Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО Омский Государственный педагогический университет.docx

— 263.14 Кб (Скачать)

3 ребёнка (20%) имеют правильное, но недостаточно четкое и полное  представление о нравственном  качестве. Их примеры: помочь взрослым, жалеть родителей, не огорчать  папу и маму и т.д.

8 детей (53%) имеют неправильное  представление о нравственных  качествах. Эти дети испытывают  затруднения в приведении примеров, они путаются в ответах или  вообще отказываются отвечать  на вопросы педагога.

Результаты методики представлены в рисунке 3

 

Рис.3.

Методика  «Разложи картинки». Л.М.Фридман.

Цель: выяснить осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений в предметной деятельности.

Ход выполнения: Каждому ребёнку даётся набор картинок, на которых изображены различные поступки детей. Он должен разложить картинки так, чтобы с  одной стороны лежали те, на которых  изображены хорошие поступки, с другой – плохие. Затем ребёнок объясняет, почему он так разложил картинки. Сюжеты картинок подбираются педагогом  в соответствии с изучаемым нравственным качеством.

Обработка полученных данных. Все вопросы, замечания, высказывания, ответы и пояснения, а  также особенности поведения  ребёнка во время работы и последующей  беседы записываются дословно. Их анализ даёт представление о восприятии и понимании детьми соответствующих  нравственных категорий.

Анализ  результатов данной методики дал  следующие результаты:

- 5 детей из 15 (33%) безошибочно разложили  картинки по стопкам, с легкостью  объясняли свои действия;

- 7 детей из 15 (47%) с помощью наводящих  вопросов педагога разложили  картинки по стопкам и испытывали  некоторые затруднения во время  пояснения своих действий;

- 3 ребёнка из 15 (20%) при раскладывании  картинок по стопкам нуждались  в помощи педагога, не могли  объяснить свои действия.

Результаты  методики представлены в рисунке 4

Рис.4.

По  результатам данных методик можно  сделать следующий вывод о  том, что не все дети имеют нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у  них понятия о некоторых нравственных качествах[22].

На  первом этапе обследования родителей  мы провели с ними беседу на тему: «Традиции в нашей семье» (приложение 3).

Цель: выявить какие традиции есть в  современных семьях.

Методика  проведения. Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили  нам выявить наличие традиций в их семьях. Обработка результатов  показала, что из 15 семей только в  двух (13%) семьях есть праздники которые  они отмечают в тесном семейном кругу, мамы или папы в этих семьях читают сказки своим детям перед сном, традиционно делают сувениры и подарки  своими руками всем членам семьи к  праздникам, устраивают совместные обеды  в кругу семьи по праздникам и  выходным. Например, в семье Мошкиных стали традиционными кукольные  спектакли, которые показывают мама, папа и дочь своим бабушкам и дедушкам, что говорит о связи между  поколениями в этой семье.

В семи семьях (47%) традиционным является встреча таких праздников как: Новый  год, восьмое марта, 23 февраля, дни  рождения членов семьи. Родители в этих семьях дарят подарки детям к  праздникам, вместе отдыхают во время  отпуска. Многие родители утверждают, что ритм жизни меняется и у  них просто нет времени на тихие  семейные чтения по вечерам или общие  семейные ужины.

Родители  из шести семей (40%) затрудняются назвать  свои семейные традиции и ограничиваются лишь застольем к тому или иному  празднику, на остальное у них  нет ни средств, ни времени.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что  не всем семьям удается сохранить  домашние традиции, пронести их через  время, испытания и невзгоды. Однако, люди воспитанные на семейных обычаях, стараются возродить их при любой  возможности. Конечно, ничто не вечно, даже традиции, они появляются, живут, иногда умирают, но то, что будут  вспоминать дети и даже то, какие  семейные традиции будут у них, –  зависит от родителей.

Результаты  беседы представлены в рисунке 5

 

Рис.5.

Для выявления нравственных ценностей  в семье мы разработали анкету из 10 вопросов (Приложение 2).

Цель: выявить какие традиции существуют в семье и как они влияют на нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Методика  проведения:

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить  каким семейным традициям отдают предпочтение родители. Обработка результатов  анкетирования показала, что:

из 15 семей только три (20%) предпочитают в свободное от работы время посещать культурно-досуговые места, активный отдых на природе, устраивают семейные праздники;

восемь  семей (53%) ведут активный образ жизни  лишь во время отпуска;

четыре  семьи (27%) предпочитают проводить свободное  время дома, чаще всего это просмотр кинофильмов по телевизору, компьютерные игры и т.п.

Результаты  анкетирования представлены в рисунке 6

Рис.6.

Для выявления родительского отношения  к детям был предложен тест – опросник родительского отношения  А.Я. Варга, В.В. Столина[8].

Цель: выявить родительское отношение  к детям.

Методика  проведения:

Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался  либо положительный, либо отрицательный  ответ.

Основанием  для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень  родительских отношений.

На  наш взгляд, наиболее оптимальным  является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это  социально желаемый образ родительского  поведения. Родитель высоко оценивает  способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается  быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести  отношения по типу «симбиоз» и  «маленький неудачник». Родитель видит  своего ребёнка младше по сравнению  с реальным возрастом, стремится  удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей  жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и авторитарная гиперсоциализация. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного  послушания и дисциплины. По большей  части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую  картину родительского отношения  к детям: оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдается  в 3 семьях (20%), к нейтральному уровню можно отнести 7 семей (47%), родительские отношения которые носят отрицательный  характер, проявляются в 5 семьях (33%).

По  результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к развитию тревожности  у детей.

Результаты  исследования представлены в рисунке 7

Рис.7.

Таким образом, результаты исследования показали, что в отношениях родителей с  детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на всех сторонах воспитания, в том числе и нравственном. Наиболее распространенными негативными  факторами семейного воспитания, которые необходимо учитывать в  воспитательном процессе, следует считать  такие:

- бездуховность родителей, отсутствие  стремления духовного развития  детей;

- безнравственность, наличие аморального  стиля и тона отношений в  семье;

- отсутствие нормального психологического  климата в семье;

- безграмотность в психолого-педагогическом  отношении (отсутствие целенаправленности  воспитания, беспринципность, противоречивость  в применении методов воспитания, причинение детям тяжелых нравственных  страданий).

- отсутствие семейных традиций, что,  несомненно сказывается на нравственном  воспитании детей в семье.

Выводы по второй главе

С учетом вышеизложенного, можно сделать  вывод о том, что именно в семье  ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей  – продолжает получать не только азы, но и саму культуру. В семье складываются представления ребёнка о добре  и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного  мира. Все важно. Гармония нравственного  мира человека, гарантия его доброты  обеспечиваются только всеми его  слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные  и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них  невозможна высокая духовность, доброта. Проблема многих родителей состоит  в том, что они пытаются воспитывать  в детях те качества, которыми сами не обладают. И в этом смысле семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей.

К сожалению, воспитание даже в лучших семьях нередко сводится лишь к умственному  развитию детей, к овладению ими  иностранными языками, хорошими манерами, к разностороннему развитию в  различных областях науки, искусства  и культуры. В этих целях родители нередко обращаются к помощи репетиторов, домашних учителей. Однако, все это  действительно полезно лишь тогда, когда сами родители в итоге не оказываются на втором плане и  когда конечной целью воздействий  на ребёнка является нравственность. Главное в нравственности – отношение  к другому человеку как равному  себе, как другу, но не как средству решения собственных проблем.

 

Заключение 

 

Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой  жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности  каждого члена семьи.

В результате взаимовлияния индивидов  в семье, она выступает как  персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как  микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного  поведения, нравственно-духовный климат.

Семейные  традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут  стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

Для всестороннего развития ребёнка  необходимо создать такие условия  в семье, при которых его физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и  нравственные потребности будут  удовлетворяться в достаточной  мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребёнка, его счастье  и благополучие.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передает своим воспитанникам  культурные и моральные ценности.

Родители  являются образцами, на которые ребёнок  ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую  роль в жизни каждого человека.

Цель  и мотив воспитания ребёнка –  это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая, жизнь  этого ребёнка. На созидание такой  жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только  при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность  ребёнка – это необходимое  условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само  нравственное воспитание осуществляется путем формирования у ребёнка  нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных  знаний о добре и зле.

Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную  роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится  быть похожим на мать и отца. Когда  родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение  в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и  такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно  считать вполне сознательным, так  как постоянный контроль над своим  поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать  детей в наиболее благоприятных  условиях, способствующих их всестороннему  и гармоничному развитию.

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста