Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО Омский Государственный педагогический университет.docx

— 263.14 Кб (Скачать)

31. Родители должны приспосабливаться  к ребёнку, а не только требовать  этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы  моего ребёнка.

33. Принимая семейные решения, следует  учитывать мнение ребёнка.

34. Я очень интересуюсь жизнью  своего ребёнка.

35. В конфликте с ребёнком я  часто могу признать, что он  по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители  могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь со своим  ребёнком.

38. Я испытываю к ребёнку дружеские  чувства.

39. Основные причины капризов моего  ребёнка – эгоизм, упрямство и  лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть,  если проводить отпуск с ребёнком.

41. Самое главное – чтобы у  ребёнка было спокойное и беззаботное  детство, все остальное приложиться.

42. Иногда мне кажется, что мой  ребёнок не способен ни на  что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего  ребёнка.

44. мой ребёнок может вывести  из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего  ребёнка.

46. Мой ребёнок часто раздражает  меня.

47. Воспитание ребёнка – это сплошная  нервотрёпка.

48. Строгая дисциплина развивает  сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребёнку.

50. За строгое воспитание дети  потом благодарят.

51. Иногда мне кажется, что я  ненавижу своего ребёнка.

52. В моём ребёнке больше недостатков,  чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего  ребёнка.

54. Мой ребёнок не в состоянии  сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно  не так.

55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным  к жизни.

56. Мой ребёнок нравится мне таким,  какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием  своего ребёнка.

58. Нередко я восхищаюсь своим  ребёнком.

59. Ребёнок не должен иметь секретов  от своих родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях  своего ребёнка и не скрываю  этого от него.

61. Весьма желательно, чтобы ребёнок  дружил с теми детьми, которые  нравятся его родителям.

 

Ключи к опроснику. 

 

1. Прин6ятие/отвержение: 3,4,8,10,12,14,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,

53,55,56,60.

2. Образ социальной желательности  поведения:

6,9,21,25,31,33,34,35,36.

3. Симбиоз:

1,5,7,28,32,41,58.

4. Авторитарная гиперсоциализация:

2,19,30,48,50,57,59.

5. Маленький неудачник:

9,11,13,17,22,28,54,61.

Порядок подсчета текстовых баллов

При подсчете текстовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1 – отвержение;

2 – социальная желательность;

3 – симбиоз;

4 – гиперсоциализация;

5 – инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые  нормы приводятся в виде таблиц процентильных  рангов тестовых баллов по соответствующим  шкалам. Эти шкалы опубликованы авторами теста и используются многими  другими психологами в их публикациях.

Мы  не приводим их здесь из-за плохой психометрики практически всех шкал теста. Например, нам понятно, как высшие возможные  «сырые» баллы (по трём шкалам из пяти!) могут иметь процентиль, не равный 100 (по второй шкале за максимум –  девять «сырых» баллов - испытуемый получает в соответствии с данными  авторов теста всего восемьдесят  процентилей). С нашей точки зрения, пользователи этой методики должны собрать  собственные нормы и провести перестандартизацию теста на своей  выборке.

Во-вторых, по мнению многих экспертов, в первом субтесте десять вопросов сформулированы так, что балл по ним необходимо давать за ответ «нет», а не за ответ «да», как указывают авторы теста. Именно этим – ошибкой в ключах –  можно, вероятно, объяснить, что все  результаты по этой шкале с 24 – 31 балла  имеют процентиль 100.

Впрочем, психометрика этой шкалы (и других шкал этого теста) просто никуда не годится, например, по первой шкале уже 15 «сырых»  баллов из возможных 31 имеют процентиль 90,5, т.е. на остальные возможные 16 баллов приходится всего 9,5 процентиля!

Десять указанных вопросов первой шкалы, для которых баллы необходимо начислять за ответ «нет», пользователи должны определить сами как эксперты. По результатам наших многочисленных опросов студентов и работающих психологов, это вопросы: 3,20,26,27,37,38,43,45,53,536.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типичные ошибки в семейном воспитании


 

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Академия педагогики Реферат по теоретическому курсу “Семейная педагогика”  “Типичные ошибки в семейном воспитании”  Фамилия, и.о. студента Студенческий билет  Преподаватель Рецензент 19991. Нормативная  часть Основы семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи. Одарённые  дети – какие они? Особенности  воспитания одарённых детей в  семье. Дети с нервно-психическими отклонениями. Особенности воспитания нервных  детей в семье. Основы организации  сотрудничества школы и семьи. Общение  учителя с родителями.2. Творческая часть «Типичные ошибки в семейном воспитании» Ошибки воспитания, вызванные  мотивацией родителей Конфликты, возникающие  в связи с неправильными стратегиями  воспитания Родительские директивы  как проявление ошибок в семейном воспитании Заключение3. Список использованной литературы Нормативная часть Основы семейного воспитания. Воспитательный потенциал семьи. Традиционно главным  институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребёнок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья  может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с  тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько  вреда в воспитании детей, сколько  может сделать семья. Семья –  это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей, что  это приводит к появлению у  них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам  того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей  и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы  максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические  факторы, имеющие воспитательное значение. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести  в различных ситуациях. Очень  важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными  примерами, чтобы он видел, что у  взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного  единения, нравственной связи родителей  с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс  воспитания на самотек. Конфликтная  ситуация между родителями – различные  подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее  решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно  удовлетворить основные требования сторон.

Когда один родитель принимает  решение, он обязательно должен помнить  о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок  не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы  лучше без него. Воспитание ребёнка  состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни  в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что  будет более полезным для ребёнка. Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная  любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует  их ожиданиям. когда хорошо учится и  ведет себя. но если ребёнок не удовлетворяет  тем потребностям, то ребёнок как  бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной  безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная  любовь) . Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен  и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Можно  ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех  родителей, которые пребывают в  постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым  в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному  родительству. Будущие родители задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь  этого ребёнка. На созидание такой  жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Связь воспитания с другими  видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так  же место воспитания в целостной  личности человека – все это и  придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В  родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и  временные неудачи, поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения  с ребёнком, так же как и с  каждым человеком, глубоко индивидуальны  и неповторимы. Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить  самую главную родительскую задачу – воспитать в ребёнке потребность  к самостоятельному поиску, к познанию нового. В каждой семье объективно складывается определенная система  воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее  целенаправленное применение методов  и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить  в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в  семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и  сотрудничество. Диктат в семье проявляется  в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и  чувства собственного достоинства  у других его членов.

Опека в семье  – это система отношений, при  которых родители, обеспечивая своим  трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких- либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных  отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования  взрослых от детей, может порождаться  тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в  этой ситуации преодолевается эгоистический  индивидуализм ребёнка. Семья, где  ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Родители составляют первую общественную среду  ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни  каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни  ребёнка. Любовь каждого ребёнка  к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям  обеспечивает собственную жизнь  и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет  функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь –  источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного  здоровья. Именно поэтому первой и  основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности  в том, что его любят и о  нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к  ребёнку в любом возрасте любовно  и внимательно. И тем не менее  подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией  подросткового алкоголизма и  подростковой наркомании часто стоят  не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному  воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка  в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви  можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. Многие родители считают, что ни в  коем случае нельзя показывать детям  любовь к ним, полагая что, когда  ребёнок хорошо знает, что его  любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот –эти неблагоприятные  личностные черты как раз возникают  при недостатке любви, когда создается  некий эмоциональный дефицит, когда  ребёнок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Глубокий постоянный психологический  контакт с ребёнком – это универсальное  требование к воспитанию, которое  в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт  необходим в воспитании каждого  ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность  почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста