Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО Омский Государственный педагогический университет.docx

— 263.14 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Младший школьный возраст  – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному  выполнению этой важной жизненной функции  благоприятствуют характерные способности  детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое  отношение ко многому из того, с  чем они сталкиваются. У младших  школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей  положительной стороной, и это  неповторимое своеобразие данного  возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие  годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать  при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или  иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности  существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают  дальнейший ход общего развития. Высокая  восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень  важная сторона интеллекта, характеризующая  умственные достоинства и в будущем. Каждой ступени детства присуща  своя и для последующих возрастов  не характерная готовность, расположенность  к умственному росту. С точки  зрения предпосылок развития дети как  бы одареннее взрослых; но очень  важно не упустить эти, на время возникающие  внутренние условия развития. Следует  учитывать и такое обстоятельство: могут измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного  умственного развития часто затрагивает  разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном  может сочетаться с задержками по другим направлениям. Такая неравномерность  умственного подъема также может  стать источником трудностей в дальнейшем развитии ребёнка. Таким образом, имеются  возможные причины, по которым ребёнок  с многообещающим умственным стартом  может не оправдать ожиданий. Но совершенно неверным будет вывод, что  ранние проявления одаренности вообще не надо принимать всерьез: возрастная одаренность далеко не всегда проходит бесследно – она определенным образом сказывается на формирующихся  способностях. У немалого числа детей  с ранним подъемом интеллекта те умственные достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в  той или иной форме сохраняются  в дальнейшем, приумножаются –  необычность этих детей оказывается  действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты детской  одаренности как бы выдерживают  испытание временем. Особенности  воспитания одарённых детей в  семье. Многие думают, что ребёнок, опережающий  сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в  учебных занятиях – ему уготовано  более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом  могут ожидать немалые сложности  и дома, и в школе свои драмы  в ходе возрастного развития. Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены  семьи, когда обнаружится необычность  ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок  вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление  чрезмерности.

 

В их числе разобщённость  интересов; большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами  друг к другу; различие типов отношений  к ребёнку; различный уровень  педагогической квалификации. Постараюсь конкретизировать эти аспекты ниже. Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами  в самой общей форме без  учёта возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует  об особом статусе учителя, высоком  уровне ожиданий от него. Различие типов  отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и семьи  – они представляют собой разные социально-психологические группы с многообразными функциями и  отношениями. Представители различных  групп начинают взаимодействовать  между собой, сохраняя в отношении  ученика установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти противоречия усиливаются в  том случае, когда учитель –  формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют  человеческий подход к ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители учащихся не могут  соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти претензии и переживания  родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной природы подхода к  учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей  за судьбу своего ребёнка. Иному учителю  бывает сложно встать на место родителей  и осознать, что приглашение в  школу может вызвать в семье  целый переполох, волнение родителей  и т.д. Иногда противоречия подобного  рода возникают из-за различной информированности  о ребёнке: родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю  же более известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе  вообще. Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя  также может вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в  понимании целей, задач и методов  воспитания и обучения порождает  расхождение во взглядах, создаёт  у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения и  воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость  в сотрудничестве. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся, способные помешать установлению педагогически  целесообразных контактов, содержат факторы, которые часто могут быть смягчены. Выделение в семейной педагогике аспекта отношений «родители  учащихся – учитель» исходит из того, что семья является бесспорно  важнейшим источником формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления  его нравственно- психологических  установок. В семье у ребёнка  формируются начальные представления  о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель  должен знать, какие нравственные представления  сформированы у ребёнка, в каких  условиях происходило это формирование.

 

Чаще всего достаётся  младшим или единственным детям. Такую директиву ребёнку дают родители, боящиеся взросления своего ребёнка и наступления того момента, когда он, покинув их семью, оставит  их опять лицом к лицу друг с  другом, как в начале супружества. 4. “Не думай” (выражается в требованиях  не умничать, не рассуждать). Например, желая отвлечь ребёнка от травмирующей ситуации, мама отвечает на его вопросы  так: “Не думай об этом, забудь”, тем самым лишая его возможности  решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами. 5. “Не  чувствуй” (i.e. “Как ты смеешь злиться  на учительницу, она же тебе годится  в матери”, “Не сахарный – не растаешь”). Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность  по отношению к учительнице, может  начать разряжаться на младших или  более слабых по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и  стать склонным к травматизму. 6. “Не достигай успеха” (“Я сам не смог закончить институт, но отказываю  себе во всём, чтобы ты смогла получить образование”). Увы, в основе подобных директив лежит бессознательная  зависть родителя к успеху ребёнка. 7. “Не будь лидером” (eg. “Будь как  всё”, “Ну и зачем ты высовывался, вышло хуже для тебя”). Родители, дающие ребёнку такую директиву  из лучших побуждений, могут быть обеспокоены  чувством зависти, которое они, по их глубокому убеждению, обречены вызывать у других людей. 8. “Не принадлежи”  – её передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и  видящие в ребёнке “единственного друга”. В общении с ребёнком такие родители могут всячески подчёркивать его исключительность, непохожесть  на других (в положительном смысле). 9. “Не будь близким”. Эта директива  по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта  – в отношениях с одним близким  человеком. Родители, передающие эту  директиву, внушают тем самым  ребёнку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, “что любая близость опасна”.10. “Не делай” – то есть не делай сам, я буду делать это за тебя. Родители дают её ребёнку, говоря: “Не делай сам, подожди  меня”. Вырастая, эти дети будут  откладывать начало своих действий, попадать в цейтнот, не догадываясь, что действуют по инерции родительской директивы.11. “Не будь самим собой”. Выражается в выражениях типа “Почему  Вася это может, а ты нет?”, “Стремись  к идеалу”; бывает также , что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы  – вызвать неудовлетворённость  своим нынешним состояние и пустить  его в непрерывную беготню  по замкнутому кругу. Будучи постоянно  неудовлетворённым и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.12. “Не чувствуй себя хорошо” (“Хоть у него была высокая температура, он написал контрольную на 5”). Ребёнок, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что  болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит  ценность любого его действия. Следование директивам помогает маленькому и зависимому ребёнку приспособиться к требованиям  больших и свободных людей (которые  решают свои собственные проблемы).

 


Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста