Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО Омский Государственный педагогический университет.docx

— 263.14 Кб (Скачать)

С середины 70-х годов формируется  новый тип семей – «супружеский». В браке такого типа отношения  определяются не родством и родительством, а супружеством. Норма семейной жизни  меняется: родители

отказываются  в полной мере подчинять собственные  интересы интересам детей.

Возрастает  личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое нравственными принципами и поддерживаемое общностью внутрисемейных ценностей. Отсюда неформальный характер связи и «симметричность прав и обязанностей партнёров». Эта особенность  современной семьи проявляется  в

известной автономии супругов, когда интересы каждого из них шире семейных, а  круг общения каждого выходит  за рамки супружества.

Основные  ценности такой семьи формируются  во взаимодействии мужу и жены и  становятся реальной базой отношений  «родители - дети».

Психологи обращают главное внимание на межличностные  отношения в семье. Что касается функций, которые выполняет семья, то суждения психологов во многом соответствуют  взглядам социологов и культурологов. Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А.Н. Елизарова. Приведём из его работы список функций, которые чаще всего  психологи приписывают семье.

1. Порождение и воспитание детей.

2. Сохранение, развитие и передача  последующим поколениям ценностей  и традиций общества, аккумулирование  и реализация социально-воспитательного  потенциала.

3. Удовлетворение потребностей людей  в психологическом комфорте и  эмоциональной поддержке, чувстве  безопасности, ощущении ценности  и значимости своего «я», эмоциональном  тепле и любви.

4. Создание условий для развития  личности всех членов семьи.

5. Удовлетворение сексуально-эротических  потребностей.

6. Удовлетворение потребностей в  совместном проведении досуга.

7. Организация совместного ведения  домашнего хозяйства, разделение  труда в семье, взаимопомощь.

8. Удовлетворение потребности человека  в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных  связей с ними.

9. Удовлетворение индивидуальной  потребности в отцовстве или  материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в  детях.

10.Социальный  контроль за поведением отдельных  членов семьи.

11.Организация  деятельности по финансовому  обеспечению семьи.

12.Рекреативная  функция – охрана здоровья  членов семьи, организация их  отдыха, снятие с людей стрессовых  состояний и т.д.

Анализируя  весь список «функций семьи», А.Н. Елизаров приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя «семьёй», порождает и воспитывает  детей[i].

К числу реальных исследований, посвящённых  психологическим типам семьи, относится  работа М. Арутюнян.

По  её мнению, существует три варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается  уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребёнка  в такой семье является способность  вписаться в «вертикально организованную»  общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в  создании собственных семей. Они  не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления  о должном. В детоцентрической семье  главной задачей родителей считается  обеспечение счастья ребёнка. Семья  существует только для ребёнка. Воздействие  осуществляется снизу вверх (от ребёнка  к родителям). В результате у ребёнка  формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта  с социальным окружением за пределами  семьи. Поэтому ребёнок из такой  семьи может оценивать мир  как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребёнка после  поступления в школу.

Супружеская (демократическая) семья расписывается  розовыми красками. Цель в этой семье  – взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие  – «горизонтальное», диалог равных:

родителей и ребёнка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причём чем старше ребёнок, тем больше его  интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребёнком демократических  ценностей, гармонизация его представлений  о правах и обязанностях, свободе  и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и

эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык  подчинения социальным требованиям. Они  плохо адаптируются в среде, построенной  по «вертикальному» принципу (т.е. практически  ко всем социальным институтам). Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его  к жизни в современном обществе – главная задача, решаемая обществом  и семьёй[5,42].

Вместе  с ростом материального и культурного  уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей. Родители – первые воспитатели и  учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании личности растущего  человека огромна.

Качество  жизни в системе отношений  «ребёнок - родитель», несомненно, зависит  от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической и  педагогической компетентности. Похвастаться высоким уровнем такой компетентности может далеко не каждая семья, поэтому  остро встаёт проблема помощи родителям  в воспитании детей. Эффективность  такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Дошкольное  детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области  педагогики и психологии свидетельствуют  о формировании основных моральных  качеств личности именно в эти  годы. Этому способствует высокая  детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая  оказывает сильное воздействие  на формирующуюся личность. Её воздействие  длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения  родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами  семьи[14]. 

 

1.2 Характеристика процесса  нравственного воспитания у детей  младшего дошкольного возраста

нравственное воспитание семья  дошкольник

Дошкольный возраст является предметом  пристального внимания учёных и практиков  как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек  активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается  самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов  и их соподчинение. И именно в  этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в  ней системы внутрисемейных, а  также детско-родительских отношений[15].

Как известно, современная семья  включена во множество сфер жизнедеятельности  общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости  поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы  и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у  родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом возникающих  проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребёнка, который не может противостоять  психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких  ему людей. Именно таким образом  дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического  состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе  взросления. В целом же, психологи  и социологи характеризуют современные  детско-родительские отношения как  отличающиеся общей тенденцией к  пренебрежению родительскими обязанностями  и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом  аспекте.

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных  областей науки был выявлен ряд  аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений  между детьми и родителями. Это:

ü  реальное взаимодействие родителя с ребёнком;

ü  отношение к ребёнку, основанное на неосознанной мотивации родителя;

ü  отношение к ребёнку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится  под влиянием ряда факторов:

1. Особенности личности родителей  и форм их поведения.

2. Психолого-педагогическая компетентность  родителей, уровень их образования.

3. Эмоционально-нравственная атмосфера  в семье.

4. Диапазон средств воспитательного  воздействия.

5. Степень включенности ребёнка  в жизнедеятельность семьи.

6. Учёт актуальных потребностей  ребёнка и степень их удовлетворения.

В своём многолетнем исследовании М.Ю. Синягина выделила группы семей  по типу родительского отношения (см.рис.2):

Таблица 2.

Типичные профили родительского  отношения, влияющие на социальную адаптированность ребёнка

Группа семей

Подгруппа

Характеристика профиля родительского  отношения

Благоприятные

Понимающие

Хорошо знают своего ребёнка, реально  оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют  на различные ситуации, способны встать на позицию ребёнка, принять его  точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребёнка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят  о ребёнке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых  ситуациях.

Покровительствующие

Хорошо знают своего ребёнка, реально  оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребёнком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно  правильной.

Безразличные

Мало знают своего ребёнка и  не стремятся узнать больше, чаще заботятся  о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребёнку  у них выражено слабо, часто такие  родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены  и научены поведению, требуемому в обществе.

Неблагоприятные

Подавляющие

Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребёнка, большим количеством  запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребёнка, но обычно не могут предсказать его поведение  в различных ситуациях. Отношения  отличаются напряжённостью и носят  синусоидальный характер.

Тревожные

Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой  жестоки к ребёнку. Отношения  характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью.

Отстранённые

Родительская позиция крайне регидна, полное отсутствие диалогичности в  отношениях с ребёнком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребёнка и большой  привязанности к нему.

Отвергающие

Родители этой группы отстранены от ребёнка, не желают вникать в его  проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное  отношение выражено неярко, преобладает  элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребёнка закрыты  для них, они плохо знают своих  детей, при этом их представления  о ребёнке достаточно адекватны.


Таким образом, главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль».

Принятие  той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стиль воспитания[21].

По  мнению В.И. Гарбузова, существует три  типа «неправильного воспитания»: тип  А – неприятие, эмоциональное  отвержение, тип Б – гиперсоциализация, тип В – эгоцентрическое воспитание («кумир семьи»)[4,18].

В одном из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов  неблагополучных семей использующих необдуманные воспитательные воздействия:

«Семья - санаторий». Мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

«Семья - крепость». Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности ребёнка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребёнка на собственных внутренних переживаниях, что приводит его к психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья - крепость» обычно приводит ребёнка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и к повышенному риску невротических заболеваний.

«Семья – третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ребёнка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчинённости родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Именно  в таких семьях получил распространение синдром опасного обращения с детьми (СООД), включающий в себя диапазон поступков от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, СООД – это «поведение родителей по

отношению к ребёнку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы»[29,12 ].

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста