Педагогическая система Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:04, реферат

Краткое описание

необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Файлы: 1 файл

необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд.docx

— 18.24 Кб (Скачать)

необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко  является труд, от которого зависит  реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии  и т.д.). При этом у воспитанников  должна быть возможность выбора, чтобы  каждый мог найти дело по душе. Принципиально  важно, чтобы плодами своего труда  дети распоряжались сами. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное  воспитание невозможно себе представить  как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых  основных элементов».

 

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность  к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей

В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать  их умение ориентироваться, планировать  работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к  материалам, добиваться высокого качества работы.

 

Во избежание ранней и узкой  специализации следует переключать  детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее  образование и в то же время  овладеть рабочими профессиями, а также  навыками по организации и управлению производством.(4, стр. 398).\

«Научить  человека быть счастливым нельзя,

но воспитать  его так, чтобы он был счастливым, можно…»

А.С. Макаренко

Педагогическое мастерство, по мнению А.С.Макаренко, - это знание особенностей педагогического процесса, умение его  построить и привести в движение. Нередко педагогическое мастерство сводят к умениям педагогической техники, в то время как это  – лишь один из внешне проявляющихся  компонентов мастерства. По А.С.Макаренко, овладение педагогическим мастерством  доступно каждому педагогу при условии  целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического  опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная.

«Если мало способностей, то требовать  отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить  хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».[11] Пояснение. При этом Макаренко всячески стремился к тому, чтобы (1) у каждого  учащегося было хотя бы 2-3 «любимых»  предмета в школе (кружка, секции, участия  в театре, оркестре и т.д. вплоть до отряда по борьбе с самогоноварением в окрестных сёлах), по которым  он(а) занимался с удовольствием. (2) добивался освоения посильных для данного человека уровней освоения каждого учебного «предмета» (они могли быть как выше (подготовка к рабфаку), так и существенно ниже «общей» программы), т. е. безделье также не поощрялось.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) — один из виднейших отечественных  педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну, — этот педагогический опыт Макаренко  описал в литературных произведениях  «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»), Макаренко смог разработать  систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки — разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют значение до сих пор. «...В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», — писал Макаренко.

 

Макаренко подчеркивал решающее влияние  социальной среды, условий труда  и отдыха, быта на формирование мировоззрения  и нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду  и жизни ... а живут и трудятся, мыслят и переживают, и к ним  надо относиться как к товарищам  и гражданам, видеть и уважать  их права и обязанности, включая  право на радость и обязанность  ответственности». Воспитание личности в коллективе и через коллектив  — главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной  деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и  работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений  с коллективом воспитанников.

 

Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов  воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого»  гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован  определенным образом, как часть  воспитательного процесса, была реализована  Макаренко на практике; этот опыт доказал, что самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря  участию в производительном труде.

 

Макаренко разработал важнейшие вопросы  семейного воспитания, в том числе  структуры семьи, ее культуры, методов  воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно  легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение  родителей в конечном счете определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношения между собой — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет.

 

Педагогические открытия Макаренко  послужили основой для развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования  для детей элементов тюремного  режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного  уклона.

Сейчас, когда наше общество и, соответственно, школа находятся на перепутье, особенно остро ощущается дефицит воспитательной программы. Ясно, что те конкретные рекомендации, которые конструировал  Макаренко в 30-е годы, просто не соответствуют  социально-экономическим условиям страны. Нельзя забывать сформулированного  Антоном Семеновичем требования: «Проектировка личности как продукта воспитания должна производиться на основании заказа общества».

Настала пора вернуться к первоисточнику, перечитать, что понимал Антон  Семенович под программой личности, и серьезно задуматься над тем, кого мы хотим, и будем воспитывать  сегодня. Педагог не может, не имеет  права работать вслепую.

 Коммуна имени Дзержинского  в пригороде Харькова празднует  юбилей. 80 лет назад там под  одной крышей собрал беспризорников  Антон Макаренко. Передовые для  своего времени методы воспитания  превратили Макаренко в символ  советской педагогики.

 

 Колония и сегодня живет  по принципам знаменитого основателя. По словам корреспондента НТВ  Ольги Черновой, они до сих  пор действуют безотказно.

 

 Знаменитый фотоаппарат, сделанный  80 лет назад руками бывших беспризорников, в Музее Антона Макаренко сегодня  демонстрируют как один из  результатов уникальной педагогики. В экспозиции представлены фотографии, документы тех лет и посмертная  маска Макаренко.

 

 В поселок под Харьковым, где и расположен крупнейший музей знаменитого педагога-новатора, сегодня едут со всего мира. Посетители хотят разгадать секрет его метода.

 

 Экскурсовод: «Макаренко был  великим педагогом. Он не мог  дать погибнуть четырем сотням  детей».

 

 Именно в поселке Куряж Макаренко написал знаменитую «Педагогическую поэму», в которой рассказал о поразительных результатах воспитания личности в коллективе. Продолжение поэмы сегодня пишут в куряжской воспитательной колонии.

 

 Здесь действует модель детской  коммуны 80-летней давности. Это  не воспитательная колония, а  детская республика, где взрослые  не управляют, а помогают управлять.  Такой подход был одним из  принципов Макаренко.

 

 «Все лучшее — детям», —  цитируют выдающегося педагога  офицеры. Они говорят, что их  задача состоит в том, чтобы  объяснить бывшим беспризорникам, что является в жизни лучшим.

 

 Вячеслав Грошовой, начальник  куряжской воспитательной колонии: «Метод заключается не в том, чтобы засыпать воспитанников конфетами. Необходимо создать условия, которые позволят беспризорнику развить лучшие человеческие качества. Ребята должны знать, что нужно расти добрым, хорошим гражданином».

 

 Перевоспитание несовершеннолетних  преступников основано на доверии  и уважении. Ребята увлекаются  поп-музыкой и брейк-дансом, и  сотрудники это поощряют. Однако  педагоги предлагают осужденным  еще множество занятий, в которых  можно проявить себя.

 

 С недавних пор подросткам  доверили приготовление хлеба.  Весь процесс — от замешивания  теста до выпекания — они  делают самостоятельно.

 Уважение плюс повышенная  требовательность — второй принцип  Макаренко.

 

 Самое строгое наказание  — заключение в изолятор. Оно  в колонии отменено. Здесь действуют словом и примером.

 

 Учитель истории Дмитрий  Худенко методику Макаренко испробовал на себе. В 14 лет он попал за решетку, срок отбывал в куряжской колонии, уже тогда пропитанной идеями Макаренко. Выйдя на свободу, Дмитрий не пошел больше воровать, потому что его научили работать и уважать окружающих. Теперь он этому учит других.

 

Read more: http://www.ntv.ru/novosti/123513/#ixzz2F7mgvOTg


Информация о работе Педагогическая система Макаренко