Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:04, реферат
необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей
В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.
Во избежание ранней и узкой
специализации следует
«Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно…»
А.С. Макаренко
Педагогическое мастерство, по мнению
А.С.Макаренко, - это знание особенностей
педагогического процесса, умение его
построить и привести в движение.
Нередко педагогическое мастерство
сводят к умениям педагогической
техники, в то время как это
– лишь один из внешне проявляющихся
компонентов мастерства. По А.С.Макаренко,
овладение педагогическим мастерством
доступно каждому педагогу при условии
целенаправленной работы над собой.
Оно формируется на основе практического
опыта. Но не любой опыт становится
источником профессионального мастерства.
Таким источником является только педагогическая
деятельность, осмысленная и
«Если мало способностей, то требовать
отличную учёбу не только бесполезно,
но и преступно. Нельзя насильно заставить
хорошо учиться. Это может привести
к трагическим последствиям».[
Антон Семенович Макаренко (1888—1939)
— один из виднейших отечественных
педагогов, всю свою научную деятельность
связывал с воспитательной практикой
(практически осуществлял
Макаренко подчеркивал решающее влияние
социальной среды, условий труда
и отдыха, быта на формирование мировоззрения
и нравственности личности. Он писал:
«Дети не готовятся к труду
и жизни ... а живут и трудятся,
мыслят и переживают, и к ним
надо относиться как к товарищам
и гражданам, видеть и уважать
их права и обязанности, включая
право на радость и обязанность
ответственности». Воспитание личности
в коллективе и через коллектив
— главная задача воспитательной
работы. Настоящий коллектив должен
иметь общую цель, заниматься разнообразной
деятельностью, в нем должны быть
органы, направляющие его жизнь и
работу. Для детского коллектива необходима
бодрая, радостная, мажорная атмосфера.
Макаренко научно обосновал требования,
которым должен отвечать педагогический
коллектив воспитательного
Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован определенным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована Макаренко на практике; этот опыт доказал, что самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде.
Макаренко разработал важнейшие вопросы
семейного воспитания, в том числе
структуры семьи, ее культуры, методов
воспитания в семье. Макаренко утверждал,
что воспитать ребенка
Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.
Сейчас, когда наше общество и, соответственно,
школа находятся на перепутье, особенно
остро ощущается дефицит
Настала пора вернуться к первоисточнику, перечитать, что понимал Антон Семенович под программой личности, и серьезно задуматься над тем, кого мы хотим, и будем воспитывать сегодня. Педагог не может, не имеет права работать вслепую.
Коммуна имени Дзержинского
в пригороде Харькова
Колония и сегодня живет
по принципам знаменитого
Знаменитый фотоаппарат,
В поселок под Харьковым, где и расположен крупнейший музей знаменитого педагога-новатора, сегодня едут со всего мира. Посетители хотят разгадать секрет его метода.
Экскурсовод: «Макаренко был великим педагогом. Он не мог дать погибнуть четырем сотням детей».
Именно в поселке Куряж Макаренко написал знаменитую «Педагогическую поэму», в которой рассказал о поразительных результатах воспитания личности в коллективе. Продолжение поэмы сегодня пишут в куряжской воспитательной колонии.
Здесь действует модель
«Все лучшее — детям», —
цитируют выдающегося педагога
офицеры. Они говорят, что их
задача состоит в том, чтобы
объяснить бывшим
Вячеслав Грошовой, начальник куряжской воспитательной колонии: «Метод заключается не в том, чтобы засыпать воспитанников конфетами. Необходимо создать условия, которые позволят беспризорнику развить лучшие человеческие качества. Ребята должны знать, что нужно расти добрым, хорошим гражданином».
Перевоспитание
С недавних пор подросткам доверили приготовление хлеба. Весь процесс — от замешивания теста до выпекания — они делают самостоятельно.
Уважение плюс повышенная
требовательность — второй
Самое строгое наказание — заключение в изолятор. Оно в колонии отменено. Здесь действуют словом и примером.
Учитель истории Дмитрий Худенко методику Макаренко испробовал на себе. В 14 лет он попал за решетку, срок отбывал в куряжской колонии, уже тогда пропитанной идеями Макаренко. Выйдя на свободу, Дмитрий не пошел больше воровать, потому что его научили работать и уважать окружающих. Теперь он этому учит других.
Read more: http://www.ntv.ru/novosti/