал против такого подхода. «Я в предлагаемых обстоятельствах» — формула сценической жизни по Станиславскому. Стать другим, оставаясь самим собой — эта формула выражает диалектику творческого перевоплощения по Станиславскому. Если актер становится другим — это представление, наигрыш. Если остается самим собой — это самопоказывание. Нужно совместить оба требования. Все как в жизни: человек взрослеет, развивается, но, тем не менее, остается самим собой.
Творческое состояние складывается из взаимосвязанных элементов:
активная сосредоточенность (сценическое внимание);
свободное от напряжения тело (сценическая свобода);
правильная оценка предлагаемых обстоятельств (сценическая вера);
возникающее на этой основе желание действовать (сценическое действие).
Сценическое внимание является основой внутренней техники актера. Станиславский считал, что внимание — это проводник чувства. В зависимости от характера объекта различается внимание внешнее (вне самого человека) и внутреннее (мысли, ощущения). Задача актера — активная сосредоточенность на произвольном объекте в пределах сценической среды. «Вижу, что дано, отношусь, как задано» — формула сценического внимания по Станиславскому. Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия — не объективное рассмотрение предмета, а его преобразование.
Сценическая
свобода. Свобода имеет две стороны:
внешнюю (физическую) и внутреннюю (психическую).
Внешняя свобода (мышечная) — это
состояние организма, при котором
на каждое движение тела в пространстве
затрачивается столько
Сценическая вера. Зритель должен верить тому, во что верит актер. Сценическая вера рождается через убедительное объяснение и мотивировку происходящего — то есть через оправдание (по Станиславскому). Оправдать — значит объяснить, мотивировать. Оправдание происходит при помощи фантазии.
Сценическое
действие. Признаком, отличающим одно
искусство от другого и определяющим
таким образом специфику