Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:35, реферат
Педагогическая система Макаренко С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики”,— говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.
Педагогическая система
Макаренко С. Макаренко считал, что четкое
знание педагогом целей воспитания —
самое непременное условие успешной педагогической
деятельности. В условиях советского общества
целью воспитания должно быть, указывал
он, воспитание активного участника социалистического
строительства, человека, преданного идеям
коммунизма. Макаренко доказывал, что
достижение этой цели вполне возможно.
“... Воспитание нового человека — дело
счастливое и посильное для педагогики”,—
говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую
педагогику.
Уважение к личности ребенка, благожелательный
взгляд на его потенциальные возможности
воспринимать хорошее, становиться лучше
и проявлять активное отношение к окружающему
неизменно являлись основой новаторской
педагогической деятельности А. С. Макаренко.
К своим воспитанникам он подходил с горьковским
призывом “Как можно больше уважения
к человеку и как можно больше требования
к нему”. К распространенному в 20-е годы
призыву к всепрощающей, терпеливой любви
к детям Макаренко добавил свой: любовь
и уважение к детям обязательно должны
сочетаться с требованиями к ним; детям
нужна “требовательная любовь”, говорил
он. Социалистический гуманизм, выраженный
в этих словах и проходящий через всю педагогическую
систему Макаренко, является одним из
ее основных принципов. А. С. Макаренко
глубоко верил в творческие силы человека,
в его возможности. Он стремился “проектировать”
в человеке лучшее.
А. С. Макаренко решительно боролся с педологией.
Он одним из первых выступил против сформулированного
педологами “закона о фаталистической
обусловленности судьбы детей наследственностью
и какой-то неизменной средой”. Он доказывал,
что любой советский ребенок, обиженный
или испорченный ненормальными условиями
своей жизни, может исправиться при условии
создания благоприятной обстановки и
применения правильных методов воспитания.
В любом воспитательном советском учреждении
воспитанников следует ориентировать
на будущее, а не на прошлое, звать их вперед,
открывать им радостные реальные перспективы.
Ориентировка на будущее составляет, по
мнению Макаренко, важнейший закон социалистического
строительства, целиком устремленного
в будущее, он соответствует жизненным
стремлениям каждого человека. “Воспитать
человека — значит воспитать у него,—
говорил А. С. Макаренко,— перспективные
пути, по которым располагается его завтрашняя
радость. Можно написать целую методику
этой важнейшей работы”. Работа эта должна
организовываться по “системе перспективных
линий”.
Воспитание в коллективе
и через коллектив
Центральная проблема педагогической
практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского
коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская.
Октябрьская революция выдвинула актуальную
задачу коммунистического воспитания
коллективиста, и естественно, что идея
воспитания в коллективе занимала умы
советских педагогов 20-х годов. Большая заслуга
А. С. Макаренко заключалась в том, что
он разработал законченную теорию организации
и воспитания детского коллектива и личности
в коллективе и через коллектив. Макаренко
видел главную задачу воспитательной
работы в правильной организации коллектива.
“Марксизм,— писал он,— учит нас, что
нельзя рассматривать личность вне общества,
вне коллектива”. Важнейшим качеством
советского человека является его умение
жить в коллективе, вступать в постоянное
общение с людьми, трудиться и творить,
подчинять свои личные интересы интересам
коллектива.А. С. Макаренко
настойчиво искал формы организации детских
учреждений, которые соответствовали
бы гуманным целям советской педагогики
и способствовали формированию творческой
целеустремленной личности. “Нам нужны,—
писал он,— новые формы жизни детского
общества, способные давать положительные
искомые величины в области воспитания.
Только большое напряжение педагогической
мысли, только пристальный и стройный
анализ, только изобретение и проверка
могут привести нас к этим формам”. Коллективные
формы воспитания отличают советскую
педагогику от буржуазной. “Может быть,—
писал Макаренко,— главное отличие нашей
воспитательной системы от буржуазной
в том и лежит, что у нас детский коллектив
обязательно должен расти и богатеть,
впереди должен видеть лучший завтрашний
день и стремиться к нему в радостном общем
напряжении, в настойчивой радостной мечте.
Может быть, в этом и заключается истинная
педагогическая диалектика”. Необходимо
создать, считал Макаренко, совершенную
систему крупных и небольших коллективных
единиц, выработать систему их взаимоотношений
и взаимозависимостей, систему воздействия
на каждoгo воспитанника, а также установить
коллективные и личные отношения между
педагогами, воспитанниками и руководителем
учреждения. Важнейшим “механизмом”,
педагогическим средством является “параллельное
воздействие” — одновременное воздействие
воспитателя на коллектив, а через него
и на каждого воспитанника.
Выясняя воспитательную сущность коллектива,
А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий
коллектив должен иметь общую цель, заниматься
разносторонней деятельностью, в нем должны
быть органы, направляющие его жизнь и
работу.
важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность
и развитие коллектива, он считал наличие
у его членов осознанной перспективы движения
вперед. По достижении поставленной цели
необходимо выдвигать другую, еще более
радостную и многообещающую, но обязательно
находящуюся в сфере общих перспективных
целей, которые стоят перед советским
обществом, строящим социализм.
А. С. Макаренко впервые сформулировал
и научно обосновал требования, которым
должен отвечать педагогический коллектив
воспитательного учреждения, и правила
его взаимоотношений с коллективом воспитанников.О трудовом воспитании
А. С. Макаренко говорил, что правильное
коммунистическое воспитание не может
быть нетрудовым. Наше государство — это
государство трудящихся. В нашей Конституции
написано: “Кто не работает, тот не ест”.
И воспитатели должны научить детей творчески
трудиться. Этого можно достичь, только
воспитав у них представление о труде
как об обязанности советского человека.
Тот, кто не имеет привычки к труду, не
знает, что такое трудовое усилие, кто
боится “трудового пота”, тот не может
видеть в труде источник творчества. Трудовое
воспитание, считал Макаренко, являясь
одним из важнейших элементов физической
культуры, содействует вместе с тем психическому,
духовному развитию человека.
А. С. Макаренко стремился воспитать в
своих колонистах умение заниматься любым
видом труда, независимо от того, нравится
он или нет, приятен или неприятен. Из неинтересной
обязанности, каким является труд для
новичков, он постепенно становится источником
творчества, предметом гордости и радости,
как, например, описанный в “Педагогической
поэме” праздник первого снопа. В учреждениях,
которыми руководил Макаренко, была выработана
своя система трудового воспитания, был
установлен обычай: самую трудную работу
поручать лучшему отряду.
Говоря о постановке трудового воспитания
в школе и семье, А. С. Макаренко считал,
что следует в процессе выполнения детьми
трудовых заданий упражнять их в приобретении
организационных навыков, развивать у
них умение ориентироваться в работе,
планировать ее, воспитывать бережное
отношение к затрачиваемому времени, продукту
труда.
“Участие в коллективном труде,— говорил
А. С. Макаренко,— позволяет человеку вырабатывать
правильное нравственное отношение к
другим людям — родственную любовь и дружбу
по отношению ко всякому трудящемуся,
возмущение и осуждение по отношению к
лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда”.
Значение игры в
воспитании
А. С. Макаренко считал, что игра имеет
для ребенка такое же значение, как для
взрослого “деятельность, работа, служба”.
Будущий деятель, говорил он, воспитывается
прежде всего в игре: “Вся история отдельного
человека как деятеля и работника может
быть представлена в развитии игры и в
постепенном переходе ее в работу”. Отмечая
огромное влияние игры на ребенка дошкольного
возраста, Макаренко раскрыл в лекциях
о воспитании детей ряд важнейших проблем,
относящихся к этому вопросу. Он говорил
о методике игры, о связи между игрой и
работой, о формах руководства детской
игрой со стороны взрослых, дал классификацию
игрушек.
Он предлагал не торопиться “отвлекать
ребенка от игры и переводить на рабочее
усилие и на рабочую заботу”. Но вместе
с тем, говорил он, нельзя проходить мимо
того факта, что бывают люди, которые приносят
“из детства в серьезную жизнь игровые
установки”. Поэтому нужно так организовать
игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались
“качества будущего работника и гражданина”.Освещая
вопросы методики игры, А. С. Макаренко
считал, что в игре дети должны проявлять
активность, испытывать радость творчества,
эстетические переживания, чувствовать
ответственность, относиться серьезно
к правилам игры. Родители и воспитатели
должны интересоваться игрой детей. Не
следует заставлять детей повторять только
то, что делают с игрушкой взрослые, а также
“забрасывать” их самыми различными
игрушками: “Дети... в лучшем случае становятся
коллекционерами игрушек, а в худшем случае,
наиболее частом, без всякого интереса
переходят от игрушки к игрушке, играют
без увлечения, портят и ломают игрушки
и требуют новых”. Макаренко отличал игры
в дошкольном возрасте от, игр малышей.
Он говорил также об особенностях игр
в старшем школьном возрасте.
О семейном воспитании
А. С. Макаренко уделял огромное внимание
вопросам семейного воспитания. Он утверждал,
что семья должна быть коллективом, в котором
дети получают первоначальное воспитание
и который, наряду с учреждениями общественного
воспитания, влияет на правильное развитие
и формирование личности ребенка. Макаренко
утверждал, что только в той семье дети
получат правильное воспитание, которая
сознает себя частью советского общества,
в которой деятельность родителей рассматривается
как необходимое обществу дело.
В семье должно быть, по мнению Макаренко,
несколько детей. Это предупреждает развитие
в ребенке эгоистических наклонностей,
дает возможность организовать взаимопомощь
между детьми разных возрастов, способствует
развитию в каждом ребенке черт и качеств
коллективиста, умения уступить другому
и подчинить свои интересы общим.
Родители, как уже говорилось, должны проявлять
к детям требовательную любовь, не потворствовать
их прихотям и капризам, иметь в глазах
детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко
указывал на то, что родители часто подменяют
настоящий авторитет ложным, и дал очень
тонкий анализ различных видов ложного
авторитета родителей. Первым он называет
авторитет, подавления, когда в семье существует
отцовский террор, превращающий мать в
бессловесную рабыню запугивающий детей.
Вызывая у детей постоянный страх, такие
отцы превращают детей в забитые, безвольные
существа, из которых вырастают либо никчемные
люди, либо самодуры. Второй вид ложного
авторитета — это авторитет расстояния.
Он основан на стремлении родителей держать
детей от себя подальше, не допускать их
к своим интересам, делам, мыслям. Насколько
неразумен авторитет расстояния, настолько
же недопустимо в семье панибратство.
Одним из самых опасных ложных авторитетов
А. С. Макаренко считал авторитет любви.
Он решительно осуждал родителей, которые
балуют, изнеживают детей, безудержно
осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными
поцелуями, не предъявляя к ним никаких
требований и ни в чем не отказывая. Именно
такому поведению родителей Макаренко
противопоставлял свое учение о требовательной
любви к человеку. Он говорил еще о таких
видах ложного авторитета, как авторитет
чванства, резонерства, подкупа. Последний
он считал наиболее безнравственным нерезко
осуждал родителей, добивающихся от детей
хорошего поведения только с помощью наград.
А. С. Макаренко указывал, что такое обращение
родителей с детьми влечет за собой моральное
развращение детей.
А. С. Макаренко сыграл огромную роль в
развитии советской педагогической науки.
Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма
и грандиозного опыта массового перевоспитания
людей в условиях строительства социализма,
он разработал многие конкретные вопросы
теории советского воспитания. Он создал
замечательные произведения социалистического
реализма, в которых в художественно обобщенных
образах показаны типические черты нашей
действительности, раскрывается путь
воспитания нового советского человека.
Педагогическая система Сухомлинского
Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников волновали советских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. С особой силой они проявились в деятельности Василия Александровича Сухомлинского. Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.Отличительной особенностью педагогической системы и практической педагогической деятельности Сухомлинского явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований. Его воспитательная система строилась на гуманистических принципах уважения личности воспитанника, его человеческого достоинства, на безграничном доверии, открывавшем путь к душе воспитанника, умении подходить к каждому с «оптимистической гипотезой», проектирующей и стимулирующей проявление высоких нравственных и гражданских качеств; умении проникать во внутренний мир мыслей и чувств воспитанников, в каждом случае находить педагогически целесообразный способ воздействия, тон и стиль педагогического общения. Отстаивая гуманные взаимоотношения педагогов и воспитанников, идею партнерских отношений между ними, он определил воспитание как «единство духовной жизни воспитателя и воспитанников, единство их идеалов, стремлений, мыслей, переживаний». А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Вся система деятельности педагога проникнута высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка.Главным в своей жизни он считал любовь к детям.Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.“Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках.”В.А. Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. В подходе к проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция его взглядов. Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний, как грубое высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике.Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. Основным поощрением и наказанием в педагогическом труде он считал оценку. По мнению педагога учителя, которые оценивают духовный мир ребенка только с помощью оценок и баллов, при этом делят детей на тех кто учит и тех кто не учит уроки, не точно оценивают детей.В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться». Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство воспитания. Он считал, что коллектив – это объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. “Детский коллектив – сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью. Дети – не взрослые, они легко возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них не крайность. В детском коллективе всему мера, все в осторожностью; воспитатель никогда не должен выпускать из – под контроля детские страсти. И коллективное мнение, которое среди взрослых справедливости, может стать причиной неисправимых душевных травм у детей”. Как видно из этого высказывания Сухомлинского, он справедливо опасался силы общественного мнения в осуждении личности коллективом, противопоставлял коллективному осуждению, тем более наказанию - проявления чуткости, заботливости, чтобы ребенок переживал чувство благодарности коллективу, приобретал в этом нравственный опыт поддержки и помощи тем, кто в них нуждается. “Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок «ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех.” На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А. Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности. И при этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.”Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспитания коллектива основывалась не на «организационных зависимостях», а на развитии духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды своей индивидуальной духовной деятельности и обогащаться в духовном общении. «Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил В.А. Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений”.И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив, он считал воспитания личности без коллектива не может быть, также не может быть «абстрактного» коллектива без личностей.Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы... Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... - воспитывайте детей без наказаний» Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Природа – благодатный источник воспитания человека.Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит становится воспитываемым.Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни.Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств – самое трудное в работе педагога. Сухомлинский рассказывает, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при каких-то стеченьях обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, переполнится счастьем. От красоты природы – к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга – главное средство эстетического воспитания в школе.Сухомлинский не агитирует за эстетическое воспитание. Он показывает, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет. Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.Вхождение искусства в духовный мир ребенка начинается с познания красоты слова. Познание красоты слова является важнейшим шагом в мир прекрасного. Слово – могучий способ оттачивания, воспитания утонченных чувств. Красота слова ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети как бы слышат музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое слово раскрывает тончайшие эмоциональные оттенки родного слова.Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи.В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке. По мнению В.А. Сухомлинского музыка является самым чудодейственным, средством привлечения к красоте, человечности. С помощью музыки человек может познать себя, стремится к прекрасному, преодолеть в себе что-то негативное.В школе Сухомлинского очень много внимания уделялось слушанию музыки. Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира; музыкальная мелодия как бы призывала человека – остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.Искусство, открывает глаза на мир родной природы, «настраивает струны души» на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго.Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого прекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается прежде всего в семье.Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры. Человек, который любит Пушкина и Гейне, человек, которому хочется сказать красиво о красоте, окружающей его, человек, для которого поиски нужного слова стали такой же потребностью, как потребность созерцать прекрасное, человек, для которого понятие о красоте человеческой выражается, прежде всего, в уважении человеческого достоинства, в утверждении самых справедливых отношений между людьми, - такой человек не может стать грубияном, циником.Красота – средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве – и особенно в отрочестве – человек должен научиться индивидуально осваивать эстетические ценности. Важно, что бы это освоение продолжалось всю жизнь.Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, что бы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым – значит прежде всего помочь ему учиться.Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что надо только понять и усвоить без зубрежки – в упражнениях.Одно за другим делает Сухомлинский маленькие открытия: оказывается, каждый учитель, какой предмет он ни преподавал, должен быть преподавателем словесности…Слово – первый шаг к мысли ученика. В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов. Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того, кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное светлыми словами. Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.Итак, Сухомлинский показывает: дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нельзя давать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед, этот результат соединения знания со старательностью. “Учение – труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат – все это надежные источники человеческой радости.” Другой идеал воспитания — труд как основа воспитания нового человека - в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогической мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием. Системе трудового воспитания в сельской школе была посвящена кандидатская диссертация Сухомлинского (1955 г.). В течение последующих пятнадцати лет эта система непрерывно совершенствовалась, обеспечивала учащимся все большие возможности для удовлетворения своих трудовых интересов и склонностей, самореализации и самоопределения, подготовки к профессиональной деятельности. Главное же заключалось в том, что педагогически организованный труд выступал ничем не заменимым средством воспитания. «Что означает идея: труд - основа всестороннего гармонического развития? В практической работе с детьми и подростками это означает, что от труда идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию, к становлению идейной, гражданской основы личности». С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. “Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений”.Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать недобрым человеком. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке
Педагогический подвиг
ПесталлоциБыл богословом,
но всегда думал о народе. отзывчивый к
людскому горю, При некоторой поддержке
местных общин и добрых людей Песталоцци
собрал у себя до 50 детей, которым самоотверженно
посвятил все свои силы и материальные
средства, приучая их летом к полевым работам,
а зимою к ремеслу. (но вскоре школа
закрылась). то образование, по убеждению
Песталоцци, прежде всего следует отдать
в руки матерей. Песталоцци вновь собрал
детей, оставшихся после войны без пристанища.
Не имея помощников, он сам должен был
справляться с детьми (а их было около
ста человек), имевших, мягко выражаясь,
не совсем хорошие привычки. Занятия Песталоцци
были прерваны совершенно случайно: французским
войскам понадобились монастырские здания
под госпиталь, и Песталоцци, силы которого
в это время были надорваны, вынужден был
закрыть школу. Несколько времени спустя,
при более благоприятных обстоятельствах,
ему удается открыть школу в Бургдорфе,
а затем перенести её в Ивердон, где известность
педагога достигает апогея. Вместе с тем,
в Бургдорф и Ивердон являлись проверяющие,
чтобы воочию убедиться в целесообразности
приемов Песталоцци. Песталоцци был «народником»
в лучшем значении слова. Основою воспитания должна
быть природа человека. В психической
жизни человека Песталоцци подмечает
пять «физико-механических» законов: закон
постепенности и последовательности,
закон связности, закон совместных ощущений,
закон причинности и закон психической
самобытности.Замечательным учителем
был швейцарский педагог Генрих Песталоцци.
Он учил во много раз лучше и быстрее своих
коллег. Его работу проверяли многочисленные
комиссии. Ревизоры в один голос писали,
что они не могут понять, кто кого учит:
Песталоцци растворялся среди своих учеников.
В трудные дни, когда созданная им для
обучения и воспитания детей колония в
Бургдорфе находилась на грани катастрофы
из-за финансовых проблем, Песталоцци
получил известие о тяжелом состоянии
любимого сына. Песталоцци не поехал проситься
с умирающим. Он не мог оставить своих
учеников. Ведь это были тоже его дети.
Он был настоящим Учителем. «Все для других,
ничего для себя», - начертают ученики
на его могиле. Воистину «Aliis inserviendo consumоr»
(светя другим, сгораю).Воспитание было
для Песталоцци прежде всего делом любви. Педагогический
подвиг Корчака. воспитание—это процесс постоянного
познания ребенка и развития его врожденных
способностей .У Корчака дети воспитывали
детей. Пока ребенок находился в интернате,
все его поступки и дела оценивали сверстники.
Дети избирали свой детский сейм, свой
детский суд, выпускали свою газету. Ребенок
постоянно чувствовал, как относятся к
нему товарищи—любят или не любят. Детский
суд, действовавший в интернатах Корчака,
был судом без наказаний. Общество делилось
на класс взрослых и угнетаемый ими класс
детей. ва разных мира - взрослых и детей
- противостоят друг другу, хотя и не могут
существовать раздельно. Корчак, с одной
стороны, становится защитником интересов
и прав детей от деспотизма и произвола
взрослых, с другой - пытается найти пути
примирения, достижения взаимопонимания
между ними.
В книге "Занимательная педагогика"
Я. Корчак обратил внимание на некоторые
педагогические противоречия. Ну не парадокс
ли то, что воспитатель, дабы помочь ребенку
исправиться, только надоедает и вредит
ему своими поучениями, а желаемых результатов
добивается, когда относится к нему как
к взрослому, не подавляет его внутреннюю
свободу? Движущей силой воспитания личности
является цель жизни. польский писатель
Януш Корчак. Его учеников фашистские
изверги отправили в газовую камеру. Он
мог бы не идти с ними. Но это же были его
дети! Учителя учат, пока живут и живут,
пока учат» «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной
нравственной силы и чистоты явились для
меня вдохновением. Я понял: чтобы стать
настоящим воспитателем детей, надо отдать
им своё сердце». В.А. Сухомлинский.
Вклад Коменского в педагогикуЕго «Великая дидактика» (1632г) – начала всех начал в педагогике нового времени. В 1608 году Ян Коменский становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове, крупнейшей и "лучшей среди братских учебных заведений" Философия зачастую соприкасается с обучением. Многие из классических философов были одновременно и педагогами. С его точки зрения цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Такая гармония "космического" характера является одной из самых прогрессивных идей древнегреческих и римских мыслителей. Мудрое красноречие, или риторика в педагогической системе Коменского составляет немаловажную часть. Но даже более чем язычество Ян Амос Коменский не любит самовосхваление. Поистине гениальные мысли развивает Коменский, говоря о трех причинахтрудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода. Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика» «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни» В данном вступлении автор определяет дидактику как «универсальное искусство всех учить всему. При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.
Педагогическая система Коменского представляет собой прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви.
Развитие идеи гуманистического воспитания в истории человечества