Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа
Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общению нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей. Все это придает проблеме общения исключительную актуальность.
Цель исследования состоит в теоретическом изучении проблемы и на основе изученного вопроса разработка программы, направленной на повышение эффективности учебного процесса.
Введение..............................................................................................………3
Глава1. Педагогическое общение………………………………………….5
§1. Роль общения между учителем и учащимся……………………….5
§2 Стили педагогического руководства………………..………………9
§ Познание личности учащихся…………………….………………..…11
Глава 2 Общение между учеником и учителем на уроках иностранного языка в школе…………………………………………………………………....17
§1. Методические умения учителя иностранного языка…….………17
§2 Учитель как речевой партнер………………………………………19
§3 Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения в начальной школе…………………………………………..………...25
§4 Приемы осуществления общения учителя и ученика на уроках иностранного языка в школе…………………………..…………………….…27
Заключение ………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………...35
Учитель должен четко понимать принципы коммуникативной методики.
Главным в коммуникативной методике является преодоление языкового барьера, избавление человека от боязни говорить на чужом языке, "разговорить" его. На занятиях учащимся дается возможность использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Это, в свою очередь, позволяет им научиться применять лексико-грамматические формы для выражения собственных мыслей.
Коммуникативный метод развивает все языковые навыки: от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Грамматика же изучается в процессе общения на языке: учащийся сначала осваивает и запоминает слова, выражения, языковые формулы и только потом начинает разбирать, что они собой представляют в смысле грамматики. Смысл в том, чтобы научить говорить на иностранном языке не только свободно, но и правильно.2 Занятия проходят в свободной раскрепощенной обстановке. Кстати, во время урока не принято разговаривать на родном языке.
Правила, значения новых слов объясняются учителем при помощи знакомой лексики, грамматических конструкций и выражений, при помощи жестов и мимики, рисунков и прочих наглядных пособий.
Научить учащихся общаться на иностранном языке - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Для этого на уроках иностранного языка учитель создает ситуации, в которых ученики общаются в парах друг с другом, в группах. Это делает урок более разнообразным. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они могут помогать друг другу, успешно корректировать высказывания собеседников, даже если учитель не дает такого задания.
Подводя итоги к вышесказанному, отметим, что владение коммуникативной методикой обучения является обязательным для учителя иностранного языка. На данный момент это наиболее эффективный метод, имеющий целью формирование умений иноязычной коммуникации. Подача языкового материала ориентирована на его использование в речи, а задания, максимально приближенные к жизненным ситуациям, развивают речевые умения учащихся.
§2. Учитель как речевой партнер
Уметь общаться, быть хорошим речевым партнером - необходимое умение для учителя иностранного языка, так как он обучает общению.3 Нельзя оставить без внимания психологический аспект учебного взаимодействия на уроке. Опыт передовой практики обучения иностранным языкам показывает, что эффективность урока иностранного языка, как и всех уроков в целом, обуславливается, прежде всего, способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Существует два основных аспекта сотрудничества на уроке: взаимодействие учителя с учениками и учеников друг с другом. Во взаимодействии учителя с учениками особое значение имеет учет психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности. Мотивацию у детей можно создать за счет использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников. Потребность понимать фильмы на иностранном языке, возможность непосредственно общаться с иностранцами, писать письма по Интернету может также стать мотивом для изучения иностранного языка.
Следует учитывать еще одну особенность речевой деятельности. Речевая деятельность - это процесс формирования и формулирования мысли. Поэтому предмет мысли ученика (то есть то, о чем он хочет сказать на иностранном языке, или то, что он хочет понять) должен быть ему интересен, ясен и доступен для понимания. Стремясь реализовать свою мысль или понять чужую, ученик ищет средства и способы для этого. Именно в это время учитель должен помочь ученику. Только после того, как учитель выявит у ученика специфическое состояние поиска (или сам спровоцирует возникновение такого состояния) и установит, что ученик "решает задачу" формулирования, ищет средства и затрудняется в их нахождении, он должен ему помочь. При этом меняется функциональная нагрузка учителя: на уроке он акцентирует внимание учеников не на выполнении упражнений, а на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания.
В зависимости от ситуации на уроке учитель выступает в роли речевого партнера или помощника и консультанта, или инициатора общения, а в случае необходимости и арбитра. Благоприятные межличностные отношения позволят ученику не бояться ошибаться, быть непонятым, чувствовать себя раскованно и свободно. Экспериментально доказано, что следствием доброжелательных взаимоотношений учителя и учащихся является повышение уровня мотивации поведения учеников.
Чтобы правильно строить свои отношения с учащимися, учителю в первую очередь необходимо понимать психологию каждого конкретного ребенка. Бездумное использование унифицированных рецептов по обучению и воспитанию не приносит желаемых результатов. Педагогическое мастерство учителя как раз и состоит в том, чтобы уловить своеобразие каждого ребенка, быть внимательным ко всему, что происходит на уроке, своевременно и правильно реагировать на поведение учащихся, на их отношение к теме беседы, в целом к предмету, друг к другу и к учителю.
Важным является также умение учителя уйти от стереотипов в организации взаимодействия с учениками. Примером такого стереотипного поведения учителя может быть его преимущественное сотрудничество с хорошо успевающими школьниками, а также наблюдаемый иногда либерализм при оценке их деятельности, даже в случае, когда они плохо подготовились к уроку.
Что касается взаимодействия учеников друг с другом, то урок иностранного языка с точки зрения организации межличностного общения учеников имеет преимущество перед другими ведущими предметами. Ведь именно здесь появляется возможность поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями со сверстниками, выслушать их точку зрения, поспорить или согласиться, узнать многое о, кажется, уже давно знакомых людях. Да и учитель получает ценную возможность узнать больше о своих учениках, выявить их интересы, мотивы.
Однако в настоящее время на уроках иностранного языка учебное сотрудничество проявляется в основном при обучении диалогической речи. И даже в ситуациях диалога на уроке можно наблюдать такую картину: "обращаясь" к партнеру по диалогу, ученик смотрит на учителя и, фактически, обращает свои реплики к нему.
Это явление имеет свое психологическое объяснение. К началу обучения иностранному языку в школе дети вступают в возраст, в котором общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. Основные интересы детей этого возраста лежат в сфере общения со сверстниками. Дети только начинают осваивать всю сложность и многообразие взаимоотношений людей в совместной деятельности и в коллективе. Предшествующий опыт взаимоотношений и взаимодействий в коллективе относительно беден и односторонен. Поэтому, начиная обучение иностранному языку, следует иметь в виду, что детей надо учить не только средствам и способам иноязычного общения, но и культуре общения.
При организации учебного сотрудничества школьников друг с другом на уроках иностранного языка учителю следует учитывать общие психологические характеристики совместной учебной деятельности. Психологический анализ позволяет выделить ряд специфических форм организации коллективной деятельности и виды учебных задач и ситуаций, которые соответствуют особенностям взаимодействия учеников. Но как бы ни были просты или, наоборот, сложны формы организации, сотрудничество всегда предполагает, во-первых, наличие общего для группы участников предмета и продукта деятельности, во-вторых, распределение функциональных мест или ролей между членами группы, определяющих "позицию" и "отношение" каждого члена группы к предмету деятельности и к партнерам, и, в-третьих, совокупность активных взаимодействий между участниками, находящимися в определенных позициях. Единство и взаимосвязь содержания деятельности, структуры позиций и совокупности взаимодействий и определяет конкретную специфическую форму и тип организации учебного сотрудничества.
Поскольку общение невозможно без взаимодействия личностей, то коллектив, а не только личность, рассматривается в качестве субъекта совместной деятельности. Вот почему учителю необходимо владеть следующими умениями: объединять школьников и управлять их взаимодействием; организовывать коллективную, парную и групповую формы работы, коллективные мероприятия, анализировать конфликты в случае их возникновения, предупреждать их, идти на компромиссы.
Учитель иностранного языка призван обучать детей не только умению пользоваться иным языковым кодом, но и самому общению. Это возможно лишь в том случае, если он обладает, наряду с профессиональными знаниями и умениями, культурой педагогического общения, которая тесно связана с его общей культурой, образованием и воспитанием.
Нельзя не согласиться с Ш.А. Амонашвили, утверждающим, что современный учитель должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом. При этом важно помнить, что учитель может играть роль партнера по общению с учениками лишь при условии, что он обучен и воспитан в духе справедливости к ним, солидарности с ними и терпимости к ним, если он способен быть открытым в проявлении своих интересов и эмоций и умеет критически осмыслить свое поведение.
Итак, необходимо уйти от авторитарности в образовании. Авторитарность в воспитании и обучении ведет в дальнейшем к построению таких же отношений в будущей жизни с подчиненными, собственными детьми.
Знакомясь с эффективными техниками, которые помогают построить общение с ребенком на равных, сохранить доверие, стать ответственным за свое развитие и обучение, мы осознаем, насколько важно: "приближаться" к ребенку, вставать на его позицию, смотреть на проблемы ребенка его глазами; поощрять инициативу и самостоятельность ребенка, осознавая при этом границу между продуктивной и опасной активностью; вместе с ним планировать деятельность, доверять учащимся самостоятельно выдвигать ближние и дальние цели своего обучения, разделяя с ним ответственность за результаты; развивать у ребенка ответственность за самого себя, учить его делать выбор, контролировать свою активность; сохранять добрые, дружеские отношения, оставаясь при этом старшим, мудрым, способным обеспечить безопасность и защищенность, а они необходимы не только малышу, но и школьнику-подростку. Конечно, выполнить все вышеперечисленное непросто.
Каждый взрослый может создать доверительные отношения с детьми и совершенствовать их, увеличивая коэффициент открытости, заботы и внимания друг к другу, свободы и взаимного тепла. Но как это сделать? Успех любящего учителя состоит в том, что он позволяет ученику действовать самостоятельно в своем собственном пространстве. Когда два человека действуют вместе, их жизненные пространства соприкасаются - возникает "общий коридор". Площадь этого совместного пространства влияет на результаты общего дела: чем больше пространства, тем больше возможностей для маневров и разнообразных усилий, ведущих к успеху. Совместное пространство может быть увеличено, если взрослый поможет ребенку освободиться от эмоционально-рефлексивных зажимов. Для этого нам предстоит стать зеркалом чувств ребенка - это позволит ему быть активным в общении со взрослыми. Ребенок может позволить себе быть активным, если общение со взрослыми наполнено открытостью, откровенностью и ясностью. Дети никогда не свободны от жизненных проблем - семейных, школьных, личных. Вернуться к активности ребенок сможет лишь тогда, когда он почувствует, что его принимают таким, каков он есть. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Глубокий мудрый смысл этих слов раскрывается на уроках иностранного языка. Стоит только учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес к ученикам и их словам, забыть, что он находится, так сказать, "наверху", встать рядом, как тотчас же ученики откликнутся, уловят искреннее расположение, искреннюю заинтересованность в общении, т.е. станут речевыми партнерами. Перефразируя известную поговорку, можно с полным правом утверждать: хочешь иметь речевого партнера, будь им! Или точнее - учись, чтобы стать им.
§3. Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку в начальной школе
Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же в последние десятилетия доказали, что часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.
Учителя работают, полагаясь в основном на интуицию, доверяя своему педагогическому дару. Но даже самые талантливые иногда чувствуют беспомощность и осуждают себя. Не всегда взаимоотношения со школьниками приносят радость. Многие психологи видят причину тому в авторитарности, имеющей место в нашем обществе и, как следствие, в школе. Попытки же отказаться от "командного" воспитания и обучения оборачиваются анархией, хаосом. Такое противоречие усиливает разъединенность, тревогу. В результате взрослые и дети не могут найти общего языка.
Почему так происходит? Нас самих воспитывали методами, основанными принципах на власти и дистанции, и многие из нас не видят в этом ничего плохого - выросли и стали хорошими людьми. При этом не все осознают, что взаимоотношения, основанные на авторитарности, лишали и детей, и учителей ощущения собственной ценности и значимости, укореняли представления об отношениях общества и личности, ставящие человека в позицию пассивного ожидания изменений и благ, а своим твердым обращением с человеком с детства лишали его способности доверять другим людям.4
В наше же время все более актуальной становится ориентация на развитие индивидуальных способностей каждого ученика, на воспитание интеллигентных, думающих личностей, склонных к самообразованию. Стартовой площадкой для этого может послужить адекватная организация процесса обучения, а именно взаимодействие учителя с учениками как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей. Когда учитель действует на ученика не как на объект - не решает вместо ученика задачу, который затем лишь повторяет решение, а они вместе решают ее, причем учитель только помогает, - достигается продуктивное взаимодействие.
Но успешность обучения (и особенно, обучения иностранному языку) зависит не только от совместной согласованной деятельности учителя и учеников. Важную роль играет также взаимодействие учащихся друг с другом. Однако совместная учебная работа детей на уроке, предполагающая обращение учеников друг к другу, обмен мнениями, действительно сотрудничество встречаются редко. Дети работают рядом, но не вместе. Но именно взаимодействие их личностей, а также личности учителя, складывающееся между ними взаимопонимание является психологической основой сотрудничества на уроке.