Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей младшего дошкольного возраста
1.1 Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика процесса нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Специфика нравственного воспитания в семьях детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО Омский Государственный педагогический университет.docx

— 263.14 Кб (Скачать)

В ходе нашего исследования нами были разработаны  и внедрены анкеты, которые нам  помогли выяснить какую роль играет семья в нравственном воспитании ребёнка младшего дошкольного возраста. Нами было установлено, что на процесс  воспитания детей младшего дошкольного  возраста влияет прежде всего стиль  взаимоотношений в семье и  то, на сколько актуальна эта проблема для родителей, кроме того важными  являются семейные традиции, благодаря  которым у ребёнка формируются  нравственные качества, чувства, потребности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, делаем вывод о том, что задача педагога заключается в необходимости  объяснить любящим родителям, что  их педагогическая грамотность зависит  прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном  и трудном процессе становления  и развития личности, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

 

Список литературы

1.  Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С. 3 -5.

2.  Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.

3.  Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. – М.: «Прсвещение», 1969. – 169 с.

4.  Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.

5.  Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи // Вестник МГУ. – 1996. - №1. – С. – 42 – 49.

6.  Змановский Ю.Ф., Гребенщиков И.В. Наши дети. – Изд. 2-е. – М.: «Юрид. лит»., 1989. – 368 с.

7.  Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007. – 475 с.

8.  Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: Учеб. пособие – практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.

9.  Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.

10.  Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.

11.  Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенин. – М.: «Академия», 2002. – 134 с.

12.  Нравственное и эстетическое воспитание: Внеклассная работа со старшеклассниками. / Под ред. Д.И. Водзинского. – Мн.: «Народная асвета», 1982. – 151 с.

13.  Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Оникс», «Мир и образование», 2007. – 639 с.

14.  Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.

15.  Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. – М.: «Просвещение», 1983. – 176 с.

16.  Популярная психология для родителей. / Под ред. А.С. Спиваковский. – СПб.: «Питер», 1997. – 342 с.

17.  Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитатние. – 2006. - №1. – С. 14 – 16.

18.  Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №7. – С. 49 – 53.

19.  Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: «Академия», 2000. – 72 с.

20.  Свердлова О.Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 368 с.

21.  Синягина М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: «Академия», 2001. – 316 с.

22.  Синицына П.П. Воспитание современного школьника: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. – 159 с.

23.  Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. – М.: «Академия», 2002. – 192 с.

24.  Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2000. - №3. – С. 3.

25.  Смирнова Е.О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - №6. – С. 47.

26.  Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – С. 5 – 15.

27.  Султанова Н., Цилько Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - №5. – С. 7 – 14.

28.  Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. – 2007. - №8. – С. 9 – 11.

29.  Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 314 с.

30.  Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. – Изд. 3-е. – М.: «Академический проект»; Екатеринбург: «Деловая книга», 2007. – 736 с.

31.  Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. – Изд. 4-е. – М.: Издательство политической литературы, 1980. – 444 с.

 

Приложение 1

Анкета для родителей по выявлению  наличия традиций в семье

1. Какие традиции существуют в  вашей семье? (перечислить)

2. Как и где Вы предпочитаете  отдыхать?

3. Берёте ли Вы с собой на  отдых своих детей?

4. Уделяете ли Вы внимание своим  детям во время совместного  отдыха?

5. Чем Вы любите заниматься в  свободное от работы время?

6. Занимаетесь ли Вы и Ваш  ребёнок каким-либо видом спорта?

7. Какие телепередачи предпочитаете  смотреть Вы и Ваш ребёнок?

8. Обсуждаете ли Вы со своим  ребёнком после просмотра любимые  телепередачи?

9. Намечаете ли Вы в ближайшее  время посетить совместно с  ребёнком какие-либо культурно-досуговые  места?

10. Обсуждаете ли Вы со своим  ребёнком посещённые культурно-досуговые  места?

 

Приложение 2

Беседа с родителями о семейных традициях 

 

1. Какие традиционные праздники  существуют в вашей семье?

2. Как вы готовитесь к встрече  праздников?

3. Какое участие в подготовке  к праздникам принимают ваши  дети?

4. Готовите ли вы друг другу  подарки к праздникам?

5. Принято ли в вашей семье  собираться за большим столом?

6. Ходите ли вы по выходным  или праздникам в гости к  родным или знакомым?

7. Рассказываете ли вы своим  детям сказки на ночь?

8. Укладываете ли вы своих детей  спать?

9. Существуют ли в вашей семье  разграничение обязанностей между  членами семьи?

10. Посредством каких традиций, обычаев  осуществляется связь поколений  в вашей семье?

 

Приложение 3 

 

Опросник родительских отношений  Варги - Столина (ОРО)

Опросник  родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского  отношения (отношения родителей  и детей) у взрослых, обращающихся психологическую консультацию за помощью  по вопросам воспитания детей и трудностей общения с ними. Родительское общения  понимается как система разнообразных  чувств по отношению к ребёнку, поведенческих  стереотипов, отмечаемых в общении  с детьми особенностей восприятия, особенностей понимания характера  и личности ребёнка, его поступков. Опросник разработан А.Я. Варгой под  руководством В.В. Столина и впервые  опубликован в 1988 г.

Опросник  состоит из пяти шкал.

1. Принятие/отвержение – шкала  отражает интегральное эмоциональное  отношение к ребёнку. Содержание  одного полюса шкалы: родителю  нравится ребёнок таким, какой  он есть. Родитель уважает индивидуальность  ребёнка, симпатизирует ему. Родитель  стремится проводить много времени  с ребёнком, одобряет его интересы  и планы. На другом полюсе  шкалы: родитель воспринимает  своего ребёнка как плохого,  неприспособленного, неудачливого. Ему  кажется, что ребёнок не добьётся  успеха в жизни из-за низких  способностей, небольшого ума, дурных  наклонностей. Родитель в основном  испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он  не доверяет ребёнку и не  уважает его.

2. Кооперация – социально желательный  образ родительского отношения.  Содержательно эта шкала раскрывается  так: родитель заинтересован в  делах и планах ребёнка, старается  во всем помочь, сочувствует ему.  Родитель высоко оценивает интеллектуальные  и творческие способности ребёнка,  испытывает чувство гордости  за него. Он поощряет инициативу  и самостоятельность ребёнка,  старается быть с ним на  равных. Родитель доверяет ребёнку,  старается принимать его точку  зрения в спорных вопросах.

3. Симбиоз – шкала отражает межличностную  дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллов по этой  шкале можно считать, что родитель  стремится к симбиотическим отношениям  с ребёнком. Содержательно эта  тенденция описывается так: родитель  ощущает себя с ребёнком единым  целым, стремится удовлетворить  все его потребности, оградить  от трудностей и неприятностей  жизни. Родитель постоянно ощущает  тревогу за ребёнка, ребёнок  кажется ему маленьким и беззащитным.  Тревога родителя повышается, когда  ребёнок начинает обретать автономию  волей обстоятельств, так как  по своей воле родитель никогда  не предоставляет ребёнку самостоятельности.

4. Авторитарная гиперсоциализация  – отражает форму и направление  контроля за поведением ребёнка.  При высоком балле по этой  шкале в родительском отношении  отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка  безоговорочного послушания и  дисциплины. Он старается во всем  навязать ребёнку свою волю, не  в состоянии принять его точку  зрения. За проявления своеволия  ребёнка сурово наказывают. Родитель  пристально следит за социальными  достижениями ребёнка и требует  социального успеха. При этом  родитель хорошо знает ребёнка,  его индивидуальные особенности,  привычки, мысли, чувства.

5. Маленький неудачник – отражает  особенности восприятия и понимания  ребёнка родителем. При высоких  значениях по этой шкале в  родительском отношении имеется  стремление инфантелизировать ребёнка,  приписать ему личную и социальную  несостоятельность. Родитель видит  ребёнка младшим по сравнению  с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства  кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется неприспособленным,  неуспешным, открытым для дурных  влияний. Родитель не доверяет  своему ребёнку, досадует на  его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель  старается оградить ребёнка от  трудностей жизни и строго  контролировать его действия.

Текст опросника ОРО 

 

1. Я всегда сочувствую своему  ребёнку.

2. Я считаю своим долгом знать  все, что думает мой ребёнок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение  моего ребёнка значительно отклоняется  от нормы.

5. Нужно стараться держать ребёнка  в стороне от реальных жизненных  проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребёнку чувство  расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребёнка  от трудностей жизни.

8. Мой ребёнок часто неприятен  мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему  ребёнку.

10. Бывают случаи, когда издевательское  отношение к ребёнку приносит  ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению  к своему ребёнку.

12. Мой ребёнок ничего не добьется  в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети  потешаются над моим ребёнком.

14. Мой ребёнок часто совершает  такие поступки, которые достойны  только презрения.

15. Для своего возраста мой ребёнок  немножко незрелый.

16. Мой ребёнок специально ведёт  себя плохо, чтобы досадить  мне.

17. Мой ребёнок впитывает в себя  все дурное, как губка.

18. Моего ребёнка трудно научить  хорошим манерам при всем старании.

19. Ребёнка следует держать в  жёстких рамках, тогда из него  вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего  ребёнка приходят к нам в  дом.

21. Я принимаю участие в своем  ребёнке.

22. К моему ребёнку «липнет» все  дурное.

23. Мой ребёнок не добьется успеха  в жизни.

24. Когда в компании знакомых  говорят о детях, мне немного  стыдно, что мой ребёнок не  такой умный и способный, как  мне хотелось бы.

25. Я жалею своего ребёнка.

26. Когда я сравниваю ребёнка  со сверстниками, они кажутся  мне взрослее и по поведению,  и по суждениям.

27. Я с удовольствием, провожу  с ребёнком все свое свободное  время.

28. Я часто жалею о том, что  мой ребёнок растет и взрослеет,  и с нежностью вспоминаю его  маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном  отношении к ребёнку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой  ребёнок достиг всего того, что  мне нравится и кажется необходимым.

Информация о работе Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста