Педагогическая система вальфдорфской школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:16, реферат

Краткое описание

Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.
Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году в Германии в городе Штутгарте. Учились в ней дети рабочих и тужащих табачной фабрики «Вальдорф-Астория».

Файлы: 1 файл

Педагогическая система Вальдорфской школы.docx

— 20.26 Кб (Скачать)

Педагогическая  система Вальдорфской школы.

Работу подготовила  студентка гр. 080918

Шакирова Чулпан В.

 

Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году в Германии в городе Штутгарте. Учились в ней дети рабочих и тужащих табачной фабрики «Вальдорф-Астория».

Исходя из антропософского учения, главная идея вальдорфских школ заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел — физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром.

Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душу) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, — принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа — союз свободных людей, не зависящих ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников.

Яркое слово учителя, природные материалы, игра, творчество — основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа диалог, интегрированный урок, экскурсия — основные методы и формы, которыми Вальдорфские учителя владеют в совершенстве.

Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности  и личного воздействия педагога.

Вальдорфские учителя  — это высокоэрудированные, прекрасно подготовленные специалисты. Они считают, что главное в образовании — развитие способности чувствовать, умения творчески созидать, знание природы и развитие художественного вкуса. Классный руководитель, который в течение первых восьми лет ведет класс, и другие педагоги строят свои занятия, не давая рецептов, готовых ответов, вместе с учениками они ищут ответы на поставленные вопросы, открывают новые знания. При этом педагоги показывают, что им, как и воспитанникам, все достается нелегко. Тем самым у детей снимается страх совершить в процессе обучения ошибку. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказывают в своих пожеланиях ученику в свободном общении. Ученики вальдорфских школ открыты людям, это творческие личности, живущие в гармонии с собой и миром.

Таким образом, можно выделить следующие характерные особенности вальдорфской школы:

1. Обучение в школе  обычно начинается с 7-летнего  возраста и рассчитано на 11-12 лет.  Первый, кто встречает ребенка, - классный учитель. На протяжении  восьми лет он каждое утро  приветствует учеников и ведет  главный урок, длящийся 2 часа без  перерыва.

   На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания.   Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.

2. Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни - с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.

3. На уроках рукоделия  дети учатся вязанию на спицах  и крючком, вышиванию, ткачеству,  работают с различными "мягкими"  материалами. На уроках художественного  труда дети знакомятся с различными  ремеслами и технологиями. Постепенно  ремесло превращается в свободное  художественное творчество. Дети  изучают новый вид искусства  движения - эвритмию(7).

 

4. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким- то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям.

5. В конце каждой учебной  четверти устраивается концерт  для родителей и гостей. Каждый  класс показывает, чему он научился  в этой четверти. Рассказывают  стихи (в том числе по-немецки  и по-английски), поют, играют на  флейтах. Некоторые классы готовят  небольшие спектакли.

6. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.

  7. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.

  8. Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В вальдорфских школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.

  

      Методы преподавания.

 

Подача материала начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Таким образом, приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории. Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам.

Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.

    Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.

     Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями: самодисциплины; свободного, независимого, аналитического и критического мышления; благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.

Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков  в работе в саду, мастерской или  на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

В нашем мире, где разрушаются  традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные  ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить  в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной  оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.


Информация о работе Педагогическая система вальфдорфской школы